Методическая неделя социально-психологической службы как способ здоровьесбережения педагогов и обучающихся
методическая разработка
Проведение Недели социально-психологической службы стимулирует интерес к психологическим знаниям и
работе службы психолого-педагогического сопровождения, способствует повышению уровня доверия между участниками педагогического процесса, созданию благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах.
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся школы, повышение жизнестойкости и стрессоустойчивости участников образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_nedelya_sotsialno.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая неделя социально-психологической службы в МБОУ ЛИТ
Цель современного образования по ФГОС – раскрыть способности каждого ученика, адаптировать учащихся к работе в команде, развить у подрастающего поколения ответственность и дать полный объем навыков и знаний, необходимых для решения жизненных задач. В стенах МБОУ ЛИТ обучающиеся получают полный комплект знаний и умений, которые помогут в трудовой деятельности и преодолении жизненных трудностей.
Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка и педагога управлять своими чувствами. Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве, служит основой построения конструктивных отношений.
Проведение Недели социально-психологической службы стимулирует интерес к психологическим знаниям и
работе службы психолого-педагогического сопровождения, способствует повышению уровня доверия между участниками педагогического процесса, созданию благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах.
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся школы, повышение жизнестойкости и стрессоустойчивости участников образовательных отношений.
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.
- Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.
- Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.
- Стимулирование интереса к социально-психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога и социального педагога.
Форма проведения:
- Психологические акции
- Информационные стенды, плакаты и фотозоны
- Психологические занятия
- Индивидуальная и групповая диагностика участников образовательного процесса.
Кадровое обеспечение:
- Педагоги-психологи, социальные педагоги
- Классные руководители
- Инициативная группа учащихся 8 – 11 классов.
Категория участников: учащиеся 1-11 классов, педагоги школы, родители.
Сроки проведения: 03 апреля – 07 апреля.
В холлах на этажах размещается информация об акциях и мероприятиях, оформляются стенды для педагогов, родителей и учащихся. Информацию необходимо менять ежедневно.
Основным видом работы являются психологические акции. Основная цель таких акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
ПЛАН проведения Недели психологии
Дата проведения | Мероприятие | Категория участников | Ответственный |
Понедельник 03.04.2023 «День хорошего настроения» | Презентация «Наука ПСИХОЛОГИЯ» | Учащиеся 1-11 классов | Педагог-психолог, социальный педагог |
Акция «Радуга настроения» | Учащиеся и педагоги | Педагог – психолог, социальный педагог | |
Психологическая гимнастика для учителей | Педагоги | Педагог-психолог | |
Вторник 04.04.2023 «День доброты и взаимопонимания» | Игра «Следопыты» | Учащиеся | Учащиеся 9,10кл. |
Акция «Капсула самовыражения» | Учащиеся и педагоги школы | Социальный педагог, педагог-организатор | |
Игра «Лавка добрых качеств» | Учащиеся 8-9 классов | Педагог-психолог | |
Среда 05.04.2023 «День общения» | Акция «Психологический портрет школы «Самые-Самые». | Учащиеся 1-11 классов, педагоги | Педагог - психолог |
Акция «Я люблю Вас, мой учитель!» | Учащиеся 1-11 классов, педагоги | Педагог-психолог, ученики 8-х классов | |
Четверг 06.04.2023 «День самопознания» | Акция «Школьный забор» на тему: «Если бы я был директором…?» | Учащиеся 1-11 классов, педагоги | Педагог-психолог, социальный педагог |
Акция «Волшебная шкатулка» или «Ларец пожеланий» | Учащиеся, педагоги | Дежурные ученики | |
Пятница 07.04.2023 «День дружбы» | Акция «Тайный друг» | Учащиеся 1-11 классов, педагоги | Педагог - психолог |
Закрытие недели психологии. Видеофильм по хроникам недели, видеоматериалам «Капсулы самовыражения» | Учащиеся, педагоги | Педагог-психолог, педагог дополнительного образования | |
Суббота 08.04.2023 | Оформление итогов на странице сайта |
Заключение
Опыт проведения подобных мероприятий позволяет службе СППС школы выйти на качественно новый уровень взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Перед ними открываются широкие перспективы применения новых техник, новых методов и форм работы не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Мероприятия подобного масштаба и содержания объединяют всех участников образовательного процесса, повышают психологическую комфортность и улучшают эмоциональную обстановку внутри большого коллектива.
