Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)
проект

Белоногова Юлия Анатольевна

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования            

Свердловской области

МКОУ ГО Заречный «Средняя общеобразовательная школа №1»

Творческий проект

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)

                            Исполнитель:

                                  Белоногова Ю.А..

                                                             преподаватель-организатор ОБЖ

Заречный

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Эффективность применения проектного обучения в преподавании предмета ОБЖ (КБЖ)………………………………………….5

Глава 2. Структура, содержание, технология применения проектного метода обучения в преподавании предмета ОБЖ (КБЖ)……………………7

2.1. Теоретические позиции проектного метода……………………….7

2.2. Этапы учебного проекта…………………………………………….8

Глава 3. Оценка эффективности применения метода проектов в рамках курса ОБЖ ………………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………....12

Список используемой литературы……………………………………………..13

Приложение

Введение

Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того чтобы жить в новых условиях,недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.

Поэтому возникает необходимость изучения курса ОБЖ в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования. Воспитание и обучение должно строиться на основе приоритетного отношения к интересам и потребностям ребенка, связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки, то есть, качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать обучающихся на осознание и понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ.

Однако захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание просто принять участие в конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Цель проекта:повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов в преподавании ОБЖ посредством использования метода проектов.

Задачи проекта:

1. Проанализировать имеющиеся разработки по применению метода проектов;

2. Углубить теоретические знания о проектной деятельности;

3. Обосновать необходимость использования метода проектов для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса;

 4. Определить схему возможного использования метода проектов для повышения качества образования на уроках ОБЖ (КБЖ);

5. Смоделировать и отработать эффективные механизмы организации взаимодействия учителя и учащихся;

6. Выбрать наиболее приемлемые способы и средства осуществления контроля знаний, оценки уровня закрепления навыков и умений.

7. Проанализировать и представить результаты применения проектного метода в рамках изучения курса ОБЖ (КБЖ).

ГЛАВА 1. Эффективность применения проектного обучения в преподавании предмета ОБЖ (КБЖ)

Организация  защиты населения от чрезвычайных ситуаций является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан, действующей на всех уровнях.

В связи с этим,  в деле защиты населения, выработки у населения привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Исходя из современных требований, основными целями курса ОБЖ (КБЖ) являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.

Следовательно, встает вопрос об организации на уроках ОБЖ активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению опыта школьников как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного самообразования становится малоэффективной.

В решении этой задачи можно выделить следующие этапы:

- урочная учебная деятельность обучающихся;

- внеурочная деятельность;

- индивидуальная самостоятельная работа обучающихся.

Данные направления позволяют вовлечь ученика в активный, осознанный познавательный процесс, который направлен как на конкретный ближайший результат учебной деятельности, так и на формирование определенного банка знаний, умений, опыта, необходимого в дальнейшей жизни. (Приложение 1,4)

Большую значимость на всех ступенях обучения ОБЖ приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Учащиеся учатся отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность её источников, передавать содержание адекватно поставленной цели. Обучающиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их примерами.

Активизации информационно-коммуникативной деятельности, развитию личности ребенка, его креативных возможностей способствует выполнение творческих работ на уроках ОБЖ. Необходимо предлагать обучающимся выражать свое видение экстремальных и чрезвычайных ситуаций в виде рисунков, выполнять групповые проекты по темам курса, раскрывать собственное отношение к явлениям путем написания мини-сочинений или сочинений-рассуждений, разрабатывать и осуществлять исследовательские проекты. (Приложение 1)

Повышению качества творческих работ в большой степени способствует использование инновационных технологий и в частности, проектного метода.

С внедрением проектного метода обучения появляется возможность на уроках ОБЖ, углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности:

  • самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
  • учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивать у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • системное мышление;

развивать инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде.

Таким образом, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

ГЛАВА 2. Структура, содержание, технология применения проектного метода обучения в преподавании предмета ОБЖ (КБЖ)

2.1. Теоретические позиции проектного метода

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся. (Приложение 5)

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что проектная деятельность ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

В рамках учебно-воспитательного процесса я стремлюсь к тому, чтобы  ученик  четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1)         в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2)        образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3)        индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4)        комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5)        глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Обобщая вышеизложенные позиции, видим, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

2.2. Этапы  учебного проекта

Проектом называют проблемную задачу, процесс решения которой алгоритмизирован, поэтапен.Процесс создания проекта состоит из нескольких предварительных этапов и циклически повторяющихся рабочих этапов, которые должны реализовываться в совместной деятельности учителя и учащихся, и предназначены для решения отдельных задач проекта. При этом тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "ОБЖ", быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы безопасности, правил поведения в ЧС, и т.д. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий.

Деятельность на каждом этапе должна быть направлена на формирование определенных умений и навыков обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей. (Приложение 2)Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога на каждом этапе выполнения проекта.

Для формирования алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает учитель, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.

Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку  проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся.Оценка выставляется учителем-руководителем проекта. С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся. (Приложение 3)

Так же критерием оценки может являться достижение цели того или иного проекта.

Таким образом, в ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

ГЛАВА 3. Оценка эффективности применения метода проектов в рамках курса ОБЖ

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Метод проектов способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности.

К возможным результатам использования подобных современных личностно ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности можно отнести:

- позитивную динамику уровня обученности школьников;

- рост мотивации к изучению предмета;

- активное участие школьников в конкурсах и соревнованиях;

- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в

образовательном процессе;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Критериями педагогической деятельности служат:

-    уровень усвоения базового компонента содержания образования по предмету (качество знаний-, степень обученности - - 2011- 2012 учебный год);

-    уровень усвоения знаний, умений, теоретических и практических навыков (предварительный, текущий, тематический тестовый контроль, в том числе с использований компьютерных технологий, сдача практических нормативов);

-   учащиеся школы  активно участвуют в городских конкурсах и соревнованиях,  показывая высокую результативность;

-  участие в городских олимпиадах;

- конкурсах по ПДД, на противопожарную тематику.  (Приложение 4)

Одними из основных результатов применения метода проектов можно считать формирование у детей умений:

• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;

• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в том числе людей, как источник информации;

• планировать свою работу;

• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;

• решению профориентационных задач.

Заключение

  1. Метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

  1. Ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

  1. Метод проектов способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности.

Список литературы

1.        Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.

2.Организация преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов/ Составители: Мишин Б.И., Абатурова В.В., Легкобытов А.В. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 256с. – (Современное образование)

3.        Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 1998г.

4.        Чечель И. "Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула", "Директор школы", 3, 1998.

5.        Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения", "Директор школы", 3, 1998.

6.      Микушин Г. Обучение на уроках ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1999. № 12.

7. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

8. http://www.fsp.akipkro.ru/fsp-public/47-pedagogam/145-obg.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования

В данной статье дается понятие образовательной компетенции, рассматриваются виды компетенций и рассказывается каким образом повышение компетентности учителя может осуществляться посредством дистанцион...

Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.

Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования....

«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебны...

Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».

«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...

«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».

laquo;Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии»....

Проектно-исследовательская методика как средство повышения качества образования.

Статья об использовании проектно-исследовательской методики. Не трудно согласиться, что проектно-исследовательская методика как средство повышения качества  образования необходима в современной ш...