Программа социально-педагогической профилактики правонарушений воспитанников коррекционной школы VIII вида «Ребёнок и закон»
методическая разработка по теме

Жучкова Светлана Валерьевна

 

Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, находящихся в  коррекционной школе бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России.

Анализ практического опыта работы показывает, что наиболее склонны к правонарушениям среди несовершеннолетних подростки девиантного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Петропавловская специальная(коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Программа социально-педагогической профилактики правонарушений воспитанников коррекционной школы

 VIII вида

                 «Ребёнок и закон»

Составила:

социальный педагог Жучкова Светлана Валерьевна

Муромцево - 2012

Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, находящихся в  коррекционной школе бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России.

Анализ практического опыта работы показывает, что наиболее склонны к правонарушениям среди несовершеннолетних подростки девиантного поведения. Поэтому, организация эффективной работы по профилактике девиантного поведения, предупреждению правонарушений подростков, является главной задачей современной социальной системы, и на это направлена работа социального педагога в ней.

Над этой проблемой работали С.А. Бадмаев, Н.Ф.Фетискин и другие. Немалый вклад в решение проблемы необходимости профилактической работы правонарушений среди подростков внесли А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейн.[14, с.12]

Анализ данных последних лет свидетельствует  о росте  неблагополучных семей, детей состоящих на внутришкольном учете, учете ПДН, КДН, ранней подростковой алкоголизации. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей: среди них возрастает процент девочек, совершаются преступления, где дети становятся соучастниками с родителями. В последнее время наблюдается рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которое проявляется в асоциальных явлениях, таких, как бродяжничество, половая распущенность, мелкое хулиганство.

Рост безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних обусловлен социально- экономической нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы неблагополучия:

социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия либо их полное отсутствие);

медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

- социально - демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

              - социально-психологические факторы (семьи с деструктивными
эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей,
педагогической несостоятельности родителей и их низким
общеобразовательным
 уровнем,     деформированными     ценностными ориентациями);

             - криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

        Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве

означают   возникновение   социальных   отклонений   в   поведении   детей,
рождают беспризорность   и   преступность   среди   несовершеннолетних   и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

Программа учитывает следующие особенности  детей VIII вида:

Наличие низкого уровня самоконтроля.

Низкая самооценка ведет к желанию самоутвердиться любым
образом.

Наличие стремления к риску.

Высокий уровень конформизма.

В подтверждении вышесказанному хочется заметить, что многие подростки в данном возрасте состоят на учете в правоохранительных  органах и на внутришкольном контроле, и привести результаты анкетирования учащихся:

  1. 38% учащихся совершали противоправные поступки.
  2. У 70% респондентов родители знают о ненадлежащим поведении детей, и не препятствуют этому.
  3. 90% не знают, или не задумываются о последствии поведения.

Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику с обучающимися, так и работу с детьми девиантного поведения.

Цель программы. Добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания. Расширить кругозор учащихся по вопросам правовой культуры.

Задачи программы:

  1. Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
  2. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
  3. Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
  4. Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, ОДН) в работе с подростками «группы риска».
  5. Обеспечение социальной защиты детей и подростков.

Программа рассчитана на 3 года,  по 1-2 занятию в месяц.

              Программа предполагает два направления:

 

  1. Социально-диагностическое.
  2. Профилактическое.
  1. Младшее звено - Профилактика дезадаптации.
  2. Среднее звено –  Информационная работа.
  3. Старшее звено - Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

В основу программы положены следующие формы работы:

  1. Дискуссия, беседы и лекции.

2.    Игровые формы.

  1. Игры на знакомство (позволяющие участниками узнать друг друга и кратко рассказать о себе);
  2. Игры на сплочение группы (направлены на объединение детей, создание в группе единого коллективного духа);
  3. Коммуникативные игры (способствующие формированию навыков межличностного общения и взаимодействия);
  4. Ролевые игры (небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций).

3. Тренинги поведения, тренинги личностного роста.

