ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная физика"
рабочая программа (5, 6 класс)
Программа естественно-научной направленности, реализуемая в рамках дополнительного образования. Срок реализаии программы 1 год, предназначена для учащихся 11-12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная физика" | 106.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная физика»
Возраст учащихся 11-12 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик
Гришина Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная физика» имеет естественно-научную направленность, по уровню освоения общекультурная.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в объединении позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения.
Содержание программы формирует представление учащихся о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, первоначальные представления о научном методе познания, развивает способности к исследованию, учит наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. Оценивается решение в зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно, иногда и в домашних условиях.
Отличительная особенность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира. В рамках данной программы отведено время для посещения музеев. Экскурсионная форма позволит проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, копирующих естественные. Посещение музеев позволит конкретизировать, углубляют, расширяют знания учащихся, а также проверить на практике многие теоретические знания и увидеть, как теоретические знания переведены в умения и навыки.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 11-12 лет, занимающихся в дополнительном образовании, интересующихся физическими явлениям.
Цель программы.
- Привить учащимся интерес к науке и творческим способностям младших подростков, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
Задачи программы.
Обучающие:
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- формировать представление об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем, повышать уровень научной грамотности;
- формировать способности к самостоятельному наблюдению и анализу, развивать исследовательские навыки;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- развитие естественнонаучные представлений и понятий у учащихся об окружающем нас мире;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
- воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
- воспитывать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развивать навыков сотрудничества.
Условия реализации программы.
Программа предназначена для подростков в возрасте 11 - 12 лет. Комплектование групп проводится до 10 сентября в количестве 15 человек. Конкурсного отбора учащихся не предусмотрено. В течение учебного года допускается добор учащихся на ускоренное обучение при условии наличия вакантных мест, соответствия возраста и уровня подготовленности ребенка по направлению и этапу реализации программы.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием Материально-техническое обеспечение: помещения для занятий; индивидуальное лабораторное оборудование. Компьютер и проектор для показа физических демонстраций.
- Лабораторный набор «Механика».
- Лабораторный набор «Электричество».
- Лабораторный набор «Магнетизм».
- Лабораторный набор «Оптика».
- Демонстрационный набор «Электричество и магнетизм»
- Демонстрационный набор «Геометрическая оптика».
Организация образовательного процесса. Занятия проводятся в группе, но возможны индивидуально - групповые занятия.
Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков. Теория закрепляется одновременно на практике. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал.
Типы занятий. Сочетаются занятия теоретической и практической направленности. Занятия практической направленности включают в себя проведение демонстрационных опытов, а также посещение музеев в Санкт-Петербурге естественно-научной направленности.
В соответствии со приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 программа может реализоваться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Планируемые результаты.
Личностные:
- воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
- формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- воспитание уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
- воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развитие навыков сотрудничества, ценностного отношения друг к другу, к педагогу, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желания познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- умение ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера.
Метапредметные:
- развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
- развитие способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
- развитие исследовательских навыков, а также, навыков применять универсальные способы деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- умение доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
- развитие навыков самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие у учащихся навыки критического мышления;
- развитие самостоятельного мышление у учащихся.
Предметные:
- знакомство учащихся с методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
- умение наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- умение пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умение применять основы теоретических знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
- умение применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- повышение уровня научной грамотности.
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Комплектование группы | 2 | 2 | 0 | наблюдение беседа | |
Вводное занятие | 2 | 2 | 0 | беседа | |
Мы познаем мир, в котором живем | 4 | 1 | 3 | беседа, практические опыты | |
Механические явления | 14 | 2 | 12 | беседа, практические опыты, экскурсия | |
Тепловые явления | 16 | 4 | 12 | беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Световые явления (Оптика) | 14 | 4 | 10 | беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Электрические и магнитные явления | 8 | 3 | 5 | беседа, практические опыты | |
Элементы астрономии | 6 | 1 | 5
| беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Итоговое занятие | 6 | 0 | 6 | контрольное тестирование, экскурсия | |
Итого: | 72 | 19 | 53 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Педагог Гришина Н.А.
