Урок русского языка по теме "Правописание Ь в именах числительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Прохорова Евгения Олеговна

Данный урок является уроком изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА К КОНКУРСУ «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ-2025» ДЛЯ 6 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «Ь НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛНЫХ».

11.02.2025 г.

МБОУ СОШ №1, АГО

Цели и задачи урока:

Универсальные учебные действия

Личностные:

- формировать целостную лингвистическую картину;

- формировать умения адекватно оценивать успешность собственной деятельности;

- формировать ответственное отношение к учению.

Предметные:

 - формировать навыки правописания буквы Ь на конце и в середине числительных;

     - развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать значение числительных в русском языке, сопоставлять и соотносить числительные с другими частями речи;

     -  развивать умение вычленять числительное из речи и определять его роль в предложении.

Метапредметные:

регулятивные результаты:

     - самостоятельно определять учебную задачу;

     - планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

     - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия;

познавательные результаты:

     - формировать умение строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение, выводы;

    - проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;

коммуникативные результаты:

    - уметь сравнивать, анализировать, находить общее и различное;

    - применять правила делового сотрудничества;

    - участвовать в продуктивном диалоге.

Методические приемы:

- поисковый метод;

- изучение и анализ различных источников информации по теме;

- сбор, обобщение информации;

- самостоятельная работа, работа в парах, метод взаимопроверки, демонстрация полученных результатов.

                 Оборудование: презентация «Эти занимательные числительные», раздаточный материал «Кот ученый» с карточками-фразеологизмами для групповой работы, цифры картонные, карточки с дифференцированными заданиями, карточки со смайлами для рефлексии.

Ход урока:

  1. Орг. момент, психологическая установка:

Учитель в классе здоровается с ребятами, представляет себя.

Учитель:  

Добрый день, ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем необычном уроке по русскому языку. Меня зовут Прохорова Евгения Олеговна, я учитель русского языка и литературы, работаю в школе №22. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу. И с хорошим настроением начнем урок.

Учитель: записываем число, «классная работа».

  1. Момент – интрига:

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на доску!

Учитель обращает внимание ребят на доску.  На доске магнитами прикреплены 2 столбика цифр (Цифры: 7, 13, 50, 600, 20, 900, 80, 30)

Учитель:  послушайте и отгадайте загадку.

Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется...   (Ответ: Имя числительное)

Учитель: ребята, давайте назовем эти числительные!

  1. Постановка проблемы:

Учитель: А теперь понаблюдаем за числительными! Внимание на экран!

(Открывается слайд 1)

В прописанных на слайде числительных ученики видят «Ь» на конце и в середине числительных.

Учитель: Ребята, обратите внимание, числительные распределены на две группы, записаны словами. Чем они отличаются друг от друга в правописании? (дети высказывают свое предположение). Давайте сформулируем тему урока.  

Дети формулируют тему урока. Учитель записывает ее на доске: «Ь» в середине и на конце числительных.

Учитель:  А теперь поставим цель! Какова цель нашего урока? (дети: изучить новый материал)

Учитель: Чтобы справиться со всеми заданиями нашего урока, нам необходимо повторить теоретический материал о числительном. Давайте заполним кластер об имени числительном.

После заполнения кластера учитель выслушивает ответы детей с дополнениями 3-4 ответа.

Возвращаемся к числительным, записанным на доске.

Учитель: Давайте вернемся к числительным, на слайде. Найдите числительное с большим и меньшим цифровым значением? В каком числительном все звуки мягкие? (числительное 7).  Вернемся к кластеру! Охарактеризуйте числительные, используя материал схемы? (числительные количественные, простые и сложные)    

Работа с теоретическим материалом учебника

Учитель: Ребята, давайте сформулируем правило правописания «ь» на конце и в середине числительных. Перед вами карточка. Давайте создадим памятку, заполнив ее теоретическими сведениями.   Парагр. 71, стр. 55-56 (прописать парагр. на доске): познакомьтесь с правилами, заполните карточку.   

Учитель: сделайте вывод: когда следует писать «Ь» на конце, а когда – в середине числительных?

Ответы учеников.

Учитель: отгадайте загадки.  (Сначала отгадываются загадки).  

Задание: Назовите числительные, которые прозвучали в  загадках? На какой вопрос они отвечают? (слайд 3-5).

Учитель: А теперь, ребята, проверим, хорошо вы знаете пословицы? (слайд 6). Вставьте пропущенные  числительные в предложения, запишите пословицы в тетрадь. После выполненной работы обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проведите взаимопроверку.

 - Как вы понимаете значение данных пословиц?

 - Пословица с каким числительным относится к теме нашего урока?

