Рабочая программа по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)

Гранкина Ирина Николаевна

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomy_yazyku_5_klass.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературы для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. -         М.: Просвещение, 2008).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А.Жуковский «Спящая царевна»; А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А.Жуковский «Спящая царевна», А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

                             Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

Обучающиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись _(начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

- выявлять основную нравственную проблематику произведения;

- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

- прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;

- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка. Загадка, басня, рассказ);

- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т. д.;

- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

            Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем спорим…: Дидактический материал по литературе. 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса. В 2ч. – М., Просвещение, 2006.
  4. Литература. 5 класс. Фонохрестоматия. Электронное учебное пособие на СD-ROM (Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М. Просвещение, 2008.
  5. Маранцман В.Г. Времена гола. Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. – СПб. Просвещение, 2004.
  6. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. СПб. Просвещение, 2005.
  7. Русский фольклор. Словарь-справочник (Сост. Т.В.Зуева. – М. Просвещение, 2005.
  8. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. – М. Дрофа, 2007.
  9. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. зарубежная литература. Учебник-хрестоматия.5-7 классы. – М. Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1996.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золоторева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М. ВАКО, 2002.
  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. Книга для учителя литературы. –М. Вербум – М., 2004.
  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы – М., Дрофа, 2006.
  5. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 кл. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.»  /О.А.Еременко. – М. Изд-во «Экзамен», 2006.
  6. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – Изд. 3-е, исправл. И дополн. – М.ВАКО, 2005.
  7. Калганова Т.А. Литература. Сборник упражнений. 5 класс – М. Просвещение,2006.
  8. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций. Литература. 5класс. – М.Просвещение, 2005.
  9. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература. Методические советы 5 класс – М. Просвещение, 2006.
  10. Миронова Н.А. Тесты по литературе. 5 кл. к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М. Издательство «Экзамен», 2006.
  11. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. М. Дрофа, 2007.

   

             

              Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

№ п/п

Наименование раздела,

тема урока

Кол-во часов

         

Домашнее задание

Дата проведе

ния

Примеча

ния

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Подготовить пересказ статьи по плану

04.09

2

Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры.

1

Подготовиться к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок.

05.09

3

Детский фольклор

1

Придумать свою небылицу, загадку.

06.09

                                                      Русские народные сказки

4

Сказка как особый жанр фольклора

1

Подготовить сказывание сказки на выбор.

11.09

5

«Царевна-лягушка» - Встреча с волшебной сказкой

1

Подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей

12.09

6

«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте

1

Приготовить выразит. чтение эпизода и рассказ о Василисе Премудрой или Иване-царевиче

13.09

7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1

Подготовить выборочный пересказ фрагментов

18.09

8

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Образ главного героя

1

Ответить на вопросы, иллюстрации.

19.09

9

Сказка о животных «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» Бытовая сказка

1

Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок

20.09

10

Урок вн.чт. Мои любимые сказки

1

Подготовить свой сборник сказок с иллюстрациями

25.09

11

Урок р/р Создание волшебной сказки

1

Оформить сказку письменно.

26.09

Из древнерусской литературы

12

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет»

1

Подготовить пересказ статьи учебника

27.09

13

«Подвиг отрока киевлянина и

хитрость воеводы Претича»

1

Подготовить пересказ по

цитатному плану.

02.10

Из литературы ХV111 века

14

М.В.Ломоносов. Слово о писателе.

1

Подготовить сообщение

о Ломоносове, выразительное чтение стихотворений

03.10

15

М.В.Ломоносов «Случилось вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

1

Задание №2 учебника

04.10

                                                           Из литературы Х1Х века

16

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как лит. жанр.

1

Прочитать прозаический пересказ Л.Н.Толстым

09.10

17

И.А.Крылов. слово о баснописце. Басня «Волк и ягненок»

1

Подготовить чтение басни в лицах. Сообщение о Крылове.

10.10

18

И.А.Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»

1

Выразительное чтение.  Выучить наизусть одну, нарисовать иллюстрацию.  

