Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика", 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
В современном образовании стало важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важный фактор реализации данной программы - стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Одной из наиболее адекватных организационных форм, позволяющих в рамках системы образования соблюдать заявленные приоритеты, является метод проектов, представляющий систему учебно-познавательных приёмов, позволяющую решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательная математика, 5 класс | 80.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов"
города Котовска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
для утверждения МБОУ "СОШ №3 с УИОП"
Методическим Советом №_________от_________20 г.
МБОУ "СОШ №3 с УИОП" директор школы
______________________20 г. ________________ Н.В. Аверин
протокол №______________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
" Занимательная математика"
(стартовый уровень)
Возраст учащихся 10-11 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Круглова Ирина Александровна
Учитель математики
2017 г. – Котовск
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность образования | Программа ориентирована на основные положения развития современной школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, достижения психолого-педагогической науки и практики. |
Направленность программы | Программа имеет естественнонаучную направленность |
Уровень освоения программы | Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный). |
Актуальность программы | Одним из приоритетов современного образования является установка на индивидуально-ориентированное развитие школьников, что подразумевает: принцип субъектности учащегося, инициирование самостоятельной образовательной деятельности, опору на субъектный опыт ученика, индивидуальную форму репрезентации знаний, индивидуальный темп изучения программы и т.д. В современном образовании стало важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска. Актуальность программы также определена тем, что пятиклассники должны иметь положительную мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами курса математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме математической науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важный фактор реализации данной программы - стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Одной из наиболее адекватных организационных форм, позволяющих в рамках системы образования соблюдать заявленные приоритеты, является метод проектов, представляющий систему учебно-познавательных приёмов, позволяющую решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у учащихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. |
Новизна программы | Данная программа призвана обеспечить поступательное развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного общеобразовательного учреждения – работы по организации проектной деятельности обучающихся. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Проектная деятельность, используемая для организации работы пятиклассников, основана на любознательности детей. Она поможет пятиклассникам не только успешно овладеть обще учебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах, участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность школьников, с последующим общим обсуждением полученных результатов. |
Педагогическая целесообразность | Реализация программы предполагает соблюдение психолого-педагогических принципов: - самодеятельность (возможность каждого ученика самому ставить себе цель); - самоорганизация (учитель пребывает в роли "помощника", а не надзирателя); - развития (задание подбирается с опорой на индивидуальные особенности ученика); - коллективизм (ученик чувствует значимость своей работы для группы, класса); - ответственности (ученик отвечает за конечный результат своей работы воспитывает к себе требовательность); - права на ошибку (ученик может ошибиться, но обязательно должен эту ошибку понять). - принцип успешности; - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка; - принцип доступности; - принцип индивидуального подхода; - принцип практической направленности. |
Отличительные особенности | Устойчивый интерес на занятии формируется посредством смены видов работ. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. |
Адресат программы | Программа составлена с учётом возрастных особенностей, рассчитана на один год обучения, включая каникулярное время, на детей в возрасте 10-11 лет, желающих заниматься по данной программе. |
Объём и срок реализации | Срок реализации программы – 1 год. Режим занятий - 2 часа в неделю. Всего – 72 часа. |
Формы обучения | Форма занятий – очная, групповая. Состав группы – постоянный, 10-15 человек. |
1.2 Цели и задачи программы:
Цель программы: обеспечение системно-деятельностного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в образовательном процессе через проектно-исследовательскую деятельность; развитие математического мышления обучающихся.
Задачи программы:
Обучающие – формирование у учащихся:
- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самораскрытия и принятия других;
- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
- представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению;
- позитивной Я-концепции, развитие самосознания;
Развивающие – развитие у учащихся:
- развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор, математические способности и привить обучающимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Воспитывающие -
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Ознакомление учащихся:
- с разными формами коммуникации;
- с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
Создание условий для:
- снижения тревожности;
- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
1.3 Содержание программы.
