Диагностика развития двигательных способностей детей
методическая разработка по теме
Краткое описание проведения диагностики развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития двигательных способностей
детей дошкольного возраста
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
- выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
- проектирования индивидуальной работы;
- оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявление детей, сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста (лучше – в данной группе).
Цель диагностики: выявления уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Карта диагностики уровня музыкального
и психомоторного развития ребенка
Параметры | Начало года | Середина года | Конец года |
1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) | |||
2. Эмоциональная сфера | |||
3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность-общительность, экстраверсия-интроверсия) | |||
4. Творческие проявления | |||
5. Внимание | |||
6. Память | |||
7. Подвижность нервных процессов | |||
8. Пластичность, гибкость | |||
9. Координация движений |
Пример оценки детей:
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;
0-1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпов, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. После выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии и интроверсии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, ориентированные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыке не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогов в процессе наблюдения.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6 – 8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти – оценка – 3 балла. Неспособность запоминать последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 0-1 балла.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечается как повышенная возбудимость.
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночники, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др. – от 1 до 3 баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Таблица нормативов по возрастным группам (требования к учащимся по развитию двигательных качеств).
Экспресс-тесты (требования к двигательным способностям учащихся 5-9 классы)....
Развитие двигательной активности ребенка, как основа для развития речевых функций
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основ...
Диагностика развития детей дошкольного возраста по программе «Развитие интеллекта и творческих способностей с элементами ТРИЗ"
Каждый год взволнованные мамы приводят на занятия своих малышей. Все хотят, чтобы их ребенок был умным, внимательным, думающим, чтобы он не терялся, не отвлекался, а умел сосредоточиться и выпол...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ по теме: «Развитие двигательных умений и навыков, повышение двигательных возможностей учащихся в подготовке их к жизни и , в последующем, к физическому труду»."
Цель профессионального самообразования: развитие двигательных умений и навыков школьников 1 - 9 классов с целью коррекции двигательных нарушений, повышение мотивации к ведению здоров...
Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМН...