Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся категории группа риска»
методическая разработка
Семинар-практикум
«Конструктивное взаимодействие классного руководителя
с родителями учащихся категории "группа риска"»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Конструктивное взаимодействие классного руководителя
с родителями учащихся категории "группа риска"»
Дашиева Г.Н.
Данный семинар-практикум для классных руководителей позволит педагогам увидеть и почувствовать вербальные и невербальные барьеры во взаимодействии с родителями группы риска, понять их причины и научиться психологическим методам и приемам эффективного общения с данной категорией родителей. Важная часть семинара - практические упражнения, которые дают возможность классным руководителям, анализируя собственные эмоции и чувства, понять и увидеть их у родителей «группы риска» и научиться новым приемам взаимодействия с ними.
Цель - повышение профессиональной компетенции классных руководителей.
Задача - актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям «группы риска»:
- обратить внимание педагогов на типологию родителей группы риска;
- помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями группы риска;
- способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями группы риска, развитию эмпатии по отношению к ним.
Оптимальное количество человек – 18-21. Предварительной работы с участниками семинара не проводится кроме информирования о теме, дате и месте проведения семинара. Семинар состоит из 2 частей с перерывом 5-7 минут, каждая из которых имеет продолжительность от 50 мин. до 1 часа.
Общее время проведения семинара - 2 часа.
Необходимые материалы:
1). презентация
2). бланки для упражнения «Продолжи предложение» (по кол-ву групп),
3). бланки для упражнения «Бег ассоциаций» (для 3 групп)
4). карточки на доску
5). маленькие листочки по кол-ву участников
6). демонстрационные листы (А4) с кругами
7). ситуации (2 шт.)
8). карточки со словами к упр. «Здравствуйте» (по кол-ву участников)
9). бейджи с ролями «Кл. руководитель» (2шт.), «Родитель ГР» (2 шт.), на стол - «Эксперты» (2 шт.)
10). тексты с инструкцией к упр. «Уважаемая Мария Ивановна!»
11). памятка «Работа с Я-сообщением» (на столы)
12). «Техника активного слушания» (на столы)
13). Памятка «Техники поддержания контакта и снижения напряжения собеседника» (по кол-ву участников)
14). «Листок обратной связи» (на столы по кол-ву участников)
Формы работы: мини-лекция, "мозговой штурм", работа в группах, практические упражнения.
Ход семинара-практикума
I. Организация пространства. Размещение прибывающих участников семинара за столами, заранее поставленными в форме квадрата, чтобы педагоги оказались лицом друг к другу и видели всех участников.
II. Приветствие ведущего. Введение в тему
1. Упражнение "Настроение руками"
Инструкция. Ведущий показывает настроение, в котором он пребывает в данный момент, с помощью рук, без слов. Следующий за ним участник, показывает собственное настроение. И так - до последнего участника.
2. Упражнение "Продолжи предложение"
Инструкция. Участникам в группе раздаются карточки с началом фразы: "Родители группы риска - это...". Задача - быстро, не раздумывая, по кругу в течение 1 минуты написать продолжение фразы, согнуть лист, чтобы ответ был не виден. Представитель группы зачитывает получившиеся варианты и, посовещавшись с участниками, выбирает 1-2 ответа.
Ведущий обобщает (выписывает на доску) представления участников о родителях группы риска: распределяя их, посовещавшись с участниками, на три группы - "нейтральное отношение", "негативное отношение", "позитивное отношение" (карточки на доске).
*Как правило, негативного восприятия родителей группы риска бывает в разы больше, чем остального.
Далее обсуждаются результаты выполнения задания и причины негативного восприятия большинством педагогов родителей группы риска.
III. Основная часть
ПЕРВЫЙ БЛОК
1. Упражнение «Бег ассоциаций»
Инструкция. Каждой группе необходимо сформулировать и записать ассоциации, вызываемые фразой "родители группы риска" в сочетании с определенным словом;
- первая группа - ассоциация со словом "растения": "Если бы родители группы риска были растениями, то это были бы…";
- вторая группа - ассоциация со словами "транспортное средство": "Если бы родители группы риска были транспортными средствами, то это были бы...";
- третья группа - ассоциация со словом "животное": "Если бы родители группы риска были животными, то это были бы...".
Время выполнения - 2 минуты.
После выполнения задания представитель каждой группы рассказывает об ассоциациях участников (их может быть несколько) и коротко поясняет причины подобного сравнения. Далее, ведущий предлагает участникам проанализировать, ассоциаций какого плана было больше - негативных, позитивных, нейтральных - и почему.
