Обособление обстоятельств
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Цель: - познакомить с нормами постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах
Тип урока: освоение новых знаний и умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обособление обстоятельств
Класс: 8
Цель: - познакомить с нормами постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах,
- показать межпредметные связи с предметом географии, литературы,
- развитие читательской грамотности.
Тип урока: освоение новых знаний и умений
Использование приема технологии критического мышления на этапах мотивирования на учебную деятельность и подведении итогов.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим погружение в мир русского языка, постигая его тайны. Какой будет тема урока – об этом позже, а пока давайте выполним задания на повторение пройденного материала.
- Мотивирование на учебную деятельность
- Выпишите в 1 столбик номера предложений с обособленными определениями, а во 2 столбик - номера предложений с обособленными приложениями.
Возможен просмотр видеоролика https://m.edsoo.ru/fbaa070a или выполнение задания на слайде.
- Генка Петров, мой давний приятель, никогда не был на море.
- Любители театра, они не пропускали ни одной премьеры.
- Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой.
- Начинался восход, восхитительный и долгожданный, полный птичьего гомона и щебетанья.
- Федор Иванович, учитель рисования, решительно вошел в класс.
- В дверном проеме, открытом настежь, показалась сутулая фигура.
- В комнате находились люди, с волнением ожидавшие решения судьи.
- Широкоплечий капитан в широком кителе, он вызывал восторг у всех окружающих.
- Теперь потерпевшие крушение заметили лодку, показавшуюся на горизонте.
- Чем отличаются определения от приложений? (приложения выражены существительными)
Взаимопроверка! Ответы записать на доске.
1 столбик - номера предложений с обособленными определениями – 4,6,7,9
2 столбик - номера предложений с обособленными приложениями – 1,2,5,8
Выставить отметки за эту работу. Они будут учтены при выставлении отметок за урок.
- Обратите внимание, что предложение 3 не попало ни в один из столбиков. Почему? Какой второстепенный член обособлен в этом предложении? (обстоятельство)
- Чем выражен этот второстепенный член? (деепричастным оборотом)
- И если на прошлом занятии мы с вами изучали обособление определений и приложений, как считаете, какая тема урока будет сегодня? Записываем в тетрадь и на доску тему «Обособление обстоятельств».
- Тему урока узнали, теперь попробуем сформулировать цель занятия (нужно узнать, когда обстоятельства обособляются).
- Давайте разберемся, что конкретно будем изучать. Заполните в тетради таблицу (прием ТКМ «Знаю – не знаю – хочу узнать»). Название столбиков прописаны на доске!
Знаю | Не знаю | Хочу узнать |
Что такое обособление Что такое обстоятельство | Когда обособляются | Когда не обособляются |
- Для чего необходима эта тема? (чтобы правильно расставлять или не расставлять знаки препинания, быть грамотным, образованным, достойным носителем русского языка).
- С 6 класса мы твердо знаем, что обособленное обстоятельство чаще всего выражается деепричастием или деепричастным оборотом. Вспомним, что обозначает деепричастие, на какие вопросы отвечает?
Прочитаем стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути.
Географическая справка: водопад Лодор - водопад в Англии, расположен на берегу реки, которая вытекает из Уотендлат-Тарн, и падает более чем на 30 м по крутому каскаду в долину Борроудейл. Хотя в сезон дождей он впечатляющ, летом он может высохнуть до тонкой струйки. Показ видеофрагмента водопада https://www.youtube.com/watch?v=70b6ZMgoAOw
Пока ребята смотрят видео, учитель читает стихотворение.
ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(Перевод А.Шмульяна)
Вторичное восприятие текста (чтение его про себя) СЛАЙД
Отвечаем на вопросы по рядам (распечатаны !) Приложение 1
1 ряд - В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота)
- Какую роль играют в этом тексте деепричастия? Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)
