Программа развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.
рабочая программа по психологии (6 класс) по теме

Соколова Мария Александровна

 

Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с подростком.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)….

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)….

Карточка 2.

У меня неприятности, и дома я накричал (а) на своих домочадцев, и  это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)…

У меня неприятности, и дома я накричал (а) на своих домочадцев, и  это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Карточка 3.

Сегодня я узнал (а), что мой ребенок обманул меня, и это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Сегодня я узнал (а), что мой ребенок обманул меня, и это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)…



Карточка 1.

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)….

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)….

Карточка 2.

У меня неприятности, и дома я накричал (а) на своих домочадцев, и  это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)…

У меня неприятности, и дома я накричал (а) на своих домочадцев, и  это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Карточка 3.

Сегодня я узнал (а), что мой ребенок обманул меня, и это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Сегодня я узнал (а), что мой ребенок обманул меня, и это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)…

___________________________________________________________________________

Карточка 1.

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)….

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)….

Карточка 2.

У меня неприятности, и дома я накричал (а) на своих домочадцев, и  это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)…

У меня неприятности, и дома я накричал (а) на своих домочадцев, и  это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Карточка 3.

Сегодня я узнал (а), что мой ребенок обманул меня, и это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Сегодня я узнал (а), что мой ребенок обманул меня, и это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Список:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина,40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет. Депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  9. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

________________________________________________________________

Список:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина,40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет. Депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  9. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.



Предварительный просмотр:

Программа развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.

      Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на  всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события  своей жизни, принимать решения, какой круг общения он выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, как он будет преодолевать трудности – личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.

    Чем характеризуется этот период?

     Постановка колоссальных целей – неумение их достигать, стремление к высоким идеалам – но чувствуют себя далекими от совершенства, стремление к независимости – чрезвычайная зависимость от мнения окружающих. Полное противоречие во всем, в чувствах, мыслях, не могут порой объяснить ни один из своих поступков.

     К сожалению, родители тоже перестают понимать своего ребенка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния  вдруг перестают работать. Сталкиваясь с непривычным поведением, открытым сопротивлением или отчужденностью подростка, родители постепенно переходят от растерянности к раздражению. Стремясь сохранить прежние способы управления – усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей активностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфликты. Как следствие – опасное отдаление, растущее недопонимание, потеря близких и доброжелательных отношений.

      Данный процесс происходит практически в каждой семье, и это надо принять как неизбежность. Но вот во что выльется эта борьба, будет ли она наполнена насилием и разрушениями или перерастет  в совместное развитие отношений на новой ступени – во многом зависит от родителей и других взрослых, окружающих подростка

      В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей степени зависит, как складываются эти отношения, поэтому важным аспектом программы является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье.

Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с подростком.

Задачи программы:

-  проведение исследования в системе отношений « взрослый – ребенок»

- ознакомление родителей с особенностями подросткового возраста;

- формирование навыков  взаимодействия с ребенком;

- ознакомить родителей с эффективными способами общения с подростками через        ролевые игры

- обучить элементам ассертивного поведения.

-выработка умений проводить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком;

Программа состоит из трех блоков по 2 – 2.5 часа.

Блок 1. «Я»

« Развитие гибкости и позитивности мышления, толерантности при ответственном выборе, принятия и уверенности в себе. Формирование положительного отношения к себе и принятия себя».

План:

1. Знакомство участников и ведущего.

2. Принятие правил взаимодействия в группе.

3. Знакомство с целями и задачами программы.

4. Разминка (Автопортрет, Ветер дует..., Нострадамус или Что я хочу).

4. Упражнение на развитие гибкости и позитивности мышления (Три на три).

5. Упражнение на развитие и принятие себя и уверенности в себе. Развитие толерантности при ответственном выборе (Пересадка сердца).

6. Упражнение на развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе и принятия себя (Четыре квадрата).

7. Заключительное обсуждение.

8. Заполнение анкет обратной связи

Блок 2. «Я и ТЫ

« Развитие ответственности и активной жизненной позиции. Обучение распознаванию конструктивных и деструктивных отношений. Построение конструктивных партнерских отношений».

План.

1. Приветствие. Объявление темы занятия. Мини – лекция по теме.

2. Разминка (Мы с тобой похожи, Виртуальный подарок).

