Методический материал по Социально-психологической службе в МОУ СОШ № 6
методическая разработка на тему
Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. Она является одним из видов профилактической работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie.doc | 33.5 КБ |
soc.ped_._sluzhba_mou6.doc | 104 КБ |
analiz_deyatelnosti_soc-psihol_sluzhby.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 6»
___________А.В. Сафошкина
«____»_____________20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
МОУ «СОШ № 6 с. Солдато-Александровского Советского района»
1. Общие положения.
1.1. Социально-психологическая служба в МОУ СОШ № 6 осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства, содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
1.2. Деятельность социально-психологической службы основывается в строгом соблюдении международных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства РФ, решение органов управления образования различного уровня, Устава школы и настоящего Положения.
2. Основные задачи работы.
2.1.Основнойцелью работы социально-психологической службы школы является сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе, содействие охране личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
2.2. Задачи социально-психологической службы являются.
2.2.1.Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению.
2.2.2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей с учетом их физиологического развития (совместно с медицинским работником школы).
2.2.3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
3. Содержание работы социально-психологической службы.
3.1.Изучение психолого-медико-педагогических особенностей и условий жизни ребенка.
3.2. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, отклонений в поведении учащегося и оказание ему социальной и психологической поддержки.
3.3. Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения различных проблем, применение мер по социальной защите, реализация прав и свобод личности учащихся.
3.4. Организация различных видов социальной и психологической деятельности обучающихся и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.
3.5. Взаимодействие с учителями, родителями или лицами, их заменяющими, специалистами социально-психологических служб различного уровня, специалистами медицинских учреждений в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве.
3.6. Проведение психологических диагностик различного профиля и предназначения, составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей или лиц, их заменяющих, в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
3.7.Определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся, и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
3.8. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности обучающихся.
3.9. Осуществление психологической поддержки творчески одаренных обучающихся, содействие их поиску и развитию.
3.10. Формирование психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей или лиц, их заменяющих.
3.11. Введение документации по установленной форме и использование ее по назначению.
4. Организация работы социально-психологической службы.
4.1. В состав социально-психологической службы СОШ № 6 входят: педагог-психолог, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних – приходит в школу по вызову службы; медицинский работник. Вся Служба функционирует как целостная система и ведет психологическое сопровождение обучающихся до окончания школы.
4.2. Координацию деятельности службы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
4.3. Деятельность службы традиционно осуществляется на двух уровнях: актуальном и перспективном. Для «охвата» большего количества участников образовательного процесса и достижения более качественных результатов специалисты службы используют как «прямой», так и «непрямой» путь взаимодействия с детьми и их родителями.
4.4.Вся работа службы осуществляется по следующим направлениям:
- психодиагностика;
- коррекционная и развивающая работа;
- просвещение и консультативная работа.
- социально-психологическая профилактика;
4.5. Основными формами работы специалистов социально-психологической службы являются: лекции, беседы, оформление информационных стендов, индивидуальные и групповые консультации, анкетирования, тестирования, наблюдение, коррекционно-развивающие занятия, деятельность советов профилактики школы, рейды для изучения жилищно-бытовых условий семей, занятости учащихся во внеурочное время, работа с документацией.
5.Документация.
Обязательными являются следующие документы:
- социально-педагогическая характеристика микросоциума;
- картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОПДН;
- медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, которые относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат огласке;
- перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.
Предварительный просмотр:
Социально-психологическая служба начала свою работу в МОУ «СОШ № 6» с сентября 2008 года. В состав службы входят социальный педагог и психолог.
