ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
статья по теме

Кузнецова Ирина Юрьевна

В данной статье говорится о педагогических условиях развития толерантности в обучении. Необходима работа по формированию личности учащихся на уроках. Нельзя забывать про критерии толерантности и их показателях. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности на уроках с самых первых дней обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Российская система образования с её богатым опытом и историей вполне способна конкурировать с системами образования передовых стран, но ей как никогда необходима широкая поддержка государства, общественности, иначе Россия потеряет своё место в ряду ведущих стран мира, уронит международный престиж страны, обладающей высоким уровнем развития культуры, науки, образования.

Школа не только учит, но и воспитывает. Школа готовит к жизни. Если меняется жизнь, то меняется и школа». Вот как об этом сказано в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»: «Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития». Именно школа «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать нравственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [5, 24]..

А каким должен быть гражданин России? Он должен иметь активную жизненную позицию, сознавать меру своей гражданской и правовой ответственности. Это духовно развитая, культурная, инициативная, самостоятельная личность, которая сможет успешно реализоваться в быстро меняющихся условиях. Особо следует остановиться на таком понятии как толерантность (терпимость). Эта черта характера жизненно необходима всем жителям Российской Федерации: слишком часто возникают конфликты на национальной или религиозной почве, нет уважения ни к традициям и культуре своего народа, ни к духовным ценностям других. Совсем забыли об истинном милосердии: многие трактуют его, как только материальную, денежную помощь бедным, хотя чаще человек нуждается в сочувствии, духовной поддержке. Перед школой стоит сложная задача воспитания активных деятельных граждан, не подавляющих других своей инициативностью, уважающих их права.

Прежде всего, чтобы обучать и воспитывать толерантности ребёнка, учитель должен быть толерантным. А это очень не просто.

Речь идёт не только о нетерпимости будущих учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а о нетерпимости к личности ребёнка вообще. Истоки этого в непонимании природы ребёнка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в отсутствии педагогической направленности.

Симптомами нетерпимости педагога по отношению к ребёнку являются:

- амбициозность;

- настороженность в общении;

- раздражение;

-повышенная чувствительность;

- резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть),

  дискриминирующее поведение;

- тактика запугивания;

- негативная вербализация в адрес детей;

- агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребёнку, к человеку, непохожему на педагога.

Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

        На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

        Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

        Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

        Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда – возраст трудный.

        У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомлённость, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

        Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения учащихся в толерантном и интолерантном классах.


Толерантный класс


Интолерантный класс

Умение внимательно слушать и слышать.

Перебивание, неумение слушать      друг друга, нетерпение.

Стремление разобраться, расспрашивание.

Игнорирование.

Совет, предложение.

Отстранение.

Похвала, согласие.

Обзывание.

Подбадривание.

Обвинение, упрёки.

Благожелательность.

Осуждение, критика.

Утешение.

Морализирование.

Уважение.

Угрозы.

Эмпатия.

Предостережение, предупреждение.

Поддержка.                                         Приказ, указание.

Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются её границы и учащиеся могут проявить своё личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определённый отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей.

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряжённость в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнёрского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.

Важно обеспечить психологическую защищенность ребёнка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:

  1. при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;
  2. обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
  3. создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;
  4. не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
  5. с целью развития контактов и обогащения опыта использовать различные способы формирования микрогруппы;
  6. добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
  7. при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».

Данная типология представляет следующие типы взаимодействия:

- диалог;

- сотрудничество;

- опека;

- подавление;

- индифферентность;

- конфронтация;

- конфликт.

Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнёра, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.

Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений.

Второй тип взаимодействия – сотрудничество – подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное её планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:

  1. контактность;
  2. доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и    

                       самоагрессии);

  1. отсутствие тревожности;
  2. мобильность действий;
  3. вежливость (учтивость);
  4. терпение;
  5. доверительность;
  6. социальная активность.

Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода». Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:

«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека – обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям» [2, 11] .

Опыт работы показал, что хороший эффект дают: письменные доклады и устные сообщения учащихся (выбор тем с учетом пожеланий и интересов учащихся); самостоятельное составление вопросов и регулярные взаимопроверки по информационным картам; работа в парах; привлечение старших родственников и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера; использование «национального» решения при оформлении рефератов, составлении кроссвордов, ребусов и т.д. (при этом учащиеся используют национальные мотивы: орнамент (чаще всего стилизованный), традиционные национальные цвета или иллюстрации). Не менее интересным способом изучения учебного материала национально-регионального компонента являются экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного творчества, посещение национальных празднеств, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывает положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

        Необходима работа по формированию личности учащихся на уроках, нельзя забывать про критерии толерантности и их показателях. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности на уроках русского языка с самых первых дней обучения.

Библиографический список.

1. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Асмолов, Мемориал. - 2001. - №24.

2. Баныкина, С.В. Учимся толерантности: методическое пособие  для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. / С.В.Баныкина, В.К.Егоров. - М., 2007.

3. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. / Э.Бетти Риэрдон. - М., 2001.

4. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика  экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства  образования 01.10.01 № 3250. / Вестник образования. - 2001, № 20.

5. Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. / Л.М.Фридман. – М., - В., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Современные психолого- педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени

Методическое обоснование оптимизации процесса обучения ИЯ в старших классах...

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Представление педагогического опыта: «Иннoвационные методики в процессе обучения учащихся физике в условиях личностно — ориентированного обучения».

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в сoвременном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации oбразования, я об...

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...