Программа разработана с учётом вариативности, то есть не только отвечает интересам детей, но и учитывает  изменения окружающей жизни. В её основу, положены следующие принципы:

  1. природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующей успешной  социализации ребёнка;
  2. взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, при котором передача и усвоение детьми социального опыта осуществляется через совместную деятельность детей и взрослых на основе партнёрства;
  3. открытости: сотрудничества с государственными  и общественными организациями.

Методические рекомендации.

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опы_ту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в кри_тической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потреб_ность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каж_дого воспитанника составляет психологическую карту.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно воз_будимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержан_ности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.

        

Ожидаемые результаты.

1.Формировать потребность в здоровом образе жизни у воспитанников  школы.

2.  Уменьшить число учащихся «группы риска».

3. Привитие учащимся правил культурного поведения, которые они сознательно применяют в своей жизни.

4.Сокращение пропусков уроков учащимися без уважительной причины.

Данные результаты отслеживаются два раза в год: сентябрь, май.

Тематический план мероприятий по реализации программы

социально-педагогической профилактики правонарушений воспитанников коррекционной школы VIII вида

                                  «Ребенок и закон»

                               

Тема занятия

Раздел

Срок

Младшее звено

1

Анкета «Потребности»

Социально-диагностическое.

Сентябрь

2

Игра "Комплементы"

 Профилактика       дезадаптации.

Октябрь

3

   Игра "Чем мы похожи"

Профилактика дезадаптации.

Ноябрь

4

Игра "Аплодисменты"

Профилактика дезадаптации.

Декабрь

5

Игра-доказательство

 "Суд над вредными привычками"

Профилактика дезадаптации.

Февраль

6

 Информационный час

"По каким правилам мы живем?»

Просветительское

Март

7

Информационный час

"Азбука юного гражданина»

Просветительское

Апрель

Среднее звено

1

Анкета «Свободное время»

Социально-диагностическое

Сентябрь

2

Ты отвечаешь только

            за свои поступки.

Просветительское

Октябрь

3

«Привычка – вторая натура»

Просветительское

Ноябрь

4

 Школьная жизнь и закон.

Просветительское

Декабрь

5

Наркомания и закон.

Просветительское

Февраль

6

Путешествие по стране

  "Права человека"

Просветительское

Март

7

План для достижения цели.

Просветительское

Апрель

Старшее звено.

1

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Социально-диагностическое.

Сентябрь

Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний.

2

Занятие1.Актуализация представлений подростков об их правах и ответственности, знакомство с Законами РФ, определяющими пра_ва и ответственность несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Октябрь

3

Занятие 2.Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с пра_вовыми нормами в отношении ответственности за нанесение мо_рального и физического ущерба.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Ноябрь

4

 Занятие3.Формирование умения противостоять негативному вли_янию, знакомство с ответственностью за групповые правонаруше_ния.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.    

Ноябрь

5

 Занятие 4. Развитие навыков, позволяющих отказаться от предложе_ния попробовать наркотики или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение, распространение и при_менение наркотических и психотропных средств.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Декабрь

6

Занятие 5. Формирование умения отказаться от употребления алко_голя, поиск способов общения и повышения настроения без при_менения алкоголя, знакомство с ответственностью за правонару_шения в состоянии алкогольного опьянения.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Январь

7

Занятие 6. Знакомство с понятиями «вандализм» и «вандалы», пре_доставление информации об ответственности за акты вандализма.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Январь

8

Занятие 7. Осознание чувств, возникающих при угрозе жизни и здо_ровью в случаях террористических актов; знакомство с ответствен_ностью за терроризм, геноцид и разжигание межнациональной розни.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Февраль

9

Занятие 8. Осознание личной ответственности при выборе возрас_та вступления в половые отношения, последствий неразборчивых половых связей, знакомство с ответственностью за сексуальное насилие.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Март

10

Занятие 9. Информирование подростков об ответственности за при_своение чужого имущества

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Апрель

11

Занятие 10. Информирование подростков о процедуре принятия за_конов в РФ; актуализация правовых знаний, полученных на заняти_ях; осознание ответственности участников судебных заседаний в ре_шении судьбы обвиняемых, завершение занятий правового блока.

