«Практикум конструктивного взаимодействия»
методическая разработка по теме
«Практикум конструктивного взаимодействия»
Выступление педагогов дополнительного образования
Шкурко Татьяны Владимировны и Новокшоновой Кристины Васильевны
на семинаре-практикуме «Организация досуговой деятельности» мастер-классы для воспитателей оздоровительных лагерей круглосуточного пребывания, проходившем в Солнечногорском районе Московской области на базе Санатория –лесная школа № 1, лагеря «Солнышко» 26.05.2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Практикум конструктивного взаимодействия» | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практикум конструктивного взаимодействия»
Выступление педагогов дополнительного образования
Шкурко Татьяны Владимировны и Новокшоновой Кристины Васильевны
на семинаре-практикуме «Организация досуговой деятельности» мастер-классы для воспитателей оздоровительных лагерей круглосуточного пребывания, проходившем в Солнечногорском районе Московской области на базе Санатория –лесная школа № 1, лагеря «Солнышко» 26.05.2012г.
Здравствуйте!
Всем Вам этим летом предстоит довольно напряженное времяпрепровождение. Казалось бы летний лагерь – это отдых? Да конечно. Но для отдыхающих. Для Вас это, прежде всего работа. И работа эта потребует от Вас не только умения общаться, но прежде всего терпения, упрямого позитива и великого снисхождения (толерантности), потому что работа Ваша будет состоять в великом искусстве общения с несовершеннолетними, да еще и организовать их в группу, которая будет способна конструктивно не только отдыхать, но и работать.
ТЕМА нашего выступления сегодня «Практикум конструктивного взаимодействия»
Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может(и должно) трансформироваться в конструктивную работу.
- От чего зависит желание продуктивно работать?
- От условий, которые для этого создаются. И эти условия должны им предоставить ВЫ.
Для конструктивного взаимодействия в группе необходимо:
- атмосфера доброжелательности, психологической безопасности;
- квалифицированная работа ведущего (эмоциональная культура);
- определение цели, значимой для всех;
- активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность;
- привлекательность ведущего как образца.
В своем общении вам придется взаимодействовать с людьми, которых вы видите впервые. Обязательным в общении выступает восприятие одним человеком другого.
Под восприятием понимается целостный образ человека(его внешний вид, поведение, телодвижения и мимика (лицо). Основную информативную нагрузку несут брови(глаза) и область вокруг рта(губы). Существует эффект первичного восприятия. Поэтому важно при первом восприятии расположить к себе собеседника.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы человека. По своей специфике взгляд может быть:
ДЕЛОВОЙ, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства, НО в обычном общении такой взгляд воспринимается как АГРЕССИЯ (пример: у животных перед битвой сначала взгляды, часто не переходящие в схватку);
Далее когда взгляд опускается ниже уровня ниже глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения, такой взгляд называется ДРУЖЕСКИЙ(светский), сегодня мы с вами попробуем увидеть разницу между взглядами ;
И наконец третий тип взгляда имеет название ИНТИМНЫЙ, когда взгляд направлен на губы и ниже лица - на другие части тела до бедер. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Далее практикум: пары – взгляды
Далее область вокруг рта и губы.
Улыбка – это надежное средство положительного социального общения.
Обратите внимание на нижний рисунок. Если повнимательнее присмотреться к лицу видно, как изменилось выражение лица. Это произошло, потому что изменилось положение губ.
Человек, который улыбается - воспринимается другими как открытый, дружелюбный. Улыбка расценивается как приглашение к сотрудничеству.
Конечно, не очень удобно ходить всегда улыбаясь. Но это и не обязательно, можно приподнять только уголки губ. (кстати если у вас неважное, это поможет его стабилизировать или даже улучшить) Итак, подведем итог.
Условия для конструктивной работы команды:
- Создание общих взглядов;
- Организация общей цели;
- Объяснение ролей и обязанностей;
- Использование интересной деятельности;
- Выделение времени на изучение нужд команды;
- Умение шутить.
Причины снижения групповой сплоченности:
- возникновение в группе мелких подгрупп (появляется несколько неформальных лидеров);
- неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
- отсутствие у ведущего позиции неконфликтности;
- отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников.
Для успешного выполнения ранее сказанного надо определиться, что и кому в организации работы и отдыха принадлежит. Прежде всего, в любом деле присутствует интерес. Но Интерес принадлежит отдыхающему. А ВОТ тому кто работает - принадлежит мотивация. Разберем формулу:
Ролевая принадлежность в выстраивании привлекательной групповой деятельности
интерес(он сам) + активность(от вас) +
+общение со сверстниками(он сам) + личность педагога(от вас) +
+общественная ценность и актуальность(от вас) +проблемность ситуации(он сам)+
+волевое напряжение(от вас он сам) + успех(от вас он сам) =
=торжество и ощущение личной значимости (обоюдно)
Возможность успешно практиковать данную формулу наиболее приемлема в играх. Игры строятся на принципах демократичности, гласности, практической полезности, коллективной работы, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности. Поэтому игры несут в себе великий педагогический и психологический смысл.
Польза игры состоит в:
1) сплочение ребят, формирование взаимного доверия;
2) облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников; 3) возможность освоения новых социальных умений, экспериментирование с различными стилями отношений;
4) возможность идентифицировать себя с другими (что объединяет)
ИГРА ПОМОГАЕТ
- научиться быть свободным в жизненном пространстве
- осознавать свои особенности и уметь выстраивать отношения с другими людьми.
