Комплексная программа социально-педагогической профилактики безнадзорности и правонарушений воспитанников коррекционной школы « ЗАЩИТИТЬ СЕРДЦЕМ»
учебно-методический материал на тему

Князева Светлана Андреевна

Комплексная программа социально-педагогической  профилактики безнадзорности и  правонарушений воспитанников коррекционной школы

« ЗАЩИТИТЬ СЕРДЦЕМ»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение

Омской области «Исилькульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Комплексная программа социально-педагогической  профилактики безнадзорности и  правонарушений воспитанников коррекционной школы

« ЗАЩИТИТЬ СЕРДЦЕМ»

                                                             автор составитель: соц.педагог

                                  Наумова С.А.

                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы криминогенная обстановка в стране в целом улучшается, но показатели подростковой преступности, ниже не становится.  

Среди основных причин безнадзорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

▪ Неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отражение, бесконтрольность).

▪ Нарушения умственного развития.

▪ Недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.)

▪ Неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

        Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Одной из особенностей является повышенная внушаемость, вследствие чего они могут «идти на поводу» у психически здоровых правонарушителей, соглашаясь выполнять их указания и требования, не осмысливая при этом тех последствий, к которым приводят их действия. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.

За последние годы количество учащихся из неблагополучных семей в школе-интернате не понижается, а медленно увеличивается, например:

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Количество несовершеннолетних «Группы риска»

8

21

Количество неполных семей

32

41

Количество правонарушителей, состоящих на учете в ПДН

4

4

        По данным Управления труда и социального развития по Исилькульскому району в Территориальном банке данных семей, находящихся в социально-опасном положении состоит 68 семей, в которых воспитывается 136 детей. Из них 12 семей, воспитанников КОУ «Исилькульская школа-интернат».

По данным отдела по  работе с несовершеннолетними ОМВД России в г. Исилькуль и Исилькульском районе за период с 2012 по 2013 год прирост правонарушений, совершенных несовершеннолетними составляет 100%.

2012

2013

1

Количество правонарушений, совершенные несовершеннолетними.

26

52

2

Количество протоколов, составленных на несовершеннолетних.

14

29

3

Количество протоколов, составленных на родителей (за неисполнение родительских обязанностей).

276

306

4

Количество несовершеннолетних состоящих на учете.

106

95

5

Количество родителей, состоящих на учете.

55

72

         Проблема правонарушений, совершенных  умственно отсталыми детьми усугубляется их интеллектуальной неполноценностью, личностной и социальной незрелостью. Необходимость своевременного предупреждения возникновения противоправных ситуаций и формирование законопослушного поведения подростков. Учет специфики поведения и особенности семейного воспитания подростков с интеллектуальным недоразвитием позволит, правильно выстраивать профилактические и коррекционные меры. 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральным закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 - Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Закон Омской области от 18 июля 2013 года №1569-ОЗ " «Об образовании»;

- Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- Уголовный кодекс Российской федерации;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;;

- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде;

- Устав школы;

                 Локальные акты школы:

- Правила поведения обучающихся.

- Положение о методическом объединении классных руководителей.

- Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и о порядке снятия учащихся с учета.

- Положение о Совете по профилактике.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

2013-2015 учебный год

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, прогулам и другим формам негативного социального поведения.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Достижение этой цели осуществляется решением следующих задач:

- выявление семей, и обучающихся нуждающихся в социально-педагогической помощи;

- обеспечение психолого-педагогической поддержкой «трудных» обучающихся, основанной на изучении особенностей характера и развития ребёнка и вере в него, в его силы и способности;

- создание доверительного психологического климата в КОУ «Исилькульская школа-интернат»;

- создание условий адаптации «трудных» к полноценной школьной жизни, и в дальнейшем к жизни в обществе;

- повышение уровня коррекционно-предупредительной, профилактической работы педагогического коллектива школы через взаимодействие с родителями, ПДН и другими социальными организациями;

- формирование у воспитанников установок на ведение здорового образа жизни;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе обучения и воспитания воспитанников;

- обеспечение единства требований в воспитании обучающихся со стороны школы, семьи, общественности;

- обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Организация профилактической работы осуществляется со следующими категориями несовершеннолетних: состоящие на учете в органах внутренних дел; учащиеся, нарушающие правила поведения в школе; учащиеся, прогуливающие занятия по неуважительным причинам;  

Формы контроля за реализацией программы:

- отчет социального педагога о проделанной работе за каждое полугодие,  учебный год;

Ответственные лица для контактов:

Директор: Маштакова Евгения Евгеньевна, 8(38173)21874.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Дудко Наталья Борисовна,  8(38173)21874.

Заместитель директора по воспитательной работе: Куливец Ольга Владимировна, 8(38173)21874.

Социальный педагог: Наумова Светлана Андреевна, 8(38173)21874.

Психолог: Бунтова Людмила Викторовна, 8(38173)21874.

Методическое объединение классных руководителей: Выборная Татьяна Владимировна, 8(38173)21874.

Методическое объединение воспитателей: Кузьмина Ирина Николаевна, 8(38173)21874.