Основные направления работы службы:
- Профилактическая работа;
- Диагностическая работа;
- Коррекционная работа;
- Социальное сопровождение;
- Просветительская деятельность;
- Охранно-защитная деятельность;
- Консультационная работа
Основные принципы деятельности социально-психологической службы школы:
- принцип конфиденциальности;
- принцип компетентности;
- принцип этической и юридической право личности;
- принцип благополучия участников;
- принцип профессиональной кооперации;
- принцип морально-позитивного эффекта взаимодействия;
Основные задачи:
- Обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку;
- Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков;
- Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
- Оказание помощи детям и подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
- Консультирование родителей по вопросам воспитания детей, создание благоприятного семейного микроклимата;
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СОШ № 6 на 2011-2012 уч.год
№ | В ШКОЛЕ ОБУЧАЮТСЯ | 1-4 классы | 5-7 классы | 8-11 классы | ВСЕГО |
1 | УЧАЩИЕСЯ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ | 56 | 40 | 56 | 132 |
2 | УЧАЩИЕСЯ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ | 62 | 64 | 66 | 192 |
3 | УЧАЩИЕСЯ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» | 6 | 11 | 17 | 24 |
4 | СОСТОЯТ НА УЧЁТЕ В КДН | - | 2 | 6 | 8 |
5 | СОСТОЯТ на учете в ОДН | - | 1 | 5 | 6 |
6 | СОСТОЯТ НА ВШУ | - | 3 | 8 | 11 |
7 | СОСТОЯТ В «ГРУППЕ РИСКА» | 1 | 1 | 9 | 11 |
8 | УЧАЩИЕСЯ СОСТОЯЩИЕ НА ОПЕКЕ | 7 | 4 | 11 | 19 |
9 | ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ | - | 4 | 2 | 6 |
10 | УЧАЩИЕСЯ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ | 8 | 14 | 29 | 51 |
ВСЕГО УЧАЩИХСЯ | 138 | 144 | 209 | 460 |
Анализ деятельности учреждения образования
МОУ СОШ № 6
«СОШ № 6» подчиняется Управлению образования Советского района. Школа расположена в центре с. Солдато-Александровского. Социальная обстановка в школе в последнее время не особенно благоприятная. Всего в школе обучается 767 учащихся. 204 учащихся из неполных семей, на учёте в школе состоит 10 неблагополучные семьи. На специальных учётах в школе состоит 60 учащихся (учёт КДН, ОВД, ВШК, «группа риска»).
С целью профилактической работы с учащимися по профилактике асоциального поведения среди учащихся школа активно сотрудничает с учреждениями и организациями района, такие как КДН, ОВД, УТСЗН, ЦРБ и др. Совместно с вышеперечисленными организациями проводится ряд мероприятий по профилактике правонарушений и преступности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни. Такое направление в работе социально-педагогической службы приоритетно и это сильное звено в работе службы.
Активно ведётся работа по формированию нравственности у учащихся. Социально-педагогической службой школы проведён ряд мероприятий в этом направлении: цикл бесед с учащимися «Морально-нравственный портрет ученика», дисциплинарные линейки с учащимися с участием участковых инспекторов курирующих школу, организовано посещение кинолекториев. Воспитательная работа в этом направлении школы так же можно назвать сильным звеном в работе воспитательной службы школы.
Так же активно ведётся работа в школе с неблагополучными семьями по устранению неблагополучной ситуации в семьях, по восстановлению социальных связей семей. Сильным звеном в работе школы можно назвать и работу школы с семьёй по профилактике семейного неблагополучия. Эта работа осуществляется в следующем направлении: профилактическая работа с семьями учащихся по предупреждению семейного неблагополучия (профилактические беседы с родителями, посещение семей классными руководителями, проведение рейдов «Семья», «Подросток», «Досуг», «Забота», УПЗ для родителей), работа с семьями осуществляется в соответствии с Комплексной целевой программой и Планом работы с семьёй разработанных в школе. Также важным и приоритетным направлением в работе школы и социально-психологической службы школы является организация совместной досуговой деятельности родителей и детей и привлечению их к участию в общественно-полезных делах школы и участие в совместных мероприятиях.
Сильным звеном в работе школы является работа социально-педагогической службы школы по профилактике пропусков занятий среди учащихся. С этой целью проводится с учащимися и родителями комплекс мероприятий с акцентом на индивидуальную работу с учащимся, родителями, семьёй, окружением по устранению причины, вызывающей прогулы занятий. Пропуски занятий учащимися контролируются учителями-предметниками, классными руководителями, социальным педагогом. Учащиеся склонные к пропускам занятий без уважительной причины состоят на специальных учётах в школе, с ними составлены и проводятся коррекционные программы работы психолога, социального педагога и классного руководителя, проводится работа с семьями учащихся, склонных к пропускам занятий.
Слабой стороной в работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся, пропускам ими занятий без уважительной является отсутствие четкой схемы контакта между социально-воспитательной службой и руководителями классных коллективов.
