Программа "Путь к успеху"
рабочая программа по теме
Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и организацию позитивного досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dic_put_k_uspehu2.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Досугово-игровой центр
«Путь к успеху»
Возраст детей: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Гурьева Евгения
Валентиновна
педагог дополнительного
образования
г. Пермь
Пояснительная записка.
«Старайся иметь досуг,
чтобы научиться чему-нибудь хорошему,
и перестать блуждать без цели».
Марк Аврели
Актуальность программы определяется необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в условиях меняющегося общества, формировать личность, способную адаптироваться к переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. В социально-педагогической литературе подчеркивается, что достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития социальной компетентности у учащихся образовательных учреждений, их умений взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные решения. Наше время – время крупных перемен– возвращает понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Человек с активной жизненной позицией должен быть всесторонне развит. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Общий анализ ситуации и происходящие вокруг демократические изменения свидетельствуют о необходимости организации самоуправления в школе, развития творческих, организаторских, коммуникативных способностей детей и подростков, формирования у них инициативности и самостоятельности. Воспитание такой личности наиболее продуктивно возможно на основе комплексного воздействия на личность детей и подростков, которое призвано создать условия для оптимального раскрытия потенциала и развития способностей молодого человека.
Развитие каждого ребёнка происходит в процессе активного взаимодействия с миром. Самый лучший, безопасный, интересный и полезный способ познания мира в детстве – игра. Ведь во время игры ребёнка происходит активизация всех физических, эмоциональных сил, ребёнок увлечен и нацелен на свой личный или групповой результат. Это в детстве.
А как же подросток? У него уже много дел, ему нужно учиться, он занимается спортом, помогает по дому, работает. А где же время на игру? Его, к сожалению, нет, а учиться жизни приходится не в рамках безопасных игровых ситуаций, а на своих ошибках, неудачах и разочарованиях, обидах и огорчениях. Предлагая в качестве основного инструмента развития и воспитания подростка игру, стоит отметить, что близким по значению и форме термин, входящий в наш современный обиход, - как тренинг. Общность игровых и тренинговых понятий заключается как раз в некоторой «закрытости» обучающего процесса и создании игровой ситуации, приближенной к реальности, с целью тренировки определенных навыков (выработка своего мнения, работа в группе, разрешение конфликта и другое). В игре подросток совершенствует свои умения и навыки, учится анализировать свои поступки, также через игровую деятельность подросток примерять на себя различные социальные роли, попробует свои силы в управленческой деятельности.
Программа рассчитана на подростков 11-17 лет, осознавшие свою потребность в самореализации и саморазвитии личности посредством активного участия в общественной жизни школы и желающие овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для работы с коллективом.
Работа по программе подразумевает индивидуальную и групповую работу с подростками (постоянным и переменным составом), их условное деление по возрастным признакам на младшее (11-12 лет), среднее (13-15 лет) и старшее звено (16-17 лет).
Занятия проводятся в кабинете, мероприятия и праздники в зале школы, на выездах, на природе, улице.
Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и организацию позитивного досуга.
Задачи программы:
Обучающие:
- Обучить игровым формам организации досуга;
- Познакомить с историей развития театра, речевого искусства;
- Совершенствовать ученическое самоуправление.
Развивающие:
- Развивать индивидуальные способности;
- Развивать основные психические процессы (восприятие, память, внимание и др.);
- Развивать речевой аппарат и пластическую выразительность движений;
- Развивать ключевые компетенции в подростковом возрасте через приобретение опыта социальной практики (позитивная, социальная, коммуникативная, предметная компетенции).
Воспитывающие:
- Развивать самостоятельность и ответственность, умение работать в команде.
Результатом овладения данными компетенциями является способность и потребность создавать собственный продукт (творческое дело, игру) с ориентацией на восприятие другими, личное состояние успеха.
Предлагаемая программа является адаптированной для школьного общественного объединения, составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Подсолнух», Пермь 2007. Концептуальная основа.
Исследования в области свободного времени и его значение в социализации личности учащихся проводили многие ученые. Одним из представителей этих исследований является Шмаков С.А. Его идеи легли в основу этой программы.
Принципы, на которых строится данная программа:
- Все делай творчески, а иначе зачем
- Не доволен- критикуй, критикуешь- предлагай, предлагаешь- действуй.
- Здесь может высказаться каждый, а если по делу, то можно и дважды.
- Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, диагностика интересов. | 2 | 0 | 2 |
2 | Знакомство (техника игр) | 1 | 1 | 2 |
3 | Правила коллектива (разработка, принятие). | 1 | 1 | 2 |
4 | Основы актерского мастерства. | 10 | 20 | 30 |
5 | Ораторское мастерство. | 8 | 10 | 18 |
6 | Позитивная компетенция. | 4 | 6 | 10 |
7 | Социальная компетенция. | 6 | 10 | 16 |
8 | Организационная деятельность. | 8 | 14 | 22 |
9 | Оценочно-рефлекторная деятельность. | 6 | 10 | 16 |
10 | Массовая работа. | 8 | 14 | 22 |
11 | Заключительное занятие, рефлексия, подведение итогов | 0 | 2 | 2 |
Всего часов. | 54 | 90 | 144 |
Содержание программы.
Вводное занятие. Знакомство. Представление педагога. Рассказ о программе. Особенности кружка. Чем будут заниматься кружковцы? Каких достигнут результатов? Как можно применить знания, полученные в кружке.
Требования к кружковцам: посещаемость, соблюдение расписания, внешний вид, наличие письменных принадлежностей. Анкетирование. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности.
Знакомство. Игры на знакомство, взаимодействие и сплочение коллектива. Изучение и прохождение американской методики «веревочный курс».
Практическое занятие. Игры: «Снежный ком», «Опиши ребят», «Расскажи мне о себе», «30 секунд в режиме стресса», «Автографы».
Правила коллектива. Раскрываем понятия «коллектив», «группа», «сплоченность», «права», «обязанности», «правила».
Практические задания: Групповая работа по созданию договоренностей межличностного общения в группе, разработка и принятие правил.
«Мозговой штурм», «Соглашение и Ожидание», «Мы выбираем».
Основы актерского мастерства. История развития театра: театр Древней Греции, Древнего Рима, Театры Средневековья, Современный театр. Понятия «актер», «мастерство», «сценическое движение», «сценическая пластика».
Практические задания: Упражнения на развитие сценического движения, речевого и дыхательного аппарата. Игры и конкурсы: КАМ, «Зеркало», «Живая анкета», «Жизнь в картине». Постановка этюдов, сценок, упражнения на освобождение мышц, упражнения на освобождение голоса, основы сценической речи, культура сценического поведения, постановка агиток, КТД, мероприятий.
Ораторское мастерство. Роль ораторского мастерства. История развития речевого искусства: классицизм, реализм, романтизм. Изучение основ теории ораторства и искусства художественного слова.
Практические задания. Артикуляционные упражнения, тренировка речевого аппарата, чтение по ролям, обучение публичному выступлению. «Технология дыхания», «Космонавты», «Гимнастика для губ». Пресс-конференция «Люди, которым мы подражаем».
Позитивная компетенция. Положительный взгляд на окружающий мир и на себя, как составную часть этого мира. Понятия «чувство собственного достоинства», «доброжелательность», «уважение», «компетенция».
Практические задания: Дискуссия «Мое настроение сегодня, завтра и всегда», игра «Комплимент соседу», игра «Волшебный стул», дискуссия «Хорошие манеры для меня», игра «Расскажи мне обо мне», игра «Пресс-конференция».
Социальная компетенция. Овладение способами изучения коллектива, способами выстраивания конструктивного диалога, основами конфликтологии. Раскрываем понятия «разговор», «беседа», «диалог», «я-высказывание», «ты-высказывание», «конфликт».
Практические задания: Дискуссия «Я в коллективе», игра-последствие «Зи-по-по», игра «Кому лучше», «Угадай позицию», тренинговое занятие «Планета людей».
Организационная деятельность. Знакомство с методикой И.П.Иванова, история и традиции коммунарских сборов. Знакомство с формами консультативной деятельности, интервьюированием. Раскрываем понятия «роли», «организатор», «сценарист», «волонтер».
Практические задания: Игра «Хочу быть лидером», дискуссионная игра «Карта Джеффа», «Встреча друзей», «Ты и Вы». Лекция «Почему так», игра «Расписание».
Оценочно-рефлекторная деятельность. Развитие оценочно-рефлексивных навыков, знакомство с понятиями «коммуникативная и личностная рефлексия», формы и методы анализа деятельности.
Практические задания: Упражнения «Подводная лодка», «Необитаемый остров», «Воздушный шар». Обсуждение, анализ.