Учебный плана
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1-2 | Проект. Виды проектов. | 2 | 1 | 1 | Лекция, презентация; практическое занятие. |
3-4 | Этапы работы над проектом. | 2 | 1 | 1 | Лекция, презентация; практическое занятие. |
5-6 | Защита проекта. Рефлексия проекта. Портфолио проекта. | 2 | 0 | 2 | Круглый стол; защита проектов. |
7-8 | Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику? | 2 | 1 | 1 | Лекция, презентация. |
9-10 | Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления. | 2 | 1 | 1 | Лекция, презентация. |
11-14 | Иероглифическая система древних египтян. | 4 | 1 | 3 | Лекция; презентация; творческая мастерская; олимпиада. |
15-16 | Как записывать и читать римские цифры. | 2 | 1 | 1 | Лекция; творческая мастерская. |
17-18 | Римские цифры. Математические игры со спичками. | 2 | 0 | 1 | Лекция; игра. |
19-20 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира» (интеграция курсов математика + история Древнего Мира + информатика). | 2 | 0 | 1 | Собеседование; собеседование. |
21-26 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира». | 6 | 0 | 6 | Лекция; беседа; беседа; беседа; беседа; беседа; круглый стол; защита проектов. |
27-28 | Уравнения. | 2 | 1 | 1 | Лекция; ринг. |
29-32 | Решение задач с помощью уравнений. | 4 | 1 | 3 | Лекция; практическое занятие; практическое занятие; соревнование. |
33-40 | Проект «Математика с аппетитом» (интеграция курсов математика + домоводство + практическая деятельность человека). | 8 | 0 | 8 | Лекция; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; круглый стол; защита проектов. |
41-42 | Первое знакомство с процентами. | 2 | 1 | 1 | Лекция; практическое занятие. |
43-44 | Вычисление процентов от заданного числа. | 2 | 1 | 1 | Лекция; практическое занятие. |
45-46 | Вычисление числа по его процентам. | 2 | 1 | 1 | Лекция; практическое занятие. |
47-50 | Проценты в жизни человека. Семейный бюджет. | 4 | 1 | 3 | Лекция; практическое занятие; практическое занятие; творческая мастерская. |
51-54 | Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы. | 4 | 1 | 3 | Лекция; практическое занятие; практическое занятие; творческая мастерская. |
55-58 | Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции. | 4 | 1 | 3 | Лекция; практическое занятие; практическое занятие; творческая мастерская. |
59-60 | Занимательные задачи на проценты. | 2 | 0 | 2 | Игра; «мозговой штурм». |
61-68 | Проект «Проценты – помощники человека» (интеграция курсов математика + экономика + практическая деятельность человека). | 8 | 0 | 8 | Лекция; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; круглый стол; защита проектов. |
69-70 | Мой идеальный математический проект. | 2 | 0 | 2 | Диспут; защита проектов. |
71-72 | Мы строим планы. | 2 | 0 | 2 | Беседа; конференция. |
Всего: | 72 | 14 | 58 |
Содержания учебного плана
Раздел | Темы | Теория | Практика |
Основы проектной деятельности | - Проект. Виды проектов. (2 ч) - Этапы работы над проектом (2ч) - Защита проекта. Рефлексия проекта. Портфолио проекта. (2ч) | - Введение понятия «проект»; представление о структуре проекта; видов проектов. - Структура проекта. - Структура портфолио проекта. | - находить проблему и ставить проблемные вопросы; формулировать тему проекта. - составлять план своей работы; выдвигать гипотезу; планировать свою деятельность. - заполнять портфолио проекта, проводить рефлексию проекта. что такое проценты, как выразить число в процентах, как выразить проценты в десятичной дроби, нахождение процентов от данного числа, нахождение числа по его процентам, процентное отношение двух чисел, изменение величины в процентах, проценты и теория вероятности. * Сюжеты задач взяты из действительности: демография, экология, социологические опросы и т. д. * Решение задач, связанных с банковскими расчётами. * решение задач : концентрация вещества, процентное содержание вещества |
