Семинар-практикум: конструктивное взаимодействие с учащимися, имеющими проблемы в обучении.
материал ( класс) на тему
Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.
Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»… Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа»… Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.
Авторы Г. Монина и Е. Панасюк в своей книге "Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником" приводят результаты анкетирования родителей, педагогов, психологов, где учителя среди причин неуспеваемости на первое место ставят здоровье (60%), далее – семейные проблемы (32%), педагогическую запущенность детей (24%), тревожность (18%), сложность программы (16,5%), низкую самооценку учащихся (16%). Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости детей – это: неинтересное преподавание (36%), лень ребенка (32%), недостаток внимания детей (28%), отсутствие индивидуального подхода (24%), большие учебные нагрузки (24%). Анкетирование психологов показало, что они считают причинами неуспеваемости: амбиции родителей по поводу способностей детей (30%), незрелость психических функций детей (28%), недостаточный учет индивидуальных особенностей детей (28%), проблемы здоровья (20%).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструктивное взаимодействие с учащимися, имеющими проблемы в обучении | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум:
Конструктивное взаимодействие с учащимися, имеющими проблемы в обучении.
Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.
Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»… Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа»… Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.
Дискуссия по принципу мозгового штурма. Уважаемые коллеги, давайте вместе с вами попробуем поискать причины школьной неуспеваемости с точки зрения учителя, а затем и родителя (ответы записываются на доске в два столбика: педагоги, родители). Для сравнения наших с вами наблюдений, обратимся к результатам проведенного исследования по данной теме (данные со слайда).
Авторы Г. Монина и Е. Панасюк в своей книге "Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником" приводят результаты анкетирования родителей, педагогов, психологов, где учителя среди причин неуспеваемости на первое место ставят здоровье (60%), далее – семейные проблемы (32%), педагогическую запущенность детей (24%), тревожность (18%), сложность программы (16,5%), низкую самооценку учащихся (16%). Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости детей – это: неинтересное преподавание (36%), лень ребенка (32%), недостаток внимания детей (28%), отсутствие индивидуального подхода (24%), большие учебные нагрузки (24%). Анкетирование психологов показало, что они считают причинами неуспеваемости: амбиции родителей по поводу способностей детей (30%), незрелость психических функций детей (28%), недостаточный учет индивидуальных особенностей детей (28%), проблемы здоровья (20%).
Из представленных результатов видно, что мнения всех членов педагогического процесса отличаются. Но все же здесь можно проследить закономерность. Все опрошенные категории ставят не на последнее место такие причины, как недостаточное развитие психических функций (внимание, память, мышление), здоровье, программа и учебная нагрузка.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов: «неуспеваемость» и «отставание».
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.
По наблюдениям психологов набор средств помощи отстающим ученикам в основном сводится к организации дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказанию различных мер давления на ученика. Но эти средства не всегда эффективны, и нередко оказываются даже вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Психологические причины неуспеваемости делятся на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Выделяют следующие виды неуспеваемости:
- ОБЩЕЕ И ГЛУБОКОЕ ОТСТАВАНИЕ - по многим или всем учебным предметам длительное время.
- Частичная, но относительно СТОЙКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика).
- НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.
Игры и упражнения для развития
познавательной деятельности учащихся.
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой познавательной деятельностью) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.
Главное в работе с такими детьми - учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Предлагаю вашему вниманию некоторые практические упражнения, которые можно использовать в работе с такими неуспевающими детьми как индивидуально, так и в классе. Для того, чтобы они лучше запоминались, некоторые мы с вами будем выполнять.
1 .Упр. «Пары слов»
Цель: развитие слухового восприятия, слухоречевой памяти, объема памяти.
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары:
«кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог», «ученик - урок», «звонок - перемена», «директор - совещание», «девочка - бантик», «столовая - повар», «школа - учитель», «праздник - торт». Просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
2.Упр. «Восстанови пропущенное слово».
Цель: развитие слухового восприятия, слухоречевой памяти, объема памяти.
Ребенку зачитываются 5—7слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.
3. Упр. «Рыба, птица, зверь»
Цель: развитие слухового восприятия, слухоречевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций.
Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, слово в заданном падеже.
4. Упр. «Повтори и продолжи».
Цель: развитие слухового восприятия, слухоречевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, обогащение и активизация словаря.
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.
Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое. Задание может носить характер определенной темы, параграфа для закрепления материала.
5. Упр. «Запомни нужные слова».
Цель: развитие слухового восприятия, слухоречевой памяти, объема памяти.
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.
- Я прочитаю небольшой рассказ. А вам надо запомнить всех птиц.
«Тихо иду по тропе. Наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили иволги. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы».
6. Упр. «Пиктограммы»
Цель: развитие слухового восприятия, слухоречевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, развитие связного речевого высказывания.
Детям читается текст. Для того чтобы его запомнить, они должны каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). По зарисовкам дети по очереди воспроизводят рассказ.
Вариант: Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. Затем учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение рисуется в столбик под порядковым номером. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с.
Пример набора слов и словосочетаний:
Веселый праздник
Тяжелая работа
Развитие
Вкусный ужин
Смелый поступок
Болезнь
Счастье
Разлука
Дружба
Темная ночь
Печаль.
Через время учащийся должен вспомнить соответствующие слова и словосочетания. При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
7. Упражнение "Списывание без пробелов"
Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.
Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:
- Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.
Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.
Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно — с пробелами.
8. Упражнение "Вставь пропущенные слова"
Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.
Ребенок читает один раз небольшой текст.
Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.
После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.
Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.
Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.
9.Упр. «Шапка-невидимка»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
10.Упр. «Запомни и найди»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами.
11.Упр. «Запомни фигуры»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или величины.
12. Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте
Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.
Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.
13.Упр. "Чего не стало?"
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и педагог убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало. Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.
- Упр."Шалунишка"
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Учитель пишет на доске различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. "Шалунишка"- губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.
- Упражнение на срисовывание фигур
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.
Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Взрослый дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.
Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.
16.Упр. "Что изменилось"
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.
— Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?
17.Упражнение “ Найди главное ”.
Цель: формировать умение выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении ряда однотипных задач.
Ход упражнения: учитель ( родители ) зачитывают ребёнку ряд слов. Первое слово основное. Ребёнок должен выбрать только два, обозначающих главные признаки основного слова, без которых предмет существовать не будет. Другие слова тоже имеют отношение к основному, но они не главные.
Каждое из предлагаемых слов подробно разбирается.
Примерные задания:
сапоги – шнурки, подошва, каблук, молния, голенище.
Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.
Город – автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.
Сарай – сеновал, лошади, крыша, скот, стены.
Куб – сторона, чертёж, углы, камень, дерево.
Деление – класс, делимое, карандаш, делитель, бумага.
Игра – карты, игроки, штрафы, наказания, правила.
Чтение – глаза, книга, картинка, печать, слово.
Война – самолёт, пушка, сражение, ружья, солдаты.
Упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определённый уровень абстрагирования.
18.Упражнение “ Пословицы ”.
Цель: формировать способность оперировать смыслом.
Ход упражнения: зачитывается пословица, ребёнок должен подобрать фразу, отражающую смысл пословицы. Каждую пословицу и фразу необходимо разбирать.
Оборудование: карточки с пословицами или их запись на доске.
Примерные задания:
Семь раз отмерь – один отрежь.
- Если сам сделал неправильно, не следует винить ножницы.
- Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
- Продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.
2) Лучше меньше, да лучше.
- Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
- Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
3) Поспешишь – людей насмешишь.
- Клоун смешит людей.
- Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.
- Торопливость может привести к нелепым результатам.
4) Сделал дело – гуляй смело.
- Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.
- Мальчик вышел на прогулку.
5) Не всё то золото, что блестит.
- Медный браслет блестел, как золотой.
- Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.
- Не всегда то, что кажется нам хорошим действительно хорошо.
19. Игра “ Поём вместе ”.
Цель: развивать способность переключать внимание. Развивать музыкальный слух.
Ход игры: ребёнок, один или со взрослыми, поёт. Второй взрослый выполняет роль ведущего. После одного хлопка, ребёнок поёт вслух, если два хлопка, то он продолжает петь, но про себя. Один хлопок – снова пение вслух.
20. Игра “ Пишущая машинка “.
Цель: развивать внимание, способность переключать внимание.
Ход игры: игрокам предлагается распечатать фразу, например, “ Травка зеленеет, солнышко блестит ”. Игроки По-очереди называют буквы, а когда надо ставить знак препинания – вместе топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши.
Игры и упражнения на развитие мотивационной сферы.