Массовая работа. Основы возрастной психологии, знакомство с основами самоуправления, роль организаторов различных мероприятий. Практические задания: Игра "Расскажи мне обо мне", КТД "Тайна третьей планеты". Подготовка и проведение сборов выходного дня, концертных мероприятий.
Итоговое занятие. Игровая программа «Мы вместе разукрасим мир» подготовку осуществляют кружковцы совместно с руководителем. Подведение итогов за год. Проводится анализ работы.
Понятия программы:
Этап приветствия настраивает на работу.
Вводное слово предполагает объяснение участникам цели дальнейшей работы на этом и последующем занятий, создание мотивации на работу, установление контакта с участниками.
Этап развития коммуникативных навыков предполагает развитие умения слушать/видеть/чувствовать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт, вести продуктивный диалог и эффективно выстраивать процесс общения.
Этап завершения занятия предполагает закрепление полученных умений и навыков. Дня очевидности результатов занятий в конце курса проводится повторная диагностика.
Этап выхода – логически завершает занятие.
Структура занятий:
- Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы, небольшой экскурс в теорию темы;
- Основное содержание: упражнения, игры, дискуссии, беседы.
- Прощание, ритуал выхода.
После каждого упражнения, игры, задания – рефлексия:
- что чувствовали,
- какие мысли возникали,
- были ли сложности: что помогало, что мешало,
- что намерены делать с тем, что узнали, чему научились.
Прогнозируемый результат.
К концу учебного года ребенок должен знать особенности развития театрального и речевого искусства, уметь подбирать и проводить игры, конкурсы, уметь применять организаторские способности в игровой и познавательной деятельности. Дети должны уметь реализовать себя в разных ролях (организатор, сценарист, волонтер); создавать команду, ценить дружбу и быть ответственным за коллективные успехи и неудачи. Подростки должны знать артикуляционные упражнения, уметь их применять. В ходе занятий у кружковцев обогатиться словарный запас, улучшится выразительность и пластичность движений. Так же кружковцы должны научиться выстраивать деловые отношения с другими похожими коллективами района и города.
Методическое обеспечение.
На начальном этапе проводится анкетирование, которое позволяет учесть все мнения и желания детей, в середине учебного года – скорректировать работу в группе, а в конце года - подвести итоги и сделать определенные выводы для будущей работы по программе. В программе используется как индивидуальное, так и коллективное анкетирование, а также «живая анкета».
Для достижения поставленных задач в ходе обучения используются традиционные формы проведения занятий: беседы, дискуссии, праздники, тренинги, экскурсии, игры, КТД, конкурсы, турниры, сборы.
Кроме того, во время занятий используется также объяснение, показ, самостоятельная работа, ЧТП (чередование творческих поручений), анкетирование, анализ и др.
Основными принципами реализации программы являются:
- Добровольность – участие в деятельности центра строится на свободном выборе, желаниях и стремлениях его участников.
- Сотрудничество – совместная познавательная, досуговая, волонтерская деятельность детей и взрослых.
- Комплексность – обеспечение комплексного подхода к образовательному процессу.
При работе с коллективом учитываются склонности, интересы, мотивация каждого ребенка.
Использованная литература.
- Анучина Л. Как построить соуправление / Л. Анучина // Народное образование. – 2002. – №7. – С. 22-40
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
Гинзбург М.Р. Путь к себе / М.Р. Гинзбург. – М., 1991 - Гиппиус С. Гимнастика чувств / Гиппиус С. – Л., 1967
- Государев Н.А. Треугольный человек / Н.А. Государев. – М., 1991
- Горохова Е.В. Хочу быть лидером! / Е.В. Горохова. – Н. Новгород, 2000
- Жариков Е.С. Для тебя и о тебе: книга для учащихся / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий. – М., 1991
- Зверева Н.А. Режиссерский анализ предлагаемых обстоятельств.– М., 1979
- Зинченко А.П. Игровая педагогика: система педагогических работ Школы Г.П. Щедровицкого / А.П Зинченко. – Тольятти, 2000
- Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / сборник материалов. – М., 1993
- Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. – М., 1990
- Кнебель М. О. Слово о творчестве актера / М.О.Кнебель. – М., 1991
- Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э.Кристофер, Л. Смит. – С-Пб., 2002
- Леви В.Л. Искусство быть собой / В.Л. Леви. – М., 1989 \
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой А.Н. Лутошкин.– М., 1986
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. – М., 1991
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий / Прутченков А.С. – М., 1993
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий / А.С. Прутченоков. – М., 1993
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел / Н.Е. Щуркова. – Смоленск, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов
Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...