- нарабатывать опыт взаимодействия, используя игру как конструктор жизненных ситуаций
- активно использовать логическое и творческое мышление
- способствует скорейшему сплочению группы
Игры можно проводить как на свежем воздухе, так и в помещении. Главное, чтобы игры проходили эмоционально, были динамичны и работали на сплочение, а не на разобщение группы.
Сегодня мы можем вам предложить наиболее подходящие для скорейшего объединения незнакомых друг с другом ребят. Предложенные игры просты в исполнении, не требуют особенных приготовлений и материалов.
Игра «Карандаши» (перед знакомством)
Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме установить контакт с окружающими, координировать совместные действия, почувствовать человека, который находится рядом.
Описание. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
- Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
- Вытянуть руки вперед, отвести назад.
- Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
- Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
- Присесть, встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
- Сочетать одновременно два движения (напр. шагнуть вперед - поднять руки).
- Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.
- Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
- Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.
Психологический смысл. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека? Такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях (примеры ситуаций пусть приведут сами ребята).
От этого обсуждения делается переход к знакомству
Игра «Совместный счет»
Описание. Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти (или число участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой - «Два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с открытыми глазами, в более сложном - с закрытыми (открывать их можно только между попытками). Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную.
Психологический смысл. Развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия.
Обсуждение. В чем причина того, что такое на первый взгляд простое задание не очень-то легко выполнить? Что можно сделать, чтобы выполнить его было легче? Обсудить динамику успешности выполнения этого упражнения по попыткам.
Игра поворот в прыжках ( « Шеренга» )
Описание. Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте(вокруг себя). В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом ·нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого. Более сложный вариант - на момент каждого прыжка участники закрывают глаза. Можно выполнять упражнение и не открывая глаз, но тогда целесообразно разрешить тактильный контакт между участниками, иначе задание окажется почти невыполнимым, особенно в большой и не очень сплоченной группе. Упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую сплоченность (фиксируется количество попыток, потребовавшихся для его выполнения). При выборе времени и места его проведения следует учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении, расположенном этажом ниже.
Психологический смысл. Подобное задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. Также игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.
Обсуждение. Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»?
Игра «Бип» (Чужие коленки)
Описание. Участники садятся (колени сомкнуты вместе) в плотный круг, чтобы между соседями не оставалось свободного места. Водящий становится в центр с завязанными глазами, несколько раз поворачивается вокруг своей оси (чтобы сбить ориентацию в пространстве), после чего приближается к сидящим в кругу участникам и «вслепую» присаживается кому-нибудь из них на колени. Обладатель коленок, на которые сел водящий, произносит измененным голосом короткое слово: «Бип». Задача водящего – угадать по голосу, на чьих коленях он сидит. Водящий после первого удачного угадывания садится в круг, а «разоблаченный» им игрок становится водящим. Также есть другой вариант: водящий поочередно присаживается на колени всех окружающих и пытается отгадать наибольшее число участников. В этом варианте возможно устроить небольшое соревнование между несколькими водящими. Игру стоит закончить раньше, чем интерес к ней угаснет.
Психологический смысл. Развиваются навыки социальной перцепции и тактильного контакта. Создает яркое положительное настроение.
Обсуждение. Кого было легко узнать – кого не очень? На что еще ориентировались водящие помимо голоса?
Игра «Выстраивание по росту»
Описание. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться в пространстве. Можно предложить им издавать при этом гудение, как потревоженные пчелы (это позволит избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т.п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются выстроиться в шеренгу по росту, не открывая глаз и не разговаривая. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный сигнал, по которому участники открывают глаза и смотрят, что у них получилось. При неудачном выполнении упражнения даются еще 2-3 попытки.
Психологический смысл. Координация совместных действий, а также тактильный контакт и невербальная коммуникация. Ведущий имеет возможность наблюдения за особенностями поведения участников.
Обсуждение Получилось ли выстроиться совершенно правильно? Если нет, то почему? На что ориентировался каждый участник, пытаясь выполнить это упражнение?
Игра «Узелок»
Описание. Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии 1,5 м. Каждый участник держит в руке канат (подойдет прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание – не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла.
Психологический смысл. Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условие для проявления лидерских способностей. Способствует активизации творческого мышления, т.к. нет инструкции выполнения задания, участники находят способ самостоятельно.
Обсуждение. В выполнении задания возможно добиться успеха лишь в том случае, если группа предварительно придумает и обсудит способ решения задачи. Также важно отметить, что для выполнения задания важно не только предложить способ, но и то, чтобы его приняли. И как этого добиться?
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.
Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с подростком....
Программа развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.
Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с подростком....
презентация "Учитель-ученик - основы конструктивного взаимодействия"
По данной теме было подготовлено выступление на методическом объединении учителей английского языка. Данная презентация явилась отличным наглядным пособием и помощью для выступления....
Семинар-практикум: конструктивное взаимодействие с учащимися, имеющими проблемы в обучении.
Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного р...
презентация: Методика «ДОМ», как одно из средств помощи в конструктивном взаимодействии ребенка и родителя.
Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности. Разные кризисные ситуации в жизни семьи, затрагивают детско-родитель...
Особенности установления конструктивного взаимодействия молодых педагогов с современными родителями
Документ содержит выборку информации по теме "Особенности установления конструктивного взаимодействия молодых педагогов с современными родителями", какие цели и задачи должен ставить перед с...
Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся категории группа риска»
Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителяс родителями учащихся категории "группа риска"»...