Взаимодействие подростков с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры: сопровождение, коррекция, педагогическое сопровождение.
методическая разработка на тему
Методическая разработка по работе с подростками с девиантным поведением, временно проживающих на стационарном отделении СПб ГБУ СОН "СРЦ"Вера" на специализированной социальной квартире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_1.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлос Елена Васильевна, воспитатель
СПб ГБУ СОН «СРЦ «Вера» Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Взаимоотношение подростков с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартире: сопровождение, коррекция, педагогическое сопровождение.
Я работаю воспитателем в СПб ГБУ СОН « СРЦ «Вера» на стационарном отделении в специализированной социальной квартире для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе несовершеннолетних с девиантным поведением, условно осужденных, находящихся под следствием и вернувшихся из мест заключения подростков.
Основными задачами СПб ГБУ СОН «СРЦ «Вера» являются профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, реабилитация и возвращение в социум детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. СРЦ «Вера» проводит реабилитацию детей? в возрасте от 3-х до 18-ти лет, как в условиях стационарного отделения (круглосуточного пребывания ребенка или семьи в учреждении), так и в рамках отделения дневного пребывания, осуществляет патронаж над семьями, с целью помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации.
Реабилитация детей на стационарном отделении проходит в условиях новой социальной технологии – в специализированных социальных квартирах, благодаря чему реабилитация детей проводится в малой группе в условиях, максимально приближенных к домашним, где к каждому ребенку применяется индивидуальный подход. В Центре созданы комфортные условия для проживания, социализации, обучения и досуга детей.
Я работаю воспитателем на стационарном отделении в специализированной социальной квартире, которая открыта в сентябре 2009 года и предназначена для проживания девочек от 12 до 18 лет в количестве 8 человек. Как правило, это дезадаптированные подростки с асоциальными установками, такими как: табакокурение, принятие и распитие спиртных напитков, прогулы в школе, бродяжничество, воровство, лживость и т.д., почти все они состоят на учете в органах полиции. Поэтому основной целью своей работы считаю создание необходимых условий для успешной социальной реабилитации подростков. Для достижения поставленной цели выполняю следующие задачи:
-обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка воспитанницами;
-сформировать или развить (в зависимости от состояния) культурно-гигиенические и ---социально-бытовые навыки подростков;
-оказать помощь в освоении школьной программы;
-формировать благоприятный морально-психологический климат в коллективе воспитанниц, проживающих в социальной квартире;
-организовать полноценный и разнообразный досуг воспитанниц;
-создать воспитательную среду для нравственного становления подростков.
Технология реабилитации подростков в условиях специализированной социальной квартиры на сегодняшний день является принципиально новой, поэтому требует от всех участников этого процесса полной отдачи, умения творчески подходить к решению нестандартных задач, высокого уровня знаний и постоянного повышения квалификации и самообразования в вопросах педагогического и психологического сопровождения несовершеннолетних. Работая с трудными подростками, важно строить работу на основе постоянной поддержки и стимулировании позитивного поведения. Говоря о преимуществе этой социальной технологии, уместно сказать, что мне отводится роль «социальной мамы», я являюсь примером для воспитанниц, носителем духовных, моральных и культурных ценностей. Передавая детям знания и личный опыт, я показываю, какими могут быть отношения между людьми.
Моя работа с подростком начинается с участия в консилиуме, в результате которого составляется реабилитационная карта воспитанника, разрабатывается индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего. Проведение консилиумов педагогами и специалистами Центра позволяют составить, и в дальнейшем корректировать индивидуальную программу реабилитации, которая включает в себя вопросы медицинской, социально - правовой, психологической и педагогической помощи ребёнку, что отражается в индивидуальных реабилитационных картах, которые заводятся с момента поступления в Центр. В них фиксируются все изменения в поведении ребёнка, что в свою очередь позволяет проследить динамику реабилитационного процесса и своевременно внести необходимые изменения. За каждой социально-реабилитационной картой закрепляется ответственный воспитатель.
С момента поступления несовершеннолетней в квартиру начинается непосредственное знакомство с ней. Проводя диагностику, я оцениваю состояние: культурно-гигиенических навыков, трудовых умений и навыков, дисциплины, отношений подростка со сверстниками и взрослыми, отношения к учебной деятельности, познавательных интересов (чтение, творчество, спорт…). Результаты вношу в реабилитационную карту, на их основании разрабатываю и составляю ежемесячное планирование, включая мероприятия по социальной и трудовой адаптации несовершеннолетних и социально-психологической реабилитации. Далее я ежемесячно фиксирую в реабилитационной карте, закрепленной за мной несовершеннолетней, основные события и изменения, происходящие с ней.
Также моей первоочередной задачей является знакомство подростка с новой для неё жизнью. Я провожу беседу о правилах проживания в специализированной социальной квартире, инструктаж по технике безопасности, знакомлю с бытом и режимом квартиры, провожу игры на знакомство с девочками, проживающими в квартире.
В течение периода адаптации к новым условиям предоставляю воспитаннице возможность получить интересующую её информацию, включиться в совместную деятельность, позволяющую наиболее точно понять и принять основные нормы и требования.