Методические разработки, предлагаемые в данной статье, можно применять в работе различной направленности в соответствии с задачами учреждения.
Акция «Радуга настроения»
Цель акции: вызвать интерес к себе, к осознанию собственного настроения и его влияния на окружающих; диагностика эмоционального состояния учащихся и педагогов.
В холле вывешивается плакат «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?». Участникам предлагается опустить белый квадратик в одну из разноцветных коробочек со словами: «Опусти, пожалуйста, этот квадратик в ту коробочку, цвет которой соответствует твоему сегодняшнему настроению».
Информация об учащихся и педагогах собирается отдельно. В конце трудового дня процедура повторяется. Холл оформляется плакатом «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?».
На следующее утро в холле вывешивается плакат с цветными диаграммами: «Утро — учащиеся», «Утро — педагоги», «Вечер — учащиеся», «Вечер — педагоги». Рядом вывешивается интерпретация цветов.
Синий— означает полное спокойствие, умиротворенность. Олицетворяет узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром; объединение, чувство общности. Как говорят, это цвет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности.
Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и ограничений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим людям, и другие могут ему доверять.
Желтый — производит впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует теплу солнца, духу веселья. Это цвет надежды и ожидания большого счастья во всех его бесчисленных формах. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.
Всякий, кто отдает ему предпочтение, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему свойственны и склонность к переменам ради перемен, нетерпеливый поиск альтернативных решений, непостоянство.
Красный— символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и желание получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, стремление ко всему тому что может способствовать насыщенности бытия.
Черный— это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения.
Человек, который выбирает черный цвет, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно.
Зеленый — выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я».
Напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, ощущение власти над событиями и возможности ими управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма.
Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить свою уверенность в собственной ценности, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое или культурное превосходство.
Серый— ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Серый цвет — это пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, «железный занавес», по каждую сторону от которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.
Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, остаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно — он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания.
Психологическая гимнастика для педагогов
Упражнение-самодиагностика
Сядьте удобно, закройте глаза. Дышите глубоко и медленно. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот). Локализуйте его. Почувствуйте характер этих ощущений, их интенсивность. Возможно у вас получится вспомнить как давно они появились, как часто появляются. Запомните их. Позже вы сможете к ним вернуться, возможно уже с новыми знаниями и навыками, с другим взглядом. Откройте глаза. (обсуждение в группе)
Человек вполне способен научиться регулировать свое эмоциональное состояние, управлять своим настроением, одним из таких способов является релаксация. Чтобы справится с негативными эмоциями и их последствиями, необходимо научиться снимать мышечное напряжение. Это приемы нервно-мышечной релаксации.
Упражнение: Постарайтесь напрячь кисти рук, а затем максимально их расслабить и т. п. Прочувствуйте, как вместе с расслаблением приходит и ощущение освобождения от напряжения, которое возможно усиливать.
Следующее упражнение: Сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь. (обсуждение в группе)
Начнем с дыхательной гимнастики:
1. Дыхательная гимнастика
- Вдох ртом, выдох ртом;
- Вдох ртом, выдох носом;
- Вдох носом, выдох ртом;
- Вдох носом, выдох носом
Психологическая зарядка
• Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
• Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
• Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь всё богаче».
• Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
• Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».
• Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!»
• Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
• Левую ладонь (тыльной стороной) положите под подбородок, правую на макушку, кивайте головой, повторяя: «Вселенная мне улыбается», глубокий выдох: «И все у меня получается».
• Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо».
• Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я —королева» (правая нога-левая нога).
Игра «Следопыты»
Сегодня в течение рабочего времени (на переменах) попытайтесь ответить на ряд вопросов.
