Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика", 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Круглова Ирина Александровна

В современном образовании стало важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важный фактор реализации данной программы - стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Одной из наиболее адекватных организационных форм, позволяющих в рамках системы образования соблюдать заявленные приоритеты, является метод проектов, представляющий систему учебно-познавательных приёмов, позволяющую решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательная математика, 5 класс80.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов"

 города Котовска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована                                                                                      Утверждена приказом

для утверждения                                                                                                             МБОУ "СОШ №3 с УИОП"

Методическим Советом                                                                                                 №_________от_________20     г.

           МБОУ "СОШ №3 с УИОП"                                                                                           директор школы

______________________20      г.                                                                                 ________________ Н.В. Аверин

           протокол №______________                                                                                                                                                                              

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

" Занимательная математика"

(стартовый уровень)

Возраст учащихся 10-11 лет

Срок реализации 1 год 

       Автор-составитель:

 Круглова Ирина Александровна

                                                                                                                                                                  Учитель математики

2017 г. – Котовск

1.  Комплекс  основных  характеристик  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка

Направленность образования

Программа  ориентирована на основные положения  развития современной школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, достижения психолого-педагогической науки и практики.

Направленность программы

Программа имеет естественнонаучную направленность

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный).

Актуальность программы

Одним из приоритетов современного образования является установка на индивидуально-ориентированное развитие школьников, что подразумевает: принцип субъектности учащегося, инициирование самостоятельной образовательной деятельности, опору на субъектный опыт ученика, индивидуальную форму репрезентации знаний, индивидуальный темп изучения программы и т.д.

В современном образовании стало важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

Актуальность программы также определена тем, что пятиклассники должны иметь положительную мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами курса математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме математической науки.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важный фактор реализации данной программы - стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Одной из наиболее адекватных организационных форм, позволяющих в рамках системы образования соблюдать заявленные приоритеты, является метод проектов, представляющий систему учебно-познавательных приёмов, позволяющую решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у учащихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Новизна программы

Данная программа призвана обеспечить поступательное  развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного общеобразовательного учреждения – работы по организации проектной деятельности обучающихся.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность, используемая для организации работы пятиклассников, основана на любознательности детей. Она поможет пятиклассникам не только успешно овладеть обще учебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах, участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Работа проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность школьников, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Педагогическая целесообразность

Реализация программы  предполагает  соблюдение  психолого-педагогических принципов:

 - самодеятельность (возможность каждого ученика самому ставить себе цель);

 - самоорганизация (учитель пребывает в роли "помощника", а не надзирателя);

  - развития (задание подбирается с опорой на индивидуальные особенности ученика);

 - коллективизм (ученик чувствует значимость своей работы для группы, класса);

  - ответственности (ученик отвечает за конечный результат своей работы воспитывает к себе требовательность);

 - права на ошибку (ученик может ошибиться, но обязательно должен эту ошибку понять).

  - принцип успешности;

 - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

 - принцип доступности;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

Отличительные особенности

Устойчивый интерес на занятии формируется посредством смены видов работ.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Адресат программы

Программа составлена с учётом возрастных особенностей, рассчитана на один год обучения, включая каникулярное время, на детей в возрасте 10-11 лет, желающих заниматься по данной программе.

Объём и срок реализации

Срок реализации программы – 1 год.

Режим занятий - 2 часа в неделю.  Всего – 72 часа.

Формы обучения

Форма занятий – очная, групповая.

Состав группы – постоянный, 10-15 человек.

1.2 Цели и задачи программы:

Цель программы: обеспечение системно-деятельностного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в образовательном процессе через проектно-исследовательскую деятельность; развитие математического мышления обучающихся.

Задачи программы:

Обучающие – формирование у учащихся:

  • навыков взаимодействия с другими людьми на основе  самораскрытия и принятия других;
  • адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
  • готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
  • представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению;
  •  позитивной Я-концепции, развитие самосознания;

Развивающие – развитие у учащихся:

  • развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор, математические способности и привить обучающимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
  • развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Воспитывающие -

  • воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  • формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Ознакомление учащихся:

  • с разными формами коммуникации;
  • с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.

Создание условий для:

  • снижения тревожности;
  • выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;
  •  развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

1.3 Содержание программы.