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний.

Май

Всего:  25 часов.

Список литературы

  1. Атапова Ю.В., Микадзе В.М.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. СПб., 2001.
  2. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы "риска" // Завуч. - 1999. - №2. - С.76-83.
  3. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200
  4. Божович Л.И. Проблема формирования личности. М., 1999.
  5. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Профессиональная библиотека работника социальной службы. - 2001. - №2. - С.34-39.
  6. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991.
  7. Бытко Ю.И., Ладно А.С. Девиантное поведение подростков // СоцИс. - 1988. - №4.
  8. Васильева Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - С.141-142.
  9. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.
  10. Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - №3. - С.52-60.
  11. Вим Лот, Хан Спанярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам (Как профилактика асоциального поведения) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. - С.60-74.
  12. Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.5-15.
  13. Воспитывает Киплинг: Игровая программа проведения палаточного лагеря для школьников: Опыт работы с "трудными подростками" // Внешкольник. - 1999. - №4. - С.10-12.
  14. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.- Воронеж, 2002.
  15. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н. Основы самосовершенствования. СПб. 2000.
  16. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.
  17. Гиндикин В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.
  18. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М.: Триада-Х, 1999. - 266 с.
  19. Гордон М., Зарецкий В. Летняя школа как новая образовательная среда для детей группы риска // Народное образование. - 1999. - №5. - С.173-178.
  20. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С.57-65.
  21. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3-22.
  22. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск, 1994. - 310 с.
  23. Дети "группы риска": Мат-лы Междун. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001.
  24. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «Особому» ребенку. СПб., 2000.
  25. Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. - 2001. - №9. - С.17-25.
  26. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.
  27. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
  28. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 1999. - С.351-416.
  29. Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей "трудного" подростка // Домашнее воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79.
  30. М.С. Мартынова. Социальная работа с детьми группы риска. М., 2003.
  31. Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.
  32. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.
  33. Полтавцева А.О. Молодежные девиации в Приморье // СоцИс. - 2003. -№4. - С.135-138.
  34. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / Под ред. И.Соковни. - М.: Просвещение, 2002.
  35. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся: Методические рекомендации. - Йошкар-Ола: Марий Эл учитель, 2001. - 24 с.
  36. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 2000
  37. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И. Профилактика наркоманий у подростков: от теории к практике. М., 2001.
  38. Смидт Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2000.
  39. Социальная профилактика отклонений в поведении. М.2003.
  40. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №2. - С.41-57.
  41. Фромм Э. Иметь или быть? М. Прогресс – 2002.
  42. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Нарушение поведения у учащихся вспомогательной школы. СПб. 2001.
  43. Шипицына Л.М. Диагностика наркоманий у подростков группы риска.// социальная работа с детьми и подростками группы риска. СПб., 2000.
  44.  Юричка Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2000. - №6. - С.267-270.
  45. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 2001.

     


  Диагностические методики:

. Анкета «Потребности» (Приложение 1).

. Анкета «Свободное время» (Приложение 2).

. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Приложение 3).

Анкета «Потребности»

Сентябрь 2011г.

Вопросы анкеты

Наташа

 Костя

Сергей

Роман

Влад

Эмилия

Вячеслав

1. Какая царит обстановка в квартире родителей?

удовлетворительная

плохая

плохая

удовлетворительная

удовлетворительная

плохая

плохая

2.Интересуетесь    ли    вы общественно-политическими событиями?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

3. Где    вы     чаще     всего проводите свободное время?

вне дома

вне дома, на улице

вне дома, в компании

вне дома, с друзьями

дома

дома

на улице

4. Чем    вы    занимаетесь    в свободное время?

слушаю музыку

общ. с

друзьями

общаюсь       с друзьям

общ.      с друзьями

слушаю музыку

слушаю музыку

ничего не делаю

5. Употребляете    ли     вы спиртные напитки?

