Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Гранкина Ирина Николаевна

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_rus._yaz._v_8_kl.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гирьянская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области

Рассмотрена                                        Принята                                                 «Утверждаю»

на заседании ШМО  учителей          на заседании педагогического             Приказ №_194__

лингвистического                               совета школы                                        от _29 августа_2016__ г

цикла    Протокол  №_4_                   Протокол №_1_                                       Директор школы:    

от __21 июня_________                     от _29 августа___________                     _________Денисова Л.И.                

 

                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

   «РУССКИЙ ЯЗЫК»

     для 8 класса

Составитель: учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Гранкина Ирина Николаевна

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Назначение программы:

  • обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования (профильный уровень).

Содержательные линии предмета:

Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

        развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

        освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

        овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Принцип построения – концентрический

Специфика предмета: 

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Название документа

Автор

Год

1

Государственный стандарт основного общего образования

2006

2

Учебник

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык. 8 класс. М.: «Просвещение»

2010

4

Методические пособия

1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: «ВАКО».

2. Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение»

2006 - 2009

5

Программа по русскому языку для 5 – 9 классов

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

2009

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

основной школы по русскому языку

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, ре-чеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

-  слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

-  прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

-  пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

..    - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-  адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

-  пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

-  создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция,  риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ:

-  находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

-  распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

-  пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

-  находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

-  опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

-  объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

-  различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

-  правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Содержание тем учебного курса

Функции русского языка в современном мире

(1  ч)

Повторение пройденного в V—VII классах. (6 ч + 2 ч)

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

 Словосочетание (2 ч)

I. Повторение   пройденного   о   словосочетании   в   V   классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.   Виды   словосочетаний   по   морфологическим   свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение. (3 ч + 1  ч)

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III.   Описание   архитектурных   памятников   как   вид  текста; структура текста, его языковые особенности.

ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III.   Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения. (6ч + 2ч)

I.  Повторение изученного о второстепенных членах предложения.  Прямое  и  косвенное дополнение (ознакомление).  Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения;   знаки   препинания   при   приложении.   Виды   обстоятельств  по  значению  (времени,  места,  причины,  цели,  образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при  нем.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения. (9 ч + 2 ч)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и  места.                                          

III.   Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения. (2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения. (12 ч + 2 ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,   противительными,   разделительными)   и   интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова" при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с обобщающими словами при однородных членах.

Ш. Рассуждение   на    основе   литературного   произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия. (9 ч + 2 ч)

I. Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

П. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными  словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения. (18 ч + 2 ч)       

I. Понятие   об   обособлении.   Обособленные   определения   и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь. (6 ч + 1  ч)

I.   Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.  Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова  автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ  И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ

(5 ч + 1  ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

На изучение программного материала отведено 105 часа, из них на развитие речи -21 час.

 

                         Перечень учебно-методического обеспечения

Литература

Для учащихся

1.  Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

2.  Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2006.

3.  Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.

4.  Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.

5.    Малюшкин   А. Б.   Комплексный   анализ   текста.   Рабочая   тетрадь:   8   класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.

6. Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.

Для учителя

1.  Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2000.

2. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.

3. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

4.  Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.

5. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 19824.  

6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.

7.Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

8. Тростенцова Л. А.    Обучение    русскому   языку    в    8    классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.

9.  Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

10.  Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.

11. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - РС, 1999.

12.  Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.

13.  Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -М.: Просвещение, 1998.

 Мультимедийные пособия.

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 8 класс.  

 Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).

    Календарно – тематическое планирование уроков русского

языка в 8 классе (102 ч. включая занятия по развитию речи)

№ п/п 

    Дата проведения

 

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание

План.

Факт.

1

Функции русского языка в современном мире

1

С. 5-6 , упр.5

                                                 Повторение изученного в 5-7 классах

2

Фонетика и графика. Орфография

1

Повтор.раздел «Морфемика»

Упр.12

3

Морфемика и словообразование

1

Упр.18,20,23. Повтор. «Лексика и фр.

