ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная физика"
рабочая программа (5, 6 класс)
Программа естественно-научной направленности, реализуемая в рамках дополнительного образования. Срок реализаии программы 1 год, предназначена для учащихся 11-12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная физика»
Возраст учащихся 11-12 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик
Гришина Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная физика» имеет естественно-научную направленность, по уровню освоения общекультурная.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в объединении позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения.
Содержание программы формирует представление учащихся о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, первоначальные представления о научном методе познания, развивает способности к исследованию, учит наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. Оценивается решение в зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно, иногда и в домашних условиях.
Отличительная особенность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира. В рамках данной программы отведено время для посещения музеев. Экскурсионная форма позволит проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, копирующих естественные. Посещение музеев позволит конкретизировать, углубляют, расширяют знания учащихся, а также проверить на практике многие теоретические знания и увидеть, как теоретические знания переведены в умения и навыки.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 11-12 лет, занимающихся в дополнительном образовании, интересующихся физическими явлениям.
Цель программы.
- Привить учащимся интерес к науке и творческим способностям младших подростков, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
Задачи программы.
Обучающие:
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- формировать представление об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем, повышать уровень научной грамотности;
- формировать способности к самостоятельному наблюдению и анализу, развивать исследовательские навыки;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- развитие естественнонаучные представлений и понятий у учащихся об окружающем нас мире;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
- воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
- воспитывать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развивать навыков сотрудничества.
Условия реализации программы.
Программа предназначена для подростков в возрасте 11 - 12 лет. Комплектование групп проводится до 10 сентября в количестве 15 человек. Конкурсного отбора учащихся не предусмотрено. В течение учебного года допускается добор учащихся на ускоренное обучение при условии наличия вакантных мест, соответствия возраста и уровня подготовленности ребенка по направлению и этапу реализации программы.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием Материально-техническое обеспечение: помещения для занятий; индивидуальное лабораторное оборудование. Компьютер и проектор для показа физических демонстраций.
- Лабораторный набор «Механика».
- Лабораторный набор «Электричество».
- Лабораторный набор «Магнетизм».
- Лабораторный набор «Оптика».
- Демонстрационный набор «Электричество и магнетизм»
- Демонстрационный набор «Геометрическая оптика».
Организация образовательного процесса. Занятия проводятся в группе, но возможны индивидуально - групповые занятия.
Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков. Теория закрепляется одновременно на практике. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал.
Типы занятий. Сочетаются занятия теоретической и практической направленности. Занятия практической направленности включают в себя проведение демонстрационных опытов, а также посещение музеев в Санкт-Петербурге естественно-научной направленности.
В соответствии со приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 программа может реализоваться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Планируемые результаты.
Личностные:
- воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
- формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- воспитание уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
- воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развитие навыков сотрудничества, ценностного отношения друг к другу, к педагогу, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желания познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- умение ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера.
Метапредметные:
- развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
- развитие способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
- развитие исследовательских навыков, а также, навыков применять универсальные способы деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- умение доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
- развитие навыков самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие у учащихся навыки критического мышления;
- развитие самостоятельного мышление у учащихся.
Предметные:
- знакомство учащихся с методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
- умение наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- умение пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умение применять основы теоретических знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
- умение применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- повышение уровня научной грамотности.
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Комплектование группы | 2 | 2 | 0 | наблюдение беседа | |
Вводное занятие | 2 | 2 | 0 | беседа | |
Мы познаем мир, в котором живем | 4 | 1 | 3 | беседа, практические опыты | |
Механические явления | 14 | 2 | 12 | беседа, практические опыты, экскурсия | |
Тепловые явления | 16 | 4 | 12 | беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Световые явления (Оптика) | 14 | 4 | 10 | беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Электрические и магнитные явления | 8 | 3 | 5 | беседа, практические опыты | |
Элементы астрономии | 6 | 1 | 5
| беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Итоговое занятие | 6 | 0 | 6 | контрольное тестирование, экскурсия | |
Итого: | 72 | 19 | 53 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Педагог Гришина Н.А.
