ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения детей и подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении детей и подростков. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Социально-педагогическая помощь детям и подросткам с отклоняющимся от нормы поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это социально-педагогическая профилактика.

1.2. Анализ условий для реализации в ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития

В ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» социальным педагогом. В школе учатся дети с 1-9 класс, 11 класс, т.е., дети с 7-17, 18 лет. Прием в школу осуществляется на основе медико-психолого-педагогической комиссии. В школе обучаются дети с ОВЗ, дети –инвалиды, дети с ЗПР.

В школе создана служба психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В ее состав входят следующие специалисты: педагог-психолог, социальные педагоги, дефектологи, логопеды, медицинские работники.

1.3. Законодательная база

Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальным педагогом в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Гражданское, Семейное, Трудовое и Жилищное право;
  • Устав ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»
  • «Права и обязанности социального педагога».

2.Концептуальные подходы

2.1 Раскрытие понятийного аппарата.

Девиантное или отклоняющееся (от лат. deviatio – отклонение) поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в данном обществе, среде, группе.

В качестве сложного социального явления девиации определяются как «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях».

М.А. Галагузова считает, что понятиям «девиантное поведение» подростков и «отклоняющееся поведение» синонимичны «трудные» или «трудновоспитуемые» подростки. М.А. Галагузова подчеркивает, что трудновоспитуемость подростка – это сопротивление педагогическим воздействиям, которое в науке рассматривается через явление «девиация». Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Ученый подчеркивает, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. [13, с. 215-216].

Л. В. Мардахаев подчеркивает, что девиантным человек становится постепенно. Л. В. Мардахаев выделяет основные этапы становления девиантного поведения:

  • возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
  • проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;
  • проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т. д.);
  • рецидивы противозаконных действий;
  • накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);
  • включение в группу с асоциальным поведением;
  • нарушение законов;
  • совершение преступления. [7, с. 122]

Факторами, обуславливающими формирование девиантного поведения, Л. В. Мардахаев считает:

  1. отклонения в психическом и физиологическом развитии;
  2. несоответствие воспитания индивидуальности ребенка;
  3. несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития;
  4. негативные факторы среды (неблагополучная, неполная, асоциальная семья, негативное влияние сверстников, воздействие средств массовой информации;
  5. недостатки в воспитании ребенка, подростка (ошибки в семейном воспитании, педагогическая запущенность, отсутствие согласованности в воспитательной деятельности семьи и школы и пр.);
  6. негативная личностная позиция самого ребенка, подростка (завышенная или заниженная самооценка, негативно реализуемая потребность в самоутверждении, безразличие к нравственным ценностям). [7, с. 122-125]

Итак, девиантное поведение детей и подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации установки, потребности и т.д.» факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. [10, с. 299]

2.2. Формы девиантного поведения

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые.

Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.

Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики - основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в своем деле.

Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль проведения досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них нравственных установок и ценностей.

О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов.

Обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Запрещена продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости - к уголовному наказанию.

Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций.

Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние авторитета неформальной группы. Наркотики - возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство, бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными последствиями - тоже гордость. Наркомания имеет социальные последствия: ухудшение здоровья, снижение умственных способностей; попадание в “группу риска” заражения СПИДом. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, развитию соматических и психических заболеваний. Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.

Рост проституции ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой номер один. В настоящее время в России созданы специализированные подразделения, которые ведут контроль проституции и порнографии в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связанную с проституцией, практически не применяются. Социальному работнику необходимо показать реальную негативную картину жизни людей, занимающихся проституцией, развеять миф об их «красивой жизни», ссылаясь на конкретные примеры, классическую литературу и кинематографию. [4, с. 18]

Суицидальное поведение. Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус - достаточно частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам. В последнее время в России увеличилось количество самоубийств: пик для молодежи-16-19 лет, старшего поколения- 40-50 лет. Сегодня говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями. На втором - трудности со школой, на третьем - проблема взаимоотношений с друзьями. Также распространены причины: потеря любимого человека или отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики - к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям. Уровень суицидальных попыток в 10 раз выше уровня завершенных самоубийств. Для людей с суицидальным поведением организованы службы социально-психологической помощи, телефоны доверия. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

  • Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга.
  • Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора.
  • Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и являются предметом социально-психологических исследований, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Ниже приведен анализ одной из сексуальных девиаций - гомосексуализма.

Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности. Обнаружение у себя подростком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств. Количество самоубийств в 5-7 раз выше среди несовершеннолетних гомосексуалистов, чем среди гетеросексуальных лиц. Часто дети и подростки втянуты в гомосексуальные отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что карается законом. Круг совращающих и развращающих детей действий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных людей, не умеющих наладить отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.

Правонарушения. Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления - общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок - это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения, вплоть до вооруженного воздействия, в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Выделяются следующие социальные формы насилия: физическое, включая телесное повреждение; эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации; сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе. [12, с. 412]

В роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психически больные. Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье. Оградить пострадавшего от излишнего любопытства. Определяющее место среди мер социальной защиты занимает социальный контроль по содержанию и преодолению проявления агрессии и насилия. Создаются кризисные центры, телефонное и очное консультирование пострадавших от насилия, работают телефоны доверия, отделения психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

Итак, назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с детьми девиантного поведения с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением будет способствовать его возвращению в общество. [11, с. 48]

2.3. Научно-методические основания

Профилактическая деятельность направлена на решение следующих задач:

1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни.

2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку «значимого
другого», которая есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие) легче справляются с пробле-
мами, могут более эффективно преодолевать стрессы.

3. Развитие протективиых факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Человек, эффективно использующий поведенческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий копинг-ресурсы, оказывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность проявления многих видов девиаций, например, употребления химических веществ, суицидальное поведение, агрессивность и др.

4. Формирование знаний и навыков в области противодействия различным видам девиантного поведения у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование человека о действии и последствиях девиантного поведения в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптивных форм поведения помогают сформировать у него образ
жизни, способствующий сохранению здоровья.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них желание, мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.

6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Это работа с лицами, у которых девиантное поведение уже сформировано. Прежде чем сформируются адаптивные формы поведения, человек проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоления психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения дезадаптивных форм поведения на более адаптивные. Он должен понять, что девиация мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые личность выстраивает для ухода от решения проблем, осознать свои поведенческие проявления и захотеть изменить их на более адекватные формы поведения.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, необходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обучение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к изменению дезадаптивных форм поведения и минимизация вреда от такого поведения. Это - работа с теми, у кого отклоняющееся поведение приобрело устойчивые формы. В данном случае усилия направляются на формирование у человека желания уменьшить и прекратить различные проявления этого поведения. [2, с. 85-86]

В статье «Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни» И. А. Абаева называет следующие принципы профилактической работы.

1 принцип – комплексность – подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений. Образовательное учреждение должно взаимодействовать с Управлением образования, амбулаторией, ОВД, центром психолого-медико-социального сопровождения, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры.

2 принцип – дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

3 принцип – аксиологичность – предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма.

4 принцип – многоаспектность – включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Формы и методы профилактической работы должны быть разнообразными. Профилактическая работа должна включать в себя различные направления.

5 принцип – непрерывность – профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в образовательном учреждении, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования. [1]

3. Содержание программы

3.1. Цели и задачи программы.

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

систематическую работу с семьями школьников (особенно с семьями детей «группы риска»)

Объектом работы социального педагога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты с взрослыми, контакты адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

Социально- педагогическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-педагогическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально- педагогическая помощь детям, родителям, учителям.

В ходе социально-педагогической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

В социальном смысле среда обитания ребёнка определена достаточно ясно: родитель–ребёнок –учитель.

Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

Задачи программы:

  1. выявление учащихся, склонных к девиантному поведению, и индивидуальная работа с ними;
  2. улучшение ситуации в семьях учащихся;
  3. правовое воспитание учащихся;
  4. улучшение отношений между учащимися и педагогами;
  5. формирование у учащихся привычки к полезному проведению досуга и здоровому образу жизни;
  6. подготовка к успешной профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленными задачами, программа включает в себя следующие направления:

  1. Диагностическое: сбор и анализ информации о учащихся и их семьях, наблюдение за поведением учащихся, опрос и анкетирование.
  2. Координационная: координировать деятельность всех служб для защиты интересов детей

3 . Информационно-просветительское:

1) информирование учащихся о последствиях девиантного поведения, об уголовной и административной ответственности;

2) информирование родителей об особенностях подросткового и юношеского возраста, методах воспитания, ответственности родителей за воспитание детей;

3) информирование педагогов об особенностях подросткового и юношеского возраста, эффективных приемах взаимодействия, возможных отклонениях в поведении.

4. Профилактическое:

1) приучение учащихся к полезному досугу и здоровому образу жизни;

2) работа по профессиональной ориентации;

3) индивидуальная работа с учащимися «группы риска» и их родителями.