Обобщение: все родители разные. И даже родители группы риска при однозначном, казалось бы, критерии отнесения к этой группе - тоже разные.
2. Мини-лекция "Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей группы риска"
Презентация СЛАЙД 1.
Неблагополучные семьи - это семьи имеющие, трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов. К неблагополучным семьям мы относим: семьи алкоголиков, наркоманов, психически неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и нетрудоспособные семьи, имеющие детей или родителей инвалидов, молодые и безработные семьи, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми, а также семьи, в которых родители заняты индивидуальной трудовой деятельностью, сопряжённой с разъездами.
Неблагополучная (асоциальная )семья- это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
СЛАЙД 2. Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
1. Cемьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные семьи;·проблемные семьи;·асоциальные семьи; аморально-криминальные семьи; семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Семьи с открытой формой неблагополучия: формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне); проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
СЛАЙД 3. Типы неблагополучных семей
По материалам книги В.М. Целуйко «Психология неблагополучной семьи»:
Педагогически несостоятельная | Конфликтная семья | Асоциальная семья |
Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. | Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству. | В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. У членов такой семьи отмечаются асоциальные формы поведения и негативные ориентации. |
СЛАЙД 4. Основными принципами работы с семьей ГР являются:
- приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
- уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
- соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
- обоснованное использование власти и контроля;
- учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.
СЛАЙД 5. Индивидуальная работа с семьёй ГР включает:
- Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
- Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми
- Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками
- Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
- Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса.
- Индивидуальные беседы, как с родителями (отдельно), так и с ребенком из этой семьи, как наиболее эффективный способ взаимодействия.
- Проведение профилактических классных часов.
- Консультации по решению текущих проблем: успеваемость, агрессивное поведение, пропуски уроков.
- Привлечение специалистов к работе с семьями данной категории, обучение детей методам саморегуляции поведения.
- Приглашение семьи на Коррекционный совет школы.
- Своевременное реагирование и оформление документов
- Социальный патронаж семей
В этом учебном году силами классных руководителей, инспектора по опекаемым, зам. директора по ВР обследовано 12 семей, четыре из которых соответствуют категории «ГР».
Хочется поблагодарить тех педагогов, которые в течение всего учебного года проявляли неравнодушие, наблюдательность и вовремя направляли родителей и детей с проблемами к педагогу–психологу.
3. Упражнение "Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя группы риска"
Инструкция. Каждому участнику предлагается на маленьком листе с помощью двух кругов изобразить себя (Я) и типичного (в собственном восприятии) родителя группы риска (Р) во взаимодействии.
*Примечание. Как правило, на выполнение данного задания дается от 3 до 5 минут, не более! И это важно, т. к. реальное отражение типичной для педагога позиции во взаимодействии с родителем выявляется на уровне подсознания в первые минуты.
Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия классного руководителя с родителем группы риска.
*Рассмотреть и объяснить, что дают нам взаимоотношения в каждой из позиций.
- Какая из позиций подходит для наиболее эффективного взаимодействия? (пересечения кругов, общение на равных)
4. Упражнение в группах "Чувства родителей группы риска при взаимодействии с классными руководителями, педагогами"
Инструкция. Участники в 2-х группах распределяют роли: в каждой будет один - "классный руководитель" и один - "родитель группы риска". Группе дается карточка с описанием своей ситуации, которую необходимо проиграть, согласно ролям.
Задача 3-ей группы (экспертов): со своей позиции (часть – кл. руководители, часть – родители ГР) понять, какие чувства в данной ситуации испытывает кл. руководитель или родитель ГР, предположить причину. На проигрывание одной ситуации дается до 5 минут.
По завершении проходит обсуждение.
Примеры ситуаций
Ситуация 1. Классный руководитель после долгих попыток повлиять на поведение ребенка из семьи группы риска (который всегда пропускает первые два урока, на занятиях невнимательный и шумный, домашние задания выполняет редко и небрежно, с одноклассниками ссорится, с учителями оговаривается) пригласил одного из родителей ребенка на разговор.
Ситуация 2. Ребенок в школе - новичок. Из прежней школы в данную пришел по причине трудностей в обучении и конфликта с классным руководителем. Педагоги прежней школы сообщили классному руководителю, что семья ученика - неблагополучная, находится на учете во многих структурах, родители на контакт не идут. Классный руководитель решил пригласить одного из родителей для знакомства.