3. Упражнение на развитие ответственности и активной жизненной позиции.(Снежная королева).

4. Упражнение на обучение распознаванию отношений, построенных на деструктивных основаниях (Маг и карлик, Лежачий камень).

5. Стимуляция переживания опыта конструктивных партнерских отношений.(Спина к спине)

6. Заключительное обсуждение.

7. Заполнение анкет обратной связи.

Блок 3. «МЫ»

« Обучение эффективным способам общения, ассертивному поведению».

План.

1. Приветствие. Объявление темы занятия. Мини – лекция по теме.

2. Разминка (Если бы я был тобой).

3. Обучение эффективным способам  общения: эмпатии, вниманию (Комплимент и поддержка, Я - высказывание).

4. Обучение ассертивному поведению (Три способа сказать «нет», Пинг-понг, Метод Франклина).

5. Заключительное обсуждение. Раздача конвертов.

6.Заполнение анкет обратной связи.

Блок 1.

Знакомство

Каждый из участников по кругу проговаривает, как его зовут.

После того как закончилось знакомство, психолог совместно с участниками вырабатывает правила работы в группе (можно предложить свои, а участники потом дополнят).

Приблизительный свод правил:

Правило «Конфиденциальности»: запрещается разглашать и обсуждать с кем-либо за пределами группы сведений личного характера, сообщенные участниками  в ходе тренингов.

Правило «Безоценочности»: запрещается осуждать личность, личностные ценности и мировоззрение участников тренинга, а также употреблять в отношении других слова, передающие оценочные суждения об участниках.

Правило «Я-сообщений»: каждый участник группы может говорить только о своих чувствах, мыслях, опыте.

Правило «Говорит один» и «Либо в круг, либо никуда»: во время работы в группе одновременно может говорить только один участник; каждый может высказать свои мысли и чувства вслух, но все высказывания делаются в общий круг. Не стоит разговаривать с соседом во время группового обсуждения.

Правило «Равных позиций»: в  группе все равны между собой в правах и обязанностях, независимо от статуса и возраста, поэтому все участники в группе обращаются друг к другу на «ты» и по имени.

Упражнение «Автопортрет»

Упражнение выполняется в круге. Каждому участнику необходимо описать себя (устно) в третьем лице. Например: « Сергей – высокий мужчина, 33 лет, с темными волосам, идеальный вес, карие глаза и т.п.» После описания внешности переходят к  описанию черт характера.

Участники могут задать три вопроса на уточнение деталей, также спрашивая о третьем лице.

Упражнение «Ветер дует»

 Игру начинает ведущий, предварительно убрав один стул, то есть стульев становится на один меньше, чем участников, включая ведущего. Ведущий предлагает по команде: «Ветер дует на того…»вставать всем, у  кого есть указанный признак (светлые волосы, брюки, кто сегодня завтракал, у кого есть дети и т.д.) и быстро занять другой свободный стул. Т.к. стульев не хватает, то кто не успевает сесть – тот и водит. Игра продолжается до тех пор, пока тренер не решит, сто участники хорошо встряхнулись. Одновременно игра позволяет узнать некоторые детали друг о друге.

Упражнение «Что я хочу»

«Объединитесь в пары. Подумайте 3-5 минут и ответьте на следующие вопросы (можете коротко записать то, что вы хотите сказать):

1) Что я хочу получить в результате прохождения занятий?

2) Чем мне может помочь группа в достижении желаемого?

По очереди расскажите вашему партнеру то, что у вас получилось».

Упражнение «Нострадамус»

Каждый участник напишет себе письмо самому себе, где описывает, что он хочет сделать, каким он хочет стать в отношениях в семье, что хочет изменить в себе, что приобрести, что выбросить из себя. Эти письма они отдают ведущему в запечатанных конвертах, адресованных самому себе. В конце программы ведущий раздает эти конверты.

 Мы с вами уже говорили о том, что одной из причин многих проблем подростков (застенчивость, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе и др.) является чрезмерная негативная оценочность происходящего, окружающих людей и самого себя.

Развитие уверенности в себе напрямую связано с положительным отношением к себе и своим качествам. Ничего не происходит от простого внушения, что к себе надо относиться хорошо. Развитие уверенности в себе стимулируется опосредованно через принятие себя, гибкость мышления и умения рассматривать различных людей и ситуации с позитивной стороны.

