ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
статья по теме
В данной статье говорится о педагогических условиях развития толерантности в обучении. Необходима работа по формированию личности учащихся на уроках. Нельзя забывать про критерии толерантности и их показателях. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности на уроках с самых первых дней обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_tolerantnosti_v_obuchenii.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Российская система образования с её богатым опытом и историей вполне способна конкурировать с системами образования передовых стран, но ей как никогда необходима широкая поддержка государства, общественности, иначе Россия потеряет своё место в ряду ведущих стран мира, уронит международный престиж страны, обладающей высоким уровнем развития культуры, науки, образования.
Школа не только учит, но и воспитывает. Школа готовит к жизни. Если меняется жизнь, то меняется и школа». Вот как об этом сказано в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»: «Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития». Именно школа «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать нравственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [5, 24]..
А каким должен быть гражданин России? Он должен иметь активную жизненную позицию, сознавать меру своей гражданской и правовой ответственности. Это духовно развитая, культурная, инициативная, самостоятельная личность, которая сможет успешно реализоваться в быстро меняющихся условиях. Особо следует остановиться на таком понятии как толерантность (терпимость). Эта черта характера жизненно необходима всем жителям Российской Федерации: слишком часто возникают конфликты на национальной или религиозной почве, нет уважения ни к традициям и культуре своего народа, ни к духовным ценностям других. Совсем забыли об истинном милосердии: многие трактуют его, как только материальную, денежную помощь бедным, хотя чаще человек нуждается в сочувствии, духовной поддержке. Перед школой стоит сложная задача воспитания активных деятельных граждан, не подавляющих других своей инициативностью, уважающих их права.
Прежде всего, чтобы обучать и воспитывать толерантности ребёнка, учитель должен быть толерантным. А это очень не просто.
Речь идёт не только о нетерпимости будущих учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а о нетерпимости к личности ребёнка вообще. Истоки этого в непонимании природы ребёнка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в отсутствии педагогической направленности.
Симптомами нетерпимости педагога по отношению к ребёнку являются:
- амбициозность;
- настороженность в общении;
- раздражение;
-повышенная чувствительность;
- резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть),
дискриминирующее поведение;
- тактика запугивания;
- негативная вербализация в адрес детей;
- агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребёнку, к человеку, непохожему на педагога.
Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда – возраст трудный.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомлённость, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения учащихся в толерантном и интолерантном классах.
Толерантный класс | Интолерантный класс |
Умение внимательно слушать и слышать. | Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение. |
Стремление разобраться, расспрашивание. | Игнорирование. |
Совет, предложение. | Отстранение. |
Похвала, согласие. | Обзывание. |
Подбадривание. | Обвинение, упрёки. |
Благожелательность. | Осуждение, критика. |
Утешение. | Морализирование. |
Уважение. | Угрозы. |
Эмпатия. | Предостережение, предупреждение. |
Поддержка. Приказ, указание. |
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются её границы и учащиеся могут проявить своё личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определённый отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряжённость в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнёрского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
Важно обеспечить психологическую защищенность ребёнка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:
- при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;
- обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
- создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;
- не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
- с целью развития контактов и обогащения опыта использовать различные способы формирования микрогруппы;
- добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
- при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».
Данная типология представляет следующие типы взаимодействия:
- диалог;
- сотрудничество;
- опека;
- подавление;
- индифферентность;
- конфронтация;
- конфликт.
Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнёра, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.
Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений.
Второй тип взаимодействия – сотрудничество – подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное её планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:
- контактность;
- доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и
самоагрессии);
- отсутствие тревожности;
- мобильность действий;
- вежливость (учтивость);
- терпение;
- доверительность;
- социальная активность.
Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода». Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека – обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям» [2, 11] .
Опыт работы показал, что хороший эффект дают: письменные доклады и устные сообщения учащихся (выбор тем с учетом пожеланий и интересов учащихся); самостоятельное составление вопросов и регулярные взаимопроверки по информационным картам; работа в парах; привлечение старших родственников и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера; использование «национального» решения при оформлении рефератов, составлении кроссвордов, ребусов и т.д. (при этом учащиеся используют национальные мотивы: орнамент (чаще всего стилизованный), традиционные национальные цвета или иллюстрации). Не менее интересным способом изучения учебного материала национально-регионального компонента являются экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного творчества, посещение национальных празднеств, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывает положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.
Необходима работа по формированию личности учащихся на уроках, нельзя забывать про критерии толерантности и их показателях. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности на уроках русского языка с самых первых дней обучения.
Библиографический список.
1. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Асмолов, Мемориал. - 2001. - №24.
2. Баныкина, С.В. Учимся толерантности: методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. / С.В.Баныкина, В.К.Егоров. - М., 2007.
3. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. / Э.Бетти Риэрдон. - М., 2001.
4. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. / Вестник образования. - 2001, № 20.
5. Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. / Л.М.Фридман. – М., - В., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре
На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...
Современные психолого- педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени
Методическое обоснование оптимизации процесса обучения ИЯ в старших классах...
Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...
Представление педагогического опыта: «Иннoвационные методики в процессе обучения учащихся физике в условиях личностно — ориентированного обучения».
В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в сoвременном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации oбразования, я об...
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....
Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»
Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...