Здоровьесберегающие технологии в работе учителей русского языка и литературы: Су-джок терапия и кинезиология в коррекционно-развивающем процессе у обучающихся
методическая разработка по русскому языку

Хабибуллина Рамзия Закировна

Кинезиологические приемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su-dzhok_terapiya_i_kineziologiya.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии в работе учителей русского языка и литературы:

Су-джок терапия и кинезиология в коррекционно-развивающем  процессе у  обучающихся».

Авторы: Аминова Р.З.

Хабибуллина Р.З.

г. Стерлитамак,  2020г.

       Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития обучающихся. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Одним из направлений нашей педагогической деятельности является коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук, а также развитию психических процессов в  целом, в том числе и речи у детей с помощью су-джок терапии и кинезиологии.

       В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с обучающимися  привлекают всё больше внимание. Су-джок терапия и кинезиология – одни из них.

       Одним из составляющих элементов нашей работы является кинезиологическая  коррекция. Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Использование кинезиологических упражнений на занятиях способствует повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

Цель  кинезиологических упражнений:

    Активизация  различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.

Задачи:

       -сохранять и укреплять здоровье детей с ОВЗ посредством комплексного и системного использования элементов Су-джок терапии;

       -  стимулировать речевые зоны коры головного мозга, воздействуя на биологически активные точки по системе Су - джок;

      -формировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук через зрительные, тактильные осязания, тактильно-двигательные ощущения;

    Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

В процессе использования упражнений  Су-джок терапии и кинезиологии, применяем  следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем.  Обучающимся  предлагается поиграть в сказку.

2. Словесные приемы.  Стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы. Схемы, видеоматериалы, иллюстрации.

5. Практические действия. Массаж кистей  и пальцев.

Су-джок терапия  и кинезиология - нетрадиционные  технологии.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом» (И. Кант )

 

Су-Джок терапия (Су-Джок) – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак ЧжеВу. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су-джок терапия является одной из нетрадиционных технологий.

Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-джок терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики отмечаем, что данный метод благотворно влияет на речевую активность обучающихся и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.

Су-джок – это также регулярное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Мы применяем су-джок  массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Кинезиологические упражнения и су-джок терапия проводятся в рамках непосредственной образовательной деятельности в режимных моментах. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Все упражнения педагог выполняет вместе с обучающимися, постепенно  увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений.

Приемы Су – Джок терапии и кинезиологии:

Массаж специальным шариком (включая одновременные кинезиологические  упражнения двумя руками). Прокатывая шарик между ладошками, обучающиеся массируют мышцы  рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это:

Массаж эластичным кольцом (двумя пальцами на двух руках одновременно), которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками обучающимся  нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее  воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

 Все перечисленные приемы мы рекомендуем для использования педагогам нашей школы и родителям в домашних условиях. С этой целью провели для них консультации, практикумы, презентацию.

1.Кинезиологическое  упражнение с помощью су – джок шаров, обучающиеся  повторяют слова и выполняют действия с  двумя шариками одновременно,  в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И с начала все начну.

2. Кинезиологический массаж пальцев эластичным кольцом. Обучающиеся  поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, двумя руками одновременно:

Раз – два – три – четыре – пять,   

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Кинезиологическое упражнение с использование су – джок шаров при автоматизации звуков. Обучающиеся  поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, одновременно двумя руками, проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Обучающиеся  катают шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование шариков при выполнении гимнастики, включая кинезиологический аспект.

И.п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой и левой руках шары.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

5.Использование шариков для слогового анализа слов, используя кинезиолгический аспект.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Обучающийся  называет слог и берет   шарики двумя руками  из коробки, затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе.

Неоспоримыми достоинствами су – джок терапии и кинезиологии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред.

Универсальность -  могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

        Таким образом, су - джок терапия и кинезиология - это высокоэффективные, универсальные, доступные и абсолютно безопасные  методы самооздоровления  путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Самомассаж рук «Если пальчики грустят»

 Если пальчики грустят –

Доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони.)

