Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5, 6 класс)

Солохина Гелена Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Занимательная грамматика»

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Занимательная грамматика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1279 «Эврика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Занимательная грамматика»

                         Направленность: социально-гуманитарная

                         Уровень программы: ознакомительный 

                         Возраст учащихся: для 6 класса (11-13 лет)

                         Срок реализации программы: 1 год

Составитель - разработчик

Солохина  Гелена Геннадьевна

Москва  

2023 – 2024

Содержание

Пояснительная записка  

3

Содержание Программы

7

2.1.

Учебный (тематический) план

7

2.2.

Содержание учебного предмета, курса

10

3.

Формы контроля и оценочные материалы

14

3.1.  

Система оценки качества

14

3.2.  

Обеспечение реализации программы

16

3.3.

Реализуемые формы работы

17

4.

Литература

17

4.1.

Образовательные электронные ресурсы  

18

5.

Приложение 1.

20

  1. Пояснительная записка

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Куприн А.И.

          В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Развитие речи ребенка – важная задача школы. Человек, который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных людей.

          Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.

          Актуальность выбора курса «Занимательная грамматика» определена тем, что у детей младшего и, в последнее время, среднего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.

         Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС 2023 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов третьего  поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

          Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

          Кружок по «Занимательной грамматике» предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.  

          Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».

          Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

 «Занимательная грамматика»

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

          Цель:

  • пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,  

            желание познать богатства языка.

         

          Задачи:

  • расширить и углубить программный материал;
  • научить креативно мыслить и развивать инициативу ученика, тренировать его ум;

  • научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять строй языка;
  • привлечь к активному чтению и использованию художественных произведений в своих работах;
  • научить грамотному использованию речевых ресурсов;
  • повысить лексический уровень;
  • использовать при анализе текстов разноуровневые способы мышления.

         Несомненно, детское объединение дополнительного образования «Занимательная грамматика» не только расширяет, углубляет знания, но и прививает любовь к русскому языку, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.  

    Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  •   занимательность;
  •   научность;
  •   сознательность и активность;
  •   наглядность;
  •   доступность;
  •   связь теории с практикой;
  •   индивидуальный подход к учащимся.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 45 минут и 15 перерыв. Всего 70 часов. Программа рассчитана на 1 год.

           

             Основные формы:

  • игры на языковом материале;
  • вопросы по грамматике;
  • инсценировки языковых ситуаций;
  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  • практическая работа с различными рода словарями.

             В каждом занятии прослеживаются три части:

  •   игровая;
  •   теоретическая;
  •   практическая.

       

          Курс “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 6-х классов (11-13 лет).

               

               Этапы реализации программы курса:

  • подготовительный;
  • непосредственно реализация (план прилагается);
  • оценка эффективности;
  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  • дальнейшее использование в школе.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом (или учащимся) плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться распознавать литературные жанры.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать слова по написанию и произношению;
  • определять разницу между звуком и буквой;
  • устанавливать общие признаки жанров;
  • находить языковые закономерности;
  • определять последовательность работы над словом;
  • умение анализировать тесты разного уровня;
  • умение использовать при анализе разноуровневое мышление;
  • умение сопоставлять литературные произведения по жанровой и художественной принадлежности;
  • использовать навыки устной и письменной речи.

Ожидаемые результаты:

  • возросший интерес к предмету;
  • повышение успеваемости по русскому языку;
  • умение грамотно оценивать языковые ситуации.
  • грамотная письменная и устная речь;
  • использование навыков и умений в рамках других учебных дисциплин;
  • привлечение в свою речь правильных синтаксических конструкций;
  • увеличение лексического запаса слов;
  • развитое креативное мышление;
  • умение выполнять разноуровневые задания;
  • вовлечение в активное чтение художественной и научной литературы;

2. Содержание Программы

  1. Учебный (тематический) план

Учебный тематический план

Наименование темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации, контроля

ЭОР, ЦОР

(электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы)

всего

теория

практика

1.

Фонетика и орфоэпия

16

8

8

Тестирование, игры, практические задания.

https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yazyku-v-6-klasse-po-teme-proishozhdenie-frazeologizmov-6918317.html 

https://infourok.ru/konspekt-uroka-etimologiya-slov-klass-754222.html 

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-6-klass-sintaksis-i-punktuaciya-7001357.html 

https://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-na-temu-orfoepicheskie-normy-6-klass-5231161.html 

https://infourok.ru/konspekt-uroka-neologizmy-6-klass-6307171.html 

https://infourok.ru/rabochaya-programma-kursa-vneurochnoj-deyatelnosti-po-russkomu-yazyku-trudnosti-russkogo-yazyka-6-klass-6709261.html 

https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-kompleksnyj-analiz-teksta-6-klass-6068648.html 

https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yazyku-na-temu-fonetika-orfoepiya-grafika-6-klass-4115949.html 

1.1.

