Урок "Знакомые незнакомцы"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме
Викторина по теме "Знакомые незнакомцы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomye_neznakomtsy._urok_povt._i_oboshch.9kl.pdf | 2.78 МБ |
znakomye_neznakomtsy.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Викторина по теме: «Знакомые незнакомцы».
(9 класс)
Подготовила учитель химии Акчурина Н.Р.
МОУ «СОШ №99» с. Конобеево Московской области
Цели и задачи.
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу химии (8 - 9 класс).
- Формирование осознания учащимися ценности химических знаний;
расширение и конкретизация понятий, отражающих связь химической науки с биологией, физикой, экологией, медициной.
- Воспитание культуры поведения, общения учащихся друг с другом в процессе учебной деятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
3. Викторина
Задание 1.
- Этот химический элемент образует простое вещество, которое является серебристо-серым блестящим металлом.
- Чистый металл применяют редко. Широко используются его сплавы, особенно две группы из них, главной отличительной чертой их по составу является содержание углерода.
Назовите:
1) элемент;
2) простое вещество, которое он образует;
3) сплавы с углеродом, примерное процентное содержание в них
углерода.
Задание 2.
- Этот элемент – самый распространенный химический элемент в Земной коре.
- В теле человека масса элемента составляет 62% от массы тела.
- Образует соединения почти со всеми элементами.
- В атмосфере встречается в виде двух простых веществ:
первое - устойчивое вещество без цвета и запаха, без него невозможна жизнь на Земле;
второе - неустойчивое вещество с резким запахом, опасен для организмов. В то же время оно защищает Землю от ультрафиолетового излучения.
О каком химическом элементе идет речь?
Запишите формулы простых веществ.
Задание 3.
- Этот газ без цвета и запаха, с плотностью в 14 раз меньше плотности воздуха.
- Он находится в верхних слоях атмосферы.
- Солнце состоит наполовину именно из него.
- Его используют при синтезе аммиака, получении бензина из угля,
для сварки и резки металлов, при превращении жидких жиров
(масел) в твердые жиры, например, при получение маргарина из растительных масел
Задание 4.
- Этот элемент образует несколько видов простых веществ.
- Используется при производстве спичек, резины, средств борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений.
- Входит в состав очень сильной двухосновной кислородсодержащей кислоты.
- Известно, что существует особое правило для разбавления концентрированного раствора этой кислоты.
О каком химическом элементе идет речь?
В состав молекулы какой кислоты входит этот элемент?
Запишите формулу кислоты; прокомментируйте правило
разбавления этой концентрированной кислоты.
Задание 5.
- Какой процесс называется коррозией металлов? Назовите ее виды.
Может ли быть коррозия стекла, бетона, пластмасс? Почему?
- Химический элемент углерод образует несколько видов простых веществ.
Перечислите известные вам модификации углерод их физические
свойства и применение.
Задание 6.
- Это вещество – бесцветный ядовитый газ с запахом тухлых яиц.
- Смесь данного газа с воздухом взрывается.
- Он растворяется в воде с образованием кислоты.
- Эта кислота может образовывать два вида солей: средние и кислые.
Назовите газ, запишите его формулу.
Назовите кислоту.
Средние соли этой кислоты называются ….
Задание 7.
- Это вещество в виде прозрачных бесцветных кристаллов, хорошо растворяющихся в воде, является трехосновной кислотой.
- Ей соответствуют три вида солей.
- Очень часто эта кислота используется, например, в США вместо лимонной в освежительных напитках.
- Она является составной частью лекарств и используется в зубоврачебной технике при изготовлении зубного цемента.
- Техническая (с примесями) идет на производство активированного угля и некоторых видов удобрений.
О какой кислоте идет речь? Приведите примеры (формулы и
названия) трех видов ее солей.
Задание 8.
- Это вещество – бесцветная, легкоподвижная жидкость со жгучим вкусом и характерным запахом.
- Получают его гидратацией этилена или при сбраживании сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.
- Вещество применяется в качестве растворителя, для получения каучука, ацетальдегида и др. органических продуктов, реактивного топлива.
- Данное вещество – наркотик, возбуждающе действует на организм, парализует нервную, сердечно-сосудистую и другие системы, отравляет печень.
- При его содержании в общем объеме крови 1-1,5% реакция человека резко замедляется, а при 2,5-3% человек теряет сознание и может умереть.
Назовите это вещество.
Задание 9.
Закончите предложение: «Металлы – это простые вещества,....»
♦ Приведите примеры металлов для каждой систематической группы по отдельным физическим свойствам:
- твердые и мягкие;
- легкие и тяжелые;
- общие и редкие;
- неблагородные и благородные.
Задание 10.
- Это органическое вещество относится к группе природных полисахаридов. Представляет собой белый аморфный порошок, который в воде вначале разбухает, а затем образует коллоидный раствор.
