Урок экономики 10 класс "Деньги: знакомые незнакомцы"
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему

Михайлова Ольга Игоревна

Тема урока: Деньги: знакомые незнакомцы.

 

Цели и задачи урока:

- Создать условия для усвоения каждым учеником понятий "деньги", "денежное обращение", а также функций денег.

- Развивать экономическую речь, логику рассуждений при применении знаний, развивать умение анализировать, память, речь, внимание.

- Формировать экономическое мышление учащихся.

- Повышать уровень финансовой грамотности обучающихся.

- Воспитывать понимание того, что деньги всего лишь средство, а не цель жизни, а также умение корректно поддерживать дискуссию, адекватно оценивать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деньги: знакомые незнакомцы.

Цели и задачи урока:

- Создать условия для усвоения каждым учеником понятий "деньги", "денежное обращение", а также функций денег.

- Развивать экономическую речь, логику рассуждений при применении знаний, развивать умение анализировать, память, речь, внимание.

- Формировать экономическое мышление учащихся.

- Повышать уровень финансовой грамотности обучающихся.

- Воспитывать понимание того, что деньги всего лишь средство, а не цель жизни, а также умение корректно поддерживать дискуссию, адекватно оценивать свою деятельность.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Мотивация.

Звучит песня из к/ф "Сватовство гусара", на столе: мед, ракушки, соль, меха, деньги разной номинации.

3.Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Король Уганды велел засеять ими поле. На островах Санта-Крус они постепенно изнашиваются. В Средневековом Китае сулили смертную казнь тем, кто отказывался их принимать. У мусульман данный предмет с изображением Христа сделался амулетом. Некоторые подделки ценятся

дороже самого предмета. Аукцион этих предметов проводится ежедневно в Москве. То, о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, ко мне, к нашим гостям. О чем идет речь? (Деньги)

4. Актуализация знаний.

- Один мудрец сказал, что деньги-это дорога, по которой катится колесо торговли, другой сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире экономики. А как бы вы оценили роль денег в жизни людей?

(Ответы детей)А бывают и такие ситуации (Ролик из фильма "Кухня")

 Вывод: как бы мы не оценивали деньги- мы будем правы, потому что их роль в обществе противоречива. Но одно можно сказать твердо, деньги имеют большое значение для людей. Разберемся в их сущности и функциях, чтобы ответить на вопрос: почему?

5. Изучение нового материала.

- Составим определение слова "деньги". (Составление кластера к слову "деньги"). Деньги - особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги.

- Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют. (Демонстрация предметов на столе). Как вы думаете, что объединяет все предметы на столе? (Это деньги в разные исторические эпохи)

- Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, - от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам.

- О том, какую большую роль деньги играли в жизни людей, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку – самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

- Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их хозяйственной деятельности, поэтому у денег разнообразная родословная.

Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т.

Вопрос учителя: как называется такой вид обмена?

Ответ учащихся: бартер.

Вопрос учителя: каковы трудности бартерного обмена?

Ответ учащихся: бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага.

Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.

Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Учитель: В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».

Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица

Предметы, выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Приемлемость

Соль

-

-

+

+

-

Каменные колеса

-

+

+

+

-

Рыба

-

-

-

-

-

Золото

-

+

+

+

+

Медные монеты

+

+

+

+

+

В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части.

Учитель: Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег?

Давайте совместными усилиями разберёмся, что означают данные функции. 

Функции денег

1.Средство измерения (мера стоимости) – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2.Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3.Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

Именно о таких сокровищах и накоплениях имея в виду барон – Скупой рыцарь (в поэме А.С.Пушкина), когда разглядывал свои сундуки с сокровищами, говорил:

Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся Нимфы резвою толпою;

И Музы дань свою мне принесут…

4.Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5. Средство обмена (единственный всеобщий эквивалент – золото)

6 Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Вопрос учителя: какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая?

Ответ учащихся: функция обмена.

 (Работа с таблицей «Функции денег», упражнение 1 – ученики читают табличные пояснения, учитель дополняет и разъясняет непонятные места, одновременно учитель выступает в роли диспетчера – управляет схемой). 

Свойства денег.

- Функции денег мы узнали, но, чтобы быть деньгами, к товарам предъявляются определенные требования. Обратите внимание на слайд.

Вопрос учителя: Какими качествами должны обладать деньги?

Ответ учащихся:У денег должны быть такие качества, как:

  1. стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);
  2. портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);
  3. долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);
  4. однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);
  5. делимость (деньги можно было разделить на части);
  6. отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми);
  7. ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).

