Формирование и развитие навыков самообслуживания у несовершеннолетних с девиантным поведением в условиях проживания в специализированной социальной квартире.
методическая разработка по теме
Применяемые методы при формировании развития навыков самообслуживания у несовершеннолетних с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razr.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие навыков самообслуживания у несовершеннолетних
с девиантным поведением в условиях проживания в специализированной
социальной квартире.
Я работаю в государственном бюджетном учреждении «Социально-реабилитационный центр «Вера», воспитателем в социальной квартире, предназначенной для проживания несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе условно осужденных, находящихся под следствием и вернувшихся из мест заключения.
В центр ребята поступают с искаженными понятиями правил и норм принятых в обществе, поэтому необходимы специальные коррекционные занятия.
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей. При этом учитываются местные особенности и традиций..
Овладение навыками социально ориентировкой облегчают социально-психологическую адаптацию несовершеннолетних к условиям жизни.
Содержание занятий включают в себе следующие темы:
1.»Личная гигиена» - позволяет несовершеннолетним овладеть умениями и навыками гигиены, сохранение и укрепления своего здоровья.
2.»Одежда и обувь» и «Жилище» - позволяют расширить навыки самообслуживания, включают в себя повседневный уход за одеждой, обувью, жильем.
3.»Питание» - предусматривает ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.
Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание.
Оптимальный результат предполагает сформировать самосознание и самоконтроль, овладение ролевым поведением, умение устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания.
Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта.
Быт-уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей ( в пище, одежде, жилищи, поддержании здоровья ), так и освоении духовных благ, культуры общения, отдыха. Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.
Познание социально-бытового содержания жизни невозможно без умения ориентироваться в нормах и правилах различных сфер деятельности.
Педагогический процесс по формированию социально-бытовой компетентности ребят следует основывать на системно-деятельном подходе к обучению и воспитанию, что обеспечивает его личностно-ориентированную направленность.
Исходным, отправным моментом в структурировании процесса социально-бытовой подготовки ребят является определением цели, т.е. конечного результата данного процесса. Ориентируясь на намеченную цель, определяются основные задачи целостного педагогического процесса по социально-бытовой подготовке детей. Задачи указывают направления работы, а также позволяют определить основные сферы быта, в рамках которых необходима ориентировка детей для осуществления ими самостоятельной и независимой жизнедеятельности.
Эффективности педагогической работы по социально-бытовой подготовке воспитанников способствуют следующие условия:
-целенаправленность и системность педагогической работы;
-направленность на результативную подготовку каждого ребенка;
-дифференцированный и индивидуальный подходы к воспитанникам в отношен содержания и методов их обучения;
-формирование положительного отношения осваиваемой бытовой деятельности;
-стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
-широкое использование игровых методов и приемов обучения.
Слагаемые успеха и результативности деятельности педагога должны быть:
-любовь к ребенку, выражающаяся в стремлении помочь ему овладеть максимально доступными его способностям знаниями, навыками, умениями;
-вера в возможность каждого ребенка достигать высоких результатов;
-педагогическое мастерство, заключающееся в отборе наиболее эффективных методов и форм обучения для каждого ребенка;
-терпение так как желаемые результаты не всегда достигаются быстро.
При обучении детей навыкам и умениям самообслуживания можно использовать разнообразные методы и приёмы: объяснение, приучение, убеждение, показ, беседа, педагогические требования, поощрение и наказание, экскурсии, игры.
Важнейшим моментом является определение содержания социально-бытовой подготовки детей, т.е. перечня основных умений, являющихся практически значимым для каждого человека в сферах быта.
Программно-методические материалы по разделам социально-бытовой ориентировки включает:
- «Личная гигиена»- позволяет несовершеннолетним овладеть умениями и навыками по:
-правилам соблюдения личной гигиены;
-применению предметов и средств личной гигиены;
В этом разделе, при работе с ребятами, проводились беседы с практическими занятиями:
1. «Уход за полостью рта»
2. «Уход за руками»
3. «Уход за ногами»
4. «Уход за волосами» , проводилась совместно с мастером-парикмахером Соломоновой Л.В. и учащимися лицея «Моды и дизайна»
В октябре была организована экскурсия в музей «Гигиены».