- Для этого вещества характерна качественная реакция со спиртовым раствором йода.
- Оно применяется в медицине (присыпки, капсулы для лекарств, мед. пласты), в парфюмерной, текстильной, кондитерской промышленности.
- Добывают его из растений. В картофеле его массовая доля доходит до 20%, а в хлебах – 50-80%.
Назовите это вещество.
Опишите качественную реакцию, с помощью которой определяют
наличие этого вещества.
Задание 11.
- ... «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник.»
А. С. Пушкин.
- Назовите русского ученого, которому
посвящены эти строчки?
Молодцы!
Вы хорошо потрудились при изучении химии в 9 классе.
Однако не забывайте иногда открывать учебник или другую
литературу по химии летом, чтобы освежить свои знания,
пополнить их новыми химическими фактами, сведениями и теориями.
Расширяйте свой кругозор!
Желаем успехов в изучении химии!
«Знакомые незнакомцы» (9 класс)
Ответы к викторине.
Задание 1.
• Этот химический элемент образует простое вещество, которое является серебристо-серым блестящим металлом.
• Чистый металл применяют редко. Широко используются его сплавы, особенно две группы из них, главной отличительной чертой их по составу является содержание углерода.
Назовите:
1) элемент;
2) простое вещество, которое он образует;
3) сплавы с углеродом, примерное процентное содержание в них углерода.
Ответ: 1) железо,
2) железо,
3) сталь – сплав железа с углеродом ( W(C) = 0,3 – 1,7%) ;
чугун – сплав железа с углеродом (W(C) = до 4,5%)
Задание 2.
• Этот элемент – самый распространенный химический элемент в Земной коре.
• В теле человека масса элемента составляет 62% от массы тела.
• Образует соединения почти со всеми элементами.
• В атмосфере встречается в виде двух простых веществ: первое - устойчивое вещество без цвета и запаха, без него невозможна жизнь на Земле;
второе - неустойчивое вещество с резким запахом, опасен для организмов. В то же время оно защищает Землю от ультрафиолетового излучения.
О каком химическом элементе идет речь?
Запишите формулы простых веществ.
Ответ: 1. Элемент: кислород.
2. Элемент кислород образует две аллотропных модификации:
а) кислород О2, б) озон О3.
Задание 3.
• Этот газ без цвета и запаха, с плотностью в 14 раз меньше плотности воздуха.
• Он находится в верхних слоях атмосферы.
• Солнце состоит наполовину именно из него.
• Его используют при синтезе аммиака, получении бензина из угля,
для сварки и резки металлов, при превращении жидких жиров
(масел) в твердые жиры, например, получение маргарина из растительных масел.
Ответ: Водород. Д (Н2) = Мrвозд / Мr (Н2) = 28 : 2 =14
Задание 4.
• Этот элемент образует несколько видов простых веществ.
• Используется при производстве спичек, резины, средств борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений.
• Входит в состав очень сильной двухосновной кислородсодержащей кислоты.
Известно, что существует особое правило для разбавления концентри-
рованного раствора этой кислоты.
О каком химическом элементе идет речь?
В составе какой кислоты находится этот элемент, запишите ее формулу,
прокомментируйте правило разбавления этой концентрированной
кислоты.
Ответ:
Простые вещества: сера кристаллическая, сера пластическая. Серная кислота Н2SO4.
Правило для разбавления концентрированного раствора серной кислоты. Так как серная кислота очень гигроскопична и поглощает воду с выделением большого количества теплоты, поэтому нельзя воду приливать к концентрированной кислоте – произойдет разбрызгивание кислоты (кислота «закипает»). Необходимо концентрированную кислоту выливать в воду тонкой струйкой, осторожно помешивая раствор стеклянной палочкой.
Задание 5.
• Какой процесс называется коррозией металлов? Назовите ее виды.
Может ли быть коррозия стекла, бетона, пластмасс? Почему?
• Химический элемент углерод образует несколько видов простых веществ. Перечислите известные вам модификации углерода, их физические свойства и применение.
Ответ. Химическая коррозия металлов – это разрушение металлов в результате их химического взаимодействия с веществами окружающей среды. Стекло, бетон, пластмассы не подвергаются коррозии, так как эти вещества химически малоактивные, не взаимодействуют с компонентами окружающей среды.
Задание 6.
• Это вещество – бесцветный ядовитый газ с запахом тухлых яиц.
• Смесь данного газа с воздухом взрывается.
• Он растворяется в воде с образованием кислоты.
• Эта кислота может образовывать два вида солей: средние и кислые.
Назовите газ, запишите его формулу.
Назовите кислоту.
Средние соли этой кислоты называются ….