Ещё одной слабой стороной деятельности школы в социально-педагогическом направлении является то, что нет чётко выработанной системы контактов школы с учреждениями, которые занимаются методическим обеспечением социально-педагогической работы в школе. Разработкой и внедрением программ, действующих в школе, занимается непосредственно педагогический коллектив школы.
Социально-психолого-педагогическая работа в школе №6 осуществляется с использованием новационных форм социально-педагогической работы:
Социально-педагогической службой школы проводится работа по организации деятельности детей и родителей. В рамках этой деятельности проводиться культурно-развлекательные программы с участием семейных команд, проводятся внешкольные мероприятия для детей и родителей (походы, соревнования). Проводятся вечера встреч для семей с интересными людьми, приглашаются деятели социальной и культурной сферы. В рамках своей деятельности проводит благотворительные программы помощи малообеспеченным семьям учащихся школы. Социально-психологической службой школы организуется лекции для родителей по актуальным проблемам современной школы, приглашаются специалисты-медики. Планируется создание службы помощи учащимся и их семьям в кризисной ситуации.
С целью организации досуговой деятельности учащихся и профилактики асоциального поведения, учащихся воспитательной службой школы проводится месячники по правовому воспитанию, внеклассные мероприятия, лектории по профилактике правонарушений. Участие в мероприятиях нравственной направленности помогает развитию креативных способностей учащихся, осознанию человека в современном обществе, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
Основными предложениями по совершенствованию социально-педагогической работы в рамках учреждения образования можно рассмотреть следующие:
- усовершенствование системы контактов с институтами, осуществляющими методическое обеспечение социально-педагогической работы в школе;
- организация сотрудничества с общественными и благотворительными организациями, оказывающими помощь детям и семье по различным направлениям;
- совершенствование методической базы осуществления социально-педагогической работы в школе;
- утверждение требований по ведению документации социального педагога в школе;
Таким образом для более эффективной воспитательной и социально-педагогической работы в школе необходимо проводить работу по следующим направлениям:
- профилактическая работа с учащимися по профилактике асоциального поведения;
- коррекционная работа с учащимися с отклонениями в поведении;
- социальное сопровождение (патронат);
- охранно-защитная деятельность;
- просветительская деятельность;
- работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми;
- методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6
с. Солдато-Александровского Советского района»
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 6»
________________О.В. Григорьева
План работы социально-психологической службы
на 2011-2012 учебный год
Цель: Организация психолого-педагогического сопровождения ребёнка в решении социальных и психологических проблем
Задачи:
- Просвещение педагогов, учащихся и родителей;
- Организация коррекционно-профилактической работы;
- Защита прав и интересов ребенка.
Месяц | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Сентябрь | 1.Вовлечение учащихся во все виды внеурочной деятельности Отв.соц.педагог 2.Обновление социального паспорта школы. Отв.соц.педагог 3.Разработка коррекционных программ по работе с учащимися, сост.на спец.учётах, неблагополучными семьями учащихся. Отв.соц.педагог | 1.Индивидуальные консультации классных руководителей по составлению коррекционных программ по работе с учащимися девиантного поведения и неблагополучными семьями учащихся. Отв.соц.педагог, психолог 2. Собеседование с новыми классными руководителями о взаимосвязи с социальным педагогом и психологом. Отв.соц.педагог, психолог 3.Проведение опросчика «Педагогическая поддержка» 7в, 7г, 8а, 9в, 9г. Отв.соц.педагог, | 1.Организация деятельности родительского патруля Отв.соц.педагог 2. Выявление семей социально-опасного положения и ориентирование родителей на совместную работу со специалистами: психологом, медиками, сотрудниками правоохранительных органов и т.д. Отв.соц.педагог 3. индивидуальные встречи с родителями неуспевающих учащихся. Отв.соц.педагог |