Если пальчики заплачут –

Их обидел  кто-то  значит. (Трясем кистями.)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них.)

К себе ладошки мы прижмем, (Поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью.)

Пусть обнимутся ладошки, (Скрестить пальцы, ладони прижать.)

поиграют пусть немножко. (Пальцы двух рук быстро легко стучат.)

Каждый пальчик нужно взять

и покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке.)

Пальчиковая гимнастика с элементами су-джок терапии

Этот кругленький дружок

называется Су-джок (Шарик лежит на ладошке)

Мячик крепко я сжимаю, (Дети поочередно каждой рукой сжимают мячик.)

И ладошку поменяю. (Повторить 3-4 раза.)

«Здравствуй, мой любимый мячик!»- (Передают мячик поочередно каждому пальцу.)

Скажет утром каждый пальчик. (То же пальцами другой руки.)

Крепко мячик обнимает, (Крепко зажать мячик указательным и большим пальцем.)

Никуда не выпускает. (То же пальцами другой руки.)

Только брату отдает. ( Перекладывают мячик с руки в руку, сжимая его.)

Брат у брата мяч берет. (По ладошке круги катаю,

Дети прямой ладошкой катают мячик по ладошке.)

Из – под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу; (Выполняют соответствующие движения.)

Вправо-влево - как хочу.

Танцевать умеет танец. (Каждым пальцем по очереди катают мячик.)

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю. (Выполняют соответствующие движения.)

Поиграю я в футбол (Перебрасывают мячик из руки в руку, при этом сжимают его.) И забью в ладошку гол.

Упражнение «Веселый счет»

«Ежик» в руки нужно взять, (Берем массажный мячик.)

Чтоб иголки посчитать. (Катаем между ладошек.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Пальчиками одной руки нажимаем на шипы.)

Начинаем счет опять. (Перекладываем мячик в другую руку.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Пальчиками другой руки нажимаем на шипы.)

Массаж пальцев эластичным кольцом

 (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

Игра: «Шарик катай, пять животных называй»

Цель: расширение словарного запаса, умение соотносить родовые и видовые понятия, развитие внимания и памяти.

Вариант 1.

Ход игры: учитель называет обобщающее понятие (домашние животные) и прокатывает шарик Су — Джок  обучающимся. Ребёнок ловит шарик, называет пять животных, прокатывая шарик по каждому пальцу левой руки (коза, собака, кошка, корова, овца), затем возвращает шарик  учителю.

Вариант 2.

Обучающимся  можно предложить другие обобщающие слова: фрукты, овощи, транспорт .

Вариант 3.

В эту игру можно играть с металлическим колечком:  называя предметы,  обучающийся  прокатывает колечко по каждому пальчику.

Игра: «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ход игры:  учитель называет слово (например, стол), просит назвать это слово ласково и прокатывает шарик обучающимся.  Обучающиеся  ловят шарик, раскатывают его между ладошками, называя слово — столик.

Игра: «Цепочка слов»

Цель: закрепление в речи различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: учитель прокатывает шарик обучающемуся,  называя имена существительные в единственном числе.  Обучающийся,  прокатывая шарик между ладошками, называет существительные во множественном числе и со словом – много (Род. падеж. мн. ч.)

Примеры:

Лимон – лимоны – много лимонов

Груша – груши — много груш

Игра: «Посчитай до 5»

Цель: закрепление в речи обучающихся  согласования существительных с числительными, различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: учитель, прокатывая шарик обучающемуся,  называет любое слово. Обучающийся  считает это слово до пяти, прокатывая шарик по каждому пальчику, или надевая колечко на каждый пальчик.

Примеры:

Один мяч – два мяча – три мяча – четыре мяча – пять мячей

Одна кукла – две куклы – три куклы – четыре куклы – пять кукол

Игра: «Скажи наоборот»

Цель: закрепление слов – антонимов.