11.10

19

Урок вн.чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

1

Прочит. сказку»Журавль и волк» и басню «Волк и журавль» - сравнить, ответить на вопрос

16.10

20

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

 Сообщение о поэте. Выучить отрывок

17.10

21

В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о балладе.

1

Выразительное чтение по ролям.

18.10

22

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Рассказ о детских и лицейских годах жизни поэта.

1

Выучить отрывок «У лукоморья дуб зеленый…»

23.10

23

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Борьба добрых и злых сил.

1

Подготовить пересказ художественный эпизода, иллюстрации.

24.10

24

Пушкинская сказка – «прямая наследница народной»

1

Индивидуальное задание – сочинение «Добро и зло в сказке Жуковского и Пушкина», «Две красавицы»

25.10

25

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

Подготовить сообщения: Ритм. Стих. и прозаическая речь

30.10

26

Урок р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Подготовить сообщения: Рифма. Способы рифмовки.

31.10

27

Урок вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина

1

Подготовить пересказ и иллюстрации.

01.11

28

Урок контроля. Тестирование по теме: «Литература XIX века»

1

13.11

29

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица…»

1

Прочитать статью учебника и сказку

14.11

30

Сказочно-условное фантастическое и достоверно-реальное в сказке

1

Прочитать статью о Гаршине, нарисовать иллюстрацию

15.11

31

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке.

1

Выполнить задания 7,8.подготовить развернутый ответ на вопросы

20.11

32

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»

1

Составить план эпизодов Бородинского сражения, выразительное чтение стихотворения

21.11

33

Композиция и идейное содержание стих. «Бородино»

1

Выучить наизусть отрывок, описать одну из репродукций

22.11

34

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Цикл повестей «Вечера…»

1

Подготовить небольшой рассказ о Гоголе, краткий пересказ

27.11

35

Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место»

1

Подготовить пересказ эпизода от лица деда

28.11

36

Урок вн.чт. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Прочитать статью о Некрасове, составить к ней вопросы.

29.11

37

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге»

1

Подготовить выразительное чтение, ответить на вопрос.

04.12

38

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Выучить отрывок, прочитать «Крестьянские дети»

05.12

39

Мир детства в стих. «Крестьянские дети»

1

Выразительное чтение, подготовить сообщение на тему: «Крестьянские дети глазами Некрасова» (устно)

06.12

40

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму»

1

Прочитать , ответить на вопрос: «Что в рассказе произвело на меня самое сильное впечатление?»

11.12

41

И.С.Тургенев. Герасим в доме барыни.

1

Задание по группам: подготовить характеристики Татьяны, Гаврилы, Капитона. Чтение по ролям диалогов.

12.12

42

И.С.Тургенев «Муму». Герасим и Татьяна.

1

Подготовить пересказ эпизодов «Герасим находит щенка», «Муму в доме барыни»

13.12

43

И.С.Тургенев «Муму». Богатырский поступок

1

Ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму?

18.12

44

Авторская позиция и способы выражения в рассказе «Муму»  

1

Устное рисование иллюстраций к эпизодам рассказа

19.12

45

Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к сочинению.

1

Написать сочинение

20.12

46

Урок контроля.  Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

1

25.12

47

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».

1

Выучить наизусть

26.12

48

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказкий пленник»

1

Цитатный план, ответить на вопросы.

27.12

49

Жилин и Костылин

1

Составить сравнительную характеристику героев

10.01

50

Урок р/р подготовка к сочинению

1

Написать сочинение

15.01

51

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

Подготовить рассказ о писателе, иллюстрации к рассказу, инсценированное чтение

16.01

52

Урок вн.чт. юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

1

Устное сочинение «Мой любимый рассказ Чехова»

17.01

53

Русские поэты XlX века о Родине и родной природе.

1

Выучить стихотворение

22.01

54

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, А.В.Кольцова.

1

Выполнить задание 3

23.01

55

Урок р/р  Обучение анализу лири- ческого текста(по русской поэзии)

1

Анализ стихотворения

24.01

Из литературы  XX века

56

Урок вн.чт. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы»

1

Выполнить задание 4. прочитать повесть Короленко

29.01

57

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

Ответить на вопросы и выполнить задания 2, 5-8,10

30.01

58

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Характеристика героев.