♫ Перерыв 5 минут.
ВТОРОЙ БЛОК
6. Упражнение "Разгоняем паровоз"
Упражнение направлено на снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Инструкция. Участникам предлагается по очереди хлопнуть в ладони по два раза так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков.
Мини-лекция с презентацией "Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями группы риска"
СЛАЙД 6. Эффективное общение - это принятие того, что сообщает партнер по общению; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.
Мы должны показать собеседнику (в нашем случае - родителю группы риска), что понимаем его мысли и чувства. Мы можем и не согласиться с тем, что говорит или делает родитель, но мы в силах принять его чувства.
СЛАЙД 7. Принятие можно продемонстрировать невербально (мимикой, жестами, позой, тоном) и вербально (словами).
7. Упражнение "Здравствуйте!"
Инструкция. Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, состояния, которые может испытывать любой человек.
Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово "здравствуйте", пытаясь изобразить предложенную эмоцию.
Задача остальных: понять, какие чувства, эмоции испытывает участник, в каком состоянии он находится, и назвать загаданное слово.
СЛАЙД 8. Слова для карточек: подозрение, злость, крайняя усталость, истерия, грусть, уверенность, доброжелательность, вредность, отвращение, страх, превосходство, раздражение, ярость, осторожность, самодовольство, подавленность, скука, удивление, беспокойство (тревога), понимание чувств другого, сочувствие, радость, обида, гнев, досада, обвинение, сердитость, строгость.
* Вопросы участникам: А что вы сами почувствовали в этот момент? Хочется ли дальше разговаривать?
СЛАЙД 9. Этапы взаимодействия классного руководителя и родителя группы риска: 1) установление контакта; 2) прояснение предмета разговора; 3) обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя.
*Вопрос: Какой из этих этапов для педагога, как правило, самый сложный?(установление контакта)
Установление контакта. Обычно встреча "среднестатистических" педагога и родителя группы риска происходит примерно так: минуя установление контакта ("чего это я перед ним буду прыгать?"), педагог начинает сразу со второго этапа ("так, я вызвал(а) вас потому, что ваш ребенок опять не учится, плохо себя ведет, конфликтует с педагогами и вообще он какой-то стал неуправляемый!.. Что у вас дома происходит? Вы вообще занимаетесь его воспитанием?" и т. д.).
8. Упражнение "Уважаемая Мария Ивановна..."
Инструкция. Среди участников выбираются 5 человек, которые будут играть роль классных руководителей. Их задача - произнести предложенную фразу так, как написано в карточке.
Остальные участники представляют родителей группы риска. Их задача - отслеживать свои эмоции и чувства и записывать их после каждого произнесения фразы.
Текст фразы: "Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас, как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".
Варианты произношения:
- доброжелательная интонация; руки скрещены на груди; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть в глаза родителю;
- доброжелательная интонация, родитель сидит, вы стоите, время от времени прохаживаясь по кабинету; руки сцеплены за спиной; сверлите глазами родителя;
- улыбка, но тон очень строгий; жестикуляция почти на каждом слове ладонью вверх-вниз, вторая рука на поясе; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть ему в глаза;
- доброжелательная интонация, руки повернуты ладонями к родителю, тело также повернуто к нему; стараться смотреть в глаза;
- доброжелательная интонация; вы стоите за столом, опершись на него обеими руками; родитель сидит; тело несколько наклонено над родителем; стараться не смотреть ему в глаза, взгляд устремлен мимо, за его плечо.
*Отреагировать чувства, которые испытывали «родители ГР»
Вопрос: Какой из вариантов произношения фразы на ваш взгляд более эффективен для установления контакта? (4)
СЛАЙД 10. Для установления контакта хорошо использовать правило "трех П": ПРИНИМАЕМ - ПОНИМАЕМ - ПОДДЕРЖИВАЕМ.
Как это делаем? Используя невербальные и вербальные средства общения.
СЛАЙД 11. Методы и приемы прояснения предмета разговора.
- "рефлексивное" или "активное слушание";
- "обратная связь";
- «Я-сообщение» ;
- приемы снижения эмоционального напряжения.
Рефлексивное или активное слушание (в психологии его называют эмпатийное) требует от педагога понимания многообразия чувств родителя и способности установить с ним эмоциональный контакт. Оно состоит из 3 стадий: сопереживание, сочувствие и симпатия (3 «С»).
