Роль воспитателя в самоорганизации деятельности учащихся школы-интернат
статья на тему
Особо важным направлением в работе воспитателя интернатного учреждения является научить воспитанников учиться, общаться друг с другом и жить вместе, научить получать знания и сохранять здоровье. Очень важно привить им чувство ответственности за свою деятельность, умение самостоятельно ставить цели и достигать их, быть способными к самоконтролю, самооценке своей деятельности, к самоорганизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в самоорганизации деятельности учащихся школы-интернат
Важнейшим направлением деятельности воспитателя интернатного учреждения является помощь воспитанникам в самоорганизации. Самоорганизация – это сознательная работа над собой с целью совершенствования эмоциональных и морально - волевых черт характера в деятельности, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач. Самой первой задачей в этом направлении является организация использования времени. Немаловажную роль в самоорганизации играет и развитие общественной активности учащихся, создание условий для социального становления личности. Невозможно переоценить также значение работы воспитанников над собой и в учебной деятельности. Воспитатель должен обладать средствами и умением осуществлять формирование растущей личности; воспитывать сознательное отношение к учению, пониманию его значимости, его личного и общественного смысла.
Особо важным направлением в работе воспитателя интернатного учреждения является научить воспитанников учиться, общаться друг с другом и жить вместе, научить получать знания и сохранять здоровье. Очень важно привить им чувство ответственности за свою деятельность, умение самостоятельно ставить цели и достигать их, быть способными к самоконтролю, самооценке своей деятельности, к самоорганизации.
Самоорганизация – это сознательная работа над собой с целью выполнения намеченных целей и планов, создания условий эффективной деятельности. Это длительный процесс последовательной деятельности через решение постоянно усложняющихся жизненных задач. Для процесса развития у воспитанников самоорганизации очень важна роль и участие взрослых - педагогов и родителей.
Самой первой задачей в самоорганизации наших воспитанников является организация использования времени. Время - самая дефицитная вещь в жизни каждого человека, нужно научиться его экономить и правильно использовать. Неумение ценить своё время часто бывает причиной возникновения многих проблем, как в жизни, так и в учении. Человек, который обладает чувством времени всегда организован, он правильно рассчитывает время и всегда во всём успевает.
Научить ценить и организовывать свое время для нас очень важно. Жизнь в интернате насыщенная и интересная. Кроме освоения общеобразовательных программ, реализуются дополнительные образовательные программы по направлениям: физкультурно – спортивное, художественно – эстетическое и социально – педагогическое.
Режим дня – самый важный фактор организации рационального использования времени и основа жизни интернатного учреждения. К исполнению режимных моментов здесь привязано буквально всё: выполнение домашнего задания, занятия в системе дополнительного образования, посещение кружков по интересам, спортивных секций, участие в массовых мероприятиях.
Главной задачей воспитателя является строгий контроль над выполнением режима учениками во второй половине дня, после занятий. При этом очень важно учесть индивидуальные возможности девочек с целью сохранения здоровья. Нужно помочь правильно организовать личное время, чтобы найти возможность отдохнуть, погулять на свежем воздухе, просто пообщаться друг с другом. Здесь важно не забыть уделить внимание и месту своего проживания. Особого внимания и помощи со стороны воспитателей требуют ученики 1-х и 2-х классов. Им приходится адаптироваться к новым условиям жизни и учёбы. Одним из эффективных методов работы воспитателя с этой группой воспитанников являются индивидуальные и групповые беседы. Тематика подобных занятий бывает разнообразной, например:
• Как спланировать день во времени
• Определение дел, требующих первоочередного выполнения
• Как найти время для чтения
• Учимся анализировать использованное время
Кроме бесед можно проводить письменные опросы или тестирование по таким темам:
• «Всему своё время». Как ты это понимаешь?
• Какие дела для тебя особо важны?
Результаты подобных опросов помогут воспитателю спланировать дальнейшую индивидуальную работу.
Будет эффективным и час общения на тему «Пословицы о времени». В русском народном творчестве существует множество пословиц и поговорок о времени, которые передаются из поколения в поколение.
В работе воспитателя важными являются развитие и поддержка классного самоуправления; воспитаники должны не только понимать необходимость управления собственной жизнью, но и знать, как это делать. Необходимо создавать условия для социального становления личности, развития демократической культуры, социального творчества, лидерско - организаторских навыков, совершенствования своей личности.
Задачей воспитателя является помощь в организации процесса и сплочение классного коллектива, воспитание таких качеств как: трудолюбие, организованность, усидчивость, ответственность за порученное дело, умение преодолевать трудности. Вместе необходимо контролировать выполнение их поручений и обязанностей, совместными усилиями планировать, готовить и проводить вечера и часы общения, спортивные соревнования, экскурсии и походы. Очень важно учить анализировать, привлекать к обсуждению всех завершенных дел, к выражению собственного мнения, к разумному и посильному распределению времени и сил.
Навыки самоорганизации способствуют освоению учащимися организационных действий и в учебной деятельности, что особо важно для нашего учреждения.
У каждого человека с рождения заложены некоторые умения самоорганизации своей учебной деятельности, но без помощи педагога он не в состоянии в достаточной степени их развить, ему необходима помощь в овладении данными умениями. От учеников требуется выполнение определенных организационных действий учения, таких, как: умение определять цель учебной задачи, планировать учебную задачу, целесообразно выполнять учебную задачу, контролировать ход и результаты учебной задачи, умение оценивать ход результаты учебной задачи.
В интернате работают опытные учителя, которые добиваются высокого качества обучения и творчески подходят к образовательному процессу. Они вносят значительный вклад в развитие учебно – познавательной деятельности, формирование мотивов учения.
Немалую роль в самоорганизации учебной деятельности играет и помощь воспитателя. В первую очередь – это организация самоподготовки. Самоподготовка – это обязательные ежедневные занятия, на которых воспитанницы самостоятельно выполняют учебные задания под руководством воспитателя. Для того, чтобы самоподготовка была эффективной и плодотворной, необходимы обязательные требования к её организации: самостоятельное изучение материал; самоконтроль и самооценка; требование прилежного отношения к работе; недопустимость посторонних отвлекающих действий; контроль над выполнением заданий, требующих повышенного внимания; организация помощи слабым воспитанникам более сильными; поддержание нужного для самостоятельной работы порядка.
Выполнение воспитателем этих и других требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.
Большое значение в самоорганизации учебной деятельности имеют проведенные воспитателем различные упражнения, тесты, ситуативные игры, например:
• Ваши способности в зеркале результатов (упражнение)
• Мотивы и цели учения (упражнение)
• Понятлив ли я? (тест)
Ведь именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое учениками как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Адаптация учащихся школы - интерната"
Пояснительная записка. Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов,...
Создание условий для формирования профессионально-трудовой готовности к интеграции в общество учащихся школы-интерната
Доклад в виде презентации был использован на заседании круглого стола по проблеме профориентации в коррекционной школе....
Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида
В статье рассказывается о системе работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Статья по теме "Трудовое обучение как фактор социальной адаптации учащихся школы-интерната 8 вида"
Главным направлением профориентационной работы в школе – интернатеVIII вида является воспитание у детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при у...
Рабочая программа воспитателя начальной коррекционной школы-интерната
Рабочая программа, коррекцонная школа-интернат для детей с ОВЗ. 1-й класс...
Роль воспитателя в системе воспитания учащихся школы – интерната
Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы ча...