Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе
статья (5 класс) на тему
Статья была написана для методического пособия, которое выйдет в АППО на кафедре социального образования в январе 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokova_sm_328_statya.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
С.М.Волкова, учитель ГБОУ 328
Невского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе
В нашей школе широко применяется проектная деятельность как межпредметная, так и надпредметная. Особое место занимают творческие проекты, в которые были вовлечены и учащиеся пятых классов, изучающие курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКиСЭ).
В первую очередь это касается надпредметного сетевого проекта «Традиционная кукла» (https://sites.google.com/site/tradicionnaakukla/o-proekte). Проект существует в школе с 2010г., изначально назывался «Русская традиционная кукла», но вышел за границы этой темы. В него вошло не только исследование кукол нашей страны, но и зарубежной народной куклы. Так к проекту присоединились учащиеся и педагоги нашей итальянской школы партнёра – лицея «Деледа» в Генуе, и проект приобрёл статус интернационального. Поскольку народные куклы были не только игровые, но также обережные и обрядовые, то есть тесно связанные с религией, то проект хорошо вписался в рамки предмета ОРКиСЭ. Особенно в тот модуль, который выбрала наша школа – «Мировые религиозные культуры».
В рамках этого модуля силами участников проекта были проведены уроки, рассказывающие о народных традициях, ритуалах, праздничном календаре, в которых были задействованы традиционные куклы. Учащиеся и их родители тоже не остались в стороне, а подготовили свои мини-исследования в этой области. Особенно заинтересовали пятиклассников рождественские обрядовые куклы: Коляда, рождественская Коза и Спиридон Солнцеворот. Также учащиеся рассказывали, как в их семьях отмечают Масленицу и что означает кукла, создаваемая на этот праздник. В заключение данного этапа проектной деятельности, учащиеся сделали своими руками куклу Веснянку к Пасхе, используя мастер-класс, созданный их старшими товарищами по проекту – девятыми классами. Как мне показалось, участие в этом проекте, прикосновение к традициям своих предков принесло пятиклассникам большую радость, новые знания, умения и навык в исследовательской деятельности.
Кроме проекта «Традиционная кукла» в курсе ОРКиСЭ были использованы наработки другого межпредметного проекта. В школе ещё с 90-х гг. существует традиция создания на уроках информатики в качестве зачётных работ пособий по другим общеобразовательным предметам. Зная о введении данного курса, педагоги предложили учащимся создать пособия по мировым религиозным культурам уже в прошлом учебном году. В результате учащиеся седьмых классов создали ряд наглядных пособий по курсу в виде презентаций в Power Point, что не только облегчило работу учителю, но и способствовало интересу пятиклассников в изучении ОРКиСЭ. Сами учащиеся, изучающие мировые религиозные культуры, поучаствовали в данном проекте, создав ряд творческих работ по таким темам, как «Образ Родины» и «Открытка к празднику». Эти работы были использованы учащимися старших классов для создания электронных проектов по данным темам для районного конкурса «Диалог с компьютером».
Участвуя в этих проектах, учащиеся пятых классов, ещё недавно вошедшие в среднюю школу, не только прикоснулись к исследовательской деятельности, к навыкам самостоятельной и творческой работы, но и влились в большую творческую семью средних классов нашей школы, приобрели друзей и наставников в старших классах. И можно сказать, что этому способствовали возможности нового предмета - ОРКиСЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе
Автор Волкова Светлана Михайловнаучитель ОРКСЭ и географии школы №328 Невского района г. С-Петербурга...
Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения.
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...
Разработка методических приемов формирования регулятивных УУД по предмету физическая культура в рамках деятельности лицея как городской экспериментальной площадки « Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования».Самообразование
Развитие современных информационных технологий привело к тому, что дети разучились общаться и играть друг с другом в реальном мире. Страх родителей, не выпускающих на улицу детей, за их жизнь и здоров...
Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты
Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....
Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)
Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...