 - Давайте определим, какими членами предложения являются данные числительные?

Учитель: (слайд 6) Прочитайте слова. Найдите отличия и сходство в них. Сделайте вывод!

!!!Вывод: не нужно путать числительные с существительными, прилагательными со значением числа! Числительные всегда можно заменить цифрой.

Учитель: Ребята,  пока мы с вами работали, к нам в гости пришел Кот ученый. Давайте посмотрим, что же он держит в лапах?

Учитель делит детей на 3 группы (7-8 человек) раздает ребятам листы формата А3 с изображением Кота Ученого.

Ребята в группах знакомятся с фразеологизмами, определяют их лексическое значение.

Пятое колесо в телеге - помеха

Как две капли воды – точь-в-точь

До седьмого пота – до изнеможения

Наговорить с три короба - обмануть

За семь вёрст киселя хлебать - далеко

Всыпать по первое число – сильно отругать.

Учитель: Скажите, а как называются выражения, которые вы прочитали на листочках? (фразеологизмы).

 - Дайте определение понятию фразеологизм. (Дети дают определение).

Фразеологизм – это неделимое, устойчивое сочетание слов, имеющее собственное лексическое значение.

Учитель: А сейчас, ребята, вам нужно объяснить лексическое значение данных фразеологизмов. Посоветуйтесь каждый со своей группой, подберите правильное значение к фразеологизму.

какой из фразеологизмов в каждой группе содержит числительное с орфограммой над которой мы работаем?

Задание: Составьте с понравившимся фразеологическим оборотом предложение, определите, каким членом предложения является фразеологизм.

Учитель: Ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся.  Выйдите из-за парт. Встаньте друг за другом. Повторяйте за мной движения.

Физкультурная минутка:

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперед!

Раз – согнуться – разогнуться!

Два – согнуться, потянуться!

Три  - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка!

Пять и шесть…

Тихо сесть!

Учитель: Спасибо, присаживаемся на места и продолжаем урок!

Класс садится на места.

Учитель: Ребята, а какие числительные прозвучали в физультминутке? Какие из них относятся к нашему занятию? (пять, шесть)

Учитель открывает слайд (задания по функциональной грамотности).

Задание: Прочитайте пары предложений, рассмотрите схему к ним. Каждую пару предложений нужно написать в такой последовательности: сначала предложение, обозначающее причину, потом – предложение, обозначающее следствие того, о чем говорится. Числительные пропишите словами, обозначьте изучаемую орфограмму. Укажите падеж числительных.

  1. К зиме кедровка успевает заготовить 70 тысяч орешков. Кедровка  - трудолюбивая и запасливая птица.
  2. Ныряльщик иногда делает 500, 600, 700 погружений, чтобы добыть раковину с жемчужиной. Жемчуг – труднодобываемое вещество.
  3. Взрослая кукушка за 60 минут съедает до 100 ядовитых гусениц. Кукушка – очень полезная птичка.

Схема: причина - следствие (схему чертим на доске)

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем! Вам необходимо вспомнить как можно больше литературных произведений, в названиях которых есть имена числительные с мягким знаком в середине и на конце, и записать их в тетрадь. Я даю Вам 2 минуты.

Примеры сказок:

«Вол и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Двенадцать месяцев», «Семь подземных королей»

Ученики выполняют задание.

После выполнения задания читают названия произведения – 3- 4 человека.

Подведение итогов урока (слайд 19):

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте сделаем вывод, о чем шла речь на уроке?

«Лестница успеха».

На экране появляется лестница с начальными фразами, по ней ученики делают вывод об уроке.

                                                                     Я запомнил…

                                                                     

                                 Я закрепил…

   Я повторил….

Учитель: Ребята, мы достигли цели урока? У каких числительных пишется «Ь» на конце, а у каких в середине?  

Рефлексия: оцените свою работу на уроке, пользуясь смайликами, поднимите их для демонстрации классу, мотивируйте свое настроение.

Домашнее задание: определите значение фразеологизма: «семь пядей во лбу», выпишите числовые формулы из русских волшебных сказок, определите, что они обозначают. Парагр. 71, стр. 55-56 выучить правила, упр. 511 стр. 56, упр. 513 стр. 57.

Учитель: Ребята, спасибо огромное за помощь и поддержку. Было очень приятно с вами работать. До свидания!

Самоанализ урока

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию самоанализ открытого урока, проведенного в рамка конкурса педагогического мастерства «Лучший по профессии – 2025». В номинации «Учитель года».