Объединение «Занимательная физика»
на 2020-2021 учебный год
СОГЛАСОВАНО
______________________2020г
Заведующий ОДОД
_________________И. Л. Комарова
Год обучения, номер группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1.1. | 01.09.2020 | Согласно календарно-тематическому планированию | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 1 часу и 1раз 4-х часовая экскурсия |
Педагог _________________ Н. А. Гришина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная физика»
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- формировать представление об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем, повышать уровень научной грамотности;
- формировать способности к самостоятельному наблюдению и анализу, развивать исследовательские навыки;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- развитие естественнонаучные представлений и понятий у учащихся об окружающем нас мире;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
- воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
- воспитывать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развивать навыков сотрудничества.
Планируемые результаты.
Личностные:
- воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
- формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
- воспитание уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
- воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развитие навыков сотрудничества, ценностного отношения друг к другу, к педагогу, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желания познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- умение ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера.
Метапредметные:
- развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
- развитие способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
- развитие исследовательских навыков, а также, навыков применять универсальные способы деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- умение доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
- развитие навыков самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие у учащихся навыки критического мышления;
- развитие самостоятельного мышление у учащихся.
Предметные:
- знакомство учащихся с методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
- умение наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- умение пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умение применять основы теоретических знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
- умение применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- повышение уровня научной грамотности.
Содержание программы
Тема 1. Комплектование группы.
Теория. Выявление степени самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям.
Тема 2. Вводное занятие.
Теория. Правила поведения и техники безопасности в кабинете физики. План работы объединения.
Тема 3. Мы познаем мир, в котором живем.
Теория: Методы исследования. Физическое явление. Величины. Способы измерения. Погрешности измерения. Физические приборы.
Практика: Знакомство с физическими приборами, способами измерения и разными шкалами приборов.
Тема 4. Механические явления
Теория: Механическое движение, путь, скорость. Сила. Взаимодействие. Сложение сил.
Практика: Экспериментальные задания по темам: «Равномерное, неравномерное движение, относительность движения. Прямолинейное, криволинейное движение. Измерение силы динамометром. Изучение зависимости силы трения от веса тела, силы упругости от деформации пружины. Принцип работы весов.
Экскурсия: Музей науки и техники в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
Тема 5. Тепловые явления
Теория: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопередача. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Изменение агрегатных состояний вещества: плавление, кристаллизация, Кристаллы. Выращивание кристаллов.
Практика: Экспериментальные задания по темам: «Способы изменения внутренней энергии тела», «Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция», «Изменение агрегатного состояния вещества», «выращивание кристаллов»,
Экскурсия: Музей воды: Экспозиционно-выставочный комплекс «Вселенная Воды»
Тема 6. Световые явления (Оптика)
Теория: Световые явления. Разложение света в спектр. Законы преломления и отражения. Полное внутреннее отражение. Рассеяние. Оптические иллюзии и миражи. Линзы.
Практика: Экспериментальные задания по темам: «Из каких цветов состоит белый», «Наблюдение преломления света», «Полное внутреннее отражение», «Передача света по оптоволокну»
Экскурсия: Музей оптики.
Тема 4. Электрические и магнитные явления
Теория: Электрические явления. Электроскоп. Электрический ток. Электрическое действие тока. Магнитные явления. Магнитное поле проводника с током. Компас.
Практика: Экспериментальные задания по темам «Электроскоп», «Различные электрические явления», «Магнитные явления»,
Тема 7. Элементы астрономии
Теория: Небесная сфера. Карта звездного неба. Телескоп. Ракетостроение. Освоение космоса.
Экскурсия: Музей космонавтики и ракетной техники имени В. Глушко - Петропавловская крепость (или Пулковская обсерватория).
Тема 8. Итоговое занятие
Практика: Контрольное тестирование. Составление кроссворда на выбранную тему.
