Работа с трудными детьми
методическая разработка по теме
Одна из важнейших задач школы - всесторонняя подготовка
подрастающего поколения к активному участию в жизни страны
и общества.
Отрицательные проявления в поведении школьников
возникают не сразу, они результат сложного взаимодействия
неблагоприятных условий, ошибок в воспитании и пробелов в
духовном росте ребенка. Предусмотреть и устранить вовремя
такие явления трудно, не опираясь на науку. К. Д. Ушинский писал,
что голая практика без теории то же, что и знахарство в
медицине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaay_rabota.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с трудными детьми»
План
Стр.
1. Вступление. 2-4
2. Почему возникает трудновоспитуемость? 4
а) Причины трудновоспитуемости. 4-7
б) Семейная педагогика. 7
3. Моя работа с детьми «группы риска». 7-12
4. Заключение. 12-13
5. Литература. 14
6. Приложение. 15-19
Одна из важнейших задач школы - всесторонняя подготовка
подрастающего поколения к активному участию в жизни страны
и общества.
Отрицательные проявления в поведении школьников
возникают не сразу, они результат сложного взаимодействия
неблагоприятных условий, ошибок в воспитании и пробелов в
духовном росте ребенка. Предусмотреть и устранить вовремя
такие явления трудно, не опираясь на науку. К. Д. Ушинский писал,
что голая практика без теории то же, что и знахарство в
медицине.
С позиции науки предупреждение и преодоление
трудновоспитуемости – целостный процесс, который может быть
осуществлен в рамках системного подхода, предполагающего
педагогическую диагностику; включение воспитанника в
социальные и внутриколлективные отношения, в систему
ответственных зависимостей с обществом и коллективом;
интенсивное привлечение трудного школьника к социально ценной
деятельности с учетом имеющихся у него положительных
качеств, сил и способностей; нормализацию и регуляцию
отношений воспитателей и воспитуемых; компенсацию
недостаточной воспитанности детей в одной области за счет
оптимального их развития в других областях; использование всех
положительных возможностей школы, семьи, общественности,
создание единых педагогических позиций по отношению к трудным
детям; разрушение мотивационной сферы неправильного
поведения трудновоспитуемых школьников; формирование
объективной самооценки, обучение методике самостимуляции
положительного поведения (самовнушение, самоодобрение,
самоосуждение). Ребенок должен быть уверен в необходимости
преодолевать плохое в себе и стремиться избавиться от него.
Чтобы все эти задачи реализовать, важна активная
позиция педагога, которая требует:
действовать обдуманно, целеустремленно, решительно,
смело, нестандартно, творчески. Нерешительность,
неуверенность, половинчатость и бесхарактерность лишь
усугубляет трудновоспитуемость;
стоять на оптимистических позициях, безоглядно верить в
свои силы, в победу добра, в порядочность самого трудного
ребенка. В преодоление трудновоспитуемости успех обеспечен
думающему, мыслящему оптимисту, умеющему посмеяться над
собственными неудачами, признать свои ошибки, иронически
глядеть на хитрости и проказы детей, но неподкупного и
справедливого в сложные минуты жизни, в ответственный
момент;
применять весь педагогический арсенал средств и методов
воспитания, воздействуя в целом на личность. Отдельными
мерами, предпочтением наказания никого и никогда не исправить.
Причем важно соотнести воспитательные и исправительные
меры с уровнем трудновоспитуемости школьников. Нельзя, к
примеру, по отношению к ребенку с отдельными недостатками,
применять методику, рассчитанную на перевоспитание трудных
детей: так недолго сломать душу воспитанника. В равной мере
бесполезны увещание тех, у кого сложились вредные привычки
отрицательного поведения.
Почему возникает трудновоспитуемость?
Термин трудновоспитуемость вошел в науку в 30-е годы.
Он означает невосприимчивость и сопротивляемость
воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой
сопротивляемости - чаще всего отставание личности в
положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков,
отрицательных свойств в характере, неправильных установок в
поведении, нездоровых потребностей и т. д.
Почему возникает трудновоспитуемость?
Причинами ее могут быть:
Недостатки в школьном и семейном воспитании, как правило,
ведут к тому, что отдельные подростки выпадают из общей
системы воспитания, не воспринимают в должной мере
воспитательные воздействия педагогического коллектива, и
как следствие отстают в своем интеллектуальном и
нравственном развитии.