не употребляю

редко

часто

часто

иногда

часто

иногда

Анкета «Свободное время»

Сентябрь 2011г.

Вопросы анкеты

Наташа

Михаил

Роман

Эмилия

Вячеслав

Сергей

Кристина

1.Какому     занятию     вы отдаете      предпочтение      в свободное время?

играть

просмотр телепередач

встреча с друзьями

встреча с друзьями

встреча с друзьями

просмотр телепередач

играть

2. Являетесь ли вы читателем общ.библ\ки?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

3. Сколько книг в месяц в среднем        вы  успеваете

прочитать

1  

Журналы смотрю

-

-

-

1

1

4. Как часто вы читаете литературу (художественную)

-

от случая к случаю

от случая к случаю

от случая к случаю

от случая к случаю

от случая к случаю

-

5. Как часто вы посещаете театр?

не посещаю

не посещаю

не посещаю

не посещаю

не посещаю

не посещаю

не посещаю

6. Как часто вы посещаете концерты?

-

День поселка

День поселка

День поселка

День поселка

День поселка

-

7. Как часто вы посещаете музей?

не посещаю

не посещаю

не посещаю

не посещаю

не посещаю

не посещаю

не посещаю

8. Как часто вы посещаете парки культуры и отдыха?

-

Когда бываю в Омске

Когда бываю в Омске

Когда бываю в Омске

Когда бываю в Омске

-

-

9.   Как часто вы посещаете дискотеку?

Не посещаю

часто

часто

часто

иногда

редко

Не посещаю

10.    Участвуете   ли    вы    в худ\самодеятельности?

Не участвую

От случая к случаю

От случая к случаю

От случая к случаю

От случая к случаю

Не участвую

Не участвую

11. Каким видом спорта вы занимаетесь?

Спортом не занимаюсь

    хоккей

Спортом не занимаюсь

Спортом не занимаюсь

Спортом не занимаюсь

Спортом не занимаюсь

Спортом не занимаюсь

12. С кем вы проводите свободное время чаше всего?

С друзьями

С друзьями

С друзьями

С друзьями

С друзьями

С друзьями

С друзьями

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Сентябрь 2011г.

Роман

Коля

Марина

Выборка

жа

максимальное значение

среднее значение

1. Шкала установки на социально-желательные

2,34

1,8

2,15

2,49

2,13

2. Шкала склонности к

преодолению норм и

правил

7,5

11

2,62

10,97

2,42

3. Шкала склонности

к аддиктшшому

поведению

10,7

13,17

4,9

15,17

3,04

4. Шкала склонности к

самоповреждающему и

саморазрушающему

поведению

4,49

3.15

12,38

10,98

2,76

5. Шкала склонности к агрессивному поведению

5,3

15,49

3,43

14,64

3,94

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

2,5

3,7

5,7

9.37

3,01

7. Шкала склонности к делинквентному поведению

15,96

10

3,57

14,38

3,22

Из таблицы видно, что у Коли  присутствует высокий уровень склонности  к агрессивному поведению  (15,49).

У     Романа     также     высокий     уровень     склонности     к
делинквентному  поведению (15,96).

          Результаты   Марины   показали   высокий   уровень   склонности упрямства и негативизма.

          Результаты методики показали, что у воспитанников  агрессивность внешнеобвиняющая, свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (возбудимым, неустойчивым и импульсивным) детям с плохим самоконтролем.

Приложение 1.

Диагностики

                                  Анкета «Потребности»

Вопросы анкеты

  1. Какая царит обстановка в квартире родителей?
  2. Интересуетесь    ли    вы общественно-политическими событиями?
  3.  Где    вы     чаще     всего проводите свободное время?
  4.  Чем    вы    занимаетесь    в свободное время?
  5. Употребляете    ли     вы спиртные напитки?

Приложение 2

                       Анкета «Свободное время»

Вопросы анкеты:

1.Какому     занятию     вы отдаете      предпочтение      в свободное время?

2. Являетесь ли вы читателем общественной библиотеки?

