Урок "Птицы – знакомые незнакомцы"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Бинарный урок географии и биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ptitsy_word.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок географии и биологии в 7 классе:

"Птицы – знакомые незнакомцы".

Урок разработала Францишко Светлана Федоровна,

                                                          учитель географии МОУ «СОШ № 55» г. Саратова.

Цели: обучающая - закрепление и обобщение и систематизация знаний учащихся о птицах, закрепление знаний о приспособлении птиц к полету, размещении их на разных материках (интеграция в географию), роли в природе и жизни человека,

обоснования необходимости охраны птиц;

развивающая - развивать умения обобщения знаний с помощью информационных листов;

воспитательная – воспитывать стойкий интерес к предмету, любовь к природе, осознание единства организмов живой природы.

Средства обучения: подборка книг, открыток о птицах оформленная в виде выставки, физическая карта мира, фильм из серии “Живая природа”, аудиозапись “ Голоса птиц”, рисунки птиц – творческие работы учащихся, выполненные к урокам во время изучения темы, рельефная таблица “Археоптерикс”, информационные листы (на каждого ученика), мульти - презентация

Ход урока:

Кто в воде купался, сухим остался? (гусь)

Первый в лесу работник? (дятел)

Лесная, ночная, людей пугает? (сова)

-Ребята, сегодня мы с вами собрались не на обычный урок. Нам предстоит отправиться в воображаемое путешествие на воздушном шаре (в этот момент из под стола учителя появляется заранее помещенный туда, заполненный гелием воздушный шар) по разным материкам. Двигаясь по маршруту с одного материка на другой, мы будем вспоминать все, что узнали о птицах на уроках биологии, экологии и географии, узнавать много нового.

-А помогут нам в этом информационные листы, которые на время урока станут вашими путевыми дневниками. Итак, в путь.

Информационный лист        :

Особенности строения и происхождения

Приспособления к полету

1.

Внешнее строение        

2.

Внутреннее строение

Пищеварение: …

Дыхание: …

Выделение: …

Размножение: …

Нервная система: …

Скелет и мускулатура …

3.        

Происхождение        

Птицы произошли от …,

одна из первоптиц… - …

Приспособления к полету у первоптиц …, …,…

- Наше сегодняшнее путешествие начнется с материка Северная Америка (на карте прикрепляется пунсон, обозначающий начало маршрута).

Ребята, а каких птиц, обитателей материка, вы видите на рисунках? (Ответы детей)

Верно. Это ястреб-тетеревятник, хохлатый баклан, королевский дятел, каролинская утка, голубь, кондор (сообщения учащихся).

- А какие черты приспособленности этих и других птиц к полету вы можете назвать? (Ответы ребят)

Давайте эту информацию разместим в ваших путевых дневниках (заполнение п. 1 в информационных листах).

- А теперь немного поиграем. За каждый правильный ответ вы получите жетон. По сумме жетонов в конце урока будет выставлена оценка.

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)

2. Водоплавающая птица, уничтожающая большое количество рыбы? (Баклан.)

3. Что означает “пеликан” в переводе с греческого? (Мешок)

4. Какая из птиц точно находит дорогу домой, где бы её не выпустили? (Голубь)

- Но время не ждёт и мы, двигаясь по маршруту, переносимся на материк Южная Америка (на карте закрепляется следующий жетон). А какие птицы - обитатели этого материка вам известны?

Действительно, это страус нанду, колибри, туканы, розовая колпица, алый ибис и многие другие. (Ответы и сообщения ребят)

- Среди птиц материка много бегающих, но все же больше всего летающих форм.

Давайте вспомним, какие особенности внутреннего строения птиц являются их приспособлением к полету. И заполним п.2 в путевых дневниках.

И вновь предлагаю поиграть.

5. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? (Райская птица)

6. Какая птица подражает человеческой речи? (Попугай)

7. У какой птицы гнездо размером со скорлупку грецкого ореха? (Колибри)

8. Назовите любимое лакомство цапель? (Лягушки)

- Ну что ж, пришло время вновь отправиться в путешествие. Следующий перелет мы совершим на материк Антарктида. (На карте закрепляется очередной жетон).

Давайте вспомним птиц обитающих на этом материке.  Верно, это пингвины, снежный буревестник, странствующий альбатрос, белая ржанка, голубоглазый баклан и другие (ответы и сообщения детей).

- А какую особенность приспособления к жизни утратили пингвины?

И вновь игра.

9. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах. (Пингвины)

10.Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки)

11. Назовите птицу с абсолютно черным опереньем и пестрой окраской яиц? (Ворон)

12. Яйцо какой птицы весит 1,5 килограмма? (Африканский страус)

- И вновь нас зовут просторы. Следующий перелет мы совершаем на материк Африка. (На карте закрепляется жетон)

Кто назовет птиц обитающих здесь? (Ответы ребят)

Верно, это птица-секретарь, африканский страус, нектарница, райский журавль, сенегальская дрофа, древесный удод,  африканский гриф, орел-скоморох и другие (сообщения учащихся).

