Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Материал редставляет собой конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым уроком в системе уроков по изучению темы "Причастие". Содержит много наглядного материала в виде интерактивных таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_prichastie_kak_chast_rechi.rar | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Причастие как часть речи.
__________________________
Костюнина Людмила Вячеславовна |
Г. Егорьевск МОУ СОШ № 5 |
Учитель русского языка и литературы |
Русский язык |
7 класс |
Причастие как часть речи( первый урок в серии уроков по теме «Причастие») |
Русский язык учебник под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской |
- Цель урока: познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи, морфологическими и синтаксическими признаками причастия.
9. Задачи:
- обучающие
- научить учащихся находить причастия в тексте, выделять их среди других частей речи
-развивающие
- развивать навыки синтаксического разбора предложений,
- умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.
-воспитательные
- воспитывать чувство патриотизма
- воспитывать чувство любви и уважения к родному языку
- Тип урока: Урок изучения нового материала
- Формы работы учащихся
- фронтальный опрос
- выборочная работа
- самостоятельная работа с последующей проверкой
- работа с интерактивной таблицей (приложение 2)
- Необходимое техническое оборудование
мультимедиа проектор ,интерактивная доска(экран), колонки, компьютер
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ п/п | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся у к уроку. |
| Учащиеся проверяют необходимые для урока принадлежности. Психологически настраиваются на урок | 1 мин |
2. 3 | Проверка домашнего задания Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. | Выборочная работа с текстом упр. 47. В качестве дополнительного задания найти прилагательные и глаголы в тексте, указать их морфологические признаки и синтаксическую роль. Учитель подводит уч-ся к формулировке темы урока. Акцентирует внимание на морфологических признаках глагола и прилагательного. Просит обобщить материал. | Уч-ся работают с заглавием текста, орфограммами, обосновывают выбор написания. Комментируют дополнительное грамматическое задание. Указывают род, падеж и число прилагательных, вид, спряжение, время глагола. Учащиеся называют признаки прилагательного (постоянные и непостоянные), глагола (постоянные и непостоянные) | 3 мин 2 мин |
4. | Освоение нового материала. (Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний). | Синтаксическая пятиминутка Учитель диктует высказывание М.В. Ломоносова (демонстрирует портрет М.В.Ломоносова), просит учащихся оформить высказывание в виде прямой речи (одного вызывает к доске), составить схему предложения, выполнить синтаксический разбор предложения. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» | Учащиеся записывают в тетрадях высказывание в следующем виде: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»,- сказал М.В. Ломоносов. Составляют схему прямой речи, выполняют разбор сложного предложения (выделяют грамматические основы двух простых предложений, дают характеристику предложению (повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное) | 4 мин |
5 6 | Сообщение темы, цели и задач урока мотивация учения(начало) Освоение нового материала (продолжение) Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения (продолжение) | Постановка проблемного вопроса: О какой части речи пишет М.В.Ломоносов? Учитель, выслушав высказывания, предлагает учащимся приблизиться к разгадке, сыграв и в игру «Третий лишний» На доске записаны ряды слов.(открывается шторка) Учащимся предлагается убрать лишнее:
Мотивировать свой выбор. Учитель просит поставить вопрос к выделенным словам, указать, от каких слов они образованы. Учитель сообщает, что это причастие, самостоятельная часть речи, с которой они будут работать в течение нескольких уроков. | Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся в каждой строке отмечают лишнее: смеющийся, убегающий. Мотивируют свой выбор. Сообщают, что данные слова отвечают на вопрос КАКОЙ? и образованы от ГЛАГОЛА | 1 мин 2 мин |
6 | Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. № 3 ( слайд 1) Интерактивная таблица № 1 Глагол и причастие Интерактивная таблица № 2 Прилагательное и причастие | Предлагает обратиться к модулю № 3 (1 слайд) и рассмотреть анимацию (толстая книга и падающая книга), обращая внимание на то, как проявляется признак предмета у прилагательного и у причастия. И признаки какой части речи еще проявляются у причастия.. Учитель предлагает учащимся рассмотреть сначала интерактивную таблицу № 1 Глагол и причастие, затем интерактивную таблицу № 2 Прилагательное и причастие. Сделать выводы о морфологических признаках причастия, обратиться к высказыванию М.В.Ломоносова Обращение к учебнику. Учитель предлагает учащимся сформулировать определение причастия , а также вернуться к высказыванию М.В. Ломоносова о причастии.. | Учащиеся, рассмотрев анимацию, делают вывод, что признак у прилагательного постоянный, а у причастия временный (проявляющийся во времени -падающий). И это глагольный признак у причастия. Учащиеся, рассмотрев интерактивные таблицы, делают выводы о том, что у причастия есть признаки и от глагола, и от прилагательного Учащиеся формулируют правило, пользуясь представленным материалом, отмечают точность высказывания М.В.Ломоносова. | 3 мин 5 мин 2 мин |
7. 8 | Первичная проверка понимания Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях | Понятие о причастии. Морфологические признаки П-тип № 4 (слайд 2) | Учитель, опираясь на текст ЭОР № 4 слайда 2, предлагает выполнить выборочную работу в тетрадях (прилагательные и причастия) Учитель контролирует работу учащихся После написания обращает внимание на текст и предлагает одному ученику выделить сначала прилагательные, а потом причастия, пользуясь своими записями. Проверить работу, нажатием « проверить» Работа по определению синтаксической роли причастий. Учитель предлагает выполнить упражнение 54. Найти причастия и подчеркнуть их как члены предложения. Закрепить знания о синтаксической роли причастий | Учащиеся выписывают в две колонки: Прилагательные Вечный, многогранный, могучий, легкомысленный, бесчисленные, горячей, страстной Причастия Овладевшего, умудренного, встречающихся, созданы, брезгующий Один учащийся выполняет работу у доски. Учащиеся выполняют упр. 54 Подчеркивают причастия как члены предложения (определения) Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Учащиеся закрепляют знания, что причастия чаще всего являются определениями | 5 мин 5 мин |
9. | Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений | Понятие о причастии. Морфологические признаки П-тип № 4 (слайд 1 ) Текст «Проверь себя. Причастие» | Учитель организует поисковую работу обучающихся. В тексте предлагает найти причастия по признакам. (выполнить эту работу устно) Учитель контролирует эту работу, по завершении обращается к тексту, выделяя названные учащимися слова. Нажимает «Проверить». В случае неверного ответа обращается еще раз к тексту. | Учащиеся просматривают текст, по характерным признакам находят причастия. Аргументируют свой выбор. | 5 мин |
10. | Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.( рефлексия) | Учитель обращается к классу с вопросом, что нового узнали, с какой частью речи познакомились на этом уроке. В чем особенности данной части речи. Что не удалось усвоить. | Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | 3 мин |
11. | Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний. | Учитель обращается к классу о результатах работы учащихся на уроке, предлагает оценить друг друга. А затем приступает к оцениванию. Выставление оценок за домашнюю работу, включая и устные ответы, за работу у доски по теме урока (2 ученика), оценка за синтаксический разбор предложения, оценивание отдельных учеников за выборочную работу, выставление оценки ученикам, работающим с текстом заключительного задания у доски. Комментирование оценок | Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. | 1 мин |
12. | Подведение итогов урока | Учитель подводит итог урока. Темы урока. Что удалось выполнить, реализовать. Нацеливает на последующее закрепление материала, самостоятельную работу учащихся дома | Учащиеся делают выводы, учитывают замечания с целью их исправления на последующих уроках по теме «Причастие» | 2 мин |
13. | Постановка домашнего задания | Учитель акцентирует внимание учащихся на закреплении полученных знаний в устной форме (работа с таблицами учебника и с определением), а также в письменной форме (в виде письменного упражнения). Подводит учащихся к необходимости выполнить все грамматически задания по тексту с целью проверки и закрепления знаний, полученных на уроке, а также в качестве подготовки к освоению последующих тем по причастию. Домашнее задание упр. 5 7 (списать текст, найти причастия и определить глагольные признаки (вид и время)Комментирование домашнего задания. | Учащиеся принимают участие в комментировании домашнего задания с учетом полученных на уроке знаний. | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Причастие как часть речи( первый урок)
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Интерактивная таблица «Глагол и причастие» | Локальный автономный ЭОР, мультимедиа | Интерактивная таблица |
2 | «Интерактивная таблица «Прилагательное и причастие» | Локальный автономный ЭОР, мультимедиа | Интерактивная таблица |
3 | «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия. | Локальный автономный ЭОР, модуль информационного типа | Слайд 1 анимация | http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html |
4 | «Понятие о причастии. Морфологические признаки. П2» | Локальный автономный ЭОР, модуль практического типа | Слайд 1- Статичный текст Слайд 2 -Интерактивный текст | http://fcior.edu.ru/card/13976/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p2.html |
Используемая литература:
- Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т, Баранова, и др. «Русский язык. 7 класс» /Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Русский язык 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. /Т.Н. Роговик. - М.: «Экзамен», 2004.
- Изложения по русскому языку: 7 класс/ Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь– 2 –е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2008.
- Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах./Н.М. Скоркина. – Волгоград. Издательство «Учитель АСТ». 2002.
- Интернет-ресурсы (см. приложение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока по теме "Служебные части речи"
Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....
Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в 7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...
Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
конспект урока_подготовка к устной части ЕГЭ
Это конспект урока, основная цель которого - обобщить пройденный материал по теме Музыка. Так как урок проводился в 11 классе, часть учеников которого планируют сдавать ЕГЭ, я решила проэксперементиро...