Оценивание проводится по пятибалльной системе по следующим критериям:
- скорость выполнения;
- оформление вопросов;
- правильность (достоверность) ответов;
- сообразительность, творчество, смекалка, обращение к учителям.
1. Сколько ступенек при входе в школу?
2. Сколько окон в кабинете 1.1?
3. Сколько стульев в кабинете №0.0?
4. В каком классе твоей параллели больше всего учеников?
5. Как зовут директора школы?
6. Сколько цветочных горшков в кабинете №3.1?
7. Как зовут библиотекаря?
8. Какие домашние животные есть у учителя физкультуры?
9. Какое блюдо нравится учительнице 3 Б класса?
10 Придумайте четверостишие, первая строчка которого: «Мы любим нашу школу…».
Акция «Капсула самовыражения»
Цель: создание свободного пространства для личностного самовыражения учащихся и педагогов лицея. Моделирование ситуации успеха, развитие творческих способностей и креативного мышления участников, формирование навыков самопрезентации.
Оборудование: ширма, установленная в центральном фойе лицея, оформленная картинками с позитивными слоганами, видеокамера.
Ход мероприятия: во время перемен между уроками каждый желающий имеет возможность выступить перед камерой и заявить о себе: поделиться своими мыслями, сделать заявление, признание, выразить свое отношение к чему-либо, удивить всех своим талантом.
Из полученного видеоматериала будет смонтирован фильм в последний день Недели психологии.
Игра «Лавка добрых качеств»
Действие игры проходит в виде купли – продажи. Учащиеся играют роль покупателей, они выстраиваются в очередь возле импровизированной лавки, педагог-психолог – продавец. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д) или же на свои положительные, которые имеются в избытке. Список качеств, которые можно приобрести вывешивается на доступном месте, качества которые необходимо отдать взамен дети предлагают сами или с помощью психолога.
Большое значение имеет поведение при “купле-продаже” педагога-психолога. Он должен вести себя как продавец на восточном рынке, активно приглашать ребят для совершения покупок, одобрять выбор школьников, хвалить ассортимент своего товара, торговаться, подсказывать тем, кто затрудняется сделать свой выбор. Не приветствуются комментарии взрослого о покупках ребенка. Например: “Зачем ты это покупаешь? У тебя и так этого много” или “Лучше вот это возьми, на уроке пригодиться”. Необходимо пресекать комментарии из очереди школьников.
В течение игры покупки, количество покупаемого товара, а также товар, приобретаемый продавцом взамен, фиксируется в специальных протоколах, который ведет помощник психолога, для анализа результатов игры.
Действительность сделки подтверждает выданный покупателю, именной чек, в котором указывается приобретенный и сданный товар в килограммах. Кроме массы указывается срок годности (1 день) и фамилия продавца. Чеки можно пронумеровать, и вы узнаете сколько покупателей у вас сделали покупки. Педагог-психолог для правдоподобности может предложить правило: если в течение срока годности покупатель использует (хоть один раз) качество, которое он сдал (например: грубость), то сделка о “купли продаже” автоматически аннулируется.
Фиксирование количества продаваемого и принимаемого товара позволит судить о том, какие качества личности на данный момент востребованы школьниками, от каких они хотят избавиться, увидеть степень критического отношения к себе и своим товарищам.
Игру проводить лучше с двумя продавцами. Один продает, другой фиксирует данные в протокол.
По завершению игры педагог-психолог подводит итоги “торгов”, анализируя полученные результаты.
Внимание! Внимание! Покупайте замечательные человеческие качества.
Ассортимент в нашей лавке хорош, для школьников пригож. Чтобы хорошо учиться – трудолюбие вам точно может пригодиться! А чтобы было много друзей – доброту покупай смелей!
Хочешь быть взрослым скорее – купи ответственности побыстрее.
А если на уроках стремишься получать пятерки – приобретай ум,
трудолюбие и не только.
Идет «торговля и обмен»
Благодарность Доверие Искренность Мудрость Осознанность Ответственность Справедливость Сила духа Смирение Сострадание Уверенность Честность 12 качеств, которые составляют богатство души: Милосердие, Нежность Верность Сострадание Мудрость Бескорыстие Прощение Честность Добросердечие Чуткость Вежливость Уважение Каждому «покупателю» выдается чек на приобретение
качества, в протоколе фиксируется сколько «продано» отрицательных
качеств, сколько приобретено добрых личностных качеств. Друзья! С прекрасными приобретениями поздравляю, не растеряйте их на своем пути. Добрые качества сохраняйте и преумножайте! Тогда о вас все будут говорить: «Какой хороший человек!»
Акция «Психологический портрет школы «Самые-самые…»
В школе вывешивается объявление с номинации, предлагается проголосовать в номинациях:
«Самые активные»
«Самые ответственные»
«Самые добрые»
«Самые внимательные»
«Самые известные»
В холе школы на стенах размещаются плакаты с названиями номинаций. Все желающие могут написать имена, фамилии своих одноклассников, друзей, учителей, всех тех кого они считают самыми-самыми…
Итоги подводятся в конце недели. Победителями в каждой номинации вручаются почетные грамоты «Самый…».
Акция «Я люблю Вас, мой учитель».
Цель: создание сплоченного общешкольного коллектива, помочь прояснить и улучшить взаимоотношения «Учитель-ученик», снять барьеры общения.
Группе ребят поручается изучить мнение членов школьного коллектива по следующим вопросам:
1. Что такое учительское счастье?
2. Продолжи предложение:
«Учителем быть хорошо, потому что…»
«Учителем быть плохо, потому что…»
3. Ваши пожелания учителям школы.
Затем информация обобщается, результаты красочно оформляются и вывешиваются в холе школы.
Акция «Школьный забор»
Цель: способствовать умению учащихся выражать своё мнение.
Учащиеся записывают свои мечты на «заборе.
Тема дня «Если б я был директором школы…»
Акция «Волшебная шкатулка» или «Ларец пожеланий»
Цель: поддержка каждого учащегося, создание благоприятного эмоционального климата в лицее, получение положительных эмоций.
В специальный ящик были собраны самые лучшие выражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить фразу, предназначенную именно ему..
Все желающие: ученики, педагоги, родители, работники школы.
Игра «Тайный друг»
Цель: создание позитивной эмоциональной среды; развитие умений проявлять свое отношение к другим людям, воспитание искренности.
Об игре «Тайный друг» возвещает объявление:
«ВНИМАНИЕ!!!
Согласитесь, что у нас в школе много симпатичных людей. Но всегда ли в повседневной жизни есть возможность выразить свое доброе отношение к тому или иному человеку? Иногда этому мешает занятость, иногда — забывчивость, иногда — застенчивость.
Но сегодня мы можем проявить свои истинные чувства. Выбери человека, который тебе нравится, и стань его Тайным другом. Что это значит? А вот что: Тайный друг старается сделать что-нибудь приятное своему избраннику. Это может быть подарок, помощь, добрая шутка. Главное, чтобы человек почувствовал твое внимание и заботу. При этом не забывай, что ты — Тайный друг. Поэтому все знаки внимания должны быть неожиданными и анонимными. После уроков ждем вас в холле 2-го этажа. В холле выставлен почтовый ящик, в который можно опускать послания.
В течение дня работает «Почта Тайного друга».
После уроков все принявшие участие в игре собираются в холле 2-го этажа. На столе лежит ватман и цветные мелки. Учащимся предлагается вступить в общество «ТД». При этом ребята обводят свою ладонь цветным восковым мелком на ватмане и расписываются внутри контура. Получается коллаж ладошек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...
Методический материал по Социально-психологической службе в МОУ СОШ № 6
Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ни...
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
Методы и технологии социально-психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ, обучающихся в ГБОУ ТРОЦ "Солнышко".
Давно общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качественного и многостороннего взаимодействия семьи и школы. Тем более, такая зависимость очень вел...
"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"
Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...