Организационное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Звук и буква.

2

1

1

игра

1.2.

Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

2

1

1

игра

1.3.

Тайны фонемы.

2

1

1

игра, тренировочные упражнения

1.4.

Можно ли писать без букв?

2

1

1

игра

1.5.

Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.

2

1

1

задание

1.6.

Загадочный папирус.

2

1

1

ребусы

1.7.

Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии.

2

1

1

игра

1.8.

Кис- кис! Мяу! или Кое - что о звукоподражаниях. 

2

1

1

тест

    2.

Лексикология

54

20

34

Конкурсные задания, творческие задания, игры, тесты, диктант, итоговое задание

  2.1.

Словесные раскопки.

2

1

1

творческие задания

2.2.

Увлекательное около нас.

2

2

игры

2.3.

Бывают ли у слов родственники?

2

2

творческие задания

2.4.

Можно ли сломать язык.

2

2

игры

2.5.

Об одном и том же - разными словами. О словах разных, одинаковых, но разных.

2

1

1

творческие задания

2.6.

Мир - вселенная; мир - отсутствие войны. Омонимы.

2

2

творческие задания

2.7.

Замок и замОк. Омографы.

2

2

творческие задания

2.8.

ПолОскать или полАскать? Омофоны.

2

2

игры

2.9.

«Тезки наоборот».

2

1

1

творческие задания

2.10.

В царстве смыслов много дорог.

2

1

1

творческие задания

2.11.

Прямое и переносное значение многозначных слов.

2

1

1

творческие задания

2.12.

Не в бровь, а в глаз.

2

1

1

игры

2.13.

Фразеологические обороты.

2

1

1

игры

2.14.

Почему мы так говорим.

2

1

1

тесты

2.15.

Крылатые слова.

2

2

тесты

2.16.

«Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

2

1

1

творческие задания

2.17.

Словари «чужих» слов.

2

1

1

тесты

2.18.

Тайна имени.

2

1

1

игры

2.19.

Древнерусские имена. Отчество и фамилия. 

2

1

1

творческие задания

2.20.

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова

2

1

1

игры

2.21.

Полёт в будущее. Неологизмы.

2

1

1

тесты

2.22.

Как работает слово?        

2

1

1

творческие задания

2.23.

«Прочь с дороги!».

2

1

1

творческие задания

2.24.

Искусство красноречия.

2

1

1

игры

2.25.

Трудные слова.

2

1

1

тесты

2.26.

Анаграммы и метаграммы.

2

1

1

творческое задание

2.27.

«Семья» главных и второстепенных членов предложения.

Где обитают знаки препинания?

2

1

1

итоговое задание

Итого, часов

70

28

40

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Раздел 1. Фонетика и орфоэпия (16 ч.=8+8 практика).

Тема 1.1. Организационное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Звук и буква. (2ч.)

         Теория (1ч.) Речевой слух. Умение различать звук и букву. Важность звуковой произносительной стороны в создании выразительности, эмоциональности речи.

         Практика (1ч.)  Игровые упражнения и решение занимательных задач.

Тема 1.2. Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? (2ч.)

       Теория (1ч.)  Рассказ «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». О воображении. Стихотворение Б. Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. 

        Практика (1ч.) Игра «Строим дом».

Тема 1.3. Тайны фонемы. (2ч.)

       Теория (1ч.) Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

       Практика (1ч.) Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 1.4. Можно ли писать без букв? (2ч.)

         Теория (1ч.) Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое письмо, иероглифы, клинопись.

       Практика (1ч.) Занимательная игра «Шифровальщики».

Тема 1.5. Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие. (2ч.)

         Теория (1ч.) Различные виды письма. Создание славянской азбуки.  Сообщения об отдельных буквах.

         Практика (1ч.)  Буквенное письмо.

Тема 1.6. Загадочный папирус. (2ч.)

         Теория (1ч.) Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые  

    письмена. Понятие о тарабарской грамоте.

         Практика (1ч.) Расшифровка ребусов.

Тема 1.7. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. (2ч.)

Теория (1ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Правильная постановка ударений в словах.

Практика (1ч.) Разыгрывание ситуаций с этими словами. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».

Тема 1.8. Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (2ч.)

Теория (1ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи.