Учебный плана

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1-2

Проект. Виды проектов.

2

1

1

Лекция, презентация; практическое занятие.

3-4

Этапы работы над проектом.

2

1

1

Лекция, презентация; практическое занятие.

5-6

Защита проекта. Рефлексия проекта. Портфолио проекта.

2

0

2

Круглый стол; защита проектов.

7-8

Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику?

2

1

1

Лекция, презентация.

9-10

Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления.

2

1

1

Лекция, презентация.

11-14

Иероглифическая система древних египтян.

4

1

3

Лекция; презентация; творческая мастерская; олимпиада.

15-16

Как записывать и читать римские цифры.

2

1

1

Лекция; творческая мастерская.

17-18

Римские цифры. Математические игры со спичками.

2

0

1

Лекция; игра.

19-20

Проект «Удивительные числа Древнего Мира» (интеграция курсов математика + история Древнего Мира + информатика).

2

0

1

Собеседование; собеседование.

21-26

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

6

0

6

Лекция; беседа; беседа; беседа; беседа; беседа; круглый стол; защита проектов.

27-28

Уравнения.

2

1

1

Лекция; ринг.

29-32

Решение задач с помощью уравнений.

4

1

3

Лекция; практическое занятие; практическое занятие; соревнование.

33-40

      Проект «Математика с аппетитом»

(интеграция курсов математика + домоводство + практическая деятельность человека).

8

0

8

Лекция; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; круглый стол; защита проектов.

41-42

Первое знакомство с процентами.

2

1

1

Лекция; практическое занятие.

43-44

Вычисление процентов от заданного числа.

2

1

1

Лекция; практическое занятие.

45-46

Вычисление числа по его процентам.

2

1

1

Лекция; практическое занятие.

47-50

Проценты в жизни человека. Семейный бюджет.

4

1

3

Лекция; практическое занятие; практическое занятие; творческая мастерская.

51-54

Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы.

4

1

3

Лекция; практическое занятие; практическое занятие; творческая мастерская.

55-58

Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции.

4

1

3

Лекция; практическое занятие; практическое занятие; творческая мастерская.

59-60

Занимательные задачи на проценты.

2

0

2

Игра; «мозговой штурм».

61-68

Проект «Проценты – помощники человека» (интеграция курсов математика + экономика + практическая деятельность человека).

8

0

8

Лекция; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; практическое занятие; круглый стол; защита проектов.

69-70

Мой идеальный математический проект.

2

0

2

Диспут; защита проектов.

71-72

Мы строим планы.

2

0

2

Беседа; конференция.

Всего:

72

14

58


Содержания учебного плана

Раздел

Темы

Теория

Практика

Основы проектной деятельности

- Проект. Виды проектов. (2 ч)

- Этапы работы над проектом (2ч)

- Защита проекта. Рефлексия проекта. Портфолио проекта. (2ч)

- Введение понятия «проект»; представление о структуре проекта; видов проектов.

-  Структура проекта.

- Структура портфолио проекта.

- находить проблему и ставить проблемные вопросы; формулировать тему проекта.

- составлять план своей работы; выдвигать гипотезу; планировать свою деятельность.

- заполнять портфолио проекта, проводить рефлексию проекта.

что такое проценты, как выразить число в процентах, как выразить проценты в десятичной дроби, нахождение процентов от данного числа, нахождение числа по его процентам, процентное отношение двух чисел, изменение величины в процентах, проценты и теория вероятности.

* Сюжеты задач взяты из действительности: демография, экология, социологические опросы и т. д.

* Решение задач, связанных с банковскими расчётами.

*  решение задач : концентрация вещества, процентное содержание вещества

Создание интегрированных проектов

(математика + другая предметная область)

                     

- Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику? (2 ч)

- Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления. (2 ч)

- Иероглифическая система древних египтян. (4 ч)

- Как записывать и читать римские цифры. (2 ч)

- Римские цифры. Математические игры со спичками. (2 ч)

- Проект «Удивительные числа Древнего Мира» (интеграция курсов математика + история Древнего Мира + информатика). (2ч)

- Проект «Удивительные числа Древнего Мира». (6 ч)

- Уравнения. (2 ч)

- Решение задач с помощью уравнений. (4 ч)