 Попробуем развить в себе гибкость мышления и толерантного отношения к различным событиям жизни.

Упражнение «Три на три»

Цель. Развитие гибкости мышления и толерантного отношения к различным событиям жизни.

Время. 20 минут

Вид. Упражнение – тренинг навыка.

Материалы: наборы из  трех карточек (см. в описании упражнения) – 305 наборов

Инструкция:

« Объединитесь в группы по три человека (по два, по четыре, по пять человек – это зависит от числа участников и времени, которое вы планировали потратить на упражнение,- чем больше подгрупп, чем дольше длится обсуждение)

Каждой подгруппе выдается по три карточки с описанием жизненных ситуаций, обычно вызывающих неприятные переживания.

Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны  в каждой из трех ситуаций, написанных на ваших карточках. У вас есть на это только пятнадцать минут, поэтому поторопитесь».

Содержание карточек.

Карточка 1.

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)….

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)….

Карточка 2.

У меня неприятности, и дома я накричал (а) на своих домочадцев, и  это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)…

У меня неприятности, и дома я накричал (а) на своих домочадцев, и  это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Карточка 3.

Сегодня я узнал (а), что мой ребенок обманул меня, и это плохо, потому что: 1)…,2)…,3)…

Сегодня я узнал (а), что мой ребенок обманул меня, и это хорошо, потому что: 1)…,2)…,3)…

После выполнения задания представители каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов. В результате в каждом случае, получается, по 9-12 аргументов «плохо» и «хорошо»

Обсуждение.

« Как вы думаете, чему вас научило это упражнение? Какие аргументы давались легче всего? Как вы думаете, почему?»

Резюме

Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими – все зависит от того, как мы к ним относимся. Например, один человек заболел, и ему пришлось отказаться от увлекательной поездки. Он очень расстраивался по этому поводу. А потом оказалось, что его друзья попали в автокатастрофу.

Самая распространенная ошибка людей – относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж и плохими. А иногда они даже спасают нас от чего-то худшего. Как говориться «Все, что ни делается – к лучшему!»

ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ

Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

— Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

Комментарии для ведущего.

 При выполнении этого упражнения главное – не увязнуть в обсуждении аргументов. Поэтому ведущий ориентирует участников на быструю работу: тогда предложены аргументы не подвергаются слишком подробному обсуждению. Однако нельзя принимать абсурдные аргументы, потому что в таком случае у участников остается недоверие к тому, что каждое событие реальной жизни действительно можно оценивать со всех сторон. Важно помнить, что цель упражнения – развить гибкость мышления как жизненное умение, а не просто весело поиграть.

Упражнение «Пересадка сердца»

Цель. Развитие толерантности при ответственном выборе.

Время 20 мин.

Вид. Групповая дискуссия.

Материалы. Список групп кандидатов на пересадку сердца – количеству подгрупп.

Инструкция.

«Разделитесь на подгруппы по 4-5 человек.

Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина,40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет. Депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  9. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

По окончании  обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его».

Обсуждение.

«Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?»

Резюме тренера.

«При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было  видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они обязаны руководствоваться совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных  фактах, а не социальных оценках.

Также бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом часто забываем, что не вправе судить других людей.  Нам могут не нравиться их поступки, поведение, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим общаться с ними, видеть их, но мы не можем судить их.

Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравятся, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам  не нравится. А они имеют право.

Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям»

Упражнение «Четыре квадрата»

Цели. Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе. Принятия себя.

Время. 20 минут.

Вид. Упражнение-таблица.

Инструкция.

« Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части, на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4. Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», «ответственный». А можете описать их несколькими словами, например « умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое до конца».

После того, как задание выполнено, ведущий предлагает: «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того, как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: « Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится абсолютно все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того, как заполнен квадрат 2, ведущий предлагает: « Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился! А теперь наоборот, закройте квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким и разговаривать никто не будет.

А теперь посмотрите на весь лист в целом. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я».

Обсуждение. «Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Резюме.

Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем относиться к себе как  враги, и тогда мы не будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если для этого у них нет объективных оснований.

А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по-настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества.

На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в  которых одно и то же качество выступает по-разному. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем управлять сами их проявлениями, вместо того, чтобы подчиниться им. И тогда можно будет сказать: « Я использую свои качества, а не качества используют меня!»