4

Лексика и фразеология

1

Повтор. тему «Морфология»

Упр. 28,33

5

Морфология

1

Упр.40, 43 или 44, повт.стили речи

6

Строение текста. Стили речи

1

Подгот. сообщ. упр.53

7

Стартовая контрольная работа

1

Написать соч., упр.57-59 (устно)

8

Анализ контрольной работы

1

Закончить работу

9

Р/Р  Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»

1

Упр. 52

                                                 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

10

Строение и ГЗ словосочетаний

1

§ 7, упр. 65,67

11

Связь слов в словосочетании

1

§7, упр. 72,74, 80

12

Строение и ГЗ предложений

1

§8, упр. 88(устно), упр.89(1-3)

13

Интонация предложения

1

§ 9, упр.93

                     

                                                  Простое предложение

14

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1

§ 10, упр. 105,107

15

Р/Р Описание памятника архитектуры (упр. 111)

1

Упр. 114

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

16

Подлежащее

1

§ 11, упр.116

17

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

§ 12; упр. 124,126(2)

                                                      Составные сказуемые

18

Составное глагольное сказуемое

1

§ 13; упр. 137

19

Составное именное сказуемое

1

§ 14; упр. 142(2), 143(1,2)

20

Выражение именной части составного именного сказуемого

1

§ 14; упр. 149,151

21

Тире между подлежащим и сказуемым

1

§§ 11-15; упр.159

22

Закрепление темы «Сказуемое»

1

23

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сказуемое»

1

24

Работа над ошибками контрольного диктанта

1

                                                             Второстепенные члены предложения

25

Дополнение

1

§ 16; упр.166, 170 – устно

26

Трудные случаи выражения дополнений

1

§ 16; составить предл.

27

Определение

1

§ 17; упр. 177, 178

28

Р/Р Изложение по упр.178

1

29

Анализ изложения

1

Упр. 179, изучить §18

30

Приложение

1

§ 18; упр.184

31

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

1

§ 19; упр. 187

32

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами

1

 § 19; упр. 195

33

Р/Р  Знакомство с понятием «Риторика» (упр.197)

1

Упр. 200,201, 202

34

Р/Р Выступления учеников об истории края. Подготовка к контрольной работе

1

Вопросы для повторения с. 93

35

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

1

36

Анализ контрольной работы

1

                 

 Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

37

Основные группы односоставных предложений. Предложения определенно-личные

1

§ 21; упр.206

38

Предложения неопределенно-личные

1

§ 22; упр.216

39

Предложения неопределенно-личные

1

§§ 21,22; упр.220

40

Безличные предложения

1

§ 23; упр. 224(устно), 225 – письм.

41

Безличные предложения

1

§§21 – 23; упр.234

42

Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым»

1

Упр.236

43

Р/Р Сочинение-описание по картине. Работа по репродукции картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

1

Закончить работу

                 

                                           Односоставные предложения с главным членом – подлежащим

44

Назывные предложения

1

§ 24; упр. 245

45

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

1

Ответить на вопросы

46

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

47

Анализ контрольного диктанта

1

                                                           Неполные предложения

48

Понятие о неполных предложениях

1

Упр.250

49

Р/Р Изложение (упр. 249)

1

Закончить работу

50

Анализ изложения

1

Предложения с однородными членами

51

Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения

1

§ 26; упр. 262

52

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

§ 26; упр. 268,269

53

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

§ 27; упр. 275

54

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

§ 27; упр. 279

55

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

§ 28; упр. 286

56

Р/Р Рассуждение. Устное сочинение-рассуждение (упр. 293)

1

Закончить работу, §§ 26 – 28 , ответить на вопросы

57

Повторение и закрепление темы «Однород. чл.предл.»

1

Подготовиться к  контр.раб.

58

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1

Закончить работу по упр.293

59

Р/ Р Сочинение-описание по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»

1

Закончить работу, §

Предложения с обособленными членами

60

Обособленные определения и приложения

1

§ 29; упр.305

61

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами

1

§ 29; упр. 258

62

Особенности обособления приложений

1

§ 29; упр. 319, 320

63

Практическое занятие

1

Упр. 321

64

Обособленные обстоятельства

1

§ 30; упр. 332

65

Контр. работа   «Обособленные обстоятельства, определения, приложения»

1

§ 30; упр. 334

66

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

1

§ 30; упр. 338

67

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами

1

Выписать  5 предл. с обособл.опред, обст.

68

Практическая работа по теме «Обособленные  обстоятельства»

1

Подготовиться к изложению

69

Р/Р  Изложение

1

Закончить работу

Предложения с уточняющими обособленными членами

70

Обособление уточняющих членов предложения

1

§ 31; упр. 343

71

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания

1

§ 31; упр. 348

72

Практическое занятие

1

Вопросы для повтор. (письменно пример)

73

Повторение и закрепление по теме «Обособленные уточняющие члены

предложения»

1

Упр.353

74

Контрольная работа

1

Повтор.и закр. тему

75

Анализ контрольной работы

1

Повторить стили речи

76

Р/Р Применение публицистического стиля на практике. Диспут (упр. 353)

1

Упр. 352

77

Р/Р Изложение (упр. 352)

1

Закончить работу

78

Анализ изложения

1

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

79

Обращение и знаки препинания при нем

1

§ 32; упр. 358

80

Обращение и знаки препинания при нем

1

§ 32; упр. 361

81

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

1

§ 33; упр. 365(3,4)

82

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с межд.