3. Сколько книг в месяц в среднем        вы       успеваете прочитать?

  1. Как часто вы читаете литературу (художественную)?

   5. Как часто вы посещаете театр?

   6. Как часто вы посещаете концерты?

   7. Как часто вы посещаете музей?

   8. Как часто вы посещаете парки культуры и отдыха?

   9.   Как часто вы посещаете дискотеку?

   10.    Участвуете   ли    вы    в художественной самодеятельности?

   11. Каким видом спорта вы занимаетесь?

   12. С кем вы проводите свободное время чаще всего?

Приложение 3

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков представляется «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским  центром  гуманитарных  исследовании  и  консультирования «Развитие» в 1992 г.)- Она содержит семь шкал:

  1. Шкала установки на социальную желательность — 15 пунктов.
  2. Шкала склонности на социальную желательность -17 пунктов.
  3. Шкала склонности к аддиктивкому поведению- 20 пунктов.
  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.
  5. Шкала склонности к агрессии и насилию — 25 пунктов.
  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций -15 пунктов.
  7. Шкала склонности к делинквентному поведению -20 пунктов.

В    целом    опросник    включает    98    неповторяющихся    пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).

Опросник

  1.  Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  2. Бывает,   что   откладываю   на   завтра  то,   что   должен   сделать сегодня.

  1. Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.
  2. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.
  3. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.
  4. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо
    заплатили.
  5. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не
    могу усидеть на месте.
  6. Иногда немного хвастаюсь.
  7. Если  бы   мне  пришлось  стать  военным,  то  я  хотел  бы
    быть летчиком-истребителем.
  8. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  9. Только  слабые   и  трусливые люди   выполняют  все  правила и законы.

  1. Я     предпочел     бы     работу,     связанную     с     переменами    и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.
  2. Я всегда говорю только правду.
  3. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет
    возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.
  4. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.
  5. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться па львов.
  6. Если меня обидят, то я обязательно должен отомстить.
  7. Человек должен   иметь  право  выпивать,  сколько  хочет  и  где хочет.
  8. Если  мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

  1.  Мне    обычно    затрудняет    работу    требование    сделать    ее    к определенному сроку.
  2.  Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
  3. Некоторые    правила    и    запреты    можно    отбросить,    если
    испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
  4.  Иногда я не слушаюсь родителей.
  5.  Если   при   покупке  автомобиля   мне  придется   выбирать  между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  6.  Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.
  7.  Если   бы   я   мог  свободно   выбирать   профессию,   то   стал   бы дегустатором вин.
  8.  Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  9.  Иногда мне очень хочется сделать себе больно.
  10.  Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица   «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  11.  Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  12.  Среди     моих     знакомых     есть     люди,     которые     пробовали одурманивающие, токсические вещества.
  13.  Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
  14.  Бывает, что мне очень хочется выругаться.
  15.  Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  16.  Бывало, что я случайно попадал  в драку  после употребления спиртных напитков.
  17. Мне редко удастся заставить себя продолжать работать после ряда обидных неудач.
  18.  Если бы в наше время проводились бои  гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
  19.  Иногда я говорю неправду.
  20.  Терпеть боль назло бывает даже приятно.
  21.  Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  22.  Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  23.  Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  24.  Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  25.  Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  26. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
  27. Когда люди  стремятся   к  новым,  необычным  ощущениям и
    переживаниям — это нормально.
  28. Иногда я скучаю на уроках.
  29. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно
    потребую от него извинений.
  30. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что думаю о нем.
  31. Во   время   путешествий   и   поездок   я   люблю   отклоняться   от обычных маршрутов.
  32. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  33. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  34. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  35. Иногда я  просто  не  хочу удержаться  от смеха,  когда слышу неприличную шутку.
  36. Я  стараюсь   избегать   в   разговоре   выражений,   которые  могут смутить окружающих.