1

Подготовить пересказ по плану

31.01

59

Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев.

1

Ответить на вопросы

05.02

60

Изображение города и его обитателей в повести.

1

Перечитать повесть, выделить ключевые эпизоды

06.02

61

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины в стих.

1

Выразительное чтение наизусть стихотворение

07.02

62

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка»

1

Ответить на вопросы, пересказ сказа, иллюстрации к сказу

12.02

63

Образы героев сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»

1

Прочитать сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

13.02

64

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Теплый хлеб»

1

Подготовить пересказ, используя задания 7,8

14.02

65

К.Г.Паустовский. Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб»

1

Составить рассказ о случае из жизни животных

19.02

66

Урок вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

1

Сделать иллюстрации к сказкам. Прочитать пьесу-сказку Маршака

20.02

67

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака.

1

Ответить на вопросы и выполнить задания 1-5

21.02

68

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

1

Выполнить задание 4, иллюстрации к сказке

26.02

69

Художественные особенности пьесы –сказки. Юмор в сказке.

1

Подготовить устное сообщение по темам

27.02

70

Классное сочинение по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев

1

Закончить работу

28.02

71

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита»

1

Подготовить рассказ о писателе и рассказ о главном герое

05.03

72

А.П.Платонов «Никита» Душевный мир главного героя.

1

Выполнить задания 5-7

06.03

73

Урок контроля.

Зачет по теме «Литература 20 века».

1

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

07.03

74

В.П,Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»

1

Подготовить пересказ эпизода и рассказ о детстве писателя

12.03

75

Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

Ответить на вопросы

13.03

76

В.П.Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

1

Устное сочинение «Как должен человек относиться к природе»

14.03

77

Урок развития речи.  Классное сочинение по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

1

Закончить работу.

19.03

78

Работа над сочинением

1

Прочитать стихотворении о Родине.

20.03

79

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

1

Заучивание наизусть

21.03

80

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

1

Выразительное чтение

03.04

81

Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

1

Ответить на вопросы

04.04

82

Саша Черный. Слово о писателе. «Кавказский пленник»

1

Выразительное чтение

09.04

83

Саша Черный «Игорь-Робинзон»

1

Ответить на вопросы

10.04

84

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…»

1

Выразительное чтение стихотворения

11.04

85

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

1

Чтение произведений о ВО войне

16.04

86

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

1

17.04

87

Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1

Подготовиться к итоговому уроку по русской литературе

18.04

88

Урок контроля. Тестирование по теме: «Литература XX века»

1

Прочитать балладу Р.Стивенсона

23.04

Зарубежная литература

89

               

 Р.Стивенсон. слово о писателе. «Вересковый мед»

1

Подготовить выразит. чтение.

24.04

90

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

Подготовить устное сообщение

25.04

91

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1

Прочитать сказку Андерсена

30.04

92

Х.-К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»

1

Выполнить задание4, пересказ 3и4 истории

07.05

93

Х.-К.Андерсен «Снежная королева». В поисках Кая.

1

Выразительное чтение по ролям истории 5, пересказ 6 истории

08.05

94

Х.-К.Андерсен «Снежная королева»  Победа добра и любви

1

Пересказ 7 истории

14.05

95

Х.-К.Андерсен «Снежная королева» Подготовка к домашнему сочинению

1

Написать сочинение

15.05

96

Урок вн.чт. Ж.Санд. «О чем говорят цветы»

1

Прочитать статью учебника и рассказ М.Твена

16.05

97

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера»

1

Ответить на вопросы

21.05

98

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Подготовиться к викторине

22.05

99

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише»

1

Прочитать рассказ

23.05

100

Дж. Лондон «Сказание о Кише»

1

Подготовиться к итоговому  уроку

28.05

101

Итоговый урок-праздник «Путе- шествие по стране Литературии».

1

Задания для летнего чтения

29.05

102

«Путешествие по стране Литературии».

1

30.05

Итого

102 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....