Работа с трудными детьми и семьями
статья по теме
В данной статье описываются основные направления работы классного руководителя с трудными детьми и их семьями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye-vystuplenie.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета №1
1.Интересно ли тебе на уроках?
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5.Стремишься ли вести себя так, что-бы не получить замечания?
6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7.Сам ли стираешь себе рубашки?
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9.Помогаешь ли дома по хозяйству?
10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?
Анкета №2
1.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5.Случалось ли быть участником драки в школе?
6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8.Пытался ли избегать общественных поручений?
9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.
10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12.Участвовал ли в делах, которые шли бы празрез с интересами ребят твоего класса?
13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета №3
1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2.Выполняешь ли ты домашние задания?
3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5.Во-время ли возвращаешься нечером с улицы домой?
6.Считаешься ли с мнением родителей?
7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8.Выбирали ли тебя в актив класса?
9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.
14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В КЛАССЕ
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.
Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6>N>3 | I - Начальный уровень трудновоспитуемости | 30>N>15 |
3>N>0 | II — Дезорганизаторы | 15>N>0 |
N<0 | III — Особотрудные | N<0 |
Характеристика уровней (по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.
III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Возрастная педагогика в работе с "трудными"
"Трудный": младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
"Трудный": средний школьный возраст
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недос точным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.
"Трудный": старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитани, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.
В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.
Существуют следующие группы педагогических приемов.
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка; 4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безогово рочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ СЕМЬЯМИ
Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.
На сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Проверяет их на практике.
Способы решения проблем семьи, описанные в курсовой работе, также являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой. Потому что социальная педагогика в области семьи – это новое направление работы социального педагога с проблемами в обществе.
Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично.
Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом !!!
как показыва ют исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи — эти понятия неразделимы. Неблаго получный ребенок неразрывно свя зан с неблагополучной семьей. Многие социальные, преступ ность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подрост кам, вырастают из семьи.
И это тоже доказано: дети - зеркало образа жиз ни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педа гогические причины. Сре ди них можно выделить такие, как отсутствие це ленаправленной воспита тельной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попуститель ство или жестокость нака зания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внима ния, потеря эмоциональных кон тактов, распад семьи.
Существо поведе ния подростка - это эмо ционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необ ходимо начинать с семьи, с кор рекции внутрисемейных отно шений. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью уси ления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Можно подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному руководителю более адресно и точно предуп редить и корректировать изъяны семейного воспитания.
I. Семья, в которой «трудные» ро дители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмо сфера в такой семье характери зуется холодностью, безразли чием, лишенностью духовного контакта.
Для достижения контакта с такой семьей классный руково дитель может приме нить следующую стра тегию:
- расположить мать к себе, заручиться доверием, если она от несется настороженно, не спешить обижаться;
- попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
а заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, буду щее;
- деликатно, тактично при коснуться к сокровенным чувст вам, естественному желанию мате ри устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном ре шении повседневных жизненных проблем.
Попробовать открыться ре бенку, рассказать ему о планах сво ей личной жизни.
II. Семья, где господствует безнад зорность. В семьях этого типа родители, как правило, упот ребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна куль турная ограниченность, бед ность чувств, отсутствие ду ховных связей с детьми.
Задача классного ру ководителя - терпеливо, без назидания и упреков доказать ро дителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, об ратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, веду щих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наи большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое обще ние с окружающими людьми, мо рально поддержать, установить контроль.
III. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. И такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание ме тодов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного ру ководителя - сформировать у родителей потребность в педагоги ческих знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями уча щихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самооб разованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образонанных роди гелях.
IV. Семьи, и которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как привило, растут эгоистами, и «лишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Задача классного ру ководителя - изменить ори ентацию родителей только на ма териальные ценности, заинтересо вать внутренним духовным миром подростка, Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоро вые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, бла городство поступков.
V. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жесто костью. В таких семьях детей на казывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача классного ру ководителя - доказать роди телям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отка заться от действии с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоя тельность и уважение, что терпе ние и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей да ет прием включения отцов и мате рей в воспитательную работу клас са. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе спо собствует приобретению ими на выков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% повлияла улица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».
(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...
К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми
Шаблоны для организации системы работы с детьми" группы риска"...
Консультация для педагогов «Работа с трудными детьми и их семьями»
Организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов. Важное значение в работе с трудными детьми имеет педагогическая деятельность. Главная задача работы педагогов – ...
Обобщение опыта работы по теме: «Социальная работа с «трудными» детьми в условиях реабилитационного центра»
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста чис...
Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...
Работа с трудными детьми, состоящими на учёте с семьями льготных категорий (многодетные, опекаемые, состоящими на различных видах учёта)
Направления профилактической работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета. Координационный план работы классного руководителя с детьми, состоящими на различных видах учёта...
Социально-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми и детьми «группы риска».
Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обуч...