  1.  Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  2.  Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  3.  Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  4.  Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.
  5.  Мне   нравится   бывать   в   компаниях,   где   в   меру   выпивают  и веселятся.
  6.  Меня раздражает, когда деву гики курят.
  7. Мне нравится состояние, которое наступает,  когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  8. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал,
    что
     сейчас не время и не место.
  9. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  10. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  11. Я  смог  бы   своей   рукой   казнить  преступника,   справедливо
    приговоренного к высшей мере наказания.
  12. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  13. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  14. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  15. Иногда у  меня  бывает такое  настроение,  что  я  готов первым начать драку.
  16. Я могу вспомнить случаи, когда был таким злым, что хватал
    первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  17. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  18. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  19. Вредное   воздействие   на   человека   алкоголя   и   табака   сильно преувеличивают.
  20. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  21. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  22. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям -это нормально.
  23. Я часто не могу сдержать свои чувства.
  24. Бывало, что я опаздывал на уроки.
  25. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  26. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  27. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  28. Иногда я не выполнял школьное домашнее задание.
  29. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  30. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  31. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  32. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  33. Наивные простаки сами заслуживают, чтобы их обманывали.
  34. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.
  35. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  36. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказание.
  37. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  38. Всякая грязь меня путает или вызывает сильное отвращение.
  39. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
  40. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  41. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
  42. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
  43. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Ключи и процедура подсчета тестовых баллов

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитываем суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше, чем на  I S, и теряемую психологическую характеристику можно считать, выраженной. Если индивидуальный   суммарный   балл   испытуемого   меньше   среднего   по

тестовым нормам mi IS, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентыой» популяции, то его индивидуальные результаты це_лесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки.

Ключи

  1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13(да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 3*3 (нет), 38 (нет), 47(нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87(нет).
  2. Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (нет), 10(нет), 11 (да), 22(да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да). 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88(да), 91 (да), 93 (нет).
  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да). 18 (да),22 (да), 26 (да),27 (да-), 31 (да), 34 (да). 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).
  4. Шкала склонности к самоповреждаюшему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет),
    27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76
    (да), 90 (да). 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).
  5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет),
    16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет). 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да),
    51 (да),65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да),
    85 (да). 89 (да), 94 (да), 97 (да).
            
  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет),' 36 (да), 49 (да). 56 (да). 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да). 89 (да), 94 (Да).
  7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 18 (да). 26 (да), 31 (да). 34 (да). 35 (да), 42 (да), 43 (да). 44

Тестовые нормы        

Нормальная выборка

Делинквентная  выборка

Шкала

М-максимальное

значение

S-среднее значение

М-

максимальное значение

S-среднее значение

Шкала 1 15 вопросов

2,27

2,06

2.49

2.13

Шкала 2

17 вопросов

7,73

2,88

10.97

2.42

Шкала 3 20 вопросов

9,23

4,59

15.17

3.04

Шкала 4 21 вопрос

10,36

3.41

10.98

2.76

Шкала 5 25 вопросов

12,47

4,23

14.64

3,94

Шкала 6 15 вопросов

8,04

3,20

9.37

3,01

Шкала 7 20 вопросов

7,17

4.05

14.38

3,22

  1. Опросник стиля межличностных отношений.

 (авторы: Т.Лири, Г.Лефож, Р. Сазек)

Выявляет личностные особенности (взрослых людей), играющие наиболее важную роль в межличностных отношениях. Рассматри_ваемые особенности распределены по восьми шкалам (октантам):

  1. тенденция к лидерству — властность — деспотизм (автори_тарный тип);
  2. уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность (эгоистический тип);
  3. требовательность — непримиримость — жестокость (агрес_сивный тип);
  4. скептицизм — упрямство — негативизм (подозрительный тип);
  5. уступчивость — кротость — пассивная подчиняемость (под_чиняемый тип);
  6. доверчивость — послушность — зависимость (зависимый тип);
  7. добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный кон_формизм (дружелюбный);
  8. отзывчивость — бескорыстие — жертвенность (альтруисти_ческий тип).

