Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Костюнина Людмила Вячеславовна

 Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым уроком  в системе уроков по изучению темы "Причастие". Содержит много наглядного материала в виде интерактивных таблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_prichastie_kak_chast_rechi.rar18.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                Приложение 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Причастие как часть речи.

                                                                                    __________________________

   Костюнина Людмила Вячеславовна

Г. Егорьевск МОУ СОШ № 5

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

7 класс

Причастие как часть речи( первый  урок в серии уроков по теме «Причастие»)

Русский язык учебник под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

  1. Цель  урока: познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи,  морфологическими и синтаксическими признаками причастия.

9. Задачи:

- обучающие

  1. научить учащихся находить причастия в тексте, выделять их среди других частей речи

-развивающие

  1. развивать навыки синтаксического разбора предложений,
  2. умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.

-воспитательные         

  1. воспитывать чувство патриотизма
  2. воспитывать чувство любви и уважения к родному языку
  1. Тип урока: Урок изучения нового материала
  2. Формы работы учащихся
  1. фронтальный опрос
  2. выборочная работа
  3. самостоятельная работа с последующей проверкой
  4. работа с интерактивной таблицей (приложение 2)
  1. Необходимое техническое оборудование

   мультимедиа проектор ,интерактивная доска(экран), колонки, компьютер

  1. Структура и ход  урока

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                         

 

  Таблица 1.                                                                           

                                                                                                     СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


п/п

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся у к уроку.

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Наличие школьных принадлежностей, необходимых для работы на уроке
  2. Приветствие учащихся.





Учащиеся проверяют необходимые для урока принадлежности. Психологически настраиваются на урок

1 мин


2.












3


Проверка домашнего задания











Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.


Выборочная работа с текстом упр. 47. В качестве дополнительного задания найти прилагательные и глаголы в тексте, указать их морфологические признаки и синтаксическую роль. Учитель подводит уч-ся к  формулировке темы урока.




Акцентирует внимание на морфологических признаках глагола и прилагательного. Просит обобщить материал.
















Уч-ся работают с заглавием текста, орфограммами, обосновывают выбор написания. Комментируют

дополнительное грамматическое задание. Указывают род, падеж  и число прилагательных, вид, спряжение, время глагола.




Учащиеся  называют  признаки прилагательного

(постоянные и непостоянные), глагола

(постоянные и непостоянные)


3   мин








2 мин

4.

Освоение нового материала. (Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний).


Синтаксическая пятиминутка

Учитель диктует высказывание М.В. Ломоносова (демонстрирует портрет М.В.Ломоносова), просит учащихся оформить высказывание в виде прямой речи (одного вызывает к доске), составить схему предложения, выполнить синтаксический разбор предложения.


«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

Учащиеся записывают в тетрадях высказывание в следующем виде:

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»,- сказал М.В. Ломоносов.

     

Составляют схему прямой речи, выполняют разбор сложного предложения (выделяют грамматические основы двух простых предложений, дают характеристику предложению

(повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное)






4 мин

5










6

Сообщение темы, цели и задач урока мотивация учения(начало)








Освоение нового материала (продолжение)





    Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения (продолжение)












Постановка проблемного вопроса: О какой части речи пишет М.В.Ломоносов?

Учитель, выслушав высказывания, предлагает учащимся приблизиться к разгадке, сыграв и в игру «Третий лишний»

На доске записаны  ряды слов.(открывается шторка) Учащимся предлагается убрать лишнее:

  1. смеющийся, смешной, смехотворный
  2. убежать, убегающий, убегать

Мотивировать свой выбор. Учитель просит  поставить вопрос к выделенным словам,  указать,  от каких слов они образованы.

Учитель  сообщает, что это причастие, самостоятельная часть речи, с которой  они будут работать в течение нескольких уроков.





Учащиеся  высказывают свои предположения.









Учащиеся  в каждой строке отмечают лишнее: смеющийся, убегающий. Мотивируют свой выбор.

Сообщают, что данные слова отвечают на вопрос КАКОЙ? и образованы от ГЛАГОЛА

  1 мин










2 мин

6






Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия.

№ 3 ( слайд 1)





Интерактивная таблица № 1

Глагол и причастие


Интерактивная таблица № 2

Прилагательное и причастие





 Предлагает обратиться к  модулю № 3 (1 слайд) и рассмотреть анимацию

(толстая книга и падающая книга), обращая внимание на то, как проявляется признак предмета у прилагательного и у причастия. И признаки какой части речи еще проявляются у причастия..

Учитель предлагает учащимся рассмотреть сначала интерактивную таблицу № 1  Глагол и причастие, затем интерактивную таблицу №  2 Прилагательное и причастие.

Сделать выводы о морфологических признаках причастия, обратиться к высказыванию М.В.Ломоносова


Обращение к учебнику. Учитель предлагает учащимся  сформулировать определение  причастия , а также вернуться к высказыванию М.В. Ломоносова о причастии..


Учащиеся, рассмотрев анимацию, делают вывод, что признак у прилагательного постоянный, а у причастия временный

(проявляющийся во  времени -падающий). И это глагольный признак у причастия.



