Современные психолого- педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени
методическая разработка (11 класс) по теме

Задворнова Людмила Александровна

Методическое обоснование оптимизации процесса обучения ИЯ в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_iya_na_starshey_stupeni.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Современные психолого-педагогические условия обучения ИЯ на старшей ступени.

В Концепции модернизации российского образования говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание».

В связи с этим особо пристальное внимание привлекает к себе старшая ступень полной средней школы, т.к. стало ясно, что она не отражает новые мировые тенденции в образовании, на этой ступени плохо реализуется идея непрерывности образования, старшая ступень не нацелена на профориентацию школьников, мало способствует их самоопределению, не предусматривает рациональное распределение учебной нагрузки старшеклассников с учетом их интересов и профессиональных устремлений.

В чем заключается специфика старшей ступени обучения?

Возраст учащихся 9-11 классов относится к периоду ранней юности. К концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойное время физического развития. Происходит дальнейшее развитие их интеллектуальной сферы. Растет сознательное отношение к учению и труду, познавательные интересы приобретают более устойчивый характер. Мыслительная деятельность, процессы анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования достигают такого уровня развития, который стимулирует самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, побуждает их к поиску причинно-следственных связей между явлениями, развивает критическое мышление, умения доказывать, аргументировать. Старшеклассники чаще задаются вопросом «Почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна.

Второй особенностью интеллектуального развития в юношестве является выраженная тяга к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами.

Третьей характерной чертой является распространенная юношеская склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и уровень знаний и самостоятельности.

Психологи утверждают, что «главное психологическое приобретение юности- открытие своего внутреннего мира». Юношеский возраст отличается богатством и разнообразием переживаемых чувств, в том числе связанных с отношениями между людьми, чувствами дружбы, любви. И.А.Зимняя отмечает: «Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьников. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания».

Однако на практике состав учащихся на старшей ступени полной средней школы бывает часто крайне неоднородным, особенно с позиций их самоопределения и планов на будущее. У одних в 10 классе уже достаточно развита профессиональная ориентация, и они уже твердо знают, чем хотят заниматься в будущем, какую профессию выбрать. Другие еще не очень уверены, сомневаются. У них либо большой разброс интересов, либо вообще нет четко выраженных интересов. Третьи совсем не знают, на чем остановить свой выбор. Они слишком подвержены чужому мнению или недостаточно информированы.

Это имеет место особенно тогда, когда в основной школе плохо поставлена профориентационная работа. А между тем именно развитие разносторонних интересов школьников является предпосылкой для развития их профессиональных устремлений, для их самоопределения. Так, Л.О.Филатова отмечает в этой связи со ссылкой на А.Б.Орлова, что «личностные интересы обеспечивают «мотивационный переход» к профессиональной  деятельности и составляет ценнейшую основу для устойчивых профессиональных намерений.

Особую проблему составляет отношение старшеклассников к иностранному языку. Его востребованность в современном мире сейчас  очевидна для всех. Однако  у школьников часто имеется большой разброс в уровне владения им. Одним ученикам он дается достаточно легко, и они убеждены в неоходимости совершенствоваться во владении ИЯ, хотя предметом их профессионального выбора может быть совсем другая область знания. Другие, наоборот, проявляют к ИЯ профессиональный интерес и хотели бы в будущем заниматься преподавательской, переводческой или исследовательской деятельностью в области лингвистики, филологии. Третьим он трудно дается, они значительно отстают от других по своему уровню обученности, утратили мотивацию к его изучению, потеряли надежду освоить ИЯ, хотя, возможно, и хотели бы владеть им на элементарном коммуникативном уровне.

Кроме того, следует также иметь ввиду, что в 10 классе могут быть собраны учащиеся из разных школ, в которых по-разному было поставлено обучение ИЯ, что также может быть причиной разного уровня обученности.

Как в таких условиях учесть возможности и потребности всех школьников? Только на основе дифференцированного подхода к учащимся, на основе индивидуализации обучения.

             

Литература:

  1. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы .-М .Просвещение, 2007.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М. Логос, 2002.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.- М.,2002.
  4. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. для вузов- СПб.: Питер, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Современные психолого-педагогические технологии обучения

Современные психолого-педагогические технологии обучения Содержание Введение1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды2. Дистанционное обучениеЗаключениеЛитература...

Анкетирование родителей. Анкета, направленная на оценку психолого-педагогических условий обучения

Данная анкета направлена на оценку психолого-педагогических условий обучения что важно понимать для их совершенствования.В этой анкете 5 вопросов, связанных с качеством обучения детей с ограниченными ...

Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования

В апреле 2016 года в Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета прошли обсуждения проблем асоциального поведения в современной школе. П...

"Современные психолого-педагогические технологии обучения"

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываю...

Психолого-педагогические условия формирования экологической компетентности студентов в современном вузовском пространстве

Целью данной статьи выступает рассмотрение и научное обоснование психологопедагогических условий формирования экологической компетентности студентов....