Ход игры: учитель, прокатывая шарик  обучающемуся,  называет слово (прилагательное, существительное или глагол). Обучающийся,  прокатывая шарик между ладошками, называет другое слово – с противоположным значением.

Примеры:

Горячий – холодный

День – ночь

Говорить – молчать


Массаж Су – джок шарами

Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. -  (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол.
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.



«Шарик»


Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.



Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)


«Дорожка»

Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.


Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)



Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)


Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю. (сжимать мячик правой рукой, затем левой)
«Здравствуй, мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик. (Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)


Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т.д.)


По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево - как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад - вперед.)


Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем.)
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.)
Мячик мой не отдыхает -
Между пальцами гуляет.
(Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.)

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(Ладошками отбивать мяч.)
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю - браво.
(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.)
Поверну, а ты проверь -
Сверху правая теперь!
(Правой ладошкой  катать мяч по левой ладони.)

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. ( катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. ( пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Я мячом круги катаю, (Движения выполняются по тексту)

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)

Взад вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)

Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)

Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком)

И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой)

Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой

Ежик, ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)

Встал с утра, и в лес – гулять, (поднять руки вверх)

Чтоб друзей всех повидать. (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)

Ежик топал по тропинке (постучать мячом по столу)

И грибочек нес на спинке. (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)

Ежик топал не спеша, (прокатываем мяч по одной коленке вперед)

Тихо листьями шурша. (прокатываем мяч по другой коленке назад)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий  попрыгайка,  (подбрасываем и ловим мячик)

В огороде чьем – то ловко

Раздобыл косой морковку! (завести руки за спину и спрятать мяч)

Катится колючий ежик (выполняем круговые движения мячиком между ладонями)

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошкам он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит (перебираем мяч пальчиками)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда, сюда! Мне щекотно? (движения мячом по пальчикам)

Да, да, да!

Уходи, колючий еж, (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

В темный лес, где ты живешь!

Презентация: Сказка «Ёжик»

1.Сказка "Ёжик"

2.Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране.

(Положить шарик на ладошку).

У Ёжика было много друзей. (Катать между ладошками)

(Катать шарик от ладошки к каждому пальчику).

3.Крош, (Катать по указательному.)

4. Лосяш (Катать по среднему.)

5.Нюша, (Катать по безымянному.)

6. Копатыч, (Катать по большому.)

И решил он однажды навестить своих друзей. (Зажать шарик в ладошке).

8.Выбежал Ёжик на тропинку (Катаем шарик по кругу ладони)

и побежал к Крошу, так как его домик был совсем близко.

Бежит, подпрыгивает на кочках. (Шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось  Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик и покатился дальше. (Катаем шарик по кругу ладони).

9.Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

10.Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча: (Передают мячик поочередно каждому пальцу.)

- «Куда ты идёшь?».

- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».

Пошли они вместе. (Катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).

Раз – грибок. (Зажать шарик в ладошке),

два – грибок, (Зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.

11.Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше. (Катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает белочка, спрашивает её Ёжик: - «Что ты белочка делаешь?». - «Сижу, за бабочками слежу» - отвечает белочка. – «Посиди со мной».

Стал Ёжик с белочкой за бабочками следить глазами.

(Прикасаться  колючками шарика

к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

12.Побежал ежик дальше

13.Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал.

14.Зашёл он в свой домик, (Раскатывать шарик по ладошке),

лёг на кроватку, закутался одеяльцем. (Зажать шарик в ладошке) и уснул.

15.Со сказкой жалко нам прощаться,

С ёжиком нам расставаться.

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости звать!

Сказка, сказка, приходи,

Будет рада детвора!

        Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.

Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

элементы здоровьесберегающих технологий в работе учителя русского языка

в работе дан краткий обзор приемов, которыми может воспользоваться учитель русского языка в своей повседневной работе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IK-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Современная школа предъявляет высокие требования к работе учителя, ведь на уроке нужно уделить внимание не только «одаренным» ученикам, не только учащимся со сниженной мотивацией обучения, но и детям ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....