Сопротивление воспитательному влиянию, неподатливость
трудного ребенка объясняют выпадением последнего из сферы
общественного и семейного воспитания сразу во многих звеньях,
искривлением его развития одновременно в нескольких
направлениях.
Главная беда родителей - это слабые педагогические знания;
неисполнение родителями своих обязанностей (отсутствие у
детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение
санитарно – гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей ( отсутствие
работы у родителей, жилья и т. д.);
отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны
родителей (пьянство, употребление наркотических средств,
аморальный образ жизни);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей
(отсутствие связи со школой, невнимание родителей к
успеваемости ребенка);
проявление антипедагогических установок, которые даже в
благополучной семье действуют отрицательно на детей. К
таким установкам относятся:
переоценка истинных способностей, сил ребенка родителями и
родственниками («Мой ребенок талантливее других!»);
ложное мнение родителей о том, что главное воспитание
дает школа («Нам некогда, мы работаем!»);
неправильное отношение к учебной работе ребенка («Мой
ребенок умный, если он плохо учиться, виноваты учителя!»)
Вина за аморальность, пробелы в воспитании и недостатки
перекладываются на школу, «улицу», поскольку в семье
«плохому не учат».
Эти ошибки семейного воспитания дополняются
недостатками в школьном воспитании:
стремление сломить сопротивление ученика педагогическим
давлением с помощью угроз, наказаний, жалоб родителям;
поверхностное знание учителями особенностей школьника,
принятие сложности и своеобразия его характера за
трудновоспитуемость;
конфликтные отношения родителей с педагогами или ребенка
с учителями;
злоупотребление словесными методами воздействия, неумение
использовать методы переубеждения, переучивания, перестройки
характера.
Необходимо изменение характера личных отношений педагогов
и воспитанников.
Для этого от педагога, в первую очередь, требуется умение
слушать и слышать ребенка. Ведь последнему бывает
необычайно трудно поделиться со взрослым своими настоящими
проблемами, приоткрыть свой внутренний мир. Поэтому он
часто пользуется «суперкодированием», в результате чего
общение с ним становится похожим на разгадывание шарад.
Естественно, что совершенствование школьного и семейного
воспитания невозможно без устранения указанных ошибок.
Семейная педагогика веками строилась на авторитете отца
как главного воспитателя, и многие ее положения сегодня
оказались неприменимыми. Решающее значение имеет
перестройка воспитательных функций членов семьи в связи с
активной социальной позицией женщины. Без всесторонних связей
со школой семья сегодня не может положительно решать многие
вопросы воспитания ребенка. Задача школы, семьи и
общественности – активизировать зону ближнего социального
окружения, чтобы эффективно действовали положительные
общественные влияния, нейтрализовались или уничтожались
отрицательные.
Вот уже ряд лет, начиная с 2001 года, я работаю с
трудными детьми или их можно назвать «дети группы риска». В
научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд
синонимических определений: «дети в трудной жизненной
ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах»,
«дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально
опасных условиях», « дети, нуждающиеся в общественном
воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т. п.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ» от 24.07.1998г. принимает за основу термин «дети в
трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии
их дифференциации: дети оставшиеся без попечения родителей;
дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и
физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и
межнациональных конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных
условиях; дети - жертвы насилия; дети, оказавшиеся в
экстремальных условиях; дети, отбывающие наказание в виде
лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся
в специальных учебно – воспитательных учреждениях; дети,
проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в
поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно
нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые
не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно
или с помощью семьи.
Как видно, принадлежность детей к группе риска обусловлена
различной неблагоприятной этиологией, т. е. имеет различные
социальные корни.
Свою работу социального педагога с детьми группы риска я
начинаю с выявления трудновоспитуемых детей. Для этого я
собираю необходимую информацию. Информацию я получаю из
анализа классных журналов; опроса мнений учителей –
предметников о ребенке; из анализа учета посещаемости (веду
журнал учета посещаемости); из анализа нарушений дисциплины;
бесед с родителями; наблюдения; бесед с ребенком.
Затем я веду постоянный контроль за посещаемостью,
успеваемостью, поведением и состоянием здоровья этих детей.
С детьми провожу индивидуальные беседы: «Детский
травматизм и его предупреждение», «Алкоголь, курение и другие
одурманивающие средства», «Загляни в будущее» и др.
Результативности больше в индивидуальных беседах т. к.
