Технологическая карта урока |
|
|
|
|
|
Учитель: | Ермилова Н.В. |
Предмет: | Русский язык |
Класс | 6 "а" |
Автор УМК: | М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Москва, Просвещение 2012 год |
Тема урока: | Местоимение как часть речи |
Задачи: |
|
Образовательные: | дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи; |
Воспитательные: | воспитывать интерес к родному языку. |
Развивающие: | развивать умение работать в микрогруппах, развивать мышление, речь, умение оценивать себя и работу всего класса, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой. |
Планируемые результаты: |
|
Личностные: | принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия |
Предметные: | представление об основных функциях языка, представление о роли родного языка в жизни человека и общества, усвоение основ научных знаний о родном языке, ситуация речевого общения |
Метапредметные: | понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий |
Межпредметные связи: | Литература, музыка |
Формы деятельности: | Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Формы обучения: | деятельностный способ обучения; практикум; исследования; |
Ресурсы: |
|
Основные: | ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; учебник; УМК |
Дополнительные: | раздаточный материал; |
Тип урока: | Урок «открытия» нового знания. |
Цель: | познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить ранее изученное о местоимении.
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Организационный этап
| Подготовка класса к работе. Слайд 1 Создает атмосферу сотрудничества и эмоциональный настрой. СЛАЙД 1 -Число, классная работа.
| Самоопределение Положительное отношение к учебе. |
| Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) | анализируют эмоциональное состояние |
Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. | - Ребята, когда я готовилась к нашему уроку, мне вспомнился один забавный случай, который произошел со мной еще в начале учебного года. Вот послушайте. Слайд 2 Только я вышла из подъезда своего дома, чтобы идти на работу, как за мной увязался… Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливалась, он тоже останавливался. Когда я шла быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг. Так мы вместе дошли до школы. На пороге я нагнулась, погладила его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышла, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаете ли, стало грустно, будто я предала и не уберегла смешного маленького друга. Создает проблемную ситуацию - Вы догадались, кто шёл и кто бежал за мной по пятам? (ответы детей) Учитель говорит, что это лист клена.
| Самоопределение развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками Смыслообразование Имеют мотивацию к учебной деятельности. | | Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция), оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Принимают учебную задачу. Контроль Коррекция |
Целеполагание.
Создание проблемной ситуации | Слайд 3 -Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы? - Вместо каких частей речи они употребляются? (Имен существительных, прилагательных и числительных) - Кто догадается, как называется часть речи, которая употребляется вместо имен? (местоимение) - Какова тема сегодняшнего урока? (местоимение как часть речи) - Я предлагаю более образное название нашего урока: «Дружелюбная часть речи». И только выполнив все задачи, мы сможем расшифровать ее.
- Записываем тему урока (слайд 4). - Давайте определим цель на весь раздел темы «Местоимение» -Чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке? Я предлагаю вам в помощь таблицу. Поставьте, пожалуйста, галочку с левой стороны только там, где, на ваш взгляд, указаны задачи непосредственно сегодняшнего урока. (слайд 5).
«Мои планы на урок»
| Раскрыть понятие местоимения как части речи |
|
| Изучить особенности всех разрядов местоимений |
|
| Узнать, какие есть разряды местоимений |
|
| Узнать, как изменяются местоимения |
|
| Какую синтаксическую функцию выполняют местоимения |
|
| Изучить особенности всех самостоятельных частей речи |
|
| Развивать умения находить местоимения в речи, правильно употреблять их |
|
| Обогащать словарный запас |
|
| Воспитывать культуру устной и письменной речи |
|
Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.
А еще об этой части речи замечательно сказал лингвист Реформатский : они как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. -Как называет местоимение Реформатский? Почему? ( если дети ничего не скажут на этом этапе, можно обратиться к этому вопросу на этапе подведения итогов)
Вы уже поняли, что у нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук. | Самоопределение развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками Смыслообразование | формулирование познавательной цели анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений доказательство | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция), оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Целеполагание Планирование Контроль Коррекция |
|
|
|
|
|
|
Добывание знаний и творческое применение (проблемные задания)
Физкультминутка
| Групповая работа. Слайд 6 Каждой группе даны задания. После выполнения один учащийся из группы выходит к доске и отвечает на поставленные вопросы.
1 группа Слайд 7 На карточке в 3 столбика записаны местоимения:
она | мой | несколько | никто | любой | столько | мы | наши | сколько |
- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках (в 1 столбике – кто? во 2 – какой? чьи? в 3 – сколько?) - Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы? 1 группа местоимений заменяет имена существительные; 2 группа заменяет имена прилагательные; 3 группа — числительные. - Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения. Вывод (вывешивается на доску): местоимения способны заменять самостоятельные части речи, они указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их.
2 группа - работа с текстом. Слайд 8 - Найдите местоимения в предложениях и определите их синтаксическую роль. Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет. - Сделайте вывод: роль каких частей речи играют местоимения в предложениях? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения бывают? ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той части речи, которую заменяет местоимение. Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.
3 группа – редактирование текста Слайд 9 В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
- Что в этом тексте не так? - Замените часто повторяющееся слово местоимениями. Запишите исправленный текст в тетрадях. -Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего? В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.
- Встали. Видео - Молодцы! Садимся.
| Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия.
Отдыхают, ритмично двигаясь | Моделирование; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство выдвижение гипотез и их обоснование | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра, точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Целеполагание Планирование Контроль Оценка Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения. |
Первичное закрепление знаний.
| 1.Самостоятельная формулировка правила Продолжим делать открытия. Пользуясь алгоритмом рассуждения, попробуйте самостоятельно дать определение местоимению.
Слайд 11 ![LDVc6LwGbTo]()
2. Работа с учебником. Чтение справочного материала п. 76 (с. 62) - Прочитайте правило, данное на стр. 62 учебника. Сверьте с нашей формулировкой. -Похоже. Значит, мы с вами становимся настоящими исследователями.
Коллективная работа с текстом упражнения. ( учащиеся выполняют у доски по 1 предложению) Упр. 436 учебника (с. 66) Найдите недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде. 1. Я заходил к учительнице, но их не было дома. 2. После сна первый отряд пошёл в лес. Они долго не возвращались. 3. Враг был силён, но они скоро сдались. 4. Собачонке было три недели, и у него начали прорезаться глаза.
- Сделайте вывод о правильности употребления местоимений в речи. Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями не стоит, также нужно избегать ошибок в их употреблении.
| Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этического оценивания | формулирование познавательной цели поиск и выделение информации анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Целеполагание Контроль Коррекция |
Подведение итогов. | - Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке. - Как вы думаете, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? - Что же вы узнали или вспомнили о местоимении? -что вам еще хочется узнать? -Почему мы назвали наш урок «Дружелюбная часть речи?» Итак, сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи». Урок подходит к концу. Мне очень понравилось с вами работать. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы — настоящие исследователи и достойны звания «Знатоки местоименных наук». |
| моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) построение логической цепи рассуждений доказательство | Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Активное использование средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | §76 учить, на выбор: 1) упр. 435; 2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж; 3) придумать и нарисовать ребус, связанный с местоимениями. Слайд 12 | Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этического оценивания | Поиск и выделение информации анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов | Планирование (определение цели, способов взаимодействия) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) |
|
Рефлексия | - В начале урока вы заполнили таблицу «Мои планы на урок», а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? Слайд 13 Выставление оценок.
| Нравственно-этического оценивания сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.
| Моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) построение логической цепи рассуждений доказательство | Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Активное использование средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|