-       - Проект «Математика с аппетитом»

(интеграция курсов математика + домоводство + практическая деятельность человека). (8 ч)

- Первое знакомство с процентами. (2 ч)

- Вычисление процентов от заданного числа. (2 ч)

- Вычисление числа по его процентам. (2 ч)

- Проценты в жизни человека. Семейный бюджет. (4 ч)

- Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы. (4 ч)

- Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции. (4 ч)

- Занимательные задачи на проценты. (2 ч)

- Проект «Проценты – помощники человека» (интеграция курсов математика + экономика + практическая деятельность человека). (8ч)

- ввести понимание необходимости математических знаний для успешного развития человеческого общества.

- различия между позиционной и непозиционной системами счисления.

- иероглифическая система записи чисел, принятая у древних египтян.

- введение понятий: «уравнение», «корень уравнения», «решить уравнение». Базовые способы решения уравнений.

- введение понятия «процент».

- нахождение процента от заданного числа.

- нахождение неизвестного числа по его процентам.

- введение понятий: «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «скидка», «распродажа», «тариф», «штраф», «пеня», «заработная плата».

- введение понятий:  «банк», «банковский вклад», «процентная ставка», «процентный рост», простые

 и сложные проценты.

- поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы, ресурсов сети Интернет.

- выполнять творческие задания (математические игры) со спичками в работе с римскими цифрами.

- Строить  схемы и модели для решения задач.

- Составлять линейные уравнения с одной переменной и решать их, решение задач с помощью уравнений.

- Создавать  и преобразовывать модели и схемы для решения задач на проценты.

- Расчёт величины вклада под простые проценты через несколько лет. Процентная ставка за месяц и день.

- Ежегодное начисление сложных процентов. Основные характеристики: начальный вклад, годовая ставка, срок хранения, окончательная величина  вклада. Изменение количества денег на счёте вклада в зависимости от числа лет, которые вклад находится в банке.

- Задачи на расчёт семейного бюджета. Баланс между доходами и расходами. Потребительская корзина.

Обобщающее повторение

- Мой идеальный математический проект. (2 ч)

- Мы строим планы. (2 ч)

Алгоритм подведения итогов

Исследовать  практические задачи. Демонстрировать приобретенные знания в работе над проектными задачами.


1.4 Планируемые результаты.

В результате реализации программы будут созданы условия для формирования умений и навыков  проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

         В плане обучающих результатов –  обучающиеся научаться:

  • ставить цель, планировать, оценивать  деятельность, самостоятельно находить и понимать информацию, осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.
  • взаимодействовать с другими людьми на основе  самораскрытия и принятия других;
  • адекватному отношению к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
  • готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
  • позитивному отношению к проблемной ситуации.

В плане развивающих результатов – у обучающихся начнут развиваться:

  • современные ключевые компетенции: общенаучная, информационная, познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая,  социальная,  компетенция личностного самосовершенствования,
  • навыки коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
  • социально-психологические качества личности.

В плане воспитывающих результатов – у обучающихся начнут формироваться:

  • умения адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах,
  • навыки сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • основы собственного опыта норм поведения и общения.

         В результате изучения курса учащиеся должны:

  • создавать мини-проекты;
  • понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;
  • анализ полученных данных;
  • формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;
  • грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.

2.        Комплекс организационно-педагогических условий

реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Календарного учебного графика

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» 

год обучения:

п/п

Месяц

Число

Время

пров-ия

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

план

факт

1

сентябрь

групповая

1

Проект. Виды проектов.

учебный кабинет

лекция, презентация

2

сентябрь

Групповая

1

Проект. Виды проектов.

учебный кабинет

практическое занятие

3

сентябрь

Групповая

1

Этапы работы над проектом.

учебный кабинет

лекция, презентация

4

сентябрь

Групповая

1

Этапы работы над проектом

учебный кабинет

 практическое занятие

5

сентябрь

Групповая

1

Защита проекта. Рефлексия проекта. Портфолио проекта.

учебный кабинет

круглый стол

6

сентябрь

Групповая

1

Защита проекта. Рефлексия проекта. Портфолио проекта.

учебный кабинет

защита проектов

7

сентябрь

Групповая

1

Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления.

учебный кабинет

лекция

8

сентябрь

Групповая

1

Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления.