Обработка результатов

За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Баллы сум_мируются по каждой шкале в отдельности. При этом: шкалы 1, 2, 3, 4 относятся к «доминированию»; шкалы 5, 6, 7 — к «подчине_нию»; а шкала 8 — к «альтруизму».

Ключ

Шкала 1 - 2, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113.

Шкала 2 - 3, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123.

Шкала 3 - 5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128.

Шкала 4 - 4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122.

Шкала 5 - 18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96, 100, 101, 112, 117, 125, 127.

Шкала 6 - 7, 8, 9, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85, 87, 95, ПО, 111, 121.

Шкала 7 - 1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124.

Шкала 8 - 13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70, 80, 91, 92, 98, 103, 126.

Октанты

Интервал 4—8

Интервал 8 — 12

Интервал 12 — 16

1

Доминантность

Авторитарность

Сверхавторитарность

2

Независимость

Неконформность

Сверхнезависимость

3

Жесткость

Агрессивность

Враждебность

4

Недоверчивость

Подозрительность

Сверхподозритель_ность

5

Уступчивость

Застенчивость

Сверхпокорность

6

Зависимость

Конформность

Сверхзависимость

7

Доброжелательность

Дружелюбие

Сверхдружелюбие

8

Отзывчивость

Великодушие

Сверхвеликодушие

Инструкция. Вашему вниманию предлагается перечень утверж_дений, характеризующих личность. Прочитайте внимательно каж_дое утверждение и оцените, насколько оно подходит для Вас лич_но. Если данное утверждение «скорее подходит к Вам» — обведите кружком его номер в бланке ответов. Если утверждение — «скорее не подходит к Вам» — зачеркните его номер в бланке ответов.

Утверждения

  1. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
  2. Уверен в себе.
  3. Пользуется уважением других.
  4. Не терпит, чтобы им командовали.
  5. Откровенный.
  6. Жалобщик.
  7. Часто прибегает к помощи других.
  8. Ищущий одобрения.
  1. Доверчив и стремится радовать других.
  2. Любит ответственность.
  3. Производит впечатление значительности.
  4. Обладает чувством достоинства.
  5. Стремится подбодрить.
  6. Благодарный.
  7. Злой, жестокий.
  8. Хвастливый.
  9. Своекорыстный.
  10. Способен признать свою неправоту.
  11. Деспотичен.
  12. Умеет настоять на своем.
  13. Великодушен и терпим к недостаткам.
  14. Начальственно-повелительный.
  15. Стремиться покровительствовать.
  16. Способен вызвать восхищение.
  17. Предоставляет другим возможность принимать решения.
  18. Прощает все.
  19. Кроткий.
  20. Может проявить безразличие.
  21. Бескорыстный.
  22. Любит давать советы.
  23. Зависимый, несамостоятельный.
  24. Самоуверен и напорист.
  25. Ожидает восхищения от каждого.
  26. Часто печален.
  27. На него трудно произвести впечатление.
  28. Общительный и уживчивый.
  29. Открытый и прямолинейный.
  30. Озлобленный.
  31. Любит подчиняться.
  32. Распоряжается другими.
  33. Способен быть критичным к себе.
  34. Щедрый.
  35. Всегда любезен в обращении.
  36. Уступчивый.
  37. Застенчивый.
  38. Любит заботиться о других.
  39. Думает только о себе.
  40. Покладистый.
  41. Отзывчивый, всегда придет на помощь.
  42. Умеет распоряжаться, приказывать.
  43. Часто разочаровывается.
  44. Неумолимый, но беспристрастный.
  45. Часто гневается.
  46. Критичен к другим.
  47. Всегда дружелюбен.
  48. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным каче_ствам).
  1. Способен проявлять недоверие.
  2. Очень почитает авторитеты.
  3. Ревнивый.
  4. Любит поплакаться.
  5. Робкий.
  6. Обидчивый, щепетильный.
  7. Часто не дружелюбен.
  8. Властный.
  9. Безынициативный.
  10. Способен быть суровым.
  11. Деликатный.
  12. Всем симпатизирует.
  13. Деловой, практичный.
  14. Переполнен чрезмерным сочувствием.
  15. Внимательный и ласковый.
  16. Хитрый и расчетливый.
  17. Дорожит мнением окружающих.
  18. Надменный и самодовольный.
  19. Чрезмерно доверчив.
  20. Готов довериться любому.
  21. Легко смущается.
  22. Независимый.
  23. Эгоистичный.
  24. Нежный, мягкосердечный.
  25. Легко поддается влиянию других.
  26. Уважительный.
  27. Производит впечатление на окружающих.
  28. Добросердечный.
  29. Охотно принимает советы.
  30. Обладает талантом руководителя.
  31. Легко попадает впросак.
  32. Долго помнит обиды.
  33. Легко поддается влиянию друзей.
  34. Проникнут духом противоречия.
  35. Портит людей чрезмерной добротой.
  36. Слишком снисходителен к окружающим.
  37. Тщеславен.
  38. Стремится снискать расположение каждого.
  39. Восхищающийся, склонный к подражанию.
  40. Охотно подчиняется.
  41. Со всеми соглашается.
  42. Заботится о других в ущерб себе.
  43. Раздражительный.
  44. Стыдливый.
  45. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
  46. Дружелюбный, доброжелательный.
  47. Добрый, вселяющий уверенность.
  48. Холодный, черствый.
  49. Стремящийся к успеху.
  1. Благорасположен ко всем без разбора.
  2. Строгий, но справедливый.
  3. Нетерпим к ошибкам других.
  4. Всех любит.
  5. Любит, чтобы его опекали.
  6. Почти никогда и никому не возражает.
  7. Мягкотелый.
  8. Другие думают о нем благосклонно.
  9. Упрямый.
  10. Стойкий и крутой, где нужно.
  11. Может быть искренним.
  12. Скромный.
  13. Способен сам позаботиться о себе.
  14. Скептичен.
  15. Язвительный, насмешливый.
  16. Навязчивый.
  17. Злопамятный.
  18. Любит соревноваться.
  19. Стремится ужиться с другими.
  20. Неуверенный в себе.
  21. Старается утешить каждого.
  22. Склонен к самобичеванию.
  23. Бесчувственный, равнодушный.