Создание интегрированных проектов (математика + другая предметная область)
| - Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику? (2 ч) - Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления. (2 ч) - Иероглифическая система древних египтян. (4 ч) - Как записывать и читать римские цифры. (2 ч) - Римские цифры. Математические игры со спичками. (2 ч) - Проект «Удивительные числа Древнего Мира» (интеграция курсов математика + история Древнего Мира + информатика). (2ч) - Проект «Удивительные числа Древнего Мира». (6 ч) - Уравнения. (2 ч) - Решение задач с помощью уравнений. (4 ч) - - Проект «Математика с аппетитом» (интеграция курсов математика + домоводство + практическая деятельность человека). (8 ч) - Первое знакомство с процентами. (2 ч) - Вычисление процентов от заданного числа. (2 ч) - Вычисление числа по его процентам. (2 ч) - Проценты в жизни человека. Семейный бюджет. (4 ч) - Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы. (4 ч) - Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции. (4 ч) - Занимательные задачи на проценты. (2 ч) - Проект «Проценты – помощники человека» (интеграция курсов математика + экономика + практическая деятельность человека). (8ч) | - ввести понимание необходимости математических знаний для успешного развития человеческого общества. - различия между позиционной и непозиционной системами счисления. - иероглифическая система записи чисел, принятая у древних египтян. - введение понятий: «уравнение», «корень уравнения», «решить уравнение». Базовые способы решения уравнений. - введение понятия «процент». - нахождение процента от заданного числа. - нахождение неизвестного числа по его процентам. - введение понятий: «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «скидка», «распродажа», «тариф», «штраф», «пеня», «заработная плата». - введение понятий: «банк», «банковский вклад», «процентная ставка», «процентный рост», простые и сложные проценты. | - поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы, ресурсов сети Интернет. - выполнять творческие задания (математические игры) со спичками в работе с римскими цифрами. - Строить схемы и модели для решения задач. - Составлять линейные уравнения с одной переменной и решать их, решение задач с помощью уравнений. - Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач на проценты. - Расчёт величины вклада под простые проценты через несколько лет. Процентная ставка за месяц и день. - Ежегодное начисление сложных процентов. Основные характеристики: начальный вклад, годовая ставка, срок хранения, окончательная величина вклада. Изменение количества денег на счёте вклада в зависимости от числа лет, которые вклад находится в банке. - Задачи на расчёт семейного бюджета. Баланс между доходами и расходами. Потребительская корзина. |
Обобщающее повторение | - Мой идеальный математический проект. (2 ч) - Мы строим планы. (2 ч) | Алгоритм подведения итогов | Исследовать практические задачи. Демонстрировать приобретенные знания в работе над проектными задачами. |
1.4 Планируемые результаты.
В результате реализации программы будут созданы условия для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
В плане обучающих результатов – обучающиеся научаться:
- ставить цель, планировать, оценивать деятельность, самостоятельно находить и понимать информацию, осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.
- взаимодействовать с другими людьми на основе самораскрытия и принятия других;
- адекватному отношению к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
- позитивному отношению к проблемной ситуации.
В плане развивающих результатов – у обучающихся начнут развиваться:
- современные ключевые компетенции: общенаучная, информационная, познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, социальная, компетенция личностного самосовершенствования,
- навыки коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
- социально-психологические качества личности.
