Знакомые незнакомцы (Заимствованные слова) урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

На данном уроке учащиеся знакомятся с заимствованными словами. Они проникают в русский язык разными способами: развитие науки и культуры, спорта, торговых и экономических, политических  отношений. Дети узнают, из каких языков приходят эти слова. Они учатся находить их в толковом словае, а также в "Школьном словаре иностранных слов"

Особый интерес вызывает у детей знакомство с наукой этимологией. Они узнают, как произошли слова биология, география, библиотека. В случае затруднений ребята могут воспользоваться "Школьным словарём иностранных слов". Удивительно, "что за завтраком вы можете говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили кофе - и произнесли слово арабского корня, сахар - индийского происхождения, а чай - китайского,"- пишет Лев Успенский в книге " Слово о словах". В заключение урока  учитель сообщает детям об уместности употребления заимствованных слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomye_neznakomtsy_6_klass.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок русского языка в 6 классе.

         Тема :                   » Знакомые незнакомцы».

                                           (Заимствованные слова )

Цели урока :

 дать понятие о заимствованных словах, научить детей находить заимствованные слова в словарях;

 уместно использовать заимствованные слова в своей речи;

повторить знаки препинания в предложениях с прямой речью, при обращениях и диалоге.

Оборудование: учебники, таблицы.

  1. Повторение пройденного.

Учитель :

 Сегодня мы продолжим разговор на тему » Лексика».

 Эпиграфом к уроку станут слова В.Г. Белинского: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга «Какое интересное выражение- «занимать слова» ,..не деньги, а слова...

        1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Трен...р спросил у шестикла...ников Ребята какие спортивные игры вам нравятся Фу...бол! Воле...бол! Баске...бол!  наперебой начали отв...чать дети.

  1. Ребята ,слова  футбол, волейбол, баскетбол- русские или они пр…шли из другого языка ?(  Из английского ,)

2. Знакомство с новым материалом.

 Учитель: Слова, пришедшие  в русский язык из других языков, называются заимствованными. Вот они - то и есть знакомые незнакомцы. Ведь мы , употребляя их, даже не задумываемся об их происхождении. С глубокой древности  русский народ устанавливал  торговые, хозяйственные,  культурные, политические связи с другими народами, заимствуя у них предметы обихода, орудия труда , понятия ,а с ними и иностранные слова. Ученые считают, что их в русском языке  приблизительно 10 процентов.

      Самые древние заимствования - из  тюркского , греческого и скандинавского языков.

Работа с учебником.

Откройте учебник. Баранов М.Т. и другие. (М.,2023г.)

Правило на с.40 читаем вслух.

Выполняем упражнение, рассматривая рисунки.

Инсценирование.

 Работа в группах.

Входят дети - " иностранцы". ( Повар, моряк , музыкант , модельер)

 Каждый знакомит со словами  , родившимися в его стране.

Демонстрируют рисунки участники группы.

Дети записывают в тетрадь слова: бифштекс, бутерброд, акула, пельмени, тефтели, офицер, штаб, соло, дуэт, сопрано, костюм, кашпо, шинель  и т.д.

Эти слова давно вошли в русский язык. Часто мы и не подозреваем, что они иноязычные.

 Как определить, из какого языка то или иное слово?

(выступления учащихся, они демонстрируют словари)

Для этого следует обратиться к словарям: иностранных слов,  этимологическому,, толковому школьному и т.д.

Самостоятельная работа.  Откройте  в конце учебника словарь и найдите заимствованные слова.

Образец читает учитель.: " Авеню...-Выпишите слово, его лексическое значение.

Составьте предложение с этим словом, чтобы в нем было обращение.

Проверка: читаем предложение, называем заимствованное слово , обьясняем знаки препинания.

3.Использование заимствованных слов.

1.А как же мы, русские люди, используем заимствованные слова?

( по - разному).

Одни ,подражая героям любимых американских фильмов , стараются насытить свою речь английскими словами.

Придя к вам в гости, такой человек скажет : " Хай!  , уходя: " Бай!"( на английский манер), Юношу он называет ковбоем, мужчине мен, сэр, деньги- баксы и т.д.

- Что можно сказать о таком человеке?

У В.Г. Белинского есть на этот счет прекрасное высказывание : " Охота пестрить речь иностранными словами без нужды , без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу . " Но какое бы ни было слово, свое или чужое , лишь  бы оно выражало заключенную в нем мысль.

 (Приводим пример текста, где употребление иностранных слов ,  уместнее, чем русских.

Текст. Летом в лагере.

Летом я отдыхал в лагере " Юность". Больше всего мне запомнилась дискотека и ее ведущий диск-жокей Леша., веселый, обаятельный парень. К нам в гости приезжали спонсоры и помогали в проведении музыкальных вечеров. На дискотеку мы приходили в джинсах , балахонах и банданах.

 Предложения в тексте четкие, ясные, текст легко воспринимается слушателями.

3. И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами, причем говорим сразу на нескольких языках.

-Когда? ( утром, за завтраком)

Мы поизносим слова чай( китайский),  кофе ( французский) ,кекс( английский),мармелад( португальский).

4. Составьте диалог на тему "За завтраком.", обязательно включив данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста.

( 5-7 реплик)  Лучшие работы зачитываются и оцениваются.

5.Заключительная часть урока.

1. Как называются слова, заимствованные из других языков?

2. Нужны ли они в русском языке ?

3.Можно ли без них обойтись?

Заимствованные слова обогащают наш язык , придают ему выразительность, четкость. Но надо их использовать  только там , где необходимо, чтобы не засорять наш родной язык.

Домашнее задание. Параграф  21 учебника. Упражнение 95.

Рефлексия.

 С каким настроением вы работали на уроке ?

Смайлик!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Знакомьтесь, комбинаторика! ", методическая разработка урока, 5 класс

Данная методическая разработка содержит план- конспект урока и презентацию к уроку, надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам....

«Знакомые незнакомцы» Заимствованные слова на уроках математики.

Интегрированный урок по математике, русскому, немецкому и французскому языках. На уроке закрепляются навыки решения задач на нахождение процентов, ребята знакомятся со словами, пришедшими в  русс...

Урок "Птицы – знакомые незнакомцы"

Бинарный урок географии и биологии в 7 классе...

Урок "Знакомые незнакомцы"

Викторина по теме "Знакомые незнакомцы"...

Урок экономики 10 класс "Деньги: знакомые незнакомцы"

Тема урока: Деньги: знакомые незнакомцы. Цели и задачи урока:- Создать условия для усвоения каждым учеником понятий "деньги", "денежное обращение", а также функций денег.- Развивать экономическую...

открытый урок "Эти знакомые незнакомцы"

Конспект  окрытого  урока музыки тема "Эти знакомые незнакомцы"...

Презентация к уроку музыки "Эти знакомые незнакомцы"

Презентация к уроку музки 5 класс "Эти знакомые незнакомцы"...