Бланк ответов к опроснику Т.Лири

Пол______________________ ___________ Возраст ____________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

'25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

ПО

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

  1. Методика изучения агрессивности. Опросник Басса — Дарки.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам — поставьте рядом с ним знак «+», если нет — знак «—».

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях которых я не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. у меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Описание методики

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет».

А.Басс разделил понятия «агрессия», «агрессивное поведение» и «враждебность», и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А.Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости в форме крика, топания ногами, битья кулаками по столу (характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью).

Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется еще один пункт — угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

Обработка и интерпретация данных.

Обработка опросника Басса—Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу.

Ключ

1. Физическая агрессия: «да» — 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «Нет» — 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия: «да» — 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» —10, 26, 49.

3. Раздражение: «да» —3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет» —11, 35, 69.

4. Негативизм: «да» - 4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида: «да» 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» — 44.

6. Подозрительность: «Да» — 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; Нет» 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «да» — 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «Нет» —39, 66, 74, 75.

8. Угрызение совести, чувство вины: «да» — 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

PAGE  7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Комплексная программа социально-педагогической профилактики безнадзорности и правонарушений воспитанников коррекционной школы « ЗАЩИТИТЬ СЕРДЦЕМ»

Комплексная программа социально-педагогической  профилактики безнадзорности и  правонарушений воспитанников коррекционной школы« ЗАЩИТИТЬ СЕРДЦЕМ»...

«ПОДРОСТОК» Индивидуальная коррекционная программа социально-педагогической реабилитации подростка к обучению в школе

Разработка индивидуальной коррекционной программы социально -психолого - педагогической реабилитации подростка к обучению в школепродиктована необходимостью психологического сопровождения подростка со...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Звукарик" для воспитанников 5-7 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Звукарик" для воспитанников 5-7 лет....