Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы России начался этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности школьника как цель и смысл образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы России начался этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности школьника как цель и смысл образования.
ФГОС акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителя.
Современная модель образования требует:
- постоянного обновления технологий;
-ускоренного освоения инноваций;
- быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира;
- возможность получения качественного образования.
Важнейшим условием эффективности системы образования является гибкость реагирования на запросы личности, потребности экономики и нового общественного устройства. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно взаимодействовать в различных группах.
Компетентностная модель выпускника – ответ на вызовы современного общества и социальные требования. Выработка на основе существующих в данном обществе социальных ожиданий и требований к комплексу качеств и умений, нужных каждому члену общества для достижения успеха в своей профессиональной, личной и общественной жизни
В связи с этим меняются цели и результаты образования.
Важными целями образования становятся:
- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации,
- формирование высокого уровня правовой культуры,
- готовность к сотрудничеству, умение вести диалог,
- толерантность к чужому мнению.
В этой связи основным результатом деятельности школы должен стать набор компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах жизни общества. А так же достижение современного национального воспитательного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Существующая в школе модель исторического образования не учитывает характера современного социума, коммуникативно- информационных особенностей социальной среды, глобального и национального информационного контекста.
Доступность и глобальность информации, связь образовательных и коммерческих технологий зачастую искажают научные представления.
Коммуникации, являющиеся самым динамичным элементом современности, оказывают определяющее влияние на молодёжную среду.
Пассивное впитывание информационного «фаст-фуда», не умение пользоваться источниками и т.д. негативно влияет на формирование мировоззрения учащихся.
В итоге у учащихся формируется:
- потеря любознательности;
- не достаточная способность самостоятельно мыслить;
- отсутствие навыков работы с информацией;
- отсутствие навыков коллективной работы.
В новой образовательной системе учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Как гласит китайская поговорка: «Учителя открывают дверь. Входишь ты сам». Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельности обучающегося, далекая от простой репродукции.
Одна из технологий, позволяющих способствовать развитию активности школьников сформировать и развить коммуникативную и информационную компетенции является метод проектов.
Компетентный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
В ключевые компетенции включаются: работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком.
ИКТ-компетентность в настоящее время относится к числу ключевых, обеспечивая школьникам возможность:
- успешно продолжать образование в течение всей жизни;
- подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
- жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.
ИКТ - компетентность учащегося - это способность решать возникающие информационные задачи, используя современные информационные и коммуникационные технологии.
Модель ИКТ - компетентности включает:
- определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
- доступ к информации – умение собирать и /или извлекать информацию;
- управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
- интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
- оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
- сообщение информации — способность должным образом передавать
Коммуникативные компетенции:
Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за определённый «фронт» работ, самоконтроль. Другими словами - способность вступать в общение, с целью быть понятым.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которые ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Формирование коммуникативных и ИКТ компетенции
на различных стадиях работы над проектом.
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учителя и основные решаемые им задачи | Деятельность учащихся |
Подготовка | Определение темы проекта | 1.Побуждает учащихся к самостоятельному выбору и обоснованию темы; 2.Планирует педагогические ситуации участия каждого участника, выявляет желания, интересы, подводит к самостоятельному волеизъявлению. Побуждает учащихся к составлению собственных планов; 3.Знакомит с проблемными вопросами, обсуждает источники и методы получения информации. | 1.Предлагают свои варианты разработки проекта; 2.Принимают участие в дискуссии, предлагая свои вопросы для обсуждения, актуализируя собственные знания из разных предметных областей; 3.Формулируют цели и возможный продукт, обосновывая преимущества. |
Планирование | 1.Распределение по группам; 2.Определение способов сбора и анализа информации; 3.Определение способа представления результата каждого; 4.Распределение обязанностей между членами группы | 1.Нацеливает на самостоятельное распределение обязанностей по сбору информации; 2.Знакомится с результатами коллективного обсуждения, распределения ролей; 3.В случае необходимости предлагает идеи, отслеживает участие каждого. | 1.Распределяют роли, определяют свою тематику, определяют этапы разработки проекта, даты получения первых результатов; 2Учатся анализировать собранный материал и проделанную работу. |
Исследование | Сбор информации, обсуждение промежуточных результатов. Основные инструменты исследования: анализ полученной информации, наблюдение, опросы. | 1.Помогает планировать работу; 2.Выполняет в классе с учащимися подготовительные упражнения к выполнению проекта. | Подбирают материал, проводят опросы, составляют анализ. Расширяют свои знания в различных предметных областях, знакомятся с различными сферами жизнедеятельности. |
