Знакомые незнакомцы (Заимствованные слова) урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
На данном уроке учащиеся знакомятся с заимствованными словами. Они проникают в русский язык разными способами: развитие науки и культуры, спорта, торговых и экономических, политических отношений. Дети узнают, из каких языков приходят эти слова. Они учатся находить их в толковом словае, а также в "Школьном словаре иностранных слов"
Особый интерес вызывает у детей знакомство с наукой этимологией. Они узнают, как произошли слова биология, география, библиотека. В случае затруднений ребята могут воспользоваться "Школьным словарём иностранных слов". Удивительно, "что за завтраком вы можете говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили кофе - и произнесли слово арабского корня, сахар - индийского происхождения, а чай - китайского,"- пишет Лев Успенский в книге " Слово о словах". В заключение урока учитель сообщает детям об уместности употребления заимствованных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема : » Знакомые незнакомцы».
(Заимствованные слова )
Цели урока :
дать понятие о заимствованных словах, научить детей находить заимствованные слова в словарях;
уместно использовать заимствованные слова в своей речи;
повторить знаки препинания в предложениях с прямой речью, при обращениях и диалоге.
Оборудование: учебники, таблицы.
- Повторение пройденного.
Учитель :
Сегодня мы продолжим разговор на тему » Лексика».
Эпиграфом к уроку станут слова В.Г. Белинского: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга «Какое интересное выражение- «занимать слова» ,..не деньги, а слова...
1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Трен...р спросил у шестикла...ников Ребята какие спортивные игры вам нравятся Фу...бол! Воле...бол! Баске...бол! наперебой начали отв...чать дети.
- Ребята ,слова футбол, волейбол, баскетбол- русские или они пр…шли из другого языка ?( Из английского ,)
2. Знакомство с новым материалом.
Учитель: Слова, пришедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Вот они - то и есть знакомые незнакомцы. Ведь мы , употребляя их, даже не задумываемся об их происхождении. С глубокой древности русский народ устанавливал торговые, хозяйственные, культурные, политические связи с другими народами, заимствуя у них предметы обихода, орудия труда , понятия ,а с ними и иностранные слова. Ученые считают, что их в русском языке приблизительно 10 процентов.
Самые древние заимствования - из тюркского , греческого и скандинавского языков.
Работа с учебником.
Откройте учебник. Баранов М.Т. и другие. (М.,2023г.)
Правило на с.40 читаем вслух.
Выполняем упражнение, рассматривая рисунки.
Инсценирование.
Работа в группах.
Входят дети - " иностранцы". ( Повар, моряк , музыкант , модельер)
Каждый знакомит со словами , родившимися в его стране.
Демонстрируют рисунки участники группы.
Дети записывают в тетрадь слова: бифштекс, бутерброд, акула, пельмени, тефтели, офицер, штаб, соло, дуэт, сопрано, костюм, кашпо, шинель и т.д.
Эти слова давно вошли в русский язык. Часто мы и не подозреваем, что они иноязычные.
Как определить, из какого языка то или иное слово?
(выступления учащихся, они демонстрируют словари)
Для этого следует обратиться к словарям: иностранных слов, этимологическому,, толковому школьному и т.д.
Самостоятельная работа. Откройте в конце учебника словарь и найдите заимствованные слова.
Образец читает учитель.: " Авеню...-Выпишите слово, его лексическое значение.
Составьте предложение с этим словом, чтобы в нем было обращение.
Проверка: читаем предложение, называем заимствованное слово , обьясняем знаки препинания.
3.Использование заимствованных слов.
1.А как же мы, русские люди, используем заимствованные слова?
( по - разному).
Одни ,подражая героям любимых американских фильмов , стараются насытить свою речь английскими словами.
Придя к вам в гости, такой человек скажет : " Хай! , уходя: " Бай!"( на английский манер), Юношу он называет ковбоем, мужчине мен, сэр, деньги- баксы и т.д.
- Что можно сказать о таком человеке?
У В.Г. Белинского есть на этот счет прекрасное высказывание : " Охота пестрить речь иностранными словами без нужды , без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу . " Но какое бы ни было слово, свое или чужое , лишь бы оно выражало заключенную в нем мысль.
(Приводим пример текста, где употребление иностранных слов , уместнее, чем русских.
Текст. Летом в лагере.
Летом я отдыхал в лагере " Юность". Больше всего мне запомнилась дискотека и ее ведущий диск-жокей Леша., веселый, обаятельный парень. К нам в гости приезжали спонсоры и помогали в проведении музыкальных вечеров. На дискотеку мы приходили в джинсах , балахонах и банданах.
Предложения в тексте четкие, ясные, текст легко воспринимается слушателями.
3. И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами, причем говорим сразу на нескольких языках.
-Когда? ( утром, за завтраком)
Мы поизносим слова чай( китайский), кофе ( французский) ,кекс( английский),мармелад( португальский).
4. Составьте диалог на тему "За завтраком.", обязательно включив данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста.
( 5-7 реплик) Лучшие работы зачитываются и оцениваются.
5.Заключительная часть урока.
1. Как называются слова, заимствованные из других языков?
2. Нужны ли они в русском языке ?
3.Можно ли без них обойтись?
Заимствованные слова обогащают наш язык , придают ему выразительность, четкость. Но надо их использовать только там , где необходимо, чтобы не засорять наш родной язык.
Домашнее задание. Параграф 21 учебника. Упражнение 95.
Рефлексия.
С каким настроением вы работали на уроке ?
Смайлик!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Знакомьтесь, комбинаторика! ", методическая разработка урока, 5 класс
Данная методическая разработка содержит план- конспект урока и презентацию к уроку, надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам....
«Знакомые незнакомцы» Заимствованные слова на уроках математики.
Интегрированный урок по математике, русскому, немецкому и французскому языках. На уроке закрепляются навыки решения задач на нахождение процентов, ребята знакомятся со словами, пришедшими в русс...
Урок "Птицы – знакомые незнакомцы"
Бинарный урок географии и биологии в 7 классе...

Урок экономики 10 класс "Деньги: знакомые незнакомцы"
Тема урока: Деньги: знакомые незнакомцы. Цели и задачи урока:- Создать условия для усвоения каждым учеником понятий "деньги", "денежное обращение", а также функций денег.- Развивать экономическую...

открытый урок "Эти знакомые незнакомцы"
Конспект окрытого урока музыки тема "Эти знакомые незнакомцы"...

Презентация к уроку музыки "Эти знакомые незнакомцы"
Презентация к уроку музки 5 класс "Эти знакомые незнакомцы"...