Октябрь | 1.Беседа с учащимися 7-8-х классов «Знатоки права» Отв. соц.педагог 2.Диагностика учащихся, сост. на спец.учётах Отв. психолог 3.Коррекционные занятия с учащимися по результатам диагностики на формирование коммуникативных умений и навыков уч-ся, сост.на спец.учётах Отв. психолог 4. Организация индивидуальной помощи неуспевающим по итогам первой четверти учащихся, совершили правонарушения в школе Отв.соц.педагог | 1.Разработка коррекционных программ по работе классных руководителей по организации занятости учащихся девиантного поведения во внеурочной деятельности Отв.соц.педагог 2. Собеседование с кл. руководителями о социально-незащищенных семьях Отв.соц.педагог 3. Работа с классными руководителями по правовому воспитанию. Отв.соц.педагог | 1.Рейд «Семья» Отв.соц.педагог 2.Индивидуальные консультации родителей Отв. психолог 3.Собеседование с родителями, учащихся, сост.на спец.учётах и уч-ся из неблагополучных семей о местонахождении и организации занятости на каникулах Отв.соц.педагог 4. Родительский лекторий «Алкоголизм, наркомания, табакокурение» Отв.соц.педагог |
Ноябрь | 1.Рейд «Подросток» Отв.соц.педагог 2 .Лекционное занятие для учащихся 9-10-х классов «Стоп!СПИД» Отв.соц.педагог 3 Анкетирование учащихся на тему: «Зависимость от психотропных веществ среди несовершеннолетних» 7-11 кл Отв. психолог, зам.директора по ВР 4. Анкетирование слабоуспевающих учащихся 5-6-х классов с целью выявления и коррекции потребностей в уч. деят-ти. Отв. психолог | 1.Индивидуальные консультации по вопросу организации работы классных руководителей по привлечению родителей к совместной работе со школой Отв.соц.педагог 2. МО кл руководителей 5-8 кл «Меры снятия неблагополучного состояния у подростка» Отв.соц.педагог 3. Индивидуальные собеседования с учителями: - социальная поддержка «особых» учащихся; - реабилитационная диагностика; - выполнение Закона РФ № 120 «О безнадзорности и правонарушениях» Отв.соц.педагог, психолог | 1.Обновление информации на стенде «Информация по приёмной семье» Отв.соц.педагог 2.Открытые родительские дни с посещением уроков и внеклассных мероприятий. Отв.соц.педагог, психолог 3. Индивидуальные консультации родителей Отв. психолог |
Декабрь | 1.Рейд «Досуг» Отв.соц.педагог 2. Круглый стол « От безответственности до преступления один шаг» (9-11 кл) Отв.соц.педагог 3. Тренинг на формирование коммуникативных умений и навыков для детей сирот и детей, оставшихся без попечения Отв. психолог 4. Игровое занятие по профилактике ВИЧ-инфекции «Я ответственный человек» Отв. психолог | 1.Разработка методических рекомендаций для пед.коллектива по работе с опекунскими семьями. Отв.соц.педагог 2. МО классных руководителей 9-11 кл «Школа, семья, ребенок; аспекты социально-психологического здоровья» Отв.соц.педагог | 1.Занятия с родителями по теме: «Профилактика злоупотребления психотропными веществами» Отв.соц.педагог 2.Индивидуальные консультации родителей Отв.психолог 3.Собеседование с родителями, учащихся, сост.на спец.учётах и уч-ся из неблагополучных семей о местонахождении и организации занятости на каникулах Отв.соц.педагог |
Январь | 1.Рейд «Подросток» Отв. соц.педагог 2.Беседа с учащимися сост.на спец.учётах «О вреде токсических веществ» Отв. соц.педагог 3.Беседа с учащимися 2-4-х классов «Поговорим о воспитанности» Отв. соц.педагог 4.Треннинг креативности с одарёнными детьми Отв. педагог-психолог 5.Траннинг на формирование коммуникативных умений и навыков для детей сирот и детей, оставшихся без попечения Отв. психолог | 1.Семинар «Преодоление застенчивости у подростков» Отв. психолог 2. Методическая разработка «Работа служб школы с неполными семьями учащихся. Профилактика социального сиротства» Отв. соц.педагог 3. Работа психолого-педагогического консилиума Отв. соц.педагог, психолог 4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков Отв. соц.педагог | 1. Лекторий для родителей «Профилактика краж грабежей, разбойных нападений и изнасилований» Отв. соц.педагог 2.Индивидуальные консультации родителей Отв.психолог 3. Индивидуальные и групповые встречи с родителями по предупреждению правонарушений учащимися девиантного поведения 6-7 классах. Отв. соц.педагог |
