Формирование деятельностно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе организации практической деятельности на уроке истории
материал по теме
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
/ учитель учителю; обмен опытом /
Автор
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
ОГАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области»
2012
Оглавление.
I. Введение……………………………………………………….3
- Обоснование проблемы.
II. Основная часть……………………………………………….4
- Формирование деятельностно - коммуникативных компетенций учащихся в процессе организации практической деятельности на уроке истории.
III. Заключение………………………………………………….8
- Выводы.
IV. Библиографический список………………………………
2
I. Введение.
«Учение может стать для детей интересным,
увлекательным делом, если оно озаряется ярким
светом мысли, чувств, творчества, красоты и игры».
В.А.Сухомлинский
Долгие годы считалось, что главная задача педагога – передать обучающимся знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение.
В традиционной системе образования основной упор в процессе обучения делался на накопление знаний и только после – на их практическое применение, причём чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации.
Таким образом, школа рассматривалась только как подготовка к будущей взрослой жизни, а огромное количество полученных знаний и навыков просто утрачивалось за их невостребованностью.
«Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает переход от знаниевой парадигмы к компетентностной.
В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе».[1.53]
При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности.
В данной статье представлена такая активная форма обучения на уроках истории как практикум по решению познавательных задач.
Приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения.
«Один из вариантов решения этой задачи – вариативность использования индивидуальной и групповой формы обучения на учебном занятии.
Первое: индивидуальная практическая работа содействует процессу интериоризации (работает механизм «действие – ощущение – мысль»), развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций
Второе: групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно - коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе».[2.18]
3
II. Основная часть.
Рассмотрим применение такой методики на примере конкретного учебного занятия.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по предмету: История России и мира.
Тема учебной программы:
Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX вв.
Тема учебного занятия:
Россия в начале XX века.
Цели и задачи учебного занятия:
1. На основе новейших научных представлений выявить основные тенденции развития России в начале XX века. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.
2. Дать образное представление о влиянии на развитие общества деятельности исторических личностей, исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития.
3. Способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к отечественной истории.
4. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, учащихся при выполнении различных видов деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Практикум по решению познавательных задач.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
№ п/п | Ход занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы | Время мин. |
I | Этап организации занятия. | 2 |
II | Этап актуализации. | 3 |
III | Этап закрепления и обобщения темы. | 34 |
IV | Этап контроля и самоконтроля. | 3 |
V | Этап информации о домашнем задании. | 1 |
VI | Этап рефлексии. | 2 |
Ход учебного занятия:
I. Этап организации занятия.
- Проверка списочного состава.
- Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.
II. Этап актуализации.
- Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия (слайд №2)
III. Этап закрепления и обобщения темы.
1. История России в цифрах (слайд №3-4).
- Учащиеся должны вставить цифры в текст.
В начале XX века территория России составляла 22 млн. кв. км, или более
16 % обитаемой суши. Население страны составляло 185,2 млн. человек, из которых 121 млн. человек были русские, украинцы и белорусы.
Россия была многонациональной страной, так как на её территории проживало более 100 больших и малых народов.
2. Личность, дата и событие (слайд №5-6).
- Учащиеся должны сделать сопоставление.
1.Николай II 2.П.А. Столыпин 3.А.А. Брусилов 4.Г.А. Гапон 5.С.О. Макаров
А.9.01.1905г. Б.02.03.1917г.В.1916г. Г.1904-1905гг.Д.1906-1911гг.
1.Русско-японская война. 2.Прорыв австрийского фронта. 3. Отречение от власти.4. На посту премьер-министра. 5.Кровавое воскресенье.
Ответ: 1-б-3; 2-д-4; 3-в-2; 4-а-5; 5-г-1
5
3. Исправить исторический текст (слайд №7-8).
- Учащиеся должны найти ошибки в тексте.
Он был высокого роста, всегда носил военную форму и потому выглядел старше своих лет. Его считали способным правителем и называли «человеком среднего масштаба». Последний русский царь был добрым и холодным к чужим людям, но не любил свою семью и был прекрасным семьянином. Если бы он был простым человеком, то прожил бы жизнь полную гармонии - всегда на работе поощряемый начальством.
4. Дополнить фразу (слайд №9-10).
- Учащиеся должны провести ассоциацию.
Одинокий Большая азиатская Брусиловский Кровавое Многонациональное Православное Сельское Мировая Самодержавная Привилегированное | Прорыв Хозяйство Монархия Реформатор Воскресенье Война Сословие Программа Государство Христианство |
Ответ:
Одинокий реформатор
Большая азиатская программа
Брусиловский прорыв
Кровавое воскресенье
Многонациональное государство
Православное христианство
Сельское хозяйство
Мировая война
Самодержавная монархия
Привилегированное сословие
6
5. Решить чайнворд (слайд №11-12).
и | в | а | н | ||||
м | е | щ | а | н | е |
| |
п | ё | т | р |
| |||
е | р | м | а | к |
| ||
р | у | с | ь |
| |||
и | г | о | р | ь |
| ||
я | п | о | н | и | я |
|
1. Имя Грозного царя.
2. Бедное городское население.
3. Великий император
4. Атаман, покоритель Сибири.
5. Киевская …
6. Князь, по прозвищу «Старый».
7. Главный соперник Росси на Дальнем Востоке.
IV. Этап контроля и самоконтроля.
- Выводы и замечания по ходу занятия.
- Оценка работы учащихся на занятии.
V. Этап информации о домашнем задании (слайд №13).
- Сделать сообщение об исторической личности:
«Царевич Алексей (1904-1917)».
VI. Этап рефлексии (слайд №14).
Ответь одним предложением:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- я попробую…
- мне захотелось…
7
III. Заключение.
Становиться очевидным, что применение такой методики обучения позволяет:
- добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации;
- вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности;
- учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
«Последние результаты международного исследования РISA в очередной раз за последние несколько лет продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение».[1.56]
Таким образом, по нашему мнению, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории позволит эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации. Необходима такая организация учебного процесса, при которой каждый урок стал бы интересным, учащиеся научились приобретать знания самостоятельно, у них появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся является проведение нестандартных уроков. Исходя из выше сказанного, актуальность проблемы обусловлена поиском новых педагогических приемов обучения и социальными потребностями формирования активной личности, отличающейся высоким профессионализмом и высокой нравственной культурой.
8
IV. Библиографический список.
Литература:
1. Егоров О.С. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель – 2001 - №1.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии,- М., 1998г.
3. Н.В. Загладин Н.А.Симония История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 4,- Москва, Русское слово,2007г.
4. И.П Зырянов Н.К. Буганов История России часть1,- Москва, Просвещение, 2002г.
5. В.Н. Балязин Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС,
2006г.
6. А.С. Панарин Россия в циклах мировой истории,- Москва, Просвещение, 1999г.
Интернет – ресурсы:
- http://ru.picscdn.com/image/132b54da/
- http://rufoto.eu/domain/vorsma.info/
- http://rulinks.in/keyword
- http://rufoto.eu/keyword
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"
Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...
Применение технологии web-квеста в процессе учебной деятельности на уроках информатики и ее направленность на формирование УУД
Технология web-квест:Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В технологии web-кв...
Формирование деятельностно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе организации практической деятельности на уроках истории. Прием кроссенс
методическая разработка...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...
Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»
Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...