В плане воспитывающих результатов – у обучающихся начнут формироваться:
- умения адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах,
- навыки сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- основы собственного опыта норм поведения и общения.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- создавать мини-проекты;
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- анализ полученных данных;
- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;
- грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Календарного учебного графика
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
год обучения:
№ п/п | Месяц | Число | Время пров-ия занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
план | факт | ||||||||
1 | сентябрь | групповая | 1 | Проект. Виды проектов. | учебный кабинет | лекция, презентация | |||
2 | сентябрь | Групповая | 1 | Проект. Виды проектов. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
3 | сентябрь | Групповая | 1 | Этапы работы над проектом. | учебный кабинет | лекция, презентация | |||
4 | сентябрь | Групповая | 1 | Этапы работы над проектом | учебный кабинет | практическое занятие | |||
5 | сентябрь | Групповая | 1 | Защита проекта. Рефлексия проекта. Портфолио проекта. | учебный кабинет | круглый стол | |||
6 | сентябрь | Групповая | 1 | Защита проекта. Рефлексия проекта. Портфолио проекта. | учебный кабинет | защита проектов | |||
7 | сентябрь | Групповая | 1 | Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления. | учебный кабинет | лекция | |||
8 | сентябрь | Групповая | 1 | Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления. | учебный кабинет | презентация | |||
9 | октябрь | Групповая | 1 | Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику? | учебный кабинет | лекция | |||
10 | октябрь | Групповая | 1 | Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику? | учебный кабинет | презентация | |||
11 | октябрь | Групповая | 1 | Иероглифическая система древних египтян. | учебный кабинет | лекция | |||
12 | октябрь | Групповая | 1 | Иероглифическая система древних египтян. | учебный кабинет | презентация | |||
13 | октябрь | Групповая | 1 | Иероглифическая система древних египтян. | учебный кабинет | творческая мастерская | |||
14 | октябрь | Групповая | 1 | Иероглифическая система древних египтян. | учебный кабинет | олимпиада | |||
15 | октябрь | Групповая | 1 | Как записывать и читать римские цифры. | учебный кабинет | лекция | |||
16 | октябрь | Групповая | 1 | Как записывать и читать римские цифры. | учебный кабинет | творческая мастерская | |||
17 | ноябрь | Групповая | 1 | Римские цифры. Математические игры со спичками. | учебный кабинет | лекция | |||
18 | ноябрь | Групповая | 1 | Римские цифры. Математические игры со спичками. | учебный кабинет | игра | |||
19 | ноябрь | Групповая | 1 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира» | учебный кабинет | лекция | |||
20 | ноябрь | Групповая | 1 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира». | учебный кабинет | беседа | |||
21 | ноябрь | Групповая | 1 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира». | учебный кабинет | беседа | |||
22 | ноябрь | Групповая | 1 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира». | учебный кабинет | беседа | |||
23 | ноябрь | Групповая | 1 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира». | учебный кабинет | беседа | |||
24 | ноябрь | Групповая | 1 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира». | учебный кабинет | беседа | |||
25 | декабрь | Групповая | 1 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира». | учебный кабинет | круглый стол | |||
26 | декабрь | Групповая | 1 | Проект «Удивительные числа Древнего Мира». | учебный кабинет | защита проектов | |||
27 | декабрь | Групповая | 1 | Уравнения. | учебный кабинет | лекция | |||
28 | декабрь | Групповая | 1 | Уравнения. | учебный кабинет | ринг | |||
29 | декабрь | Групповая | 1 | Решение задач с помощью уравнений. | учебный кабинет | лекция | |||
30 | декабрь | Групповая | 1 | Решение задач с помощью уравнений. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
31 | декабрь | Групповая | 1 | Решение задач с помощью уравнений. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
32 | декабрь | Групповая | 1 | Решение задач с помощью уравнений. | учебный кабинет | соревнование | |||
33 | январь | Групповая | 1 | Проект «Математика с аппетитом» | учебный кабинет | лекция | |||
34 | январь | Групповая | 1 | Проект «Математика с аппетитом» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
35 | январь | Групповая | 1 | Проект «Математика с аппетитом» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
36 | январь | Групповая | 1 | Проект «Математика с аппетитом» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
37 | январь | Групповая | 1 | Проект «Математика с аппетитом» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
38 | январь | Групповая | 1 | Проект «Математика с аппетитом» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
39 | январь | Групповая | 1 | Проект «Математика с аппетитом» | учебный кабинет | круглый стол | |||
40 | январь | Групповая | 1 | Проект «Математика с аппетитом» | учебный кабинет | защита проекта | |||
41 | февраль | Групповая | 1 | Первое знакомство с процентами. | учебный кабинет | лекция | |||
42 | февраль | Групповая | 1 | Первое знакомство с процентами. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
43 | февраль | Групповая | 1 | Вычисление процентов от заданного числа. | учебный кабинет | лекция | |||
44 | февраль | Групповая | 1 | Вычисление процентов от заданного числа. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
45 | февраль | Групповая | 1 | Вычисление числа по его процентам. | учебный кабинет | лекция | |||
46 | февраль | Групповая | 1 | Вычисление числа по его процентам. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
47 | февраль | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Семейный бюджет. | учебный кабинет | лекция | |||
48 | февраль | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Семейный бюджет. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
49 | март | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Семейный бюджет. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
50 | март | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Семейный бюджет. | учебный кабинет | творческая мастерская | |||
51 | март | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы. | учебный кабинет | лекция | |||
52 | март | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
53 | март | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
54 | март | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы. | учебный кабинет | творческая мастерская | |||
55 | март | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции. | учебный кабинет | лекция | |||
56 | март | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
57 | апрель | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции. | учебный кабинет | практическое занятие | |||
58 | апрель | Групповая | 1 | Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции. | учебный кабинет | творческая мастерская | |||
59 | апрель | Групповая | 1 | Занимательные задачи на проценты. | учебный кабинет | игра | |||
60 | апрель | Групповая | 1 | Занимательные задачи на проценты. | учебный кабинет | «мозговой штурм» | |||
61 | апрель | Групповая | 1 | Проект «Проценты помощники Человека» | учебный кабинет | лекция | |||
62 | апрель | Групповая | 1 | Проект «Проценты помощники Человека» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
63 | апрель | Групповая | 1 | Проект «Проценты помощники Человека» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
64 | апрель | Групповая | 1 | Проект «Проценты помощники Человека» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
65 | апрель | Групповая | 1 | Проект «Проценты помощники Человека» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
66 | май | Групповая | 1 | Проект «Проценты помощники Человека» | учебный кабинет | практическое занятие | |||
67 | май | Групповая | 1 | Проект «Проценты помощники Человека» | учебный кабинет | круглый стол | |||
68 | май | Групповая | 1 | Проект «Проценты помощники Человека» | учебный кабинет | защита проектов | |||
69 | май | Групповая | 1 | Мой идеальный математический проект | учебный кабинет | диспут | |||
70 | май | Групповая | 1 | Мой идеальный математический проект | учебный кабинет | защита проектов | |||
71 | май | Групповая | 1 | Мы строим планы | учебный кабинет | беседа | |||
72 | май | Групповая | 1 | Мы строим планы | учебный кабинет | конференция |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
учебный кабинет - проветриваемое, светлое помещение, доска, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература. По мере необходимости используется компьютерная, аудио и видеотехника, для реализации программы также используются Интернет-ресурсы и ресурсы школьной библиотеки.
Методическое обеспечение:
Формы работы: урок, практическое занятие, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
- Групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, мозговой штурм; практическое выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии, массовые мероприятия в школе;
- Индивидуальные занятия:
- консультации,
- работа с учебной литературой,
- подготовка сообщений, индивидуальных проектов,
- работы с использованием компьютерных программ;
Методы активного обучения:
- Репродуктивный метод: иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, презентации).
- Проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).
- Продуктивные методы:
- эвристический (проблема ставится самими детьми или предлагаются пути её решения);
- исследовательский.
2.3. Формы аттестации
Формы промежуточной и итоговой аттестации | Собеседование, зачет, самостоятельная работа, творческая работа, контрольная работа, защита проектов (индивидуальных и групповых) |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | Готовая работа, грамота, диплом, журнал посещаемости, портфолио, фото |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов | • тестирование • контрольные и проверочные работы • защита решения проектных задач • разработка и защита мини-проектов • участие в общешкольных мероприятиях |
2.4. Оценочные материалы
Диагностические методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов:
- Критерии оценки сформированности умений предметного проектирования у младших школьников:
- Критерии оценки сформированности умений предметного проектирования у младших школьников:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, использовать имеющиеся знания.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу.