Суть метода в умении слушать, а главное слышать больше, чем собеседник устно сообщает.
СЛАЙД 12. Методы активного слушания:
- перефразирование или эхотехника
- резюмирование
- эмоциональный повтор
- уточнение
- логическое следствие
- невербальное сопереживание (знаковое, жестовое)
- вербальное сопереживание (словесные восклицания)
- зеркальное отражение
В результате использования данного метода родитель чувствует, что его слушают, становится более открытым и искренним, стремится продолжить разговор.
Важно: желание выслушать родителя группы риска (может быть, его больше и некому выслушать!), уделить ему достаточно времени, принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Применяйте вербализацию (словесное выражение) чувств: "вы чувствуете... потому что..."; "вы огорчены!... потому что..."
Предупреждение: не следует использовать рефлексивное слушание тогда, когда вы чувствуете, что родитель вас не принимает или отталкивает (в этом случае данный метод не приведет к успеху).
Раздать памятки «Техника активного слушания»
Мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику, а пользуемся вербальными средствами общения, интерпретируем его сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно использовать обратную связь (проговаривать, что именно вы услышали).
10. Упражнение «Техника «Я-сообщение»
В психологии такие фразы, типа «Ты опять опоздал! Ты ничего не делаешь! Ты постоянно поступаешь по своему!» и т.п. называются Вы-сообщениями. Все эти фразы объединяет то, что они начинаются с обвинения в адрес другого человека, ставят его в оборонительную позицию, т.к. у него подсознательно возникает ощущение опасности. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.
Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование техники Я-сообщений.
Фраза должна составляться из четырех основных частей:
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…». (а не «Ты опоздал!» – почувствуйте разницу)
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
Раздать технику «Я сообщения» и ситуации для работы в группах.
Раздать памятки «Техники эмоционального контакта и снижения напряжения собеседника»,
«Памятка по работе с семьёй категории «группа риска».
Заключение: взаимодействие с родителями ГР может стать эффективным, если мы будем учитывать чувства родителя, его настрой на общение с классным руководителем, которые с вою очередь зависят от нашего настроя (принятие - понимание - поддержка), профессионализма (умение использовать различные коммуникативные техники), невербального и вербального поведения.
И я искренне желаю, чтобы наше общение не только с учениками, с родителями, но и с коллегами в коллективе было всегда только позитивным!
И в завершении прошу написать всех участников нашего практикума несколько слов в «листке обратной связи».
СЛАЙД 13.Спасибо за работу, понимание и внимание!!!
Упражнение «Продолжи предложение»
Родители группы риска - это...
Родители группы риска - это...
Родители группы риска - это...
Родители группы риска - это...
Родители группы риска - это...
Родители группы риска - это...
Упражнение «Бег ассоциаций»
- первая группа - ассоциации со словом "растения": "Если бы родители группы риска были растениями, то это были бы…
Упражнение «Бег ассоциаций»
- вторая группа - ассоциации со словосочетанием "транспортное средство": "Если бы родители группы риска были транспортными средствами, то это были бы..."
Упражнение «Бег ассоциаций»
- третья группа - ассоциации со словом "животное": "Если бы родители группы риска были животными, то это были бы..."
Памятка по работе с семьёй категории «группа риска».
1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных
примерах.
2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, внося поправки в услышанное.
4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они сами делились с вами своими неприятностями.
5. Не ставьте на ребенке крест, не вещайте ярлыков, шанс исправиться есть у каждого.
6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8. Диалог с ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым у вас совпадают.
9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка. Не грех иногда и встать на его место, чтобы лучше понять его мотивы.
Памятка по работе с семьёй категории «группа риска».
1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных
примерах.
2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, внося поправки в услышанное.
4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они сами делились с вами своими неприятностями.
5. Не ставьте на ребенке крест, не вещайте ярлыков, шанс исправиться есть у каждого.
6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8. Диалог с ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым у вас совпадают.
9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка. Не грех иногда и встать на его место, чтобы лучше понять его мотивы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)
Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Стасья содержит правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся, формы работы с родителями...
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
В помощь классному руководителю для проведения родительских собраний...
Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся. Опыт работы.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:1. Психолого - педагогическое просвещение родителей;2. В...
Коллективные и групповые формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это ...
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лу...
План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ классного руководителя 11 класса с родителями учащихся МБОУ СОШ№4 имени Л.И.Золотухиной на 2022 - 2023 учебный год...