Февраль | 1.Коррекционные занятия с учащимися 4-х классов по развитию интеллектуальных способностей Отв.психолог 2. Беседа «Всеобщая декларация прав человека» 3-4 кл. Отв. соц.педагог 3. Организация индивидуальной помощи неуспевающим по итогам первой четверти учащихся, совершили правонарушения в школе Отв.соц.педагог | 1.Круглый стол для классных руководителей по вопросам организации идейно-патриотического воспитания учащихся, как профилактика совершения противоправных действий Отв. соц.педагог 2.Разработка рекомендаций для педагогов для повышения результативности процесса перевоспитания трудных подростков Отв. соц.педагог | 1. Индивидуальные консультации родителей Отв. психолог 2. Собеседование с родителями, учащихся, сост.на спец.учётах и уч-ся из неблагополучных семей о местонахождении и организации занятости во внеурочное время Отв. соц.педагог, психолог |
Март | 1.Рейд «Подросток» Отв.соц.педагог 2.Беседа с учащимися 9,11-х классов по профессиональной ориентации «В поисках своего призвания» Отв.соц.педагог, психолог 3.Акции: «один день без наркотиков», «» Один день без сигарет» Отв.соц.педагог, завуч по ВР | 1. Проведение индивидуальных консультаций при работе с детьми «группы риска» Отв. соц.педагог 2. Занятия с педагогами по изучению «Защиты прав ребенка» Отв. соц.педагог | 1.Индивидуальные консультации родителей Отв.психолог 2.Собеседование с родителями, учащихся, сост.на спец.учётах и уч-ся из неблагополучных семей о местонахождении и организации занятости во внеурочное время Отв.соц.педагог 3. Родительский лекторий «Правовая ответственность родителей за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные деяния и исполнения обязанностей за воспитание и содержание детей» Отв.соц.педагог |
Апрель | 1.Беседа «Твои права» с учащимися 7-9-х классов Отв.соц.педагог 2. Диагностика уровня тревожности учащихся 9,11-х классов в преддверии выпускных экзаменов Отв.психолог |
Отв.соц.педагог 2. Проведение индивидуальных консультаций при работе с неблагополучными семьями Отв. соц.педагог, психолог | 1.УПЗ для родителей учащихся 7-11-х классов «Подросток и закон» Отв.соц.педагог 2.Рейд «Забота» Отв.соц.педагог |
Май-Июнь | 1.Рейд «Занятость» Отв.соц.педагог 2.Рейд «Подросток» Отв.соц.педагог 3.Привлечение трудновоспитуемых учащихся в оздоровительный школьный лагерь Отв.соц.педагог 4.Организация занятости учащихся, сот.на спец.учётах в период летних каникул Отв.соц.педагог | 1.Участие в консилиуме «Анализ воспитательной работы за 2008-2009 уч.год» Отв.соц.педагог, психолог 2.Подготовка аналитической справки по состоянию и профилактике противоправных действий среди учащихся школы Отв.соц.педагог | 1.Рейд «Семья» Отв.соц.педагог 2. Индивидуальные консультации родителей Отв.психолог 3.Собеседование с родителями, учащихся, сост.на спец.учётах и уч-ся из неблагополучных семей о местонахождении и организации занятости на каникулах Отв.соц.педагог |
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности учреждения образования
МОУ «СОШ № 6с. Солдато-Александровского Советского района»
«СОШ № 6» подчиняется Управлению образования Советского района. Школа расположена в центре с. Солдато-Александровского. Социальная обстановка в школе в последнее время не особенно благоприятная. Всего в школе обучается 699 учащихся. 163 неполных семей, на учёте в школе состоит 19 семей «группы риска». На специальных учётах в школе состоит 20 учащихся (учёт КДН, ОВД, ВШК, «группа риска»).
С целью профилактической работы с учащимися по профилактике асоциального поведения среди учащихся школа активно сотрудничает с учреждениями и организациями района, такие как КДН, ОВД, УТСЗН, ЦРБ, КЦСОН и др. Совместно с вышеперечисленными организациями проводится ряд мероприятий по профилактике правонарушений и преступности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни. Такое направление в работе социально-педагогической службы приоритетно и это сильное звено в работе службы.
Активно ведётся работа по формированию нравственности у учащихся. Социально-педагогической службой школы проведён ряд мероприятий в этом направлении: беседы с учащимися на темы: «Я понимающий тебя», «Неуверенное, агрессивное и уверенное поведение», дисциплинарные линейки с учащимися с участием участкового инспектора курирующий школу, инспектором ОДН, организовано посещение кинолекториев. Воспитательная работа в этом направлении школы так же можно назвать сильным звеном в работе воспитательной службы школы.