учебный кабинет

презентация

9

октябрь

Групповая

1

Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику?

учебный кабинет

лекция

10

октябрь

Групповая

1

Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику?

учебный кабинет

презентация

11

октябрь

Групповая

1

Иероглифическая система древних египтян.

учебный кабинет

лекция

12

октябрь

Групповая

1

Иероглифическая система древних египтян.

учебный кабинет

презентация

13

октябрь

Групповая

1

Иероглифическая система древних египтян.

учебный кабинет

творческая мастерская

14

октябрь

Групповая

1

Иероглифическая система древних египтян.

учебный кабинет

олимпиада

15

октябрь

Групповая

1

Как записывать и читать римские цифры.

учебный кабинет

лекция

16

октябрь

Групповая

1

Как записывать и читать римские цифры.

учебный кабинет

творческая мастерская

17

ноябрь

Групповая

1

      Римские цифры. Математические игры со спичками.

учебный кабинет

лекция

18

ноябрь

Групповая

1

Римские цифры. Математические игры со спичками.

учебный кабинет

игра

19

ноябрь

Групповая

1

Проект «Удивительные числа Древнего Мира»

учебный кабинет

лекция

20

ноябрь

Групповая

1

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

учебный кабинет

беседа

21

ноябрь

Групповая

1

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

учебный кабинет

беседа

22

ноябрь

Групповая

1

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

учебный кабинет

беседа

23

ноябрь

Групповая

1

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

учебный кабинет

беседа

24

ноябрь

Групповая

1

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

учебный кабинет

беседа

25

декабрь

Групповая

1

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

учебный кабинет

круглый стол

26

декабрь

Групповая

1

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

учебный кабинет

защита проектов

27

декабрь

Групповая

1

Уравнения.

учебный кабинет

лекция

28

декабрь

Групповая

1

Уравнения.

учебный кабинет

ринг

29

декабрь

Групповая

1

Решение задач с помощью уравнений.

учебный кабинет

лекция

30

декабрь

Групповая

1

Решение задач с помощью уравнений.

учебный кабинет

практическое занятие

31

декабрь

Групповая

1

Решение задач с помощью уравнений.

учебный кабинет

практическое занятие

32

декабрь

Групповая

1

Решение задач с помощью уравнений.

учебный кабинет

соревнование

33

январь

Групповая

1

Проект «Математика с аппетитом»

учебный кабинет

лекция

34

январь

Групповая

1

Проект «Математика с аппетитом»

учебный кабинет

практическое занятие

35

январь

Групповая

1

Проект «Математика с аппетитом»

учебный кабинет

практическое занятие

36

январь

Групповая

1

Проект «Математика с аппетитом»

учебный кабинет

практическое занятие

37

январь

Групповая

1

Проект «Математика с аппетитом»

учебный кабинет

практическое занятие

38

январь

Групповая

1

Проект «Математика с аппетитом»

учебный кабинет

практическое занятие

39

январь

Групповая

1

Проект «Математика с аппетитом»

учебный кабинет

круглый стол

40

январь

Групповая

1

      Проект «Математика с аппетитом»

учебный кабинет

защита проекта

41

февраль

Групповая

1

Первое знакомство с процентами.

учебный кабинет

лекция

42

февраль

Групповая

1

Первое знакомство с процентами.

учебный кабинет

практическое занятие

43

февраль

Групповая

1

Вычисление процентов от заданного числа.

учебный кабинет

лекция

44

февраль

Групповая

1

Вычисление процентов от заданного числа.

учебный кабинет

практическое занятие

45

февраль

Групповая

1

     Вычисление числа по его процентам.

учебный кабинет

лекция

46

февраль

Групповая

1

     Вычисление числа по его процентам.

учебный кабинет

практическое занятие

47

февраль

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Семейный бюджет.

учебный кабинет

лекция

48

февраль

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Семейный бюджет.

учебный кабинет

практическое занятие

49

март

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Семейный бюджет.

учебный кабинет

практическое занятие

50

март

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Семейный бюджет.

учебный кабинет

творческая мастерская

51

март

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Распродажи, тарифы, штрафы.

учебный кабинет

лекция

52

март

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Распродажи, тарифы, штрафы.