 Практическая работа по свойствам  денег.

Задание 1 группе: Определите о каких свойствах денег рассказывается:

1. …рассказывают, что в момент гибели «Титаника» один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицры, спасавшие детей и женщин, оказали ему в получении блага (ликвидность)

2 … рассказывают, что в 50 – х годах в московских трамваях по утрам ездил «честный заяц». Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублёвую купюру, и никто не мог дать ему сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средтвами и не разменяли ему банкноту (делимость)

3 – Деньги имеют форму, вес, размеры, удобны для использования (портативность)

4  - рассказывают о «добросовестном» банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. И за 10 лет получил для себя 3 кг золота, сжигая скатерти (прочность)

Задание 2 группе: Определите какая купюра поддельная. Назовите защитные элементы и признаки подлинности. Работая с текстом объясните какую купюру поменяют в банке, а какую нет.

Задание 3 группе: Упражнение 2 про ликвидность денег.

Задание 4 группе: Используя данные http://numizmat.ru/russianhistory/ подготовьте мини – сообщение: « Выгодно ли капиталовложение в монеты?»

Учитель: Нет слова более популярного в обычной человеческой речи. Кто-то их боготворит, а кто-то напротив проклинает, их трудно зарабатывают, а потом легко тратят, годами накапливают, завещают, дарят, раздают, крадут, дают в долг, возвращают, и все это великое множество действий подчеркивает важность и даже необходимость денег. Каждый день мы берем в руки деньги - монеты и купюры различного достоинства. А может ли кто-нибудь из вас вспомнить, кто или что изображено на купюрах России и почему именно эти изображения, а не какие-либо другие? По какому принципу все же были выбраны города на купюрах.

- По принципу наиболее удачного и читаемого изображения. Разработчики хотели максимально широко представить географию России, но невозможно было эстетично отразить виды городов и памятных мест на купюрах. Так, например изумительные виды Байкала и Иркутска на купюрах не смотрелись. Авторами изображений городов стали художники Гознака Игорь Крылков и Алексей Тимофеев.

Практическая работа

Перед вами купюры и задания к ним. (Взаимный обмен листами и проверка). В ходе практической работы учащиеся понимают, что деньги могут нести важную для исследователя информацию.

6. Рефлексия. Решение проблемных вопросов.

Учитель: Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег?

Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.

Учитель: У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами? 

Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.

Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?

Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.

Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.

7. Домашнее задание (Комментарии – 1минута).

Данное домашнее задание является своеобразным мостиком к следующей теме урока: «Инфляция». Поразмыслив над вторым, и особенно третьим вопросом учащиеся лучше смогут понять новую тему. 

Выучить: определения «деньги», «активы», «ликвидность» (стр.340-342; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл,1 часть)

Ответить на вопрос: виноват ли Колумб в «революции цен?» (стр.114; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл, 1 часть)

Объяснить: каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции? [3]

8. Подведение итогов урока.

- Мир денег – удивительный и необычный мир, и за внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более

30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, Не надо превращать их в единственную цель в жизни. Всем нам хочется "легких" денег. Люди во все времена верят в чудеса, в магию, вдруг подойдет волшебник и достанет счастливую монетку (фокус). Я бы хотела закончить наш урок веселой песенкой про деньги и подарить вам на память о нашей встрече "Денежный магнит".  (ролик)

- Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

9. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по английскому языку Знакомые незнакомцы

Интеллектуальная игра "В поиске лексических приключений" для 7-8 классов. В прцессе игры ученики расшифруют; лексическое значение профессиональных слов, пришедших к нам из английского языка, рассекрет...

«Знакомые незнакомцы» Заимствованные слова на уроках математики.

Интегрированный урок по математике, русскому, немецкому и французскому языках. На уроке закрепляются навыки решения задач на нахождение процентов, ребята знакомятся со словами, пришедшими в  русс...

Урок "Птицы – знакомые незнакомцы"

Бинарный урок географии и биологии в 7 классе...

Урок "Знакомые незнакомцы"

Викторина по теме "Знакомые незнакомцы"...

открытый урок "Эти знакомые незнакомцы"

Конспект  окрытого  урока музыки тема "Эти знакомые незнакомцы"...

Презентация к уроку музыки "Эти знакомые незнакомцы"

Презентация к уроку музки 5 класс "Эти знакомые незнакомцы"...

Урок по зарубежной литературе "Знакомые незнакомцы"

Данный урок дает возможность учащимся познакомиться с жизнью и творчеством зарубежных писателей....