- Тест «Чему научила работа над проектом»
- 1.Чему вас в особой степени научила работа над проектом:
-работе с источниками информации
-приёмам исследовательской деятельности
-участию в обсуждении хода работы, ее результатов
-умению представлять результаты коллективного и собственного труда
- Назовите, пожалуйста, форму вашего участия в презентации проекта:
- готовил устный и стендовый доклад
- отвечал за техническую поддержку презентации
-принимал непосредственное участие в презентации
-готовил и задавал вопросы учащимся другой группы
-слушал выступление лидера своей группы и задавал дополнительные вопросы
- Как работа над проектом способствовала развитию интереса к предмету?
-в полной мере
-в значительной
-частично способствовала
-не способствовала
- Оцени полезность работы над проектом?
-полезно
-полезно многое
-полезно не очень
-бесполезно.
- В какой мере удовлетворен работой над проектом?
-полностью
-удовлетворен в основном
-частично
-не удовлетворен
- Тест «Оцени своё участие в работе над проектом»
1.Как вы оцениваете свое участие в разработке проекта?
-Активное
-Недостаточно активное
-Пассивное
2.В какой мере проявил себя?
-в полной мере
-в значительной
-частично (мало) проявил
-не проявил
3.В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом?
-полностью удовлетворен
-в основном
-частично
-не удовлетворен
4.Что доставило наибольшее удовольствие:
-сбор информации,
-исследовательский этап,
-этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта,
-оформление,
-презентация
Формы подведения итогов
- организация тематических выступлений, защиты групповых и индивидуальных проектов проектов
- анализ контрольных работ;
- проведение открытых мероприятий: викторин, вечеров, игр.
2.5. Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | Основы проектной деятельности Проект. Виды проектов. Этапы работы над проектами. Защита проекта. Портфолио проекта. | компьютерная и видеотехника, учебная и методическая литература, разработки, правила. | Объяснительно-иллюстративный, практический, методы. Групповая работа. | собеседование, творческая работа |
2 | Создание интегрированных проектов (математика + другая предметная область) Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику? Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления. Иероглифическая система древних египтян. Как записывать и читать римские цифры. Римские цифры. Математические игры со спичками. Проект «Удивительные числа Древнего Мира». Уравнения. Решение задач с помощью уравнений. Проект «Математика с аппетитом». Первое знакомство с процентами. Вычисление процентов от заданного числа. Вычисление числа по его процентам. Проценты в жизни человека. Семейный бюджет. Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы. Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции. Занимательные задачи на проценты. Проект «Проценты – помощники человека» | компьютерная и видеотехника, учебники, методическая литература, разработки, ресурсы школьной библиотеки | Объяснительно-иллюстративный, проектный, репродуктивный методы. Групповая работа. Индивидуальная работа. | собеседование, творческая работа, выставка творческих работ, презентация работ, защита проектов |
3 | Обобщающее повторение. Мой идеальный математический проект. Мы строим планы. | компьютерная и видеотехника, тесты. | Проектный, проблемный, практический, игровой методы. Групповая работа. Индивидуальная работа. | выставка творческих работ, тестирование, презентация работ, защита индивидуальных и групповых проектов. |
Информационные источники:
- Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н.Е. Кордина. – Волгоград: Учитель, 2010.
- «Обучение для будущего» Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. – 4 – е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. Москва: Народное образование. № 9, 2000.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность школьников. Программа, занятия, работы учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
- Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. М.: Первое сентября, 2010.
- Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: Лицей, 2002.
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Москва: Народное образование. № 7, 2000.
- Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. № 1, 2001.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига / Учебник, 2002.
- Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
- http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
- www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы.
- www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: vernadsky.info — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В.И. Вернадского.
- www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс
Программа " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для проду...
Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в станда...
Рабочая программа по дополнительному образованию по математике 5 класс "Город математиков"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Город математиков" для 5 класса составлена на основании "Положения о разработке рабочих программ учебных курсов в соответствии с требов...
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к основному государственному экзамену по математике" рассчитанна на 1 год обучения, предназначена учителям математики.Занятия ц...
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"
Программа доп. образования...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"
Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"...