Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx85.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Учитель:

Ермилова Н.В.

Предмет:

Русский язык

Класс

6 "а"

Автор УМК:  

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Москва, Просвещение 2012 год

Тема урока:

Местоимение как часть речи

Задачи:

Образовательные:

дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи;

Воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку.

Развивающие:

развивать умение работать в микрогруппах, развивать мышление, речь, умение оценивать себя и работу всего класса, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой.

Планируемые результаты:

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия

Предметные:

представление об основных функциях языка, представление о роли родного языка в жизни человека и общества, усвоение основ научных знаний о родном языке, ситуация речевого общения

Метапредметные:

понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий

Межпредметные связи:  

Литература, музыка

Формы деятельности:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы обучения:

деятельностный способ обучения; практикум; исследования;

Ресурсы:

Основные:

ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме;  учебник;  УМК

Дополнительные:

раздаточный материал;

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания.

Цель:

познакомить с понятием местоимения, актуализировать и восстановить ранее изученное о местоимении.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

Подготовка класса к работе. Слайд 1
Создает атмосферу сотрудничества и эмоциональный настрой.

СЛАЙД 1

-Число, классная работа.

Самоопределение
Положительное отношение к учебе.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

анализируют эмоциональное состояние

Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, когда я готовилась к нашему уроку, мне вспомнился один забавный случай, который произошел со мной еще в начале учебного года. Вот послушайте.

Слайд 2

 Только я вышла из подъезда своего дома, чтобы идти на работу, как за мной увязался… Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливалась, он тоже останавливался. Когда я шла быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг. Так мы вместе дошли до школы. На пороге я нагнулась, погладила его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышла, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаете ли, стало грустно, будто я предала и не уберегла смешного маленького друга.

Создает проблемную ситуацию

- Вы догадались, кто шёл и кто бежал за мной по пятам? (ответы детей)

Учитель говорит, что это лист клена.

Самоопределение
развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками
Смыслообразование

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

 

 

 Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция), оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Принимают учебную задачу.

Контроль
Коррекция

Целеполагание.

Создание проблемной ситуации

Слайд 3

-Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Вместо каких частей речи они употребляются? (Имен существительных, прилагательных и числительных)

- Кто догадается, как называется часть речи, которая употребляется вместо имен? (местоимение)

- Какова тема сегодняшнего урока? (местоимение как часть речи)

- Я предлагаю более образное название нашего урока: «Дружелюбная часть речи». И только выполнив все задачи, мы сможем расшифровать ее.

- Записываем тему урока (слайд 4).

- Давайте определим цель на весь раздел темы «Местоимение»

-Чему вы хотите научиться  на сегодняшнем  уроке?

Я предлагаю вам в помощь таблицу. Поставьте, пожалуйста, галочку с левой стороны только там, где, на ваш взгляд, указаны задачи непосредственно сегодняшнего урока.

 (слайд 5).

«Мои планы на урок»

Раскрыть понятие местоимения как части речи

Изучить особенности всех разрядов местоимений 

Узнать, какие есть разряды местоимений 

Узнать, как изменяются местоимения

Какую синтаксическую функцию выполняют местоимения

Изучить особенности всех самостоятельных частей речи

Развивать умения находить местоимения в речи, правильно употреблять их 

Обогащать словарный запас 

Воспитывать культуру устной и письменной речи

Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.

А еще об этой части речи замечательно сказал лингвист Реформатский : они как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.

-Как называет местоимение Реформатский? Почему? ( если дети ничего не скажут на этом этапе, можно обратиться к этому вопросу на этапе подведения итогов)

Вы уже поняли, что у нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.

Самоопределение
развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками
Смыслообразование

формулирование познавательной цели
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
подведение под понятие, выведение следствий,
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция), оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание
Планирование
Контроль
Коррекция

Добывание знаний и творческое применение (проблемные задания)

Физкультминутка

Групповая работа. Слайд 6

Каждой группе даны задания. После выполнения один учащийся из группы выходит к доске и отвечает на поставленные вопросы.

1 группа

Слайд 7

На карточке в 3 столбика записаны местоимения:  

она

мой

несколько

никто

любой

столько

мы

наши

сколько

- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках (в 1 столбике – кто? во 2 – какой? чьи? в 3 – сколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа — числительные.

- Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения.

Вывод (вывешивается на доску): местоимения способны заменять самостоятельные части речи, они указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их. 

2 группа - работа с текстом.

Слайд 8

- Найдите местоимения в предложениях и определите их синтаксическую роль. Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет.

- Сделайте вывод: роль каких частей речи играют местоимения в предложениях? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения бывают?

ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той части речи, которую заменяет местоимение. Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

3 группа – редактирование текста

Слайд 9

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

- Что в этом тексте не так?

- Замените часто повторяющееся слово местоимениями. Запишите исправленный текст в тетрадях.

-Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего?

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.

- Встали. Видео

- Молодцы! Садимся.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Стремиться открывать новое знание, новые способы действия.

Отдыхают, ритмично двигаясь

Моделирование;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
доказательство
выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Управление поведением партнёра, точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание
Планирование
Контроль
Оценка
Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.

Первичное закрепление знаний.

1.Самостоятельная формулировка правила

Продолжим делать открытия. Пользуясь алгоритмом рассуждения, попробуйте самостоятельно дать определение местоимению.

Слайд 11

LDVc6LwGbTo

2. Работа с учебником. Чтение справочного материала п. 76 (с. 62)

- Прочитайте правило, данное на стр. 62 учебника. Сверьте с нашей формулировкой.

-Похоже. Значит, мы с вами становимся настоящими исследователями.

 

Коллективная работа с текстом упражнения. ( учащиеся выполняют у доски по 1 предложению)

Упр. 436 учебника (с. 66) Найдите недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Я заходил к учительнице, но их не было дома.

2. После сна первый отряд пошёл в лес. Они долго не возвращались.

3. Враг был силён, но они скоро сдались.

4. Собачонке было три недели, и у него начали прорезаться глаза.

- Сделайте вывод о правильности употребления местоимений в речи.

Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями не стоит, также нужно избегать ошибок в их употреблении.

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этического оценивания

формулирование познавательной цели

поиск и выделение информации

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

подведение под понятие, выведение следствий

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Целеполагание

Контроль

Коррекция

Подведение итогов.

- Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

- Как вы думаете, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Что же вы узнали или вспомнили о местоимении?

-что вам еще хочется узнать?

-Почему мы назвали наш урок «Дружелюбная часть речи?»

 

Итак, сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи».  Урок подходит к концу. Мне очень понравилось с вами работать. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы — настоящие исследователи и достойны звания «Знатоки местоименных наук».

моделирование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
построение логической цепи рассуждений
доказательство

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Активное использование средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства  для ее решения.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 §76 учить, на выбор: 1) упр. 435; 2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж; 3) придумать и нарисовать ребус, связанный с местоимениями.

Слайд 12

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этического оценивания

 Поиск и выделение информации

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Планирование (определение цели, способов взаимодействия)

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

Рефлексия

- В начале урока вы заполнили таблицу «Мои планы на урок»,  а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?

Слайд 13

 Выставление оценок.

Нравственно-этического оценивания
сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Моделирование
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) построение логической цепи рассуждений
доказательство

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Активное использование средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Первая группа – работа с местоимениями

На карточке в 3 столбика записаны местоимения:  

она

мой

несколько

никто

любой

столько

мы

наши

сколько

- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках?

в 1 столбике ____________________________________

во 2 столбике___________________________________

в 3 столбике ____________________________________

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

1 группа местоимений заменяет _____________________

2 группа заменяет _________________________________

3 группа — _______________________________________

- Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения.

Местоимения способны заменять

Они указывают на

2 группа - словарная работа

- Найдите местоимения в предложениях и определите их синтаксическую роль.

Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет.

- Сделайте вывод: роль каких частей речи играют местоимения в предложениях? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения бывают?

Местоимения в предложении играют роль

К местоимениям задается тот же вопрос,

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того,

3 группа – редактирование текста

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

- Что в этом тексте не так? _______________________________________________________________________________

- Замените часто повторяющееся слово местоимением. Запишите исправленный текст.

-Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего?

Вывод: в нашей речи

Они помогают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

конспект урока по теме "Союз как часть речи"

данный урок - первый по теме "Союз"....

План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"

Урок проводится с ипользованием  элементов сингапурской методики...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Разработка урока открытия нового знания в 7 классе...