Объединение «Занимательная физика»
на 2020-2021 учебный год
СОГЛАСОВАНО
______________________2020г
Заведующий ОДОД
_________________И. Л. Комарова
Год обучения, номер группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1.1. | 01.09.2020 | Согласно календарно-тематическому планированию | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 1 часу и 1раз 4-х часовая экскурсия |
Педагог _________________ Н. А. Гришина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная физика»
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- формировать представление об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем, повышать уровень научной грамотности;
- формировать способности к самостоятельному наблюдению и анализу, развивать исследовательские навыки;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- развитие естественнонаучные представлений и понятий у учащихся об окружающем нас мире;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
- воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
- воспитывать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развивать навыков сотрудничества.
Планируемые результаты.
Личностные:
- воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
- формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- воспитание уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
- воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развитие навыков сотрудничества, ценностного отношения друг к другу, к педагогу, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желания познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- умение ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера.
Метапредметные:
- развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
- развитие способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
- развитие исследовательских навыков, а также, навыков применять универсальные способы деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- умение доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
- развитие навыков самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие у учащихся навыки критического мышления;
- развитие самостоятельного мышление у учащихся.
Предметные:
- знакомство учащихся с методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
- умение наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- умение пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умение применять основы теоретических знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
- умение применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- повышение уровня научной грамотности.
Содержание программы
Тема 1. Комплектование группы.
Теория. Выявление степени самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям.
Тема 2. Вводное занятие.
Теория. Правила поведения и техники безопасности в кабинете физики. План работы объединения.
Тема 3. Мы познаем мир, в котором живем.
Теория: Методы исследования. Физическое явление. Величины. Способы измерения. Погрешности измерения. Физические приборы.
Практика: Знакомство с физическими приборами, способами измерения и разными шкалами приборов.
Тема 4. Механические явления
Теория: Механическое движение, путь, скорость. Сила. Взаимодействие. Сложение сил.
Практика: Экспериментальные задания по темам: «Равномерное, неравномерное движение, относительность движения. Прямолинейное, криволинейное движение. Измерение силы динамометром. Изучение зависимости силы трения от веса тела, силы упругости от деформации пружины. Принцип работы весов.
Экскурсия: Музей науки и техники в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
Тема 5. Тепловые явления
Теория: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопередача. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Изменение агрегатных состояний вещества: плавление, кристаллизация, Кристаллы. Выращивание кристаллов.
Практика: Экспериментальные задания по темам: «Способы изменения внутренней энергии тела», «Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция», «Изменение агрегатного состояния вещества», «выращивание кристаллов»,
Экскурсия: Музей воды: Экспозиционно-выставочный комплекс «Вселенная Воды»
Тема 6. Световые явления (Оптика)
Теория: Световые явления. Разложение света в спектр. Законы преломления и отражения. Полное внутреннее отражение. Рассеяние. Оптические иллюзии и миражи. Линзы.
Практика: Экспериментальные задания по темам: «Из каких цветов состоит белый», «Наблюдение преломления света», «Полное внутреннее отражение», «Передача света по оптоволокну»
Экскурсия: Музей оптики.
Тема 4. Электрические и магнитные явления
Теория: Электрические явления. Электроскоп. Электрический ток. Электрическое действие тока. Магнитные явления. Магнитное поле проводника с током. Компас.
Практика: Экспериментальные задания по темам «Электроскоп», «Различные электрические явления», «Магнитные явления»,
Тема 7. Элементы астрономии
Теория: Небесная сфера. Карта звездного неба. Телескоп. Ракетостроение. Освоение космоса.
Экскурсия: Музей космонавтики и ракетной техники имени В. Глушко - Петропавловская крепость (или Пулковская обсерватория).
Тема 8. Итоговое занятие
Практика: Контрольное тестирование. Составление кроссворда на выбранную тему.