Обсуждение результатов | 1.Анализ информации; 2.Формулировка выводов; 3.Обсуждение презентации полученного материала. | 1.Наблюдает, советует; 2.Обсуждает с членами группы представление полученных результатов; 3.Обсуждает с каждым его роль в работе над проектом и участие в заключительном этапе работы, поощряя каждого; 4.Знакомится с анализами, докладами, постерами; 5.Планирует презентацию. | 1.Анализируют информацию и роль каждого на этапе исполнения проекта; 2.Определяют участи каждого в презентации, давая возможность проявить себя в том, что лучше получается. |
Представление | 1.Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника, создавая возможность формирования коммуникативных компетенций; 2.Записывает наиболее типичные ошибки для дальнейшего их обсуждения после подведения итогов работы над проектом. | 1.Отчитываются о полученных результатах; 2.Обсуждают как свои, так и проекты других участников; 3.Задают вопросы, высказывают своё мнение, учатся делать умозаключения. | |
Оценка результатов проекта и общего хода работы над ним | 1.Оценивает усилия каждого ученика и группы в целом; 2.Проводит личные беседы с каждым участником и анализирует взаимоотношения в группе; Вносит корректировку в свои планы работы с учениками. | 1.Участвуют в оценке работы над проектом, обсуждая коллективно, учась самоанализу. |
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Учащийся научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; отбирать адекватные методы исследования,
-формулировать вытекающие из исследования выводы;
- применять такие методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей. Теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
Критерии оценки учебных проектов:
- Объем выполненной работы,
- Сложность, использование знаний, выходящих за рамки программы,
- Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом,
- Качественное и эффективное использование возможностей среды, в которой разрабатывался проект,
- Оригинальность идеи, способы решения проблемы, дизайн.
- Корректность разработки с т очки зрения представления материала,
Критерии оценки уровня сформированности информационных и коммуникативных образовательных компетенции .
Ключевые образовательные компетенции | Критерии оценки | Уровень сформированности компетенций | ||
низкий | средний | высокий | ||
Информационные Обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, составляющей содержание учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире | Умение работать с информацией используя возможности новых инф. технологий | Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов | Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников | Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию |
Коммуникативные Навыки общения, сотрудничества, командной работы, направленной на достижение общего результата | Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, навыками общения, сотрудничества в различных областях, умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах | Слабое владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, неразвитость коммуникативных качеств | Хорошее владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств | Высокий уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. Обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Выступает в качестве лидера при командной работе |
Условия проведения мониторинга:
1) для каждого обучающегося ведется единая карта мониторинга сформированности информационных и коммуникативных компетенций;
2) на основании карт мониторинга учитель заносит результаты в сводную таблицу, на основании которой делает анализ результативности проделанной работы.
Критериями оценки являются достижение и цели проекта, и метапредметных результатов. Если цели достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественного нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
3. Ресурсы работы
1. Материальные:
- Компьютеры
- Интерактивная доска
- Проектор
- Принтер
2. Методические:
- Ресурсные центры СИПКРО; ЦРО
- Программы и материалы элективных курсов
- Школьные дисциплины: основы проектной деятельности и проектная деятельность
- Курсы повышения квалификации
- Информационные:
- Средства Internet
- Нормативно-правовые:
- Закон об образовании Российской Федерации, 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Фундаментальное ядро содержания общего обраования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Стратегия модернизации общего образования.
- Закон РФ об образовании
- Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
Информационные источники: 1.ВяземскийЕ.Е.СтреловаО.ЮУрокиистории:думаем,спорим,размышляемМосква «Просвещение»,2012
2.Медведева Е.Е. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций/
http: //festival.1september.ru/articles/596218
3.МедведеваС.А,ПустоваловаР.Ф.Эффективность использования метода проектов на уроках истории и обществознания/ nicifobr.68edu.ru/b1.doc
4.Обществознание.10 класс: проблемные вопросы,задания,задачи/авт.-сост.Н.Г.Кривцова.-Волгоград:Учитель,2012.
5. Обществознание .6-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. О.А. Северина .- Волгоград: Учитель,2011.
6.СальниковаА.В. Программа мониторинга уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций./ estival.1september.ru
7.Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. М., Русское слово, 2008 год.
8.Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М., Русское слово, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания
презентация, способная помочь воплотить проект...
"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой, познавательной деятельности учащихся"
Данный материал содержит информацию о проектной деятельности на уроке....
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЕМЫХ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Обобщение педагогического опыта...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...
Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности
Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности...