Конспект урока: «Правописание ы – и после ц»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.
2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.
3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Правописание ы – и после ц»
Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.
2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.
3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.
Х о д у р о к а.
- Организационный момент
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Психологический настрой на работу
- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят).
- Ушки внимательно слушают и все (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться.»
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
- Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». К доске пойдет один ученик для работы по карточке.
- Лингвистическая разминка
- В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук
1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль - [ц]).
- Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.
- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:
1) стОляр, 2) красИвее, 3) звОнит, 4) дОговор.
- Укажите слово, соответствующее схеме:
1) переплетчик, 2) загорала, 3) выносливость, 4) пришкольный.
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
1) изл…жение, предл…жение, изл…гать, сл…гаемое
2) крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н
3) выр..сти, отр…сль, зар…сли, выр…щивать
- Проверка домашнего задания
Проводится работа аналогичная домашней.
Работа в парах
- Буквы з – с на конце приставок:
бе…болезненный бе…граничный
бе…шумный ра…гадать
ра…пилить бе…конечный
ра…валиться ра…гадать
бе…чувственный ра…носить
ра…мотреть ра…писание
бе…жалостный ра..жимать
ра…спросить бе…сердечный
- Выделить грамматическую основу, начертить схему предложения
Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.
(Самопроверка по ключу, выставление оценок)
- Опрос работающего у доски по карточке
К а р т о ч к а
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.
С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рох, ш…пот, ра…ч…тливый, беч…вка, ж…лтый.
Объясняется лексическое значение слов:
Бечёвка – тонкая верёвка.
Бечева – прочная толстая верёвка, канат.
Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.
- Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации
- Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):
акация улицы
цифры Синицын
цыплёнок
- Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы]).
- А посмотрите как написано (открывается материал для наблюдения).
- Цы и ци.
- Почему? Наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.
- «Правописание ы – и после ц».
Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.
Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, для этого прослушайте и заполните табличку:
цы ци
1. 1.
2. 2.
- Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы. Готовы? Диктую.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только он одно не знал,
Где пишут ци и цы.
- Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?
- По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…
- Кроме трёх случаев, когда пишется ы:
1) в окончаниях слов: синицы, птицы
2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.
- Значит, и цыплёнок пишется через ы.
- Почему?
- Потому что цыплёнок – курицын сын.
- Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить:
Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (цыкнуть).
Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.
- А где ещё одно слово?
- Да, где цыц?
- Сейчас будет.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся.
- Ну что, цыплята, вам всё понятно?
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы,
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
- Закрепление изученного
- Устный орфографический разбор.
Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом.
Учитель графически обозначает орфограмму.
Делегация, санкт-петербуржцы, циферблат, птицын хвост, смуглолицый, цыкнуть, репетиция, операционная.
- Предупредительное осложненное списывание.
Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.
Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…
Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.
(Через проектор учитель высвечивает и объясняет лексическое значение слов: рация, цигейка, циклон.)
- Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант.
Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика.
(Перед записью учащиеся показывают сигнальную карточку и – ы)
- Точная выдержка из произведения. (Цитата)
- Коренной переворот в жизни общества. (Революция)
- Встать на кончики пальцев. (На цыпочки)
- Род перчаток с отделением только для большого пальца. (Рукавицы)
- Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер)
- Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
- Словарная работа (знакомство с новым словом)
Порядок работы со словом:
- Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.
- Слово проговаривается 2 раза орфографически.
- Учитель записывает слово на доске.
- Учащиеся записывают слово в тетради, подчеркивают орфограммы.
- Записывается лексическое значение слова.
- Сообщается этимология слова, называются «дальние родственники». (Коллега, коллектив)
- Подбираются однокоренные слова. (Коллекционный, коллекционировать, коллекционер)
- Объяснительный диктант
Посреди площадки в сквере росли акации. В город приехала делегация шахтёров. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в цирк.
- Самостоятельная работа
Упражнение 336.
- Итог урока
- Что повторили сегодня?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какой этап урока показался самым интересным?
- Что было трудно?
* Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
11. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Правописание ы,и после ц"
Презентация к конспекту урока...
Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....
Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"
Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....
Конспект урока "Правописание и, ы после ц"
Урок русского языка в 5 классе...
Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....
Конспект урока "Правописание Ь после шипящих" (технология развития критического мышления)
Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их...