Экскурсия: обобщающая экскурсия – ЛабиринтУм — музей занимательной науки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная физика»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Дано | ||
По плану | По факту | По плану | По факту | ||
| Комплектование группы | 1 | |||
Комплектование группы | 1 | ||||
| Вводное занятие | 1 | |||
Вводное занятие | 1 | ||||
| Мы познаем мир, в котором живем | 1 | |||
| Мы познаем мир, в котором живем | 1 | |||
Мы познаем мир, в котором живем | 1 | ||||
Мы познаем мир, в котором живем | 1 | ||||
| Механические явления | 1 | / | ||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | / | ||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления. | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления. | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итого | 72 |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная физика»
№ п/п | тема программы | Педагогические методики и технологии | Дидактические материалы | Информационные источники | Формы и средства контроля результативности обучения. Фиксация и предъявления результатов обучения. |
Комплектование группы | Беседа | наблюдение беседа | |||
Вводное занятие | Беседа, практическая работа | Лабораторное оборудование | Инструкция по ТБ План работы | беседа | |
Мы познаем мир, в котором живем | Беседа, эксперимент, практическая работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование. | беседа, практические опыты | ||
Механические явления | Беседа, эксперимент, практическая работа, экскурсионно-познавательная работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | https://infourok.ru https://videouroki.net http://www.edu.ru | беседа, практические опыты, экскурсия | |
Тепловые явления | Беседа, эксперимент, практическая работа, экскурсионно-познавательная работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | https://infourok.ru https://videouroki.net http://www.edu.ru | беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Световые явления (Оптика) | Беседа, эксперимент, практическая работа, экскурсионно-познавательная работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | https://infourok.ru https://videouroki.net http://www.edu.ru | беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Электрические и Магнитные явления | Беседа, эксперимент, практическая работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | https://infourok.ru https://videouroki.net http://www.edu.ru | беседа, практические опыты | |
Элементы астрономии | Беседа, экскурсионно-познавательная работа | Презентация. Демонстрационное оборудование | беседа, практические опыты, экскурсия. | ||
Итоговое занятие | Беседа | Презентация, контрольный тест. | контрольное тестирование, экскурсия |
Литература для педагога
- Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике – М: Дом педагогики, 1998.
- Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике. – М: Вако, 2010.
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя – М., 2007.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Аванта, 2019.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике - М.: Просвещение. 1988.
Литература для учащихся
- Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Аванта, 2019.
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике – М., 2007.
Приложение
Контрольный тест:
- Земля вращается с запада на восток. Почему же, подпрыгивая вверх, мы попадаем на то же место, а не смещаемся к западу?
- Прославленный лгун Мюнхгаузен рассказывал, что смог выбраться из болота, вытащив себя за волосы. Возможно ли это с точки зрения законов физики?
- На картинке два кофейника одинаковой ширины: один высокий, другой — низкий. Какой из них вместительнее?
- Одинаковые ли скорости у звука и света в воздухе? Какое физическое явление является ярким примером этого?
- При попадании пули в стекле в нем остается маленькое отверстие, а при попадании в аквариум с водой стекло разбивается в вдребезги. Почему?
- Почему журавли и другие птицы во время дальних перелетов держатся косяком?
- В опыте с «магдебурскими тарелками» Отто Керике впрягал 8 лошадей слева и 8 лошадей справа. Как можно было этим же количеством лошадей развить большую силу тяги?
- Почему сломать длинную палку легче, чем короткую?
- Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах (регион Санкт-Петербурга), чем в сухих?
- Почему окна домов днем кажутся темными, т.е. темнее, чем наружные стены, даже если они (стены) выкрашены темной краской?
- Для переноса железных болванок используют электромагнит, почему нельзя его использовать для переноса этих же болванок, но раскаленных?
- Отчего журчит ручей?
- Может ли металл плавать в воде? (металлический цельный предмет). Можно не называть металл.
- Может ли муравей перевесить слона? теоретически
- Как получить от одной палки тень разной длины от Солнца?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Физика» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику курса «Физика»....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Юный физик»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаЕстественно-научной направленности«Юный физик»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный физик"
Программа «Юный физик» рассчитан на изучение в 7-8 классе и идет параллельно с изучением тем школьного курса физики, дополняя и расширяя его. Отличительной особенностью программы явля...