Практика (1ч.) Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Раздел 2. Лексикология (52 ч= 20+32 практика)

Тема 2.1. Словесные раскопки. (2ч.)

          Теория (1ч.) Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов, их происхождение, история слов. Наука этимология.

           Практика (1ч.) Игра «Почему мы так называемся».

Тема 2.2. Увлекательное около нас. (2ч.)

           Практика (2ч.) Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек, озер, улиц и площадей. Развитие речевых умений. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Беседа о главных функциях языка

Тема 2.3. Бывают ли у слов родственники? (2ч.)

           Практика (2 ч.) Многообразие способов образования слов. Богатые возможности словообразования и формообразования. Практическая работа «Богатство языка». Лингвистическая игра «Родственники».

Тема 2.4. Можно ли сломать язык. (2ч.)

          Практика (2 ч.) Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова».          Знакомство и практическая работа с разными видами словарей.

Тема 2.5. Об одном и том же - разными словами. О словах разных, одинаковых, но разных. (2ч.)

          Теория (1ч.) Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности  

 создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов.     Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов». Омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым словарем.

          Практика (1ч.) Лингвистическая игра «Лексическое лото».

Тема 2.6. Мир - вселенная; мир - отсутствие войны. Омонимы.  (2ч.)

         Практика (2ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов». Омонимы. Виды омонимов. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток.

Тема 2.7. Замок и замОк. Омографы. (2ч.)

         Практика (2ч.) Виды омографов. Примеры.

Тема 2.8. ПолОскать или полАскать? Омофоны. (2ч.)

         Практика (2ч.) Игра «Найди нужное слово».        

Тема 2.9. «Тезки наоборот». (2ч.)

          Теория (1ч.) Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем антонимов русского языка».

           Практика (1ч.) Решение занимательных лингвистических заданий.

Тема 2.10. В царстве смыслов много дорог. (2ч.)

      Теория (1ч.) Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  

       Практика (1ч.) Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 2.11. Прямое и переносное значение многозначных слов. (2ч.)

 Теория (1ч.) Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Знакомство со средствами художественной выразительности (эпитетом, метафорой, метонимией).

 Практика (1ч.) Игра «Угадайка!»

Тема 2.12. Не в бровь, а в глаз. (2ч.)

          Теория (1ч.) Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная сокровищница народной мудрости.

           Практика (1ч.) Лингвистические конкурсы.

Тема 2.13. Фразеологические обороты. (2ч.)

          Теория (1ч.) Богатство русского языка фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических оборотов. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты».

          Практика (1ч.) Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

Тема 2.14. Почему мы так говорим. (2ч.)

          Теория (1ч.) Продолжение разговора о фразеологических оборотах.      

          Практика (1ч.) Лингвистическая игра «Рыбная ловля».

Тема 2.15. Крылатые слова. (2ч.)

         Практика (2ч.) Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. Тематическое занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.

Тема 2.16. «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.)

    Теория (1ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.

    Практика (1ч.) Определение первоисточников слова.

Тема 2.17. Словари «чужих» слов. (2ч.)

     Теория (1ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты».

     Практика (1ч.) Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 2.18. Тайна имени. (2ч.)

Теория (1ч.) Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных.

Практика (1ч.) Работа со словарями и интернет ресурсами.

Тема 2.19. Древнерусские имена. Отчество и фамилия. (2ч.)

Теория (1ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».

Практика (1ч.) Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 2.20. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (2ч.)

Теория (1ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей «Словаря   паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов.

Практика (1ч.) Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема 2.21. Полёт в будущее. Неологизмы. (2ч.)

Теория (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Узелки на память.

Практика (1ч.) Игра «Угадай-ка». Головоломка «Будущее». 

Тема 2.22. Как работает слово? (2ч.)       

          Теория (1ч.) Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи – имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол.

          Практика (1ч.) Решение занимательных задач.

Тема 2.23. «Прочь с дороги!». (2ч.)

        Теория (1ч.) Разговор о культуре речи. Засорение языка.

        Практика (1ч.) Инсценировка жизненных ситуаций.

Тема 2.24. Искусство красноречия. (2ч.)

Теория (1ч.) Знакомство с понятием «красноречие». Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 2.25. Трудные слова. (2ч.)

Теория (1ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов.

Практика (1ч) Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 2.26. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Теория (1ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».

Практика (1ч.) Работа с примерами (Милан - налим, актер - терка).

Тема 2.27. «Семья» главных и второстепенных членов предложения.

Где обитают знаки препинания? (2ч.)

 Теория (1ч.) Постановка знаков препинания в простом и сложном предложении. Осложненные предложения: однородные члены предложения, обращения, сравнительные обороты, прямая речь, диалог.

Практика (1ч.) Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Выборочный диктант.

3. Формы контроля и оценочные материалы.

Формы контроля

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • самооценка и самоконтроль.

3.1. Система оценки качества.

      Оценка качества образования, получаемого при реализации настоящей программы осуществляется на основе показателей и параметров, характеризующих качество освоения дополнительной общеобразовательной программы, выполнения условий для ее реализации и соответствия содержания современным запросам общества.

       Оценка качества образования по программе происходит согласно внутреннему локальному акту «Положению об организации блока дополнительного образования детей в ГБОУ кола 1279 «Эврика». (далее Положение).

      Цель аттестации - выявление соответствия полученных обучающимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам образовательной программы.

         Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения каждого раздела программы и в конце каждого года обучения согласно критериям (таблица 1) и включает в себя внутреннюю оценку: самостоятельности выполнения учащимся практических работ,

- теоретических знаний по разделам программы;

- результатов участия в научно-практических конференциях, городских и региональных, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях и конкурса.                                

           Внутреннюю оценку проводят специалисты ГБОУ (профильные педагоги, представители методической службы и администрации, обучающиеся). Внешняя оценка производится по итогу заключений членов жюри региональных и федеральных конкурсов.

     Таблица 1.

Критерии оценивания практических знаний обучающихся

Оцениваемые показатели

Критерий оценки

Критерий оценки

Критерий оценки

Высокий уровень освоения

Средний уровень освоения

Низкий уровень освоения

Знания в области техники безопасности

Обучающийся отлично знает и соблюдает технику безопасности на занятия в кружке.

Обучающийся хорошо знает и соблюдает технику безопасности на занятии в кружке.

Обучающийся слабо знает и не всегда соблюдает технику безопасности на занятии в кружке.

Теоретические знания по русскому языку и применения теории в практической работе.

Знает не только основные понятия по предмету, различает синтаксические единицы, орфографические, морфемные, морфологические, имеет практические навыки при определении данных понятий, разборы, использует сложные синтаксические конструкции при составлении текстов разного стилистического направления. Обладает отличными навыками использования теории в письменной и устной речи. Лексический запас обширен и разнообразен.

Знает основные понятия по предмету, использует теоретические знания на практике, но не в полной мере. Использование навыков в практике однообразны и не повсеместны. Лексический запас средний.

Знает основные понятия по предмету, различает синтаксические единицы, орфографические, морфемные, морфологические. Плохо ориентируется в применении теоретических знаний в практике. Не владеет навыками грамотного использования устной и письменной речи. Скуден лексический запас.

            Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения обучающимся содержания дополнительной образовательной программы по итогам всего периода обучения и осуществляется по комплексу показателей, включающих в себя:

- результат участия в интеллектуальных соревнованиях и конкурсах;

- итоговое тестирование аналогичного по своей форме практическим заданиям школьных и городских конкурсов, олимпиад для обучающихся дополнительного образования;

- обобщающие занятия с использованием различных навыков и умений, приобретенных на занятиях;

- устная работа в группах по направлениям.

- публичные индивидуальные и групповые выступления.

            Формы аттестации и оценочные материалы.

          Оценка результатов деятельности по программе предполагает проведение индивидуальных собеседований, ведение педагогического наблюдения, проведение устных опросов, выполнение тренировочных заданий, письменных работ, тестов, конкурсов, публичных выступлениях. Оценка знаний не носит административного окраса и не сопровождается обязательной отметкой. При выполнении коллективных заданий в оценивании результатов каждого обучающегося принимают участие их же друзья и товарищи.

3.2. Обеспечение реализации программы.

       Материально-технические условия реализации программы. Для реализации Программы необходимо аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и оборудованием, а также:

  • наличие учебного материала;
  • МЭШ доска;
  • компьютер;
  • справочная литература;
  • наглядный материал.

3.3. Реализуемые формы работы.

         В рамках программы выделяется 1 этап обучения - «ознакомительный», рассчитан на учащихся, изучающий русский язык в школе, обладающих знаниями, умениями и навыками практической деятельности, превышающими уровень школьной программы.

         Занятия этого уровня направлены в значительной степени на расширение теоретических и практических знаний у учащихся. Важная роль должна отводиться воспитательной работе, формирующей разносторонне развитую личность.

         Сжатый объем программы обуславливает работу как по теоретическому, так и практическому направлению, используя все необходимые ресурсы.

          При наличии благоприятных условий, возможно проведение выездных занятий, сочетающих в себе экскурсионные формы работы.