Ответ. Газ с запахом тухлых яиц – сероводород (Н2S)
Сероводородная кислота (Н2S).
Средние соли этой кислоты называются – сульфиды.
Задание 7.
• Это вещество в виде прозрачных бесцветных кристаллов, хорошо растворяющихся в воде, является трехосновной кислотой.
• Ей соответствуют три вида солей.
• Очень часто эта кислота используется, например, в США вместо лимонной в освежительных напитках.
• Она является составной частью лекарств и используется в зубоврачебной технике при изготовлении зубного цемента.
• Техническая кислота (с примесями) идет на производство активированного угля и некоторых видов удобрений.
О какой кислоте идет речь? Приведите примеры (формулы и названия) трех видов ее солей.
Ответ.
Н3РО4 – ортофосфорная кислота.
Соли: Na3PO4 – ортофосфат натрия, Na2HPO4 – гидроортофосфат натрия, NaH2PO4– дигидроортофосфат натрия.
Задание 8.
• Это вещество – бесцветная, легкоподвижная жидкость со жгучим вкусом и характерным запахом.
• Получают его гидратацией этилена или при сбраживании сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.
• Вещество применяется в качестве растворителя, для получения каучука, ацетальдегида и др. органических продуктов, реактивного топлива.
• Данное вещество – наркотик, возбуждающе действует на организм, парализует нервную, сердечно-сосудистую и другие системы, отравляет печень.
• При его содержании в общем объеме крови 1-1,5% реакция человека резко замедляется, а при 2,5-3% человек теряет сознание и может умереть.
Назовите это вещество.
Ответ. С2Н5OH – этиловый спирт.
Задание 9.
Закончите предложение: «Металлы – это простые вещества,....»
♦ Приведите примеры металлов для каждой систематической группы по отдельным физическим свойствам:
• твердые и мягкие;
• легкие и тяжелые;
• общие и редкие;
• неблагородные и благородные.
Ответ.
«Металлы – это простые вещества, которые обладают ковкостью, пластичностью, металлическим блеском, тепло- и электропроводностью.
• твердые и мягкие: хром, титан, молибден и свинец, Щ Ме
•легкие и тяжелые: натрий, алюминий, титан и золото, вольфрам ,ртуть
•общие и редкие: железо, магний, цинк и осмий, рений, платина
•неблагородные и благородные: железо, олово, цинк и золото, серебро, платина
Задание 10.
• Это органическое вещество относится к группе природных полисахаридов. Представляет собой белый аморфный порошок, который в воде вначале разбухает, а затем образует коллоидный раствор.
•Для этого вещества характерна качественная реакция со спиртовым раствором йода.
•Оно применяется в медицине (присыпки, капсулы для лекарств, мед. пласты), в парфюмерной, текстильной, кондитерской промышленности.
•Добывают его из растений. В картофеле его массовая доля доходит до 20%, а в хлебах – 50-80%.
Назовите это вещество. Опишите качественную реакцию, с помощью которой определяют наличие этого вещества.
Ответ. Крахмал. Если капнуть на пробу крахмала капельку спиртового р-ра йода, появится темно-синяя окраска.
Задание 11.
• ... «Историк, ритор, механик, химик,
минералог, художник и стихотворец –
он все испытал и все проник.»
А. С. Пушкин.
• Назовите русского ученого, которому посвящены эти строчки?
Ответ. М.В.Ломоносову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа ребёнка с незнакомцем.
Научите ребёнка разговаривать с незнакомыми! Разговор ребёнка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседыЗадавая ребёнку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами д...
Интеллектуальная игра по английскому языку Знакомые незнакомцы
Интеллектуальная игра "В поиске лексических приключений" для 7-8 классов. В прцессе игры ученики расшифруют; лексическое значение профессиональных слов, пришедших к нам из английского языка, рассекрет...
Презентация по литературе "Знакомые незнакомцы" по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".
Презентация поможет понять основной смысл поэмы "Мертвые души"....
«Знакомые незнакомцы» Заимствованные слова на уроках математики.
Интегрированный урок по математике, русскому, немецкому и французскому языках. На уроке закрепляются навыки решения задач на нахождение процентов, ребята знакомятся со словами, пришедшими в русс...
Безопасность на прогулке: опасные незнакомцы
Цель: 1. Информировать об опасностях пребывания на улице, исходящих от незнакомых людей и о способах поведения в потенциально опасных ситуациях. 2. Формирование убеждений в необходимости соблюден...
Викторина по литературе в 10 классе "Знакомые незнакомцы"
Дидактический материал к предметной неделе в школе (викторина)...
Лекция "Знакомые незнакомцы - грибы"
Данный материал был подготовлен для беседы с воспитанниками школьного оздоровительного лагеря. В лекции рассказывается об истоках и причинах популярности "тихой охоты", говорится о причинах отравлений...