И вновь предлагаю поиграть.

13. О какой птице говорят, что у нее оперенье ангела и голос дьявола? (Павлин)

14. У какой птицы клюв похож на бумеранг? (Фламинго)

15. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология)

16. Какая из африканских птиц нередко заглатывает пуговицы, монеты, гвозди? (Страус)

- И снова нам пора в путь. Он лежит через материк Австралию и острова Океании. (На карте закрепляем очередной жетон)

А вы, ребята, знаете птиц здесь обитающих? (Ответы детей)

- Все верно, действительно это кукабара, птица-лира, розовый какаду, птица- киви, дикие банкиевские куры, попугайчики-неразлучники.

Именно последние из двух названных видов птиц стали предками современных домашних кур и волнистых попугайчиков.

И снова игра.

17. Птица – грибоед? (глухарь)

18. Какая из домашних птиц может быть использована как будильник? (Петух)

19. Какая птица «летает» только под водой? (Пингвин)

20.Какие птицы пасут стада в Южной Африки? (Страусы)

- А теперь, новый перелет. Мы летим на материк Евразия (закрепляем жетон на карте). Давайте назовем птиц этого материка. (Ответы ребят)

Да, это щурки, мухоловки, павлины, ибисы, филины, цапли, утки-мандаринки, куропатки, рябчики, синицы, глухари и тетерева и многие другие. Много птиц здесь обитает. Мы хорошо их знаем, потому что многих часто видим в природе.

- А ведь именно на этом материке в Германии впервые были найдены остатки первоптиц, обитавших здесь еще 150 млн. лет назад.

Заполняем п. 3 в информационных листах.

Ну, а теперь вновь игра.

21. Что обозначает слово “археоптерикс”? (Древнее крыло)

22. В отряде «куриные» один из видов – перелетные птицы, Что это за вид? (Перепел)

23. Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)

24. Какая перелетная птица умело подражает голосам других птиц? (Скворец)

- Как много в нашей жизни связано с птицами! Почему мы птиц считаем важными помощниками? Они помогают нам очистить сады, поля и луга от насекомых-вредителей, уничтожают грызунов, спасая урожай зерновых, сами являются объектом охоты человека. А какое огромное место занимают птицы в искусстве, народном творчестве!

- А теперь давайте вспомним птиц своей местности, но не тех, что живут с нами бок о бок, а птиц редких, занесенных в Красную книгу и поэтому охраняемых законом. (Сообщения ребят)

1 слайд - белая трясогузка, золотистая щурка, дрофа, варакуша.

2 слайд – обыкновенная чечевица, обыкновенная чечетка, змееяд, белощекая крачка.

3 слайд – дубонос, иволга, зимородок, лебедь-шипун.

- А что мы можем сделать чтобы они не исчезли с лица Земли и чтобы этот список не расширился? (Развешивать кормушки и птичьи домики-скворечники, синичники, не разорять птичьих гнезд, не шуметь вблизи гнездовий птиц).

- Ну, вот и завершается наше путешествие. Мы сегодня с вами узнали много нового, закрепили пройденное. Сдаем информационные листы на проверку,  все собранные вами жетоны вы сможете обменять на оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по английскому языку Знакомые незнакомцы

Интеллектуальная игра "В поиске лексических приключений" для 7-8 классов. В прцессе игры ученики расшифруют; лексическое значение профессиональных слов, пришедших к нам из английского языка, рассекрет...

Презентация по литературе "Знакомые незнакомцы" по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".

Презентация поможет понять основной смысл поэмы "Мертвые души"....

«Знакомые незнакомцы» Заимствованные слова на уроках математики.

Интегрированный урок по математике, русскому, немецкому и французскому языках. На уроке закрепляются навыки решения задач на нахождение процентов, ребята знакомятся со словами, пришедшими в  русс...

Викторина по литературе в 10 классе "Знакомые незнакомцы"

Дидактический материал к предметной неделе в школе (викторина)...

Лекция "Знакомые незнакомцы - грибы"

Данный материал был подготовлен для беседы с воспитанниками школьного оздоровительного лагеря. В лекции рассказывается об истоках и причинах популярности "тихой охоты", говорится о причинах отравлений...

Проект "Знакомые незнакомцы"

Данный материал представляет результат исследовательского проекта по теме "Знакомые незнакомцы". Работа над проектом проходила в 4 этапа:1. Ценностно-ориентационный ( осознание ученицей мотивов и целе...

Презентация "Птицы – знакомые незнакомцы"

Презентация к уроку "Птицы – знакомые незнакомцы"...