Для второй группы неуспевающих (недостатки в развитии мотивационной сферы) подойдут игры, упражнения и приемы на формирование интереса и положительной мотивации к обучению; выявление личностного потенциала обучения и развития.
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учения.
Источник активности человека - его потребности. Мотив - побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
- позитивное эмоциональное подкрепление,
- индивидуальная и групповая работа над проектами.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Помеха развитию мотивации - тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Игра "Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Учитель: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"
Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра "Дракон кусает свой хвост"
Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - "голова" дракона, последний - "хвост", все остальные в цепочке - "тело". "Голова" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается. 'Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Упражнение "Кот и лодыри"
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:
— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
— Быть лодырем - это плохо или хорошо?
— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
— Зачем люди учатся?
— Зачем дети ходят в школу?
Игра «Школа наоборот»
Используется для проигрывания конфликтных ситуаций
Ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:
Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце...
Ученик: — Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!
Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?
Ученик: — Зеленое!
Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное?
Ученик: — Продолговатое!
Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?
Примечание. Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.
Далее мы рассмотрим методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.
1 группа. Посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к содержанию учебного материала, характеру его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный.
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
2 группа. Посредством организации деятельности (организационные).
- Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
- Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика), алгоритмы; единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
- Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
- Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, с дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).
- Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
- Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
- Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3 группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические).
- Демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
- Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
- Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
- Организация сотрудничества в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю еще одно упражнение «Снежинки». Сейчас каждый получит лист бумаги и, молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполнит следующие действия:
- складывает листок вдвое, открывает правый верхний угол;
- снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
- в третий раз проделывает то же самое;
- и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает свой листок и демонстрирует то, что у него получилось.
Обратите внимание, для всех инструкция была одна и та же, но вот результат работ оказался разным! Есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?
Так или иначе, мы все разные! И наши ученики – тоже. Давая всем ребятам в классе одну и ту же инструкцию, один и тот же урок - результат получается разным. Кто-то мыслит так как мы предполагали, а кому-то «инструкция» оказывается недостаточно точной, требуется особый подход к пониманию.
Так и наши дети с проблемами в обучении – имеют разные причины своей неуспеваемости, понять которые и найти свой способ конструктивного взаимодействия должен каждый педагог. Из предложенного материала вам придется пробовать и использовать каждый раз разные приемы, а то и искать новые.
Хотелось бы познакомить вас с рекомендациями, памятками - «добрыми советами» учителю, работающему с проблемными детьми.
- СОЗДАВАЙ в классе благоприятный психологический климат;
- НЕ РАЗДРАЖАЙСЯ, будь терпелив и настойчив;
- требуя, УЧИТЫВАЙ реальные возможности ученика;
- КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, дозированный темп и объем работы;
- УЧИТЫВАЙ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
- УЧИ посильным приемам регуляции поведения.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
- Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
- Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
- Рационально распределяйте учебный материал (трудное – сначала!). Многократно повторяйте основной материал. Каждый урок – продолжение предыдущего.
- Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
- Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
- Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
- Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
- Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.
Советы учителям.
Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций
Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Упражнение «Пять пальцев». Обратная связь. Подводя итоги нашего семинара-практикума, предлагаю каждому посмотреть на свою ладонь и ответить, глядя на нее, на следующие вопросы:
1).Мизинец (М) – «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.
2).Безымянный (Б) – «близка ли тема»: актуальна ли для меня лично.
3).Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.
4).Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
5).Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя?
В заключение хотелось бы поделиться с вами притчей «Спасти одну звезду». Демонстрируется видеоролик.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Не теряйте надежды, не падайте духом, все неуспевающие - отличниками конечно не станут, но… ваши попытки могут изменить очень много для каждой «звезды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов дистанционного обучения для работы с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем
Материал статьи в какой-то степени поможет педагогам в применении элементов дистанционного обучения для работы с учащимися с ОВЗ....
Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении: «Из опыта работы».
Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении": «Из опыта работы»,разработанное мною. Конспект зан...
Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении
Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении...
Районный семинар-практикум Тема: «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения...
Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с тревожными обучающимися»
Семинар-практикум был организован с целью повышение уровня профессиональной компетентности педагогов начального общего образования по проблеме профилактики школьной тревожности обучающихся. Для участн...
Семинар – практикум для педагогов на тему «Права ребенка, проблемы их соблюдения»
Просвещение педагогов в сфере правовой защиты детей....