Конспект урока русского языка в 6 классе. Склонение количественных числительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Подготовка к контрольной работе по грамматике. Формирование научного системного представлении о части речи. Освоение норм склонения числительных. Формирование навыка правильного письма и произношения числительных. Закрепление полученных знаний о числительном как о части речи. Приведение в систему и уточнение, обучение детей самостоятельно оценивать свои знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
6 класс
Тема: Склонение количественных числительных
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала
Форма проведения урока: дидактическая игра в форме экскурсии
Форма обучения: фронтальная, самостоятельная работа и работа в парах
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской.
Время реализации урока: 45 минут
Современные образовательные технологии
- Игровая технология: деловая обучающая игра.
- Обучение в сотрудничестве (соревнование и работа в парах).
- Проблемное обучение.
- Информационно-коммуникативная технология:
- Сайты в сети Интернет, как профессиональные, так и авторские,
- Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.
Планируемые результаты
Предметные:
- подготовка к контрольной работе по грамматике;
- формирование научного системного представлении о части речи;
- освоение норм склонения числительных;
- формирование навыка правильного письма и произношения числительных.
- закрепление полученных знаний о числительном как о части речи;
- приведение в систему и уточнение, обучение детей самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные:
- выработка уважительного отношения к товарищам, интереса к истории и географии Санкт- Петербурга.
Метапредметные:
- развитие монологической речи, аналитических и сопоставительных умений.
Оборудование:
- Интерактивная доска, компьютер, проектор.
- Путевой лист экскурсии.
- Учебник, справочник по русскому языку.
- Толковый словарь русского языка (один на парту).
- Авторская презентация учителя.
- 3 карточки с текстами.
- Бейджи для экскурсоводов.
- Лист самооценки учащихся на этапе рефлексии.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя: «Что такое экскурсия?»
Работа учащихся с толковым словарём: «Это поездка, посещение чего-либо с познавательной или увеселительной целью».
– Сегодня мы совершим образовательную экскурсию. Для этого в классе есть всё необходимое: презентация с картой Петербурга, видами города.
Мы поговорим об истории, географическом положении города и убедимся, что без имени числительного никак не обойтись.
- Индукция.
Работа с карточкой (тест на грамотность. Слайд № 1).
Учитель: «Возникла проблема! Несколько лет назад ведущие одной из телепередач прошли с камерой и магнитофоном по улицам Петербурга, предлагая крупный приз человеку, который…всего лишь правильно прочитает одно предложение! Приз остался у ведущих.
Попробуйте – может, вас ждёт этот приз?.. Прочтите!»
(К доске вызываются несколько желающих учащихся и читают по очереди карточку № 1:
«Арендатор владел 867 790 га земли». Слайд № 2)
- Фронтальный опрос-повторение.
- Самый грамотный из вас получает право начать экскурсию: читается текст № 1
(экскурсоводом № 1), написанный на Слайде № 3 и в путевом листе учащихся: «Санкт-Петербург находится в 2 ( ) раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это 2-й
( ) по численности город России. Он основан в 1703( ) году. Ему более 300 ( ) лет. До 1914 ( ) года он назывался Санкт- Петербургом, до 1924 ( ) – Петроградом».
Задания классу:
В маршрутном листе записать все числительные прописью, заполнить таблицу после текста одним примером. Слайд № 4
Числительные
Значение: количественные порядковые
Состав:
Простые
Сложные
составные
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Как склоняются порядковые числительные? Например, 1703-й год.
Учащийся устно склоняет.
- Работа с путевым листом.
Слово учителя: «Как много островов в дельте Невы?» - с таким вопросом обратились мы к экскурсоводу. – И услышали…
Один из учеников (экскурсовод № 2) читает запись на Слайде № 5 и в путевом листе № 2: «В начале 20-х ( ) годов в дельте Невы имелось 147 ( ) островов, спустя 50 ( ) лет их стало 101 ( ), а в настоящее время эта цифра упала до 42 ( ). 29 ( ) островов имеют названия».
Задания:
- запишите в скобках все числительные буквами.
-В каких пишется ь в середине? Приведите примеры из текста.
- Сделайте четвёртую запись в путевом листе и просклоняйте числительное пятьдесят. Один из вас сделает это на доске.
- В чём особенность склонения сложных числительных?
5. Продолжение экскурсии.
Слово учителя: «Посмотрим на карту города. Прямые набережные, Чёткая композиция улиц и площадей, планировка по принципу Гипподамовой схемы придают городу «строгий, стройный вид», как писал А.С.Пушкин. Послушаем продолжение экскурсии!»
Один учащийся (экскурсовод № 3) читает карточку №2 - Слайд № 6:
«Петербург с первых лет строился по продуманному плану. Город рос необыкновенно быстро. К концу XVIII века в Петербурге имелось свыше 200 улиц, а к середине XIX века – более 500. Сейчас насчитывается более 1,5 тысяч улиц, проспектов и переулков».
Задание:
- письменно просклоняйте в путевом листе словосочетания:
Пятьсот улиц (I вариант).
Полторы тысячи (II вариант).
- Повторение разрядов количественных числительных.
Слово учителя: - А теперь нам нужен экскурсовод № 4. Для прогулки по рекам и каналам. Им станет тот, кто первым правильно назовёт три разряда количественных числительных.
Чтение учащимся (экскурсовод № 4) текста в под номером 6. Слайд № 7: «В пределах современного Санкт- Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяжённостью почти в 300 километров. В черте города также имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает более 60 квадратных километров, т. е. 1/10 часть площади Петербурга».
Задание: выпишите и просклоняйте дробное числительное, пользуясь справочником.
- В чём особенность склонения количественных числительных, оканчивающихся на –десят и -сот? ( Склоняются обе части).
Задание. Путевой лист № 7: просклоняйте числительное 60.
- Повторение склонения составных количественных числительных.
Слово учителя: «Перед нами транспортная схема СПб. Слайд № 8. Послушаем пятого экскурсовода ( кто первый просклонял устно 60). Чтение Карточки №3. Слайд № 9: «До середины XIX века главным видом городского транспорта были извозчики. В 1847 году появились первые маршрутные кареты-омнибусы ( по-латыни «для всех») стоимостью 10 копеек в один конец. В 1862 году появилась первая конка – предшественница современного трамвая. А торжественное открытие первой линии трамвая состоялось 16 сентября 1907 года». У входа в Александровский парк двумя рядами выстроились вагоновожатые: пятеро с одной стороны, пятеро – с другой».
Вопрос: - Числительное какого разряда прозвучало в последней фразе? (Собирательное).
- С каким из перечисленных существительных оно не сочетается?
Медвежата, дети, ножницы, мальчики, сутки, костюмы, шестиклассницы.
- – А заканчиваем мы путешествие в современном городе: «Сейчас в Петербурге насчитывается 68 трамвайных маршрутов». Вам предстоит самое трудное задание – просклонять это числительное.
- Итоги урока.
Рефлексия:
- Какую цель ставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли вы этой цели?
- Какие трудности встретились?
- Что показалось наиболее интересным?
- Оцените себя в листе самооценки (Слайд № 10).
- Поменяйтесь путевыми листами и проверьте по ключам (Слайд № 11) правильность ответа товарища. Сравните его оценку со своей и сделайте выводы.
Использованная литература
- Методические рекомендации к организации и проведению уроков обобщающего повторения в форме дидактической игры на материале морфологии. ЛГПИ им. А.И.Герцена, Ленинград, 1985.
- Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи – СПб.: «Тускарора», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"
Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наи...