2. «Одежда»- позволяет развивать и совершенствовать умения и навыки самообслуживания по:
-уходу за одеждой ( способы стирки, чистки; глажки )
-освоение бытовой техники (стиральная машина, утюг, швейной машины )
-выполнения мелкого ремонта ( пришивание пуговиц, зашивание дыр, подшивание брюк, пришивание вешалок).
В разделе «Одежда» мною проводились беседы с практическими занятиями по ручной и машинной стирке, с сортировкой одежды по цвету, по сырьевому составу; с применением различных стиральных порошков, кондиционеров и специальных средств.
Прошло занятие по освоению стиральной машины: включение, загрузка, регулировка режимов. Занятие по развешиванию одежды после стирки на сушильную доску.
В течение года проводились занятия по чистке и утюжке одежды, освоение утюга (регулировка теплового режима, горизонтальная и вертикальная утюжка, утюжка с помощью пара) и гладильной доски.
Проводились занятия по мелкому ремонту одежды ручной иглой и на швейной машине.
3. «Обувь» - включает в себя умения и навыки по повседневному уходу за обувью:
-сушка обуви;
-чистка обуви;
-подготовка и хранение сезонной обуви.
В течение года проводились практические занятия по уходу за обувью: сушка , с помощью специальных сушилок и подручными материалами( бумага), чистка различными кремами для обуви, с применением различных видов щеток. Обработка обуви спец. средствами для удаления запаха и профилактики от грибковых заболеваний ног.
4. «Жилище» - позволяет несовершеннолетним овладеть умениями и навыками по уходу за жильем:
-наведения порядка в помещении;
-удаление пыли с предметов в помещении;
-подметание и мытье полов;
-мытье окон и зеркал;
-освоение бытовой техник ( пылесоса ).
Проводились практические занятия по уходу за жилым помещением : влажная уборка комнат и мест общего пользования Освоение пылесоса, для проведения сухой уборки.
Практические занятия по мытью окон и зеркал с применением специальных средств и приспособлений; чистке мягкой мебели с применением мыльного раствора и специальных средств.
Один раз в неделю на квартире проводилась генеральная уборка комнат и мест общего пользования.
5. «Питание» - предусматривает расширение умений и навыков по основным приемам обработки продуктов питания:
-сервировка стола;
-соблюдение режима питания и культуре поведения за столом;
-приготовление простых блюд;
-использование посуды, столовых приборов, бытовой техники;
-уборке стола после еды и мытью посуды.
В течение года проводились занятия по сервировке повседневного и праздничного столов. Ежедневно, по очереди, готовили завтраки: каши из различных круп, блюда из яиц, макаронных изделий, холодные и горячие бутерброды. Приготовление различных салатов: овощного, «Оливье», «Сельдь под шубой», «Подсолнух» и т.д. Обучающие занятия по работе с тестом и выпекание «Шарлотки», закрытых пирогов, блинов, оладьев и т.д.
Проводились беседы с игровыми элементами: «Встречаем гостей», «Я в гостях», «День рождение», «Культура поведения за столом», «Разнообразие столовых приборов».
Обучающие занятия по мытью посуды с применением различных моющих средств, по освоению бытовой технике (электроплиты, СВЧ, миксера, блендера, тостера.).
6. «Организации и учреждения»- имеют следующие направления::
-торговые предприятия;
-транспорт;
-средства связи;
-медицинская помощь;
-предприятия бытового обслуживания.
Был организован поход в парикмахерскую лицея «Моды и дизайна», где с ребятами общались мастера, помогли им выбрать виды причесок. Совместные, а после и самостоятельные посещения продуктовых магазинов с правильным выбором необходимых продуктов и оплатой на кассе.
Проводились беседы о культуре поведения в общественном транспорте.