Тема урока -  «Ь НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛНЫХ»

Данный урок является уроком изучения нового материала. Для установления контакта с классом и создания благоприятной психологической обстановки мною был выполнен организационный этап в начале занятия, где я поприветствовала ребят и представила себя им. Также в организационный этап урока вошел момент-интрига, загадка о числительном, с помощью которой удалось началось постепенное погружение учеников в ход урока.

При использовании метода наблюдения за лингвистическим материалом учащимся удалось сформулировать тему урока, установить цель проведения занятия. В начале урока была проведена актуализация знаний учащихся: ими был заполнен кластер об имени числительном, использовались именно те знания об этой части речи, которые учащиеся получили на предыдущих уроках русского языка.

Первичное изучение новых знаний было организовано с помощью самостоятельного изучения учащимися теоретических сведений о правописании «Ь» в числительных. Итогом данного этапа урока стало заполнение карточки-памятки с примерами числительных, у которых пишется «Ь» в середине и на конце, а также отсутствует при правописании данная буква.

Первичное усвоение новых знаний было организовано в игровой форме, с помощью обращения к малым жанрам устного народного творчества – к пословицам и поговоркам, в которых были использованы числительные с «Ь» на конце.

Также для первичной проверки усвоения новых знаний с учащимися была проедена групповая работа. Ребята работали с фразеологическими оборотами, устанавливали их значение, искали обороты, относящиеся к изучаемой теме, определяли изучаемую орфограмму, употребляли фразеологизмы в речи (подготовка к ВПР), устанавливали, какими членами предложения являются фразеологические обороты.

Также для закрепления полученных знаний о правописании «Ь» на конце и в середине числительных ребятам было предложено задание, направленное на формирование их функциональной грамотности. Им необходимо было установить причинно-следственные связи между предложениями (данное задание направлено также на подготовку к ЕГЭ по русскому языку, написанию сочинения-рассуждения по авторской позиции и установлении причинно-следственных связей между примерами-иллюстрациями). Также при выполнении данного задания необходимо было прописать числительные словами, найти изучаемую орфограмму, определить падеж имен числительных. При выполнении данного задания прослеживались метапредметные связи – все предложения были посвящены одной теме «Миру животных». Таким образом, ученики не только работали над изучаемой темой, но и получили дополнительные сведения о животных, птицах, обитателях Мирового океана.  

В конце урока ребятам было предложено задание развлекательного характера: назвать сказки с именами числительными, где пишется «Ь» на конце и в середине данной части речи. Данное задание требует концентрации и хорошего знания литературы, оно является заданием повышенной сложности.

В середине урока были использованы элементы здоровьесберегающей технологии – проведена физкультминутка, которая была связана с темой занятия. В разминке были использованы числительны «пять» и «шесть».              

В конце урока проведена рефлексия, учащимися был сделан вывод по уроку, оценена удовлетворенность учебным занятием.

Таким образом, предметные результаты на уроке достигнуты, учащиеся были на уроке актины, что свидетельствует о высокой познавательной активности, с самого начала урока педагогу удалось установить контакт с учащимися, что свидетельствует об умении учеников вступать в продуктивный диалог, работать в группе с одноклассниками (реализация делового сотрудничества). На занятии был использован метод взаимопроверки при выполнении заданий, поисковый метод при работе с теоретическим материалом, метод наблюдения.

Данный урок соответствует требованиям ФГОС.

Удалось на уроке:

Не удалось на уроке:

Приложение 1

«Ь» на конце и в середине числительных

(карточка-памятка)

«Ь» пишется

«Ь» не пишется

На конце числительных

В середине числительных

«Ь» на конце и в середине числительных

(карточка-памятка)

«Ь» пишется

«Ь» не пишется

На конце числительных

В середине числительных

Приложение 2

1 группа

Пятое колесо в телеге - помеха

Как две капли воды – точь-в-точь

2 группа

До седьмого пота – до изнеможения

Наговорить с три короба – обмануть

3 группа

За семь вёрст киселя хлебать - далеко

Всыпать по первое число – сильно отругать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок русского языка в 6 классе "Вот это числительное!"

При подготовке урока я опиралась на проблемное обучение, в основе которого лежит создание условий для развития познавательной активности учеников, а также на теорию личностно-...

Урок русского языка в 6 классе "Сложные имена числительные"

Урок по изучению сложных числительных...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Склонение количественных числительных

Подготовка к контрольной работе по грамматике. Формирование научного системного представлении о части речи. Освоение норм склонения числительных. Формирование навыка правильного письма и произношения ...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"

Презентация содержит дидактический и иллюстративный материал к уроку....

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе

Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...

Урок русского языка в 6 классе «Морфологический разбор числительного»

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК Разумовская, 6 класс...