В процессе реабилитации воспитанницы максимально вовлечены в различные виды деятельности: учебную, хозяйственно-бытовую, творческую, познавательную. Девочки участвуют в уборке квартиры и со временем учатся поддерживать в ней уют, ухаживать за своими личными вещами и вещами квартиры, использовать необходимую бытовую технику. Особое внимание уделяю работе по обучению воспитанниц приготовлению пищи, сервировке стола, выбору и покупке продуктов. В данной работе я стремлюсь к тому, чтобы каждая воспитанница не просто научилась готовить несложные блюда или сервировать стол, а через личное эмоциональное включение приобрела положительный опыт, необходимый для самостоятельной жизни. Регулярно провожу индивидуальные и групповые обучающие занятия по формированию и совершенствованию культурно-гигиенических навыков и социально-бытовых ориентировок. Как правило, у большинства воспитанниц к концу пребывания в нашем центре правильное выполнение культурно-гигиенических процедур доведено до автоматизма и не требует постоянного контроля со стороны взрослых. Девочки стараются поддерживать порядок в личных вещах и в квартире, умеют безопасно и эффективно пользоваться и ухаживать за бытовой техникой (стиральной машиной, пылесосом, миксером, утюгом, электроплитой, холодильником), совершать покупки, пользоваться общественным транспортом, знают правила поведения в общественных местах и правила безопасности на дороге и в местах большого скопления людей.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на потребности и мотивы ребёнка, определяя, что является главным на данный момент для него. Эта работа включает в себя следующие компоненты:
- целенаправленная работа по нравственному просвещению – это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации;
- актуализация всех источников жизненного опыта воспитанниц;
- введение нравственных критериев во все виды деятельности и проявления личности воспитанниц.
Используя эти компоненты, я формирую у воспитанниц основы социально-нравственного поведения, основы здорового образа жизни, веду профилактическую работу по отказу от вредных привычек, формирую у девочек позитивные взгляды на своё будущее, а так же необходимый запас знаний, умений и навыков, который позволит им уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно в ней адаптироваться и интегрироваться в социум.
Большое внимание уделяю работе по формированию и развитию навыков учебной деятельности, помогаю воспитанницам ликвидировать пробелы в знаниях, что положительно влияет на повышение их самооценки и мотивации к обучению. Для достижения этой цели я контролирую ведение дневников, добиваясь их своевременного заполнения и записи домашнего задания, организую регулярное выполнение домашних заданий, поддерживаю контакт с учителями воспитанниц для получения достоверной информации об их оценках и поведении, провожу мини-лекции и викторины на различные темы, организую занятия по развитию памяти, внимания и усидчивости.
Провожу индивидуальную работу по выявлению и развитию творческих способностей воспитанниц. Для этого веду работу по вовлечению девочек в совместную творческую прикладную деятельность: вышивание, бисероплетение, мыловарение, декупаж и т.д..
Активную работу проводим по воспитанию патриотических чувств воспитанниц. Регулярно делаю для них сообщения о событиях, происходящих в нашей стране и мире, организую просмотры новостных телепередач и обсуждение наиболее значимых новостей, расширяю знания подростков в области истории России через посещение музеев, прогулок по Санкт-Петербургу и просмотров исторических кинофильмов. Веду работу по формированию исторической памяти.
Очень важным фактором в достижении необходимого результата социальной реабилитации подростка считаю налаживание доверительных и дружелюбных отношений с родителями воспитанников при условии, что по окончании процесса реабилитации подросток возвращается в семью. В таких случаях я стараюсь, чтобы родители почувствовали себя в «одной команде» с воспитателями и были готовы принять, насколько это возможно, наши правила, чтобы они были готовы измениться сами и принять в семью «нового» изменившегося подростка. Для этого я стараюсь регулярно беседовать с ними по телефону и лично, стимулирую желание родителей проводить больше времени со своими детьми, доброжелательно комментируя письменные отчеты родителей об их совместной деятельности в выходные дни. По таким отчетам можно проследить определенную динамику развития отношений в семье. Если в первое время отчеты обычно немногословны и похожи друг на друга: «…в выходные дни моя дочь спала, гуляла с друзьями, общалась в соцсети…», — то через некоторый период в них можно прочитать следующее: «…вместе наводили порядок в квартире, ходили на каток всей семьей, помогала готовить обед, гуляла с младшим братом…». В таких случаях можно говорить, что результатом моей работы становится и социальная реабилитация семьи.
Самых больших эмоциональных затрат в моей работе требует необходимость найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Любой ребенок требует к себе бережного и уважительного отношения как к личности, а тем более подросток, который ищет свое место в сложном мире взрослых и, как правило, заранее обречен на то, чтобы терпеть неудачи в решении задач, предлагаемых жизнью. Не все способны сделать правильный вывод из своих поражений самостоятельно, многие, не найдя поддержки замыкаются и озлобляются, что приводит их к различным проявлениям девиантного поведения. Среди моих воспитанников большинство именно такие, поэтому часто бывает очень трудно, не ломая личности, изменить ее сознание и отношение к окружающему миру. В таких случаях мне помогает такая черта моего характера, как терпеливость, а также умение организовать увлекательную совместную деятельность, например, занятия по кулинарии или игры, развивающие, настольные или подвижные. Грамотное использование приемов игротехники позволяет мне создавать и поддерживать благоприятный морально-психологический климат в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением
статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...
Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением
Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....
Статья Создание ситуации успеха у подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации через реализацию социального проекта «Подари людям радость»
Предложен опыт работы школы по созданию ситуации успеха учащихся "группы риска"...
"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".
Изучение особенностей социально-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Программа "Сопровождение детей и подростков с девиантным поведением"
Психокоррекционная программа направлена на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направленна на формирование у подр...
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.
Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...