ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IK-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку на тему
Современная школа предъявляет высокие требования к работе учителя, ведь на уроке нужно уделить внимание не только «одаренным» ученикам, не только учащимся со сниженной мотивацией обучения, но и детям с ОВЗ. Поток бесконечной информации обрушивается на учеников – активных пользователей информационного сообщества. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, владеть соответствующими компетенциями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Исходя из собственного опыта, авторы предлагают сервисы, которые может использовать в своей работе учитель русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondrashovapolynskaya.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IK-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Кондрашова Татьяна Николаевна (kondrashova1984@yandex.ru)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 9 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области (ГБОУ СОШ № 9 г.Кинеля г.о.Кинель Самарской области)
Полынская Ирина Евгеньевна (vadim091@rambler.ru)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 п.г.т.Алексеевка городского округа Кинель Самарской области имени воина-интернационалиста С.А.Кафидова (ГБОУ СОШ № 8 п.г.т.Алексеевка г.о.Кинель Самарской области)
Аннотация
Современная школа предъявляет высокие требования к работе учителя, ведь на уроке нужно уделить внимание не только «одаренным» ученикам, не только учащимся со сниженной мотивацией обучения, но и детям с ОВЗ. Поток бесконечной информации обрушивается на учеников – активных пользователей информационного сообщества. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, владеть соответствующими компетенциями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Исходя из собственного опыта, авторы предлагают сервисы, которые может использовать в своей работе учитель русского языка и литературы.
Тезисы
Владение информационными и коммуникационными компетентностями наравне с профессиональными и правовыми компетентностями требуют от учителя новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Кроме того, ФГОС также предполагают использование ИКТ в учебном процессе. Имея за плечами большой стаж работы в школе, каждый из нас понимает, какие перспективы открывают данные технологии.
В целях достижения «главного результата школьного образования: его соответствия целям опережающего развития» успешное применение ИК-технологий в образовательном процессе позволяет:
-осуществлять компетентностный подход к образованию, индивидуализацию процесса обучения;
- создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения русского языка и литературы;
-учитывать познавательные и индивидуальные интересы учащихся;
-создавать образовательную среду для развития одарённости обучающихся;
-организовывать совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
-обеспечивать формирование общеобразовательных навыков работы с учебной информацией с целью формирования аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования.
Чтобы организовать эффективную, плодотворную и результативную учебно-воспитательную работу, педагогу сегодня необходимо использовать профессиональные сетевые сообщества учителей русского языка и литературы. Это могут быть https://portalpedagoga.ru, http://pedsovet.org/, http://school-collection.edu.ru/, http://lk.videouroki.net/, http://nsportal.ru/, http://pedakademy.ru/, http://rassudariki.ru/,http://art-talant.org, http://openclass.ru/, http://piram2000.ru, http://www.videotutor-rusyaz.ru/,http://www.moi-universitet.ru/, https://infourok.ru/, http://proshkolu.ru/, http://zavuch.ru/, дающие возможность безграничного пространства не только для общения учителей на расстоянии, но и для участия в профессиональных конкурсах. Эта форма дистанционной деятельности предоставляет возможность повысить профессиональную квалификацию, поделиться своим опытом работы, обсудить волнующие вопросы, напрямую пообщаться с авторами учебников, учеными и специалистами системы образования. Данные сайты направлены на поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик, их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. Они служат площадкой для общения, обучения и обмена знаниями педагогов с возможностью для каждого учителя найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность, повысить тем самым уровень своей профессиональной компетенции. Здесь можно посетить предметные клубы учителей, увидеть свою школу из космоса, пообщаться с учителями и учениками многочисленных школ, опубликовать свои собственные материалы, создать фото-видео галереи, блоги и чаты, разместить видео, документы и презентации, пройти тесты по разным предметам. Сайт Завуч.инфо настолько заинтересовал своими проектами, что дважды мы становились участниками Всероссийского педагогического практикума в Анапе и Сочи, где представляли свои материалы, давали мастер-класс, причем выступления очных участников демонстрировались в он-лайн режиме для заочных.
Кроме того, на этих сайтах и для учащихся есть возможность проявить себя, показать знания в творческих конкурсах, на предметных олимпиадах, конференциях. Наши ученики не раз становились победителями и призёрами различных дистанционных конкурсов.
Использование ИК-технологий непосредственно в учебной деятельности осуществляется в нескольких направлениях. Это, например, использование готовых программных продуктов по предмету. В арсенале учителя имеются разнообразные программы по русскому языку и литературе. Электронные учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Уроки литературы. Уроки русского языка. 5 - 11 классы»; Программа «Фраза» по русскому языку принципиально расширяют возможности в выборе и реализации средств и методов обучения, способствуют эффективному усвоению изучаемого материала, позволяют конструировать презентации к урокам, дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний. Программа «Репетитор по русскому языку» используется для подготовки учащихся к итоговой аттестации, ЕГЭ, олимпиадам, ученическим конференциям. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» позволяет быстро получить дополнительные сведения, справочный материал, биографические данные писателей и поэтов, а также дополнительный материал из других областей наук.
Также используются возможности программ Microsoft Office: программу Power Point; программу Office Publiher; текстовый редактор Word. Презентация для учебного процесса универсальна. Ее целесообразно использовать на уроке, причем на разных этапах изучения той или иной темы. В начале изучения темы презентация является источником знания, в конце изучения темы - средством обобщения, углубления знаний для большинства учащихся. Кроме того, презентация поможет при проведении физкультминуток, рефлексии. Во внеклассной работе - это и творческий отчет о посещении выставок, музеев, мероприятий, и подготовка к разнообразным конкурсам, играм, турнирам, вечерам.
Применение знаний в практической деятельности реализуется, в том числе и в самостоятельной работе учащихся по созданию буклетов, проектов с помощью программы Microsoft Publisher. Кроме того, данная программа выступает помощником в создании школьных газет: «Вестник школьной страны» (школа № 8), «Девяточка» (школа №9),
Работая несколько лет в старших классах и являясь экспертами по проверке работ ЕГЭ по русскому языку, при подготовке к ЕГЭ и ГИА, к итоговому сочинению по литературе используем сайты, предлагающие различные тренировочные задания и помогающие проверить знания учащихся как по отдельной теме, так и весь материал целиком, а также дающие советы по написанию сочинения. Это, например, http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy, https://rus-ege.sdamgia.ru/, http://www.saharina.ru/, http://neznaika.pro/test/ege/russian/, http://капканы-егэ.рф/, http://sochinenie11.ru/, http://егэша.рф/, http://5litra.ru/. Кроме того, ребятам советуем сайты, где можно найти разные произведения: http://капканы-егэ.рф/index.php/knizhnaya-polka, http://www.litmir.co/, поскольку нами предложены и апробированы программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов по литературе «К нравственным истокам русской художественной литературы» и элективный курс «Твое выпускное сочинение». Программы рецензированы кандидатом филологических наук, доцентом кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО Бондарцовой Ю.Л..
Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью ИКТ. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого с ОВЗ в современных системах открытого и дистанционного образования, в результате обеспечивается гибкость процесса обучения, повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, облегчается процесс восприятия и запоминания информации, развивается мышление учащихся, их память и речь, появляется возможность привлечения ребенка с ОВЗ к исследовательской деятельности. К тому же, применение данных методик способствует более полной самоорганизации учащихся, совершенствованию навыков работы с компьютером и создает условия для воспитания в будущем конкурентно-способной личности, что особенно важно для социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях модернизации. Но гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены.
Современная школа предъявляет высокие требования к работе учителя, ведь на уроке нужно уделить внимание не только «одаренным» ученикам, не только учащимся со сниженной мотивацией обучения, но и детям с ОВЗ. Важно тщательно продумать план урока, чтобы реализовать цель и включить в работу все группы учащихся. Компьютерные средства обучения позволяют повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем коррекционно-развивающей среды, в рамках которой ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Все дети любят игровые формы как групповые, так и индивидуальные. Можно для таких заданий использовать программу «Горячая картошка», задания с применением триггера.
Нельзя не отметить также важную роль в работе классного руководителя системы АСУ РСО Самарской области, позволяющей получить информацию по многим направлениям учебной деятельности как класса в целом, так и каждого ученика в отдельности. Здесь можно найти сводные ведомость учета успеваемости и ведомость учета посещаемости, отчет классного руководителя за учебный период, табель успеваемости учащегося, отчет учителя-предметника, отчет об успеваемости и посещаемости ученика, отчет об успеваемости и посещаемости для родителя в виде SMS, что позволяет сделать информацию доступной, оперативной.
Для связи с учащимися, родителями, другими учителями служат также личные сайты учителей: http://irina70.ucoz.ru, http://nsportal.ru/kondrashova-tatyana-nikolaevna, содержащие справочные материалы, творческие работы учащихся, выпуски школьных газет, задания по разным темам, информацию для родителей, фотогалерею, и группы ВКонтакте на личных страницах учителей: https://vk.com/club112389994, https://vk.com/ club89404312. Здесь можно получить ответ на интересующий вопрос, проверить сочинение, обсудить какие-либо темы.
Применение ИК-технологий дает свои результаты: наши учащиеся занимают призовые места на окружных, областных, региональных, всероссийских и международных олимпиадах, конференциях, конкурсах, чтениях как дистанционных, так и очных, выпускники 9 и 11 классов успешно сдают выпускные экзамены, получают высокие баллы, становятся студентами вузов, в том числе филологических факультетов.
Литература
- http://art-talant.org
- http://егэша.рф/
- http://fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy
- http://капканы-егэ.рф/
- https://kinel.asurso.ru/
- http://litmir.co/
- http://5litra.ru/
- http://neznaika.pro/test/ege/russian/
- http://nsportal.ru/
- http://openclass.ru/
- http://pedsovet.org/
- http://pedakademy.ru
- http://piram2000.ru
- https://portalpedagoga.ru
- http://proshkolu.ru/
- http://rassudariki.ru/
- https://rus-ege.sdamgia.ru/
- http://saharina.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....
Использование современных технологий на уроках родного языка и литературы
file:///media/disk/Доклад Д.docx...
Использование современных технологий на уроках родного языка и литературы
file:///media/disk/Доклад Д.docx...
Использование современных технологий на уроках родного языка и литературы
file:///media/disk/Доклад Д.docx...