2 ряд - Какое основное действие совершает водопад? (Падает)
- А если бы автор вместо деепричастий использовал глаголы? (Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством. Оно дорисовывает движение, помогает описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно, позволяет сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии).
3 ряд - Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада. Преобладают следующие звуки: шипящие <шипя, шурша, морщинясь, дрожа>, свистящие <сплетаясь, звеня, взметаясь и т.д.>, сочетания звуков [рч], [взд], [бр], [рк], [кр], [др] <дрожа, вздуваясь, вздымаясь, крутясь, бросаясь>.)
- Итак, мы увидели, какую роль играют деепричастия в тексте, в речи. Наша задача – научиться правильно оформлять их на письме.
НЕЙРОГИМНАСТИКА
Давайте попробуем сами сформулировать правило обособления обстоятельств, глядя на предложенные примеры (они распечатаны, у каждого на парте Приложение 2) ПАРНАЯ РАБОТА. 1 минута на обсуждение
Обстоятельство обособляется
- Улыбаясь, девочка протянула маме шарик.
- Ученики справились с заданием, не рассчитывая на помощь.
- Несмотря на дождь, мы пошли прогуляться по набережной.
Запись теории в справочник
Обст-во обособляется | Обст-во НЕ обособляется |
1. Если выражено одиночным деепр. (без значения наречия) | |
2. Если выражено деепр. оборотом | |
3. Если оно выражено сущ. с предлогами несмотря на, согласно, вопреки, при наличии, при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие |
Если не можем сами сформулировать, то обращаемся к источнику знаний - учебнику на стр.188
Делаем вывод, что обстоятельства могут быть выражены не только деепричастиями и деепричастными оборотами.
- Запись предложений в тетрадь под диктовку, нахождение обстоятельств, обособление их.
Благодаря английскому поэту Саути, мы узнали о Лодорском водопаде.
Тихо шурша, течет водопад в жаркие дни.
Приближаясь, мы услышали шум потока воды.
- Освоение нового материала
- Чаще всего обстоятельства, выраженные ДО, обособляются. Но сегодня мы будем знакомиться с такими случаями, когда выделять знаками их не нужно.
Давайте также сами попробуем прийти к выводу, когда обстоятельства не обособляются. Смотрим на предложения, в которых обстоятельства не нужно выделять знаками (или учебник на стр. 195)
Обстоятельство не обособляется
- СРАВНИТЕ! Она будила сына улыбаясь. — Улыбаясь, она разбудила сына.
- Я сдал задание не проверяя. (= без проверки)
- Михаил слушал его нахмурясь. (=мрачно)
- Вася бежал сломя голову.
Заполняем вторую часть таблицы
Обст-во НЕ обособляется | |
1. Если деепр. по своему значению приближается к наречию или сочетанию сущ. с предлогом | |
2. Если дееприч. оборот представляет собой фразеологизм |
Оказывается, что одно и то же слово иногда может быть деепричастием (и тогда оно выделяется знаками препинания), а иногда близко к наречию (и знаки не нужны). С подобными примерами будем разбираться.
- Применение изученного материала
- Выполнение упражнения 343 (стр. 195) сначала устно, потом письменно.
IV. Подведение итогов
- Вернемся к нашей таблице, составленной в начале урока. Посмотрите, восполнили ли вы те пробелы, которые были? Узнали, что хотели? Достаточно ли теперь знаний и умений, чтобы обособлять или не обособлять обстоятельства? (скорее всего нет, поэтому работу продолжим на следующем уроке)
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание дифференцированное: параграф 40, упр 344 (на 4),
Найти и записать 5 предложений из рассказа «Судьба человека», в которых есть обособленные/необособленные обстоятельства, обозначить их (на 5)
1 ряд
В чем необычность стихотворения?
Какую роль играют в этом тексте деепричастия? Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
2 ряд
Какое основное действие совершает водопад?
А если бы автор вместо деепричастий использовал глаголы?
3 ряд
Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт?
Что они придают тексту?
1 ряд
В чем необычность стихотворения?
Какую роль играют в этом тексте деепричастия? Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
2 ряд
Какое основное действие совершает водопад?
А если бы автор вместо деепричастий использовал глаголы?
3 ряд
Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт?
Что они придают тексту?
1 ряд
В чем необычность стихотворения?
Какую роль играют в этом тексте деепричастия? Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
2 ряд
Какое основное действие совершает водопад?
А если бы автор вместо деепричастий использовал глаголы?
3 ряд
Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт?
Что они придают тексту?
1 ряд
В чем необычность стихотворения?
Какую роль играют в этом тексте деепричастия? Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
2 ряд
Какое основное действие совершает водопад?
А если бы автор вместо деепричастий использовал глаголы?
3 ряд
Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт?
Что они придают тексту?
1 ряд
В чем необычность стихотворения?
Какую роль играют в этом тексте деепричастия? Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
2 ряд
Какое основное действие совершает водопад?
А если бы автор вместо деепричастий использовал глаголы?
3 ряд
Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт?
Что они придают тексту?
Предложения для анализа
Обстоятельство обособляется
- Улыбаясь, девочка протянула маме шарик.
- Ученики справились с заданием, не рассчитывая на помощь.
- Несмотря на дождь, мы пошли прогуляться по набережной.
Обстоятельство не обособляется
- СРАВНИТЕ! Она будила сына улыбаясь. — Улыбаясь, она разбудила сына.
- Я сдал задание не проверяя. (= без проверки)
- Михаил слушал его нахмурясь. (=мрачно)
- Вася бежал сломя голову.
Предложения для анализа
Обстоятельство обособляется
- Улыбаясь, девочка протянула маме шарик.
- Ученики справились с заданием, не рассчитывая на помощь.
- Несмотря на дождь, мы пошли прогуляться по набережной.
Обстоятельство не обособляется
- СРАВНИТЕ! Она будила сына улыбаясь. — Улыбаясь, она разбудила сына.
- Я сдал задание не проверяя. (= без проверки)
- Михаил слушал его нахмурясь. (=мрачно)
- Вася бежал сломя голову.
Предложения для анализа
Обстоятельство обособляется
- Улыбаясь, девочка протянула маме шарик.
- Ученики справились с заданием, не рассчитывая на помощь.
- Несмотря на дождь, мы пошли прогуляться по набережной.
Обстоятельство не обособляется
- СРАВНИТЕ! Она будила сына улыбаясь. — Улыбаясь, она разбудила сына.
- Я сдал задание не проверяя. (= без проверки)
- Михаил слушал его нахмурясь. (=мрачно)
- Вася бежал сломя голову.
Предложения для анализа
Обстоятельство обособляется
- Улыбаясь, девочка протянула маме шарик.
- Ученики справились с заданием, не рассчитывая на помощь.
- Несмотря на дождь, мы пошли прогуляться по набережной.
Обстоятельство не обособляется
- СРАВНИТЕ! Она будила сына улыбаясь. — Улыбаясь, она разбудила сына.
- Я сдал задание не проверяя. (= без проверки)
- Михаил слушал его нахмурясь. (=мрачно)
- Вася бежал сломя голову.
Предложения для анализа
Обстоятельство обособляется
- Улыбаясь, девочка протянула маме шарик.
- Ученики справились с заданием, не рассчитывая на помощь.
- Несмотря на дождь, мы пошли прогуляться по набережной.
Обстоятельство не обособляется
- СРАВНИТЕ! Она будила сына улыбаясь. — Улыбаясь, она разбудила сына.
- Я сдал задание не проверяя. (= без проверки)
- Михаил слушал его нахмурясь. (=мрачно)
- Вася бежал сломя голову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"
Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...

Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение
Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ....

Русский язык. 8 класс. Открытый урок ФГОС по теме "Обособление обстоятельств (Обособление оборотов, выраженных существительным с предлогом. Предлоги «невзирая на», «несмотря на»)".
Урок русского языка в формате ФГОСПредмет русский язык ...

Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс
Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....

Урок по теме "Особенности употребления обособленных обстоятельств. Построение предложений с обособленным обстоятельством"
Маршрутный лист дистанционного урока...

Дидактический материал "Обособленное согласованное определение и обособленное обстоятельство"
Материал предназначен для подготовки к ВПР по русскому языку (7 класс)...