1

§ 33; упр. 369

83

Вставные конструкции

1

§ 34; упр.380

84

Вставные конструкции

1

§ 34; упр. 385

85

Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»

1

Упр. 386, воп. для повт.с.175

86

Контрольная  работа  по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»

1

Упр.389

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речи

87

Предложения с прямой речью. Знаки

препинания при них

1

§ 35; упр. 393 (2), пр. прим. к сх. табл.

88

Диалог

1

§ 35; упр.396

89

Предложения с косвенной речью

1

§ 36; упр. 402

90

Предложения с косвенной речью. Практическое занятие

1

§ 36; выписать предл. с прям. и передел.в косвенную

91

Замена прямой речи косвенной. Практическое занятие

1

92

Цитаты и знаки препинания при них

1

§ 37; упр. 407, 406(1)

93

Способы передачи чужой речи в художественном произведении (на прим. стих. Мартынова)

1

Ответить на вопросы для повторения(с.189)

94

Закрепление темы «Способы передачи чужой речи»

1

Упр. 410; подготов. к изложению

95

Р/Р Изложение (упр. 410)

1

Закончить работу

96

Анализ изложения

1

Упр. 411

97

Р/Р Сравнительная характеристика героев (упр.411)

1

Упр. 413-415 – устно, 417(письменно)

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

98

Словосочетание. Двусоставные предложения. Односоставные предложения.

Упр. 419 (устно), 420

99

Однородные члены предложения. Предложения с уточняющими обособленными членами

Упр. 426, 427

100

Обращение. Вводные слова и предложения. Способы передачи чужой речи

Упр.433

101

Контрольный диктант

102

Анализ контрольного диктанта.  Итог года

Изменения, внесенные в распределение учебных часов (по отношению к авторской программе), не помешают обучающимся выйти на уровень стандарта по русскому языку в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

             

       

                            Содержание тем учебного материала

1. Введение (1ч)

Функции русского языка в современном мире

2. Повторение изученного в 5 – 7 классах  (8ч)

Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (93ч)

Словосочетание (2ч)

Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное)

Простое предложение (4ч)

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (9ч)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Простые двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения (11ч)

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложениях. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (11ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (2ч)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (10ч)

Повторение изученного материала об однородных членах предложениях. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (20ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членов предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова и междометия (9ч)

Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометие в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и обращениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

 Прямая и косвенная речь (10)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

4. Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5ч)

Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)

                           

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Общее кол-во часов

В том числе контр. работ

В том числе р/р

1.

Введение

1

2

Повторение изученного в 5-7 классах

8

1

1

Синтаксис. Пунктуация

Культура речи.

4

3.

Простое предложение

2

1

4.

Двусоставное предложение

2

5.

Составные сказуемые.

6

1

6.

Второстепенные члены предложения

12

1

3

7.

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым

7

1

8.

Односоставные предложения с главным членом - подлежащим

4

1

9.

Неполные предложения

3

1

10.

Предложения с однородными членами

9

1

2

11.

Предложения с обособленными членами

10

1

12.

Предложения с уточняющими обособленными членами

9

1

2

13

Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями

8

1

14.

Способы передачи чужой речи

11

2

15

Повторение

5

1

                                             

                                               Итого:    102                            9                             13

Изменения, внесенные в распределение учебных часов (по отношению к авторской программе), не помешают обучающимся выйти на уровень стандарта по русскому языку в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.

                          Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку

Для учащихся:

  1. Русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / (С.Г.Бархударов,  С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко), - 33-е изд.. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с., (4)л. Ил.: ил. – ISBN
  2. Николина Н.А. Сборник упражнений по русскому языку: 8 класс: К учебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 8 класс!/ Н.А.Николина, К.И.Мишина, В.А.Федорова. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 204 с. ISBN
  3. Контрольно измерительные материалы. Русский язык: 8класс /Сост. Н.Е.Егорова. – М.: ВАКО, 2009. – 96с. – (Контрольно-измерительные материалы). ISBN
  4. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Для учителя:

  1. Русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / (С,Г,Бархударов, С,Е,Крючков, Л,Ю,Максимов и др.), - 33-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с., (4)л.ил.: ил. -  ISBN
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 176с. – (В помощь школьному учителю)
  3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т.А.Захарова, Т.А.Мелеховская идр. М.: «Планета», 2011. – 256с. – (Современная школа)
  4. Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. – М, Глобус, 2006. – 176с., - (Уроки мастерства).  ISBN
  5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с. ISBN
  6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.Е,Егорова. – М.: ВАКО, 2009 – 96с. – (Контрольно-измерительные материалы)
  7. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.
  8. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....