5. Методическое:

1) Сбор и систематизация нормативно-правовой базы и методической помощи для работы классных руководителей и учителей- предметников

2) Сбор и систематизация нормативно-правовой базы и методической помощи для родителей и законных представителей учащихся

Сроки реализации программы: сентябрь 2020- май 2021 учебного года

3.2 План работы социального педагога на 2020-2021 учебный год

  1. Диагностическая

Цель: выявить   и своевременно оказать социальную помощь и поддержку нуждающихся в них учащимся и их семьям

1.1

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный и участники деятельности

Отметка о выполнении

Форма отчетности  

11.2

Проведение сверки учащихся 1 – 10 классов, состоящих на внутри школьном учете, учете КДН и ЗП, ОДН

сентябрь

социальный педагог,

классные руководители, психолог, Совет профилактики

Протокол Совета профилактики,

11.3

Формирование банка данных на учащихся, состоящих на различных видах учета

в течении года

социальный педагог,

классные руководители,

психолог,

Совет профилактики

Справка

11.4

Проведение сверки уч-ся, воспитывающихся в неблагополучных, малообеспеченных, неполных, многодетных семьях, детей-инвалидов

сентябрь

социальный педагог,

классные руководители,

психолог,

Совет профилактики

Справка

 1.5

Создание банка данных детей, воспитывающихся в неблагополучных, малообеспеченных, неполных, многодетных семьях, детей-инвалидов

в течении года

социальный педагог,

классные руководители

Справка, отчет в КО

11.6

Составление социального паспорта каждого класса школы

сентябрь

социальный педагог,

классные руководители

Справка

1.7

Анализ социального паспорта с целью выявления льготных категорий

сентябрь

социальный педагог

классные руководители

социальный паспорт

1.8

Выявление обучающихся,
не приступивших к занятиям 02.09

 сентябрь

социальный педагог

классные руководители

Справка,

отчет в КО

1.9

Выявление обучающихся, находящихся в ТЖС

в течении года

социальный педагог

классные руководители

 Протокол Совета профилактики

1.10

Выявление обучающихся, нуждающихся в социальной защите

сентябрь

социальный педагог

классные руководители

социальный паспорт школы

1.11

Проведение различных опросов учащихся

в течении года

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

 Аналитическая справка

1.12

Сбор сведений о летней занятости   обучающихся, состоящих на всех видах контроля

 май

социальный педагог

классные руководители

 Справка, Отчет в КО

  1. Координационная

Цель: координация деятельности педагогов образовательной организации

2.1

Совместная работа с районным наркологическим диспансером
по профилактике алкогольной
и наркозависимости (лекции для пед. коллектива, обучающихся, родителей)

ноябрь

март

педагог

классные руководители, педагог-психолог,

 приглашенные специалисты

Аналитическая справка

2.2

Посещение суда, органов социального обеспечения и др. учреждений

 по мере необходимости

Социальный педагог

Справка

2.3

Своевременное информирование специалистов субъектов профилактики по вопросам, находящимся в их компетенции

по мере необходимости

Социальный педагог

Письмо

2.4

Организация летнего оздоровительного отдыха льготных категорий обучающихся

май

социальный педагог,

классные руководители

Справка

2.5

Организация индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, семей (законных представителей)

 в течении года

педагог

классные руководители, педагог-психолог

Протоколы

Справка,

  1. Информационно-просветительская

Цель: предоставление информации и просвещение по правовым вопросам

3.1

Проведение тематических классных часов по профилактике правонарушений, экстремизма
и национализма, ПАВ,

Согласно принятому плану воспитательной работы школы

педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка, Отчет в КО

3.2

организация работы по пропаганде ЗОЖ:

Беседы, классные часы, лекции

Согласно принятому плану воспитательной работы школы

педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка, Отчет в КО

3.3

Пропаганда правовых знаний о правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних через беседы

Согласно принятому плану воспитательной работы школы

педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка, Отчет в КО

3.4

Размещение на стендах информации по безопасности обучающихся

в течении года

педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

3.5

Размещение на сайте школы информации по актуальным вопросам школьной жизни

в течении года

педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

3.6

Организация и проведение общешкольных родительских собраний на тему

по плану школы

педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

3.7

Проведение Единых дней правовых знаний

октябрь

декабрь

февраль

 апрель

педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

  1. Профилактическая

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних

4.1

Участие в работе Совета
по профилактике правонарушений

В течении года

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Протоколы

4.2

Помощь в самоопределении, а также в смене образовательного маршрута обучающихся, находящихся на всех видах контроля

по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

4.3

Организация встреч с инспектором ОДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики с целью получения информации об уч-ся, требующих усиленного контроля и оказания им социальной помощи

по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

4.4

Участие в профилактических мероприятиях района

согласно утвержденному плану

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

4.5

Участие в работе клубами: друзей правопорядка, юных пожарных, юных инспекторов дорожного движения, волонтерским движением и т.д.