Экскурсия: обобщающая экскурсия – ЛабиринтУм — музей занимательной науки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная физика»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Дано | ||
По плану | По факту | По плану | По факту | ||
| Комплектование группы | 1 | |||
Комплектование группы | 1 | ||||
| Вводное занятие | 1 | |||
Вводное занятие | 1 | ||||
| Мы познаем мир, в котором живем | 1 | |||
| Мы познаем мир, в котором живем | 1 | |||
Мы познаем мир, в котором живем | 1 | ||||
Мы познаем мир, в котором живем | 1 | ||||
| Механические явления | 1 | / | ||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | / | ||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Механические явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Тепловые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
| Световые явления | 1 | |||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Световые явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления. | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления. | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Электрические и магнитные явления | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Элементы астрономии | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итоговое занятие | 1 | ||||
Итого | 72 |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная физика»
№ п/п | тема программы | Педагогические методики и технологии | Дидактические материалы | Информационные источники | Формы и средства контроля результативности обучения. Фиксация и предъявления результатов обучения. |
Комплектование группы | Беседа | наблюдение беседа | |||
Вводное занятие | Беседа, практическая работа | Лабораторное оборудование | Инструкция по ТБ План работы | беседа | |
Мы познаем мир, в котором живем | Беседа, эксперимент, практическая работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование. | беседа, практические опыты | ||
Механические явления | Беседа, эксперимент, практическая работа, экскурсионно-познавательная работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | https://infourok.ru https://videouroki.net http://www.edu.ru | беседа, практические опыты, экскурсия | |
Тепловые явления | Беседа, эксперимент, практическая работа, экскурсионно-познавательная работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | https://infourok.ru https://videouroki.net http://www.edu.ru | беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Световые явления (Оптика) | Беседа, эксперимент, практическая работа, экскурсионно-познавательная работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | https://infourok.ru https://videouroki.net http://www.edu.ru | беседа, практические опыты, экскурсия. | |
Электрические и Магнитные явления | Беседа, эксперимент, практическая работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | https://infourok.ru https://videouroki.net http://www.edu.ru | беседа, практические опыты | |
Элементы астрономии | Беседа, экскурсионно-познавательная работа | Презентация. Демонстрационное оборудование | беседа, практические опыты, экскурсия. | ||
Итоговое занятие | Беседа | Презентация, контрольный тест. | контрольное тестирование, экскурсия |
Литература для педагога
- Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике – М: Дом педагогики, 1998.
- Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике. – М: Вако, 2010.
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя – М., 2007.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Аванта, 2019.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике - М.: Просвещение. 1988.
Литература для учащихся
- Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Аванта, 2019.
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике – М., 2007.
Приложение
Контрольный тест:
- Земля вращается с запада на восток. Почему же, подпрыгивая вверх, мы попадаем на то же место, а не смещаемся к западу?
- Прославленный лгун Мюнхгаузен рассказывал, что смог выбраться из болота, вытащив себя за волосы. Возможно ли это с точки зрения законов физики?
- На картинке два кофейника одинаковой ширины: один высокий, другой — низкий. Какой из них вместительнее?
- Одинаковые ли скорости у звука и света в воздухе? Какое физическое явление является ярким примером этого?
- При попадании пули в стекле в нем остается маленькое отверстие, а при попадании в аквариум с водой стекло разбивается в вдребезги. Почему?
- Почему журавли и другие птицы во время дальних перелетов держатся косяком?
- В опыте с «магдебурскими тарелками» Отто Керике впрягал 8 лошадей слева и 8 лошадей справа. Как можно было этим же количеством лошадей развить большую силу тяги?
- Почему сломать длинную палку легче, чем короткую?
- Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах (регион Санкт-Петербурга), чем в сухих?
- Почему окна домов днем кажутся темными, т.е. темнее, чем наружные стены, даже если они (стены) выкрашены темной краской?
- Для переноса железных болванок используют электромагнит, почему нельзя его использовать для переноса этих же болванок, но раскаленных?
- Отчего журчит ручей?
- Может ли металл плавать в воде? (металлический цельный предмет). Можно не называть металл.
- Может ли муравей перевесить слона? теоретически
- Как получить от одной палки тень разной длины от Солнца?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/01/picture-804086-1470041773.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Физика» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику курса «Физика»....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. Решение олимпиадных задач по физике....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/01/picture-626081-1504289428.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Юный физик»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаЕстественно-научной направленности«Юный физик»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-1285051-1607879464.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный физик"
Программа «Юный физик» рассчитан на изучение в 7-8 классе и идет параллельно с изучением тем школьного курса физики, дополняя и расширяя его. Отличительной особенностью программы явля...