Медицинский работник: Вергун Людмила Ивановна, 8(38173)21874.

Инспектор ПДН: Кирсанова Наталья Викторовна 8 (273)20690.

Функции различных

 категорий работников школы в контексте реализации программы:

  Директор образовательного учреждения:

- осуществляет полный контроль за профилактической работой ;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

- обеспечение соблюдение нормативно-правовой базы.

- осуществляет контроль по организации профилактической работы с несовершеннолетними:

а) через проверку планов классных руководителей, классных журналов и соответствующей документации;

б) через отчеты социального педагога, классных воспитателей о психологическом климате в семьях учащихся, о проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за детьми, о причинах, негативно влияющих на их поведение, успеваемость и посещение школы, на совещаниях при директоре и на педсоветах согласно плану и по мере необходимости с приглашением участкового инспектора, инспектора ПДН, секретаря КДН с целью получения информации о проблемном поведении детей, о неблагополучных ситуациях в семьях;

в) через обучение классных руководителей на МО классных руководителей и индивидуальное консультирование их по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

г) обращение в иные инстанции за помощью и содействием в работе с отдельными семьями и учащимися в том случае, если вопросы выходят за рамки компетенции школы,

Заместитель директора по воспитательной работе:

— контролирует ведущуюся документацию по профилактике в течение учебного года;

— организует мероприятия, направленные на профилактику правонарушений;

— контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;

— организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;

— отслеживает работу по базе данных “группы риска”;

Классные руководители и воспитатели:

— формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;

— участвуют в составлении базы данных учащихся “группы риска”;

— активно участвуют в реализации программ превентивного обучения;

— оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений.

Социальный педагог, психолог:

— изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся “группы риска” и ее микросреды, условия жизни;

— обеспечивает базу данных “группы риска” новыми сведениями (если они появляются);

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

— выступает посредником между учащимися “группы риска” и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

отслеживает социальные условия семей.

Медицинский работник:

— расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;

— проводит запланированные занятия, направленные на профилактику злоупотребления ПАВ детьми и молодежью;

— предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска.

Взаимодействие с другими структурами

За школой закреплен сотрудник ПДН для оказания профилактической помощи в пропаганде правовых знаний среди учащихся. Два раза в год организуются встречи учащихся с инспектором ПДН; один раз в четверть – с участковым инспектором.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

- Принцип адаптированности (каждый обучающихся должен чувствовать себя в школе, как дома, ему должно быть комфортно и уютно, он должен найти своё место в школьной семье, каждый ученик должен быть принят, несмотря на его сильные и слабые стороны);

- Принцип психологической комфортности (создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели; использование чувства юмора, как неотъемлемого методического средства в работе с обучающимися);

-  Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка. Это возможно в условиях координирования взаимодействия школы, семьи и учреждений социума;

-  Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением предполагает раскрытие в каждом ребенке интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей);

-  Принцип творчества и успеха (индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающихся; благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности);

-  Принцип доверия и поддержки (вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению вместо излишней требовательности и чрезмерного контроля);

- Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка (педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое , прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по новому взглянуть на свое поведение);

ФОРМЫ РАБОТЫ

Работа с обучающимися:

Работа с родителями

Работа с педагогическим коллективом

• конкурсы рисунков, творческих работ, стенгазет

• акции

• информационные стенды

• анкетирование

• индивидуальные и групповые беседы

• традиционные школьные мероприятия

• тематические дни

• тематические линейки

• месячник правовых знаний

• вовлечение обучающихся в работу кружков и секций дополнительного образования

• встречи с привлечением работников ПДН, КДН и ЗП, органов опеки и других учреждений социума

• классные часы

• экскурсии

• лекции, беседы

• занятия социального педагога

• строгий контроль посещаемости

• индивидуальные занятия педагогов-предметников по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, пропускающих занятия по разного рода причинам

• правовые игры

• просмотр фильмов

• Совет по профилактике.

• родительские собрания (общешкольные, классные)

• родительский уголок (памятки, рекомендации, буклеты)

• деловые игры

• анкетирование

• круглые столы

• SMS-информирование

• рейды в семьи, находящиеся в социально-опасном положении

• привлечение ближайших родственников (при отсутствии должного внимания со стороны родителей) к проблемам воспитания подростков

• встречи с работниками ПДН, КДН и ЗП, органов опеки, специалистами центральной районной больницы и других учреждений социума

• групповые и индивидуальные консультации родителей

• посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий.

• ознакомление с нормативно-правовой базой

• тематические заседания МО классных руководителей,

• семинары

• совещания

• консультации классных руководителей

• методические рекомендации для педагогов по работе с "трудными"

•создание методической копилки мероприятий, форм работы и памяток

•составление социального паспорта школы

•формирование банка данных о детях, семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и детях, семьях, находящихся в социально-опасном положении

•изучение нормативно-правовой базы по профилактике правонарушений.

Тематический план

Программы социально-педагогической профилактики безнадзорности и  правонарушений воспитанников коррекционной школы VIII вида подготовительного (0) класса                            

№ п/п

Раздел

Сроки

1

Изучение и диагностическая работа с учащимися. 

