Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе
статья (5 класс) по теме

Волкова Светлана Михайловна

Автор Волкова Светлана Михайловна

учитель ОРКСЭ и географии школы №328 Невского района г. С-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokova_sm_328_statya.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

С.М.Волкова, учитель ГБОУ 328

Невского района Санкт-Петербурга

Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе

В нашей школе широко применяется проектная деятельность как межпредметная, так и надпредметная. Особое место занимают творческие проекты, в которые были вовлечены и учащиеся пятых классов, изучающие курс  «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКиСЭ).

В первую очередь это касается надпредметного сетевого проекта «Традиционная кукла» (https://sites.google.com/site/tradicionnaakukla/o-proekte). Проект существует в школе с 2010г., изначально назывался «Русская традиционная кукла», но вышел за границы этой темы. В него вошло не только исследование кукол нашей страны, но и зарубежной народной куклы. Так к проекту присоединились учащиеся и педагоги нашей итальянской школы партнёра – лицея «Деледа» в Генуе, и проект приобрёл статус интернационального. Поскольку народные куклы были не только игровые, но также обережные и обрядовые, то есть тесно связанные  с религией, то проект хорошо вписался в рамки предмета ОРКиСЭ. Особенно в тот модуль, который выбрала наша школа – «Мировые религиозные культуры».

В рамках этого модуля силами участников проекта были проведены уроки, рассказывающие о народных традициях, ритуалах, праздничном календаре, в которых были задействованы традиционные куклы. Учащиеся и их родители тоже не остались в стороне, а подготовили свои мини-исследования в этой области. Особенно заинтересовали пятиклассников рождественские обрядовые куклы: Коляда, рождественская Коза и Спиридон Солнцеворот. Также учащиеся рассказывали, как в их семьях отмечают Масленицу и что означает кукла, создаваемая на этот праздник. В заключение данного этапа проектной деятельности, учащиеся сделали своими руками куклу Веснянку к Пасхе, используя мастер-класс, созданный их старшими товарищами  по проекту – девятыми классами. Как мне показалось, участие в этом проекте, прикосновение к традициям своих предков  принесло пятиклассникам большую радость, новые знания, умения и навык в исследовательской деятельности.

Кроме проекта  «Традиционная кукла» в курсе ОРКиСЭ были использованы наработки другого межпредметного проекта. В школе ещё с 90-х гг. существует традиция создания на уроках информатики в качестве зачётных работ  пособий по другим общеобразовательным предметам. Зная о введении данного курса, педагоги предложили учащимся создать пособия по мировым религиозным культурам уже в прошлом учебном году. В результате учащиеся седьмых классов создали ряд  наглядных пособий по курсу в виде  презентаций в Power Point, что не только облегчило работу учителю, но и способствовало интересу пятиклассников в изучении ОРКиСЭ. Сами учащиеся, изучающие мировые религиозные культуры, поучаствовали в данном проекте, создав ряд творческих работ  по таким темам, как «Образ Родины» и «Открытка к празднику». Эти работы были использованы учащимися старших классов для создания электронных проектов по данным темам для районного конкурса «Диалог с компьютером».

Участвуя в этих проектах, учащиеся пятых классов, ещё недавно вошедшие в среднюю школу, не только прикоснулись к исследовательской деятельности, к навыкам самостоятельной и творческой работы, но и влились в большую творческую семью средних классов нашей школы, приобрели друзей и наставников в старших классах. И можно сказать, что этому способствовали возможности нового предмета -  ОРКиСЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе

Статья была написана для методического пособия, которое выйдет в АППО на кафедре социального образования в январе 2013 года....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

Разработка методических приемов формирования регулятивных УУД по предмету физическая культура в рамках деятельности лицея как городской экспериментальной площадки « Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования».Самообразование

Развитие современных информационных технологий привело к тому, что дети разучились общаться и играть друг с другом в реальном мире. Страх родителей, не выпускающих на улицу детей, за их жизнь и здоров...

Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты

Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...