в течении года

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка, отчет руководителей объединений

44.6

Изучение семейных взаимоотношений уч-ся с целью оказания социальной, психологической помощи

по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

4.7

Осуществление контроля посещаемости учебных занятий уч-ся социальной группы риска

ежедневно

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка в конце каждой четверти

4.8

Контроль за учёбой, выполнением домашнего задания

еженедельно

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка в конце каждой четверти

44.9

Контроль поведения в школе

ежедневно

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка в конце каждой четверти

4.10

Посещение уроков с целью выявления трудностей в учёбе

в течении года

социальный педагог

классные руководители,

Справка в конце каждой четверти

44.11

Включение обучающегося в группу реабилитации для занятий с психологом

по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка в конце каждой четверти

4.12

Проведение индивидуально-профилактической работы с уч-ся, состоящими на учете с целью предупреждения с их стороны нарушений Устава школы, противоправных действий

еженедельно

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка в конце каждой четверти

44.13

Вовлечение уч-ся, состоящих на разных формах учета, в занятия кружков и секций

сентябрь, по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка в конце каждой четверти

  1. Защитно-охранная

Цель: защита и охрана прав и интересов ребенка

5.1

Присутствие при проведении опросов и бесед несовершеннолетних инспектором ПДН, работниками полиции, а также иных субъектов профилактики

по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

5.2

Совместное посещение семей с субъектами профилактики, находящихся в социально опасном положении (по необходимости)

по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

5.3

Обследование условий жизни опекаемых детей, а также многодетных и малообеспеченных семей с целью выявления их потребностей, трудностей в воспитательном процессе

по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

55.4

Посещение уч-ся на дому с целью выяснения обстановки в семьях, принятия к родителям мер правового характера в случае выявления фактов неблагополучия

по мере необходимости

социальный педагог

классные руководители, педагог-психолог

Справка

6.Методическая работа

Цель: Изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, разработку методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты детства; накопление методических материалов

Участие в районных и городских совещаниях, семинарах, конференциях.

по плану района

социальный педагог

Сертификат

Анализ и обобщение опыта социально- педагогической деятельности.

в течении года

социальный педагог

Справка

Участие в методических секциях, семинарах, практикумах различного уровня по социально- педагогическим вопросам

по плану

социальный педагог

Сертификат

Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике

в течении года

социальный педагог

Папка в кабинете социального педагога

3.2 Ожидаемые результаты

Реализация данной программы должна привести к следующим результатам:

1) уменьшение случаев проявления девиантного поведения студентов;

2) повышение педагогической культуры родителей, формирование осознанного подхода к воспитанию детей;

3) углубление знаний педагогов в вопросах профилактики девиантного поведения и взаимодействия со студентами «группы риска».

 

Социальный педагог                                                  Жукова Н.Н

Список используемой литературы:

  1. Абаева И. А. Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. http://festival.1september.ru/articles/506939/
  2. Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. – Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. №16(20). С. 84-91.
  3. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  4. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.
  5. Короткевич О. А. Профилактика девиантного поведения: практическое руководство / О. А. Короткевич, И. А. Пылишева; М-во образования РБ, Гом. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 43 с.
  6. Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8—11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с.
  7. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  8. Марушкина Т. В., Платовская Г. Н. Система работы социального педагога в школе. http://festival.1september.ru/articles/530471/
  9. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
  10. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
  11. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.
  12. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.
  13. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  14. Якушева Л.Н. Организация воспитательной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении. Научно-методические рекомендации. Тюмень. – 2012. – 71 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков

Как помочь несовершеннолетним, склонным к совершению правонарушений или желающим не повторять опыт асоциального поведения в восстановлении своего статуса в обществе?К важнейшим технологиям социальной ...

Методические рекомендации по социально-педагогической помощи педагогам с обучающимися девиантного поведения в условиях образовательной организации

Актуальным направлением социально-педагогической работы в образовательной организации является профилактика девиантного поведения детей и подростков. Исходя из сложности феноменологии девиантного пове...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...