А теперь давайте подумаем: как мы относимся к другим людям? Есть ли вокруг вас те, к которым вы относитесь так, будто перед вами только квадраты 3 и 4?

Напишите дома  качества человека, отношения с которым вас неустраивают, исходя из квадратов 1 и 2, и увидите, как ваше отношение изменится к нему.

Комментарии для тренера.

Иногда участники затрудняются в переформулировке своих качеств. Это происходит из-за устоявшегося отношения к ним. Можно помочь, тихо подойдя к участнику

Заключительное обсуждение.

Особенности подросткового возраста:

возрастные задачи, точки риска и ресурсы.

Подростковым называют период от 13 до 19 лет.

Делится он на два периода:

  1. младший подростковый возраст – пубертатный – от 13 до 15 лет;
  2. старший подростковый возраст – ювенальный – от 16 до 19 лет

Название «тинейджер» - от английского окончания числительных от13-19 лет – teen.

Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на  всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события  своей жизни, принимать решения, какой круг общения он выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, как он будет преодолевать трудности – личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именно в подростковом возрасте.

Чем характеризуется этот период?

Постановка колоссальных целей – неумение их достигать, стремление к высоким идеалам – но чувствуют себя далекими от совершенства, стремление к независимости – чрезвычайная зависимость от мнения окружающих. Полное противоречие во всем, в чувствах, мыслях, не могут порой объяснить ни один из своих поступков.

К сожалению, родители тоже перестают понимать своего ребенка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния  вдруг перестают работать. Сталкиваясь с непривычным поведением, открытым сопротивлением или отчужденностью подростка, родители постепенно переходят от растерянности к раздражению. Стремясь сохранить прежние способы управления – усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей активностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфликты. Как следствие – опасное отдаление, растущее недопонимание, потеря близких и доброжелательных отношений.

Данный процесс происходит практически в каждой семье, и это надо принять как неизбежность. Но вот во что выльется эта борьба, будет ли она наполнена насилием и разрушениями или перерастет  в совместное развитие отношений на новой ступени – во многом зависит от родителей и других взрослых, окружающих подростка.

Рассмотрим особенности подросткового возраста немного подробнее.

В младшем подростковом возрасте ребенок начинает вырабатывать самооценку. До этого мнение об окружающем копировалось у взрослых. А теперь ему приходится отделять оценки родителей оттого, что он сам думает по этому поводу. А это, оказывается очень сложно.

Чтобы поставить себе «оценку», причем в самых разных проявлениях своего «Я», подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он подвергает сомнению привычную систему ценностей родителей, ведь она мешает его самоопределению. Родители говорят «плохо»..а почему? А вдруг это хорошо. А что будет, если я не послушаюсь. Т.о. тинейджер начинает раздвигать границы и начинает исследовать новые территории гораздо более решительно, чем в детстве.

Часто это приводит к нарушению правил, установленных в социальном окружении. Вплоть до правонарушений. Такое поведение часто называют «подростковым бунтом», но не всегда оно является таковым. Подросток просто не задумывается о последствиях своих действий, так как живет только настоящим и будущее для него выглядит весьма фантомно. С одной стороны, это позволяет расширить свои возможности, с другой – ведет к чрезвычайно рискованным, необдуманным поступкам. Плюс неразвитое чувство ответственности: до сих пор все его проблемы решали взрослые. Отвоевывая самостоятельность, подросток редко задумывается над тем, что его смелость основана на чувстве хорошо прикрытого тыла, который обеспечивают родители.

Осваивая новые «территории», подросток внимательно присматривается к окружающим «чужим» людям – они отличаются от привычных «домашних». «Чужие» вызывают у подростка неподдельный интерес: внешность, привычки, поведение, система ценностей -  все это не просто изучается, но и примеряется, пробуется на вкус, особенно если человек привлекателен. Чем больше это отличается от привычных оценок, тем более привлекательно. Главный вопрос: что особенно цениться окружающими, сто вызывает их восхищение, что высмеивается, осуждается. При этом подросток еще не владеет полноценной гаммой тонкого восприятия. Все, что он видит, отпечатывается в его сознании в контрастных тонах, все, что он слышит, звучит как  идеальная гармония либо как полный диссонанс, все, что ощущает и переживает, воспринимается восторженно либо с отвращением.