На протяжении года мною проводилась работа по формированию социально-бытовой ориентировке у несовершеннолетних в условиях квартирного проживания.
В квартире проживает 8 девочек в возрасте от 12 до 18 лет.
Первоначально методом наблюдения было выявлено что:
8 воспитанниц не соблюдали требования личной гигиены ( не мыли руки, не считали нужным чистить зубы, не умели принимать душ , не умели пользоваться средствами личной гигиены). Не следили за своим внешним видом.
8 воспитанниц не умели ухаживать за своей одеждой: не стирали, могли одеть грязные вещи ; никто не владел навыком пользования стиральной машиной; в работе не использовали моющие средства; одежду не ремонтировали, могли ходить в рваной одежде.
7 воспитанниц не обращали внимания на внешний вид своей обуви, после гуляния не сушили ее и не мыли.
8 воспитанниц не были приучены следить за порядком в помещении, в столах был беспорядок, не все убирали свое спальное место, не были знакомы с мытьем полов, не все умели пользоваться пылесосом.
8 воспитанниц не знакомы с режимом питания и культурой поведения за столом, о сервировке стола услышали впервые, бытовой техникой никогда не пользовались.
6 воспитанниц не пользовались средствами связи, медицинские учреждения узнали только в нашем центре, не знали как правильно пользоваться предприятиями бытового обслуживания, боялись и стеснялись посещать.
Для формирования навыков самообслуживания у несовершеннолетних мною применялись следующие методические приемы: объяснение , приучение, убеждение с практическими занятиями, показ, беседа с практическим применением, экскурсии, игра.
В течение года , работая с группой ребят, применяя вышеперечисленные методические приемы по формированию навыков социально-бытовой ориентировки, мною было выявлено, методом наблюдения, что:
8 воспитанниц приобрели навыки соблюдения требований личной гигиены.
7 воспитанниц научились правильно и качественно ухаживать за своей одеждой: выполнять стирку, мелкий ремонт, использовать различные моющие средства для стирки, пользоваться стиральной машиной и утюгом.
У одной девочки навыки в процессе развития, так как поступила позже.
Все девочки приобрели навыки ухода за обувью.
7 воспитанниц научились содержать свое жилье в чистоте: проводят уборку, моют полы, научились пользоваться пылесосом.
У одной девочки навыки в процессе развития, так как поступила позже.
8 воспитанниц соблюдают режим питания, культуру поведения за столом, выполняют сервировку стола, моют качественно посуду, освоили бытовую технику.
8 воспитанниц приобрели навыки пользования торговыми предприятиями, предприятиями бытового обслуживания, пользуются общественным транспортом, соблюдая правила поведения.
Целью социально-бытовой подготовки воспитанников центра является формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, умений и навыков , который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после выпуска, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Проводя в течении года работу, применяя метод наблюдения, я выяснила, что эффективно и могут применяться методические приемы, такие как: объяснения, приучения, убеждения, показ, беседа, педагогические требования, экскурсии, игра, при формировании навыков социально-бытовой ориентировки у несовершеннолетних в условиях квартирного проживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Статья Создание ситуации успеха у подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации через реализацию социального проекта «Подари людям радость»
Предложен опыт работы школы по созданию ситуации успеха учащихся "группы риска"...
Взаимодействие подростков с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры: сопровождение, коррекция, педагогическое сопровождение.
Методическая разработка по работе с подростками с девиантным поведением, временно проживающих на стационарном отделении СПб ГБУ СОН "СРЦ"Вера" на специализированной социальной квартире....
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...
Методические рекомендации по социально-педагогической помощи педагогам с обучающимися девиантного поведения в условиях образовательной организации
Актуальным направлением социально-педагогической работы в образовательной организации является профилактика девиантного поведения детей и подростков. Исходя из сложности феноменологии девиантного пове...
Доклад "Формирование бытовых навыков самообслуживания у детей с различной степенью интеллектуальных нарушений"
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и...
«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»
Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню материальной обеспеченности обострили подростковые проблемы и привели к росту преступности несо...