педагог и ребенок находятся в тесном контакте и ребенок
более открыт и доверчив. В беседах в группе дети хуже
воспринимают слова педагога т. к. стесняются отвечать при
ребятах на те или иные вопросы, боятся выглядеть в глаза
ребят слабыми.
Так – же я стараюсь вовлеч детей группы риска в различные
виды положительной деятельности. Например в школьные
кружки: волейбольный, хоровой, ОФП. Мероприятия: общешкольные
и классные.
Моя коррекционная работа предусматривает обязательное
участие в ней родителей. Я провожу с родителями
индивидуальные консультации, беседы, так же приглашаю
родителей на школьные и классные мероприятия. Посещаю семью
на дому. Цель моих посещений это: обследование жилищно –
бытовых условий семьи, беседы о пропусках уроков, о плохой
успеваемости, о плохом поведении сына или дочери.
Так - же я стараюсь поддерживать тесную связь с
инспекцией по делам несовершеннолетних, с комиссией по делам
несовершеннолетних. Приглашаем их с лекциями и беседами в
школу.
В своей работе с трудными детьми я использую схему
опроса*, карту наблюдений**, которая помогает определить
сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основной для
разработки коррекционной программы и определения степени
ее эффективности.
Для комплексного учета детей группы риска и
неблагополучных семей я использую следующие формы***.
Выявление и учет учащихся группы риска ведется мною в
течение всего года регулярно и систематически. Постановка на
внутришкольный учет - не самоцель, а основа для дальнейшей
профилактической и коррекционной работы.
Для уточнения уровня социального благополучия семьи в
беседе с ребенком (наедине) использую следующие вопросы:
*Приложение 1. **Приложение 2.***Приложение 3.
«Хотел бы ты в своей будущей семье:
- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих
родителей?
- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?
- относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей
родительской семье?
- разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих
родителей?
- проводить свободное время так же, как твои родители?».
Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные
уточняющие вопросы для получения развернутого ответа:
«Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не
нравится)?» и т. п. Содержание ответов позволяет мне сделать
выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее
членами.
При оценке жизненных целей ребенка, его направленности и
для уточнения ценностных ориентаций и проблем ребенка я
использую следующие формализованные вопросы с набором
ответов:
1.Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять
главных проблем)
*денежные проблемы твоей семьи
*отношения с родителями
*отношения между родителями
*отношения со сверстниками
*конфликты с педагогами
*трудности усвоение школьной программы
*здоровье близких родственников
*чем заняться в свободное время
*личная жизнь
*что – либо другое (что именно)
2.Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять
главных качеств).
*с высокой оплатой
*с гарантией от безработицы
*престижную
*не вредную для здоровья
*связанную с разъездами, новыми впечатлениями
*требующую личной предприимчивости, изобретательности
*нужную стране, людям
*связанную с общением с детьми
*связанную с общением с животными
*другую (какую именно)
Наилучшие результаты в моей работе с трудными детьми
достигались бы при наличии тесного сотрудничества всех
ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по
делам несовершеннолетних, органы опеки и попечения,
здравоохранения, образования и т.п.), но такого сотрудничества
у нас в настоящее время нет. И поэтому мне хотелось в
дальнейшей своей работе иметь такую возможность
сотрудничества со всеми ведомствами, занятых этой
деятельностью. Так – же хотелось бы иметь тесную связь с
супервизором, т.е специалистом, который, имея необходимую
профессиональную подготовку, оказывал постоянную
психологическую поддержку и консультировал по практическим
вопросам. Устойчивый контакт с супервизором позволил бы мне
поэтапно производить оценку избираемой тактики действий и
своевременно вносить в нее коррективы при изменении ситуации.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление,
помощь. Учебное пособие. - СПб.: Союз, 2002.
2. На ринге с трудным детством. - Мн.: Красико - Принт,
2002.
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних:
возможности системы образования/ О.Е. Лебедев,
В.И. Золотухин, И.С. Кошкин и др.//Доклад под ред.
Лебедева О.Е. –М.:Интеллект – центр, 2003.
4.Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 21 века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях.
Москва «Вако» 2007.
5. Подмазин С.И., Сибиль Е.И. Как помочь подростку с «трудным»
характером. – К.: НПЦ Перспектива , 1996.
6. Журнал «Воспитание школьников»
№2, 2003.
7. Журнал «Классный руководитель»
№5, 2006.