Так же активно ведётся работа в школе с неблагополучными семьями по устранению неблагополучной ситуации в семьях, по восстановлению социальных связей семей. Сильным звеном в работе школы можно назвать и работу школы с семьёй по профилактике семейного неблагополучия. Эта работа осуществляется в следующем направлении: профилактическая работа с семьями учащихся по предупреждению семейного неблагополучия (профилактические беседы с родителями, посещение семей классными руководителями, проведение рейдов «Семья», «Подросток», «Досуг», «Забота», УПЗ для родителей), работа с семьями осуществляется в соответствии Планом работы с семьёй разработанных в школе. Также важным и приоритетным направлением в работе школы и социально-психологической службы школы является организация совместной досуговой деятельности родителей и детей и привлечению их в кружковую деятельность, к участию в общественно-полезных делах школы и участие в совместных мероприятиях.
Сильным звеном в работе школы является работа социально-педагогической службы школы по профилактике пропусков занятий среди учащихся. С этой целью проводится с учащимися и родителями комплекс мероприятий с акцентом на индивидуальную работу с учащимся, родителями, семьёй, окружением по устранению причины, вызывающей прогулы занятий. Пропуски занятий учащимися контролируются учителями-предметниками, классными руководителями, социальным педагогом. Учащиеся склонные к пропускам занятий без уважительной причины состоят на специальных учётах в школе, с ними составлены и проводятся коррекционные программы работы психолога, социального педагога и классного руководителя, проводится работа с семьями учащихся, склонных к пропускам занятий.
Слабой стороной в работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся, пропускам ими занятий без уважительной является отсутствие четкой схемы контакта между социально-воспитательной службой и руководителями классных коллективов.
Ещё одной слабой стороной деятельности школы в социально-педагогическом направлении является то, что нет чётко выработанной системы контактов школы с учреждениями, которые занимаются методическим обеспечением социально-педагогической работы в школе. Разработкой и внедрением программ, действующих в школе, занимается непосредственно педагогический коллектив школы.
Социально-психолого-педагогическая работа в школе № 6 осуществляется с использованием новационных форм социально-педагогической работы:
Социально-педагогической службой школы проводится работа по организации деятельности детей и родителей. В рамках этой деятельности проводиться культурно-развлекательные программы с участием семейных команд, проводятся внешкольные мероприятия для детей и родителей (походы, соревнования). Проводятся вечера встреч для семей с интересными людьми, приглашаются деятели социальной и культурной сферы. В рамках своей деятельности проводит благотворительные программы помощи малообеспеченным семьям учащихся школы. Социально-психологической службой школы организуется лекции для родителей по актуальным проблемам современной школы, приглашаются специалисты-медики. Планируется создание службы помощи учащимся и их семьям в кризисной ситуации.
С целью организации досуговой деятельности учащихся и профилактики асоциального поведения, учащихся воспитательной службой школы проводится месячники по правовому воспитанию, внеклассные мероприятия, лектории по профилактике правонарушений. Участие в мероприятиях нравственной направленности помогает развитию креативных способностей учащихся, осознанию человека в современном обществе, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
Основными предложениями по совершенствованию социально-педагогической работы в рамках учреждения образования можно рассмотреть следующие:
- усовершенствование системы контактов с институтами, осуществляющими методическое обеспечение социально-педагогической работы в школе;
- организация сотрудничества с общественными и благотворительными организациями, оказывающими помощь детям и семье по различным направлениям;
- совершенствование методической базы осуществления социально-педагогической работы в школе;
- утверждение требований по ведению документации социального педагога в школе;
Таким образом для более эффективной воспитательной и социально-педагогической работы в школе необходимо проводить работу по следующим направлениям:
- профилактическая работа с учащимися по профилактике асоциального поведения;
- коррекционная работа с учащимися с отклонениями в поведении;
- социальное сопровождение (патронат);
- охранно-защитная деятельность;
- просветительская деятельность;
- работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми;
- методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
ДОКЛАД ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
В настоящее время сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную об...
"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"
Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...
Методическая неделя социально-психологической службы как способ здоровьесбережения педагогов и обучающихся
Проведение Недели социально-психологической службы стимулирует интерес к психологическим знаниям иработе службы психолого-педагогического сопровождения, способствует повышению уровня доверия между уча...