Разработка урока «Правописание ы-и после ц»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Разработка урока «Правописание ы-и после ц»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.69 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
ТИП УРОКА:
- Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
- научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- воспитание любви к русскому языку;
- воспитание сознательной дисциплины;
- формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебник русского языка для 5 классов под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос;
- компьютеры, презентация слайдов;
- сигнальные карточки для игры;
- листы с заданиями для загадок;
1. -Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Всё ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручки? Все ли готовы к уроку?
-Тогда вперед!
Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл?
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Пословица.
(человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Когда человек не учится, то останавливается в развитии и становится невеждой. И это стыдно).
2. Словарный диктант.
Бессонная, росток, безразличный, прилагать, растение, безбрежный, приложить, излагать, выращивать, растение.
Без ошибок - «5», 1 ош – «4», 2-3 ош – «3», более 3 ош – «2».
Произнесите вслух слова и определите, какой звук вы слышите после твёрдого ц.
Улиц...
Ц...рк
Ц...плёнок
Акац...я
Дайте характеристику звуку Ц. (согласный, всегда твёрдый, всегда глухой).
3. Посмотрите, как пишутся эти слова. Почему же в некоторых словах после ц пишется ы, а в некоторых – и?
Почему мы затруднились с ответом на вопрос? ( не знаем, когда после ц пишется и, а когда – ы).
4. Значит, какова тема нашего урока? Какую цель поставим перед собой? Каков наш дальнейший план работы?
5Предлагаю провести исследование по материалу таблицы упр. 438
Алгоритм применения правила
5. Систематизация знаний: работа по упр.439-устно
6.Предупредительный распределительный смысловой диктант. ( Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)
1) Детёныш курицы (цыплёнок).
2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).
3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).
4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).
5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).
6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
7. . Физкультминутка: предлагаю вам поиграть: если в слове пишется и – поднимите руки вверх, если пишется ы – вытяните руки по сторонам.
Цинга, куцый, овцы, акация, цыплята, циркуль, секция, цыган, панцирь, цирк, у ящерицы, цикл.
8. Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.
Незнайка.
Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс.
Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.
Коллекция – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.
Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот
9 Дополнительное задание( в случае, если осталось время:
Задание. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Составьте с любым словосочетанием предложение и произведите синтаксический разбор. Произведите морфемный разбор слова «морские».
Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… , ц...рковой артист, узкие улиц..., напиток из ц...кория, конституц...я страны, научная экспедиц...я.
10. Итог работы.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, достигли ли вы их?
- Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.
11. Выберите себе домашнее задание:
1. п. 75 , упражнение 441;
2. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк».
Y. Рефлексия
- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?
- Мою работу?
- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
I вариант.
1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.
Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк,
ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .
2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы—И после Ц).
Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры,
под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.
3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.
II вариант.
1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.
Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить
ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.
2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.
Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н,
сл…жение, станц…я, панц…рь.
3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.
Делегация, цилиндр, птицын, цыпленок, смуглолицый
Лексический диктант.
1. Черепаху защищает твёрдый ... (панцирь).
2. Инструмент для черчения окружности (циркуль).
3. Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
4. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
5. Точная выдержка из какого-либо текста (цитата).
6. Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).
Без ошибок - «5», 1 ош – «4», 2-3 ош – «3», более 3 ош – «2».
Лови ошибку. Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет. Запишите письмо в исправленном виде.
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Собрал корни цыкория. Птици мешают в работе.
Без ошибок - «5», 1 ош – «4», 2-3 ош – «3», более 3 ош – «2».
Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: «Правописание ы – и после ц»
Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать...
Разработка урока "Правописание Ы и И после приставок на согласную букву".
Урок разработан с учетом требования ФГОС....

Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"
Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....
Разработка урока "Правописание И и Ы после приставок" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Правописание И и Ы после приставок"...