Постепенно вырабатывается некий образ того, каким должен быть человек. Этот образ тоже лишен полутонов. Он всегда «супер», «Идеальное Я», которое, однако, очень неустойчиво и меняется под влиянием нового интересного «объекта», попавшего в поле видимости. Это может быть модный киногерой, популярный артист, пользующийся успехом у сверстников или какой-то «необычайный» взрослый.

Подростковому возрасту свойственны также и редкие перепады настроения – от радости и веселья к депрессии. Объективных причин для этого может и не быть, или же они кажутся взрослым незначительными, но прыщик на лице, пятнышко на джинсах, обидное случайное слово, - все это может подвергнуть подростка в мрачное уныние. И в эти моменты, несмотря на внешнюю замкнутость и отчужденность, он остро нуждается в теплом сочувствии без критики и нравоучений.

Переговоры

Одновременно подросток исследует самого себя: какой я. Кто я?

Внешность чрезвычайно важна. Не имея еще жизненного опыта, оценивание идет лишь по внешним данным. Плюс бурно нарастающая сексуальность вызывает желание быть привлекательным именно в физическом отношении. Но разница в том, как выглядит идеальный образ и отражение в зеркале велика и поэтому очень часто имеет место развитие так называемого «подросткового комплекса».

Активно идет поиск ответа на вопрос: что я за личность? Подростка привлекает все необычное. Он считает, что может быть интересен другим, только если он оригинален. А опыта не хватает, поэтому снова приходиться копировать. Отсюда же и провозглашение безумных идей, оригинальных ценностей, каких-либо качеств. Но под идейной «упаковкой» подросток чувствует не полное внутреннее соответствие создаваемому образу, и это вызывает его неуверенность и тревожность. Последствия заниженной самооценки, как и завышенной, мешают дальнейшему развитию личности подростка, он перестает работать над собой и останавливается в развитии.

В этом возрасте также сильна тенденция к развитию. Подросток с готовностью воспринимает все новое, интерес к жизни в целом и к различным ее проявлениям подталкивает его к новым экспериментам, он легко обучается, легко отказывается оттого, что не приводит к успеху (как он его представляет). Всем этим способностям необходим вектор – направление, которое постепенно приведет его к истинной зрелости. А это окружение вокруг него, социальные и моральные ценности которого подросток усваивает и строит свою лестницу жизни. А если такого общества нет, то подросток начинает его выстраивать в собственном внутреннем мире. Параллельно начинает активно развиваться ответственность. Излишняя опека мешает этому процессу,  вырабатывая инфальтильность и нежелание действовать. Заодно меньше критики в свой адрес. А родители критику очень приветствуют.

Подростковый возраст – это этап формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни. И ему крайне необходима грамотная помощь взрослых людей при решении определенных жизненных задач. А помощь должна производиться при учете основных потребностей подростка:

-потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;

- потребность в четких ( но не тесных) правилах и границах,- без них трудно самостоятельно удержаться от деструктивных форм поведения;

-потребность в развитии и обучении через жизненную практику – свой опыт, а не чужой или чисто теоретический;

-потребность в интересных жизненных событиях  - интерес – это главный двигатель личностного развития человека, он максимален в подростковом возрасте;

- потребность в удовольствии -  изучение себя, своих чувств и ощущений – наиболее желаемые переживания;

 - потребность в уважении и признании – как прочной уверенности в себе как в ценной личности, а это – основа жизненного успеха;

-  потребность в общении и признании сверстниками – как стремление получить социальный опыт и выработку наилучших моделей поведения;

- потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение (основанное на уверенности в себе) – именно неумение это делать ведет ко многим проблемам в жизни подростка, ограничивающим его самореализацию и развитие;

- потребность в творческом самовыражении и самореализации;

- потребность в постановке жизненных целей – несмотря на стремление подростка жить здесь и сейчас. Четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.

Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с подростком....

правила общения родителей с подростком

Вы всегда сумеете договориться с подростком, если будетесоблюдая простые правила общения...

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

Правила общения родителей с подростком

Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности высокая загруженность подростков, требования, предъявляемые к ним родителями, нео...

презентация: Методика «ДОМ», как одно из средств помощи в конструктивном взаимодействии ребенка и родителя.

Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование   личности. Разные кризисные ситуации в жизни семьи, затрагивают детско-родитель...

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 лет

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 летАнализ запросов родителей, подростков, педагогов и психологов в...