           В целях разбора узко специфических вопросов, возникающих при подготовке к конкурсам или выполнении письменных работ различного направления, предусматриваются консультативные работы с отдельными учащимися.

4. Литература.

  1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся национальных школ. - Л.: Просвещение, 2020.
  2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная   версия/ М.: Эксмо; Форум, 2020.
  3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,2020.
  4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2020
  5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для   учащихся М.: Просвещение, 2021.
  6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская

академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 2020.

  1. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 2020.
  2. Словарь иностранных слов - СПб: ООО «Виктория плюс», 2020.
  3. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. - СПб:  

ООО «Виктория плюс», 2021.

  1.  Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И.  Федоров. – М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2020.

  1.   Арсирий А.Г. Занимательная грамматика русского языка - М.: Экслибрис – Пресс, 2020. Арсирий А.Г. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина. - М.: Просвещение, 2022.
  2. Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
  3.  Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2020.
  4.  Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО.     Издательство “АРГО”, 2020
  5.  Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”,2022 г.
  6.  Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс/ Составитель И.Г. Гергель - Волгоград: ИТД «Корифей», 2020.
  7.  Кодухов В. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклассного чтения для учащихся. - М.: Просвещение, 2020.
  8.  Козловский Я. Веселые приключения не только для развлечения. - М.: Детская литература, 2021.
  9. Колесов В. История русского языка в рассказах - М.: Просвещение, 2020.
  10. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся / под ред. Чесноковой Л.Д.- М.: Просвещение, 2020.
  11. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 2021 г.
  12. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2021.
  13. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку /Книга для учащихся 5-7 классов ср. школы – М.: Просвещение, 2021.
  14. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов - М.: Педагогика, 2021.
  15. Бабайцева В.В., Русский язык, М; Дрофа, 2020г,

4.1. Образовательные электронные ресурсы.

1. Портал информационной поддержки ОГЭ http://ege.edu.ru 

2. Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

http://www.9151394.ru/ 

3. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/ 

4. Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

5. Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

6. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

7. Основные правила грамматики русского языка

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html 

8. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

9. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/ 

10.Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

                                                Приложения 1

Календарный учебный график

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

№ п.п

Наименование разделов, дисциплин, модулей и тем

Всего часов

Учебные недели в нагрузках

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Организационное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Звук и буква.

2

2

Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

2

2

Тайны фонемы.

2

2

Можно ли писать без букв?

2

2

Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.

2

2

Загадочный папирус.

2

2

Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии.

2

2

Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. 

2

2

Словесные раскопки.

2

2

Увлекательное около нас. (

2

2

Бывают ли у слов родственники?

2

2

Можно ли сломать язык.

2

2

Об одном и том же - разными словами. О словах разных, одинаковых, но разных.

2

2

Мир - вселенная; мир - отсутствие войны. Омонимы.  

2

2

Замок и замОк. Омографы.

2

2

ПолОскать или полАскать? Омофоны.

2

2

ИТОГО:

32

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

№ п.п

Наименование разделов, дисциплин, модулей и тем

Всего часов

Учебные недели в нагрузках

январь

февраль

март

апрель

май

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

«Тезки наоборот»

2

2

В царстве смыслов много дорог

2

2

Прямое и переносное значение многозначных слов

2

2

Не в бровь, а в глаз

2

2

Фразеологические обороты

2

2

Почему мы так говорим

2

2

Крылатые слова.

2

2

«Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

2

2

Словари «чужих» слов.

2

2

Тайна имени.

2

2

Древнерусские имена. Отчество и фамилия. 

2

2

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.

2

2

Полёт в будущее. Неологизмы.

2

2

Как работает слово?

2

2

«Прочь с дороги!».

2

2

Искусство красноречия.

2

2

Трудные слова.

2

2

Анаграммы и метаграммы.

2

2

«Семья» главных и второстепенных членов предложения.

Где обитают знаки препинания?

2

2

ВСЕГО по программе часов:

70 часов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика", 5 класс

В современном образовании стало важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда пер...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный английский»

В данном документе представлены актуальность и практическая значимость моей программы, цель и задачи....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная физика"

Программа естественно-научной направленности, реализуемая в рамках дополнительного образования. Срок реализаии программы 1 год, предназначена для учащихся 11-12 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная биология"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная биология» естественнонаучной направленности.Актуальномсть программы. Актуальность данной программы – созда...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Весёлая грамматика» (1 уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» предназначена для развития у обучающихся познавательных способностей по курсу «русский язык». Программа направлена...