учебный кабинет

практическое занятие

53

март

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Распродажи, тарифы, штрафы.

учебный кабинет

практическое занятие

54

март

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Распродажи, тарифы, штрафы.

учебный кабинет

творческая мастерская

55

март

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Банк. Банковские операции.

учебный кабинет

лекция

56

март

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Банк. Банковские операции.

учебный кабинет

практическое занятие

57

апрель

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Банк. Банковские операции.

учебный кабинет

практическое занятие

58

апрель

Групповая

1

Проценты в жизни человека.

Банк. Банковские операции.

учебный кабинет

творческая мастерская

59

апрель

Групповая

1

     Занимательные задачи на проценты.

учебный кабинет

игра

60

апрель

Групповая

1

    Занимательные задачи на проценты.

учебный кабинет

«мозговой штурм»

61

апрель

Групповая

1

Проект «Проценты помощники

Человека»

учебный кабинет

лекция

62

апрель

Групповая

1

Проект «Проценты помощники

Человека»

учебный кабинет

практическое занятие

63

апрель

Групповая

1

Проект «Проценты помощники

Человека»

учебный кабинет

практическое занятие 

64

апрель

Групповая

1

Проект «Проценты помощники

Человека»

учебный кабинет

практическое занятие

65

апрель

Групповая

1

Проект «Проценты помощники

Человека»

учебный кабинет

практическое занятие

66

май

Групповая

1

Проект «Проценты помощники

Человека»

учебный кабинет

практическое занятие

67

май

Групповая

1

Проект «Проценты помощники

Человека»

учебный кабинет

круглый стол

68

май

Групповая

1

Проект «Проценты помощники

Человека»

учебный кабинет

защита проектов

69

май

Групповая

1

Мой идеальный математический проект

учебный кабинет

диспут

70

май

Групповая

1

Мой идеальный математический проект

учебный кабинет

защита проектов

71

май

Групповая

1

Мы строим планы

учебный кабинет

беседа

72

май

Групповая

1

Мы строим планы

учебный кабинет

конференция

2.2.        Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

учебный кабинет - проветриваемое, светлое помещение, доска, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.  По мере необходимости используется компьютерная, аудио и видеотехника, для реализации программы также используются Интернет-ресурсы и ресурсы школьной библиотеки.

Методическое обеспечение:

Формы работы: урок, практическое занятие, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

  1. Групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, мозговой штурм; практическое выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии, массовые мероприятия в школе;
  2.  Индивидуальные занятия:
  • консультации,
  • работа с учебной литературой,
  • подготовка сообщений, индивидуальных проектов,
  • работы с использованием компьютерных программ;

Методы активного обучения: 

  • Репродуктивный метод: иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, презентации).
  • Проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).
  • Продуктивные методы: 
  1. эвристический (проблема ставится самими детьми или предлагаются пути её решения);
  2. исследовательский.  

2.3.        Формы аттестации

Формы промежуточной и итоговой  аттестации

Собеседование, зачет, самостоятельная работа, творческая работа, контрольная работа, защита проектов (индивидуальных и групповых)

Формы  отслеживания  и  фиксации  образовательных

результатов

Готовая  работа,  грамота, диплом, журнал посещаемости,  портфолио,  фото

Формы  предъявления  и  демонстрации  образовательных результатов

•        тестирование

•        контрольные и проверочные работы

•        защита решения проектных задач

•        разработка и защита мини-проектов

•        участие в общешкольных мероприятиях

2.4. Оценочные материалы

Диагностические  методики,  позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов:

  • Критерии оценки сформированности умений предметного проектирования у  младших школьников:
  • Критерии оценки сформированности умений предметного проектирования у  младших школьников:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, использовать имеющиеся знания.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу.

  • Тест «Чему научила работа над проектом»
  1. 1.Чему вас в особой степени научила работа над проектом:

-работе с источниками информации

-приёмам исследовательской деятельности

-участию в обсуждении хода работы, ее результатов

-умению представлять результаты коллективного и собственного труда

  1. Назовите, пожалуйста, форму вашего участия в презентации проекта:

 - готовил устный и стендовый доклад

- отвечал за техническую поддержку презентации

-принимал непосредственное участие в презентации

-готовил и задавал вопросы учащимся другой группы

-слушал выступление лидера своей группы и задавал дополнительные вопросы

  1. Как работа над проектом способствовала развитию интереса к предмету?