Сентябрь

Октябрь

1.1

Социометрия.

Сентябрь

Октябрь

1.2

Наблюдение обучающихся во время урочной и неурочной деятельности.

В течении года.

1.3

Методика выявления коммуникативных особенностей учащихся.

Сентябрь

Октябрь

1.4

Методика выявления насилия в семье.

сентябрь

1.6

Мониторинг посещаемости занятий.

В течении года

1.7

Изучение личных дел воспитанников, составление социальной карты класса, корректировка списков детей по социальному статусу.

Сентябрь

1.8

Выявление детей и семей, находящиеся в группе социального риска, родителей и, или лиц их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко с ними обращающиеся.

Весь период

1.9

Мониторинг прохождения школьной адаптации.

Январь

2

Изучение и диагностическая работа с семьями.

Сентябрь

Октябрь

2.1

Обследование ЖБ условий детей, склонных к пропускам занятий.

В течении года

2.2

Выявление и анализ причин (социальных, педагогических, психологических, бытовых) приводящих к прогулам занятий.

В течении года

2.3

Анкетирование родителей, из семей состоящие в группе риска, соц. опасном положении.

В течении года

3

Профилактическая работа с учащимися.

3.1

Проведение индивидуальных бесед с детьми группы риска.

В течении года

3.2

Профилактические беседы с родителями данных учащихся по вопросам родительской ответственности и организации контроля над детьми.

В течении года

3.3

Привлечение детей, склонных к пропускам занятий, к различным культурно-массовым мероприятиям, их посещение в качестве участников, группы поддержки.

В течении года

4

Медико-психологическое и правовое просвещение педагогов.

По плану МО

4.1

Включение вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в планы заседаний МО.

В течении года

4.2

Организация дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся на уроке, внеклассных, а также коррекционных занятиях с целью максимальной помощи отдельным ученикам.

В течении года

5

  Мониторинг.

Май

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями.

1. Целенаправленная работа по диагностике детей.(изучение документов, личных дел, беседы с родителями и детьми).

2. Изучение детей и составление социального паспорта класса целью           пролонгированной работы (сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование).

3. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы. (коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы).

 4.Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.

 (тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы).

2.  Профилактическая работа с воспитанниками.

1. Коррекционная работа с «группы риска» ( организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед).

2. Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни.      (Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования,  экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха).

3. Правовое воспитание учащихся (классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций).

3. Медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и учителей-предметников

1.Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку (лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы).

4. Работа с родительской общественностью.

1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке (анкетирование, тестирование, наблюдение, родительские дни, беседы).

2. Учебно-просветительская деятельность среди родителей (лекции, семинары, род. собрания, беседы).

5. Подведение итогов.

 Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме (круглый стол, конференция, семинар, педсовет).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценка эффективности программы заключается в мониторинге данных, полученных до и после конкретного вида работы,  за определенный отрезок времени.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Активизация деятельности школы-интерната по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и другими формам негативного социального поведения.

3. Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительной причинам.

ГЛОСАРРИЙ

Для реализации настоящей Программы необходимо ориентироваться на следующие понятия:

трудные дети – это дети, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм (по-другому мы их называем дети с девиантным поведением или дети «группы риска»);

социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе, на получение необходимого образования;

социальная адаптация несовершеннолетнего с ограниченными возможностями - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения им принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека; ребенок ограниченный в умственно развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в соц. среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.

социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом;

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за повелением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолет¬них не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жес¬токо обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белокуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г. ,
  2. Ветошкин С.А. \\ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. Рос. гос.- пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.
  3. Еремин В.А. «Улица -подросток — воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность, М., 1995.
  6. Лукьянов В.В. Административное правонарушение и уголовное преступление, в чем различие.// Государство и право. 1999. №3.
  7. Макуев Р.Х. Правонарушения и юридическая ответственность. Орел, 2001.
  8. Мальков В.П. Состав правонарушения в теории и законе. Государство право. 1996.№7.
  9. Мороз О.П. «Группа риска». «Просвещение» Москва, 1990 г.
  10. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе», 2011.
  11. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// авт. Е.Ю. Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2007.
  12. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация// Авт. - сост.: Е.П. Картушева, Т.В. Романенко.-М.:Изд «Глобус», 2009.
  13. Семенова И. «Учусь быть здоровым или как стать неболейкой». Москва, 1994 г.
  14. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях.// Сост. Г.А. Ромашкина. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  15. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высш. уебн.заведений// Под общ. Редфк.-М.: Гуманитар.изд.центр «Владос», 2006.
  16. Федеральный закон «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Программа социально-педагогической профилактики правонарушений воспитанников коррекционной школы VIII вида «Ребёнок и закон»

Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, находящихся в  коррекционной школе бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России.Анализ пр...

Профессиональная ориентация и самоопределение воспитанников коррекционной школы.

Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-о...

Развитие творческих способностей у воспитанников коррекционной школы

Развитие творческих способностей , способы стимулирования творческого потенциала у воспитанников с нарушениями умственного развития....

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Цель программысоздание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности, правонарушений...