Организационный момент урока. Слушание колокольного звона. |
Создать эмоциональный настрой |
Беседа. Индивидуальный опрос | Дети входят в класс. Здороваюсь, представляюсь. (из тишины звучит колокольный звон) - Звучание какого музыкального инструмента вы услышали? - Колокол. - Да, колокол – это инструмент христианской церкви, но очень распространенный в православии. - С чем ассоциируется у вас колокольный звон? Что вы представляете, слушая эту музыку? Какую картину рисуете в своем воображении? /купола церквей, храмы/ - И тема III четверти «Можем ли мы увидеть музыку» /хором/ Цель нашего урока: научиться постигать секреты музыки через содружество с изобразительным искусством и выделять их художественные связи. Эпиграфом к уроку я взяла слова Г. Гессе «Всех звуков и цветов соотношенья А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, в звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь!» Г. Гессе
- Ребята, как звучал колокол? /радостно, празднично/ - Какие краски в этом звучании? Ярки или мрачные? - Из всевозможной палитры звучания колокола, мы услышали благовест, т.е. благая весть. Он нам сейчас оповестил о том, что в далеком городе Назарете появилась на свет пресвятая дева, и нарекли ее Марией. |
Эвристический диалог
Рассказ
Слушание музыки
Работа с таблицей | Развивать у детей способность логически мыслить
- Воспитывать культуру слушания музыки
- Учить детей искусству «слышать музыку»
- Развивать умение анализировать прослушенное произведение
Развивать умение выделять музыкально – художественные связи искусств | Проблемно – поисковый метод
Проблемно - поисковый
Проблемно поисковый
| - Помогает ли вам текст нарисовать картину? /Да/ - Какие краски вы бы использовали в своей картине? /Голубой, белый, желтый/ - От чего зависит выбор красок в вашей картине? /От характера музыки/ - «… была чиста, смиренна и добра. Бог тебя, Мария, избрал». - Архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии известие, что она избрана между женами и от нее воплотиться Сын Божий – Иисус Христос. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творении художники, скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице говорят: «Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна». /На экране портрет Ф. Шуберта, слушание «Ave Maria»/ Ребята, обратите внимание на средства музыкальной выразительности.
Слушание. Прозвучало знаменитое произведение немецкого композитора 19 века Франца Шуберта песня «Ave Maria». - Какая звучала музыка вокальная или инструментальная? /И вокальная, и инструментальная/ - Верно, мы слышали и голос и звучание музыкального инструмента. - Какой голос высокий или низкий вел мелодию? /Высокий/ - Какая была сама музыка? /Нежная, плавная, спокойная/ - Какой был темп? /Спокойный, сдержанный, умеренный/ - Динамика? - Было ли развитие? /Да/ - Какой состав исполнителей? /Фортепиано, струнно – смычковые/ - Самым известным исполнителем этой песни был итальянский мальчик Робентино Лорети /на экране портрет/ Итак, мы видели средства музыкальной выразительности, помогающие нарисовать в нашем воображении картину. - Будет ли в вашей картине центральный образ и второй план? Чей образ будет основным? - Если бы вы были художниками и вам бы дали холст и краски, какие бы оттенки, сочетания красок вы бы выбрали для своей картины? - картины будет выполнена мазками или тонкими линиями? Почему? Союз музыки и изобразительного искусства вызывает большой интерес. Давайте проследим особенности жизни музыки и изобразительного искусства. Все связи уже вписаны в таблице, их осталось только выделить. /На экране таблица средств художественной выразительности/
Музыка | Живопись | Мелодия | Художественные образы картины | Характер музыки Темп Динамика Состав исполнителей |
Линия
| Название произведения Текст | Цветовая гамма Цветовое пятно |
|
Рассматривание
Рассказ учителя на фоне музыки
Вывод урока Подведение итогов.
|
Развивать умение выделять музыкально – художественные связи искусств
Усилить эмоциональное восприятие образа, картины
Закрепить представление детей о возможности не только слышать музыку, но и видеть ее.
|
Сравнительно - поисковый
Метод эмпатии
Закрепление пройденного материала | /на экране показ картин «Богатыри» И. Васнецова и «Секстинская Мадонна» Рафаэля/ - Какая из предложенных картин созвучна этой музыке? - Вы абсолютно правы, картина итальянского художника Рафаэля Санти и музыка Ф. Шуберта созвучны. /На экране картина Рафаэля и инструментальное исполнение «Ave Maria»./ На фоне музыки - Мы видим Марию с младенцем на руках, которая босыми ногами легко ступает по облакам, она идет, и кажется еще мгновение и она ступит на землю. Но это мгновение длится вечно. И странное чувство: чем больше всматриваешься в ее облик, тем ближе она подходит к тебе. Мария – заступница человеческая. Несет своего сына Иисуса Христа в мир, к людям на муки и смерть ради их спасения. - Откуда является Дева Мария? - Куда она направляет свои стопы? - Куда устремляет свой взгляд? - Какие краски в картине? - Какого цвета больше? /Небесно – голубого/ Это цвет мира, добра, покоя, счастья. Обратите внимание, как св Сикстинская указывает Мадонне путь на Землю к людям. - А есть в картине разница между нимбом и землей?
Она идет, хвале внимая, Благим покрытая смиреньем, Как бы небесное виденье Собою на земле являя… /Данте/ Музыка выключается - Итак, друзья, урок наш подходит к концу. Можем ли мы, слушая музыку, увидеть ее? /Да/ - Какое из произведений искусства, отражающих образ Богородицы вам запомнился больше? - Имена Ф. Шуберта, Рафаэля знакомы людям уже несколько веков, а вот вы узнали о них сегодня, поэтому тема урока «Эти знакомые незнакомцы». - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда мы слушаем музыку, смотрим на картину, читаем стихи, посвященные богородице? /Дети выбирают на доске слова из предложенных и показывают из другим детям/ /классу/ Слова: зло, ненависть, зависть учитель убирает с доски. --- Я желаю вам, чтобы эти слова Благородство, Красота, радость, Мир, Достоинство были главными на вашем пути. Спасибо вам за урок! В память о нашей встрече – подарки! Музыка звучание колоколов
|