-в полной мере

-в значительной

-частично способствовала

-не способствовала

  1. Оцени полезность работы над проектом?

-полезно

-полезно многое

-полезно не очень

-бесполезно.

  1. В какой мере удовлетворен работой над проектом?

-полностью

-удовлетворен в основном

-частично

-не удовлетворен

  • Тест «Оцени своё участие в работе над проектом»

1.Как вы оцениваете свое участие в разработке проекта?

-Активное

-Недостаточно активное

-Пассивное

2.В какой мере проявил себя?

-в полной мере

-в значительной

-частично (мало)  проявил

-не проявил

3.В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом?

-полностью удовлетворен

-в основном

-частично

-не удовлетворен

4.Что доставило наибольшее удовольствие:

-сбор информации,

-исследовательский этап,

-этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта,

-оформление,

-презентация

Формы подведения итогов

  • организация тематических выступлений, защиты групповых и индивидуальных проектов проектов
  • анализ контрольных работ;
  • проведение открытых мероприятий: викторин, вечеров, игр.

2.5. Методические материалы

п/п

Название раздела,

темы

Материально-техническое

оснащение, дидактико-

методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения

итогов

1

 Основы проектной деятельности 

Проект. Виды проектов.

Этапы работы над проектами.

Защита проекта. Портфолио проекта.    

компьютерная и видеотехника, учебная и методическая литература, разработки, правила.

Объяснительно-иллюстративный, практический,   методы.

Групповая работа.

собеседование,

творческая работа

2

Создание интегрированных проектов (математика + другая предметная область)          

Зачем математика нужна людям? Когда люди начали изучать математику?

Старинные системы записи и чтения чисел. Позиционные и непозиционные системы счисления.

Иероглифическая система древних египтян.

Как записывать и читать римские цифры.

Римские цифры. Математические игры со спичками.

Проект «Удивительные числа Древнего Мира».

Уравнения.

Решение задач с помощью уравнений.

Проект «Математика с аппетитом».

Первое знакомство с процентами.

Вычисление процентов от заданного числа.

Вычисление числа по его процентам.

Проценты в жизни человека. Семейный бюджет.

Проценты в жизни человека. Распродажи, тарифы, штрафы.

Проценты в жизни человека. Банк. Банковские операции.

Занимательные задачи на проценты.

Проект «Проценты – помощники человека»

компьютерная и видеотехника, учебники, методическая литература, разработки, ресурсы школьной библиотеки

Объяснительно-иллюстративный, проектный, репродуктивный методы. Групповая работа. Индивидуальная работа.

собеседование,

творческая работа, выставка творческих работ, презентация работ, защита проектов

3

Обобщающее повторение.

Мой идеальный математический проект.

Мы строим планы.

компьютерная и видеотехника, тесты.

Проектный,  проблемный, практический, игровой методы.

Групповая работа. Индивидуальная работа.

выставка творческих работ, тестирование, презентация работ, защита индивидуальных и групповых проектов.

Информационные источники:

  1. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н.Е. Кордина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. «Обучение для будущего» Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. – 4 – е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000.
  4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. Москва: Народное образование. № 9, 2000.
  5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность школьников. Программа, занятия, работы учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. М.: Первое сентября, 2010.
  7. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: Лицей, 2002.
  8. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Москва: Народное образование. № 7, 2000.
  9. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. № 1, 2001.
  10. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
  11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига / Учебник, 2002.
  12. Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

  • http://schools.keldysh.ru/labmro  - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
  • www.researcher.ru  - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы.
  • www.researcher.ru  - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: vernadsky.info — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В.И. Вернадского.
  • www.issl.dnttm.ru  - сайт журнала «Исследовательская работа школьника».  Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс

Программа  " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для проду...

Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в станда...

Рабочая программа по дополнительному образованию по математике 5 класс "Город математиков"

Рабочая программа по дополнительному образованию "Город математиков" для 5 класса составлена на основании "Положения о разработке рабочих программ учебных курсов в соответствии с требов...

Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"

Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к основному государственному экзамену по математике" рассчитанна на 1 год обучения, предназначена учителям математики.Занятия ц...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"

Программа дополнительно образования по математике "Математика