элементы здоровьесберегающих технологий в работе учителя русского языка
консультация по русскому языку на тему

в работе дан краткий обзор приемов, которыми может воспользоваться учитель русского языка в своей повседневной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatat.docx24.97 КБ
Файл pechatat.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках  русского языка и литературы. 

Учитель русского языка и литературы Невдохина М.Е.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы, требующие концентрации внимания, значительных затрат времени для чтения, и потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

  • Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для выполнения каждого задания, чередует виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют как  развитию мыслительных операций, так одновременно отдыху учащихся.
  • Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.
  •  Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
  • Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
  • На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки  делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
  • Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
  • Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности - вот те приемы, которые помогают раскрыть способности каждого ребенка. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
  • При подготовке к урокам необходимо  обращать внимание на продолжительность, частоту чередование различных видов учебной деятельностии: использовать словесный, наглядный, электронновизуальный приемы, самостоятельную работу.
  •  На уроке хорошо зарекомендовали себя динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке.
  • Также приветствуется использование элементов релаксации: включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», музыкальных фрагментов классической музыки
  • Психологической разгрузке способствует наличие эмоциональной разрядки: шуток, улыбок, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов .
  • При изучении биографий писателей желательно показывать тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особо наглядно это прослеживается на  примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.
  • На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ можно использовать тексты, пропагандирующие спорт, туризм. При изучении наклонений глаголов можно рассмотреть режим дня школьника с последующим его обсуждением. Знакомство с числительными даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, медалях завоёванных  нашими спортсменами.
  • Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения рекомендуется использовать три вида оценивания:
  1. Ученик оценивает сам свою работу.
  2. Взаимопроверка (работа в парах).
  3. Обоснованная оценка учителя.
  • Одним из принципов нашей работы является выполнение домашнего задания только в течение учебной недели. Общий объем домашних заданий должен соответствовать требованиям СанПиНа. Домашнее задание должно быть чётко прокомментировано учителем на уроке.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности.

Использованная литература: 

  1. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.:. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  4. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.



Предварительный просмотр:

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках  русского языка и литературы. 

Учитель русского языка и литературы Невдохина М.Е.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы, требующие концентрации внимания, значительных затрат времени для чтения, и потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

  • Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для выполнения каждого задания, чередует виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют как  развитию мыслительных операций, так одновременно отдыху учащихся.
  • Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.
  •  Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
  • Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
  • На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки  делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
  • Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
  • Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности - вот те приемы, которые помогают раскрыть способности каждого ребенка. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
  • При подготовке к урокам необходимо  обращать внимание на продолжительность, частоту чередование различных видов учебной деятельностии: использовать словесный, наглядный, электронновизуальный приемы, самостоятельную работу.
  •  На уроке хорошо зарекомендовали себя динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке.
  • Также приветствуется использование элементов релаксации: включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», музыкальных фрагментов классической музыки
  • Психологической разгрузке способствует наличие эмоциональной разрядки: шуток, улыбок, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов .
  • При изучении биографий писателей желательно показывать тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особо наглядно это прослеживается на  примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.
  • На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ можно использовать тексты, пропагандирующие спорт, туризм. При изучении наклонений глаголов можно рассмотреть режим дня школьника с последующим его обсуждением. Знакомство с числительными даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, медалях завоёванных  нашими спортсменами.
  • Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения рекомендуется использовать три вида оценивания:
  1. Ученик оценивает сам свою работу.
  2. Взаимопроверка (работа в парах).
  3. Обоснованная оценка учителя.
  • Одним из принципов нашей работы является выполнение домашнего задания только в течение учебной недели. Общий объем домашних заданий должен соответствовать требованиям СанПиНа. Домашнее задание должно быть чётко прокомментировано учителем на уроке.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности.

Использованная литература: 

  1. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.:. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  4. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя биологии

В статье представлен опыт работы учителя биологии...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развити...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IK-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Современная школа предъявляет высокие требования к работе учителя, ведь на уроке нужно уделить внимание не только «одаренным» ученикам, не только учащимся со сниженной мотивацией обучения, но и детям ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...