8. Г.С. Семенов. Методика работы социального педагога.
Москва «Школьная Пресса», 2004.
*Приложение1.
Схема опроса трудного подростка.
1. Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношение
с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения
дисциплины.
2.Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии,
способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать
свои возможности.
3.Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или
компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании»,
«преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины
выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности
увлечения, для увеселений и т.п.
4.Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан
выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены
и т. д.).
5.Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи
(кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его
воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные
отношения и в чем причина конфликтов между другими членами семьи,
отношение к ним подростка). В случае распавшейся семьи необходимо
выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его
отношение к разводу родителей, поддерживается ли им контакт с тем
из них, кто ушел из семьи.
6.Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство,
курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами,
побеги из дома, был ли задержан или взят на учат милицией (когда
и за что).
7.Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие
когда - либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания:
как они сказались на учебе и на положении среди сверстников.
Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита,
самочувствия и настроения.
8.Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что
социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а
с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и
получить более полное представление о его характере; необходимо
предупредить, что все сообщаемые им сведения без его согласия
никому из его родных, знакомых не будут переданы):
а) первая влюбленность и связанные с этим психологические травмы;
б) самооценка своей привлекательности;
в) начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей
сексуальной неполноценности.
**Приложение 2.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
Ф.И. учащегося_____________________________Класс____________
№ | Содержание наблюдений | Не наблю- дается | Иногда | Часто |
1 | Учебная деятельность: *равнодушие; *нежелание учиться; *низкая успеваемость; *затруднения в освоении учебных программ; *систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам | |||
2 | Взаимоотношения со сверстниками. Положение в классе: *изоляция; *противопоставление себя коллективу; *положение дезорганизатора; *положение вожака микрогруппы, состоящей из трудных учащихся. Отношение к другим детям: *жестокое обращение со слабыми и младшими; *пренебрежительное отношение к сверстникам; *принадлежность к различным молодежным группам | |||
3 | Взаимоотношения со взрослыми. С учителями: *конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями; *грубость; *бестактность; *ложь. С родителями: *конфликтный характер; *ложь; *грубость, хамство | |||
4 | Проведение свободного времени: *не занимается в кружках и секциях; *проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); *употребляет спиртные напитки; *курит; *зарабатывает себе на жизнь | |||
5 | Отношение к труду, профессиональная ориентация. Выбор профессии (для старшеклассников): *незнание своих возможностей и способностей; *профессиональная неопределенность; *неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии. Отношение к труду: *отрицательное отношение; *невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома; *недобросовестное отношение | |||
6 | Поведение и поступки. В школе: *прогулы; *нарушение требований школьной дисциплины; *нецензурная брань; *жаргонная речь; *порча школьного имущества; *срыв уроков; *драки. В семье: *побеги из дома; *невыполнение домашних обязанностей; *непослушание; *ложь. Противоправные поступки: *бродяжничество; *попрошайничество; *азартные игры; *употребление наркотиков; *проституция; *воровство; *вымогательство; *порча имущества; *нанесения телесных повреждений (драка) |
***Приложение 3.
Список трудных учащихся по школе
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Состоит на учете в школе | Дата постановки на учет в ППДН | Причина постановки на учет | Ф.И.О. родителей | Домашний адрес |
Охват учащихся внеурочное досуговой деятельностью
№ | Фамилия, имя уча- щегося | Класс | Название Кружка, клуба, Секции. Их местона- хождение | Занятость по дням недели | ||||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | ||||
Неуспевающие учащиеся за … четверть
№ | Фамилия, имя учащегося | Итоги четверти | Не успевает по предметам | ||||||||
Пропущенные уроки
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Количество пропущенных уроков | ||||||||
сен- тябрь | ок- тябрь | но- ябрь | де- кабрь | ян- варь | фев- раль | март | ап- рель | май | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по работе с трудными детьми
Рекомендации педагогам при работе с учащимися подросткового возраста в школе - интернате 8 вида....
Система работы с трудными детьми.
Сообщение на ШМО классных руководителей....
Работа с трудными детьми и семьями
В данной статье описываются основные направления работы классного руководителя с трудными детьми и их семьями...
программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».
(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...
К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми
Шаблоны для организации системы работы с детьми" группы риска"...
Обобщение опыта работы по теме: «Социальная работа с «трудными» детьми в условиях реабилитационного центра»
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста чис...
Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...