Учащиеся, рассмотрев интерактивные таблицы, делают выводы о том, что у причастия  есть признаки и от глагола,  и от прилагательного


Учащиеся формулируют правило, пользуясь представленным материалом, отмечают точность высказывания М.В.Ломоносова.




3 мин












5 мин











 2 мин

7.















8

Первичная проверка понимания














Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

Понятие о причастии. Морфологические признаки П-тип

№ 4 (слайд 2)

Учитель, опираясь на текст ЭОР № 4 слайда 2, предлагает выполнить выборочную работу в тетрадях (прилагательные и причастия)

Учитель контролирует работу учащихся


После написания обращает внимание на текст и предлагает одному ученику выделить сначала прилагательные, а потом причастия, пользуясь своими записями. Проверить работу, нажатием « проверить»


Работа по определению синтаксической роли причастий. Учитель предлагает выполнить упражнение 54. Найти причастия и подчеркнуть их  как члены предложения. Закрепить знания о синтаксической роли причастий










Учащиеся выписывают в две колонки:

Прилагательные

Вечный, многогранный, могучий, легкомысленный,  бесчисленные, горячей, страстной

Причастия

Овладевшего, умудренного, встречающихся, созданы, брезгующий


Один учащийся  выполняет работу  у доски.

 Учащиеся выполняют упр. 54

Подчеркивают причастия как члены предложения

(определения)

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Учащиеся закрепляют знания, что причастия чаще всего являются определениями

5 мин










5 мин

9.

Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений

Понятие о причастии. Морфологические признаки П-тип

№ 4 (слайд 1 )


Текст «Проверь себя. Причастие»

Учитель организует поисковую работу обучающихся. В тексте предлагает найти причастия по признакам. (выполнить эту работу устно)


Учитель контролирует эту работу, по завершении обращается к тексту, выделяя названные учащимися слова. Нажимает «Проверить». В случае неверного ответа обращается еще раз к тексту.

Учащиеся  просматривают текст, по характерным признакам находят причастия.



            Аргументируют свой выбор.

      5 мин

10.


Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.( рефлексия)












Учитель  обращается к классу с вопросом, что нового узнали, с какой частью речи познакомились  на этом уроке. В чем особенности данной части речи. Что не удалось усвоить.



Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

3 мин

11.

Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.

Учитель обращается к классу о результатах работы учащихся на уроке, предлагает оценить друг друга. А затем приступает к оцениванию. Выставление оценок за домашнюю работу, включая и устные ответы, за работу у доски по теме урока (2 ученика), оценка за синтаксический разбор предложения, оценивание  отдельных учеников за выборочную работу,  выставление оценки ученикам, работающим с текстом заключительного задания у доски. Комментирование оценок

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

1 мин

12.

Подведение итогов урока

Учитель подводит итог урока. Темы урока.  Что удалось выполнить, реализовать. Нацеливает на  последующее закрепление материала, самостоятельную работу учащихся дома





Учащиеся  делают выводы, учитывают замечания с целью  их исправления на последующих уроках по теме «Причастие»

2 мин

13.


Постановка домашнего задания


Учитель акцентирует внимание учащихся на закреплении полученных знаний в устной форме (работа с таблицами учебника и  с определением), а также в письменной форме (в виде письменного упражнения). Подводит учащихся к необходимости выполнить все грамматически задания по тексту с целью проверки и закрепления знаний, полученных на уроке, а также в качестве подготовки к  освоению последующих тем по причастию. Домашнее задание упр. 5 7 (списать текст, найти причастия и определить глагольные признаки (вид и время)Комментирование домашнего задания.








Учащиеся принимают участие в комментировании домашнего задания с учетом  полученных на уроке знаний.

1 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Причастие как часть речи(  первый  урок)

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Интерактивная таблица «Глагол и причастие»

Локальный автономный

ЭОР,

мультимедиа

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/532b9f7e-dd05-4a3e-b042-51a0c35ca2cb/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_192%5D.swf

2

«Интерактивная таблица «Прилагательное и причастие»

Локальный автономный ЭОР, мультимедиа

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a69da8cf-ab9d-4437-a4c1-7cbec489e692/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_193%5D.swf

3

«Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия.

Локальный автономный ЭОР, модуль информационного типа

Слайд 1

анимация

http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html

4

«Понятие о причастии. Морфологические признаки. П2»

Локальный автономный ЭОР, модуль практического типа

Слайд 1- Статичный текст

Слайд 2 -Интерактивный текст

http://fcior.edu.ru/card/13976/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p2.html

Используемая литература:

  1.  Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т, Баранова, и др. «Русский язык. 7 класс» /Н.Г. Горашова. –   М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  2. Русский язык 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. /Т.Н. Роговик. -  М.: «Экзамен», 2004.
  3. Изложения по русскому языку:  7 класс/ Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  4. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь–  2 –е изд., перераб. – М.:  ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2008.
  5. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах./Н.М. Скоркина. – Волгоград. Издательство «Учитель АСТ». 2002.
  6. Интернет-ресурсы (см. приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока по теме "Служебные части речи"

Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным  темам  (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...

Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

конспект урока_подготовка к устной части ЕГЭ

Это конспект урока, основная цель которого - обобщить пройденный материал по теме Музыка. Так как урок проводился в 11 классе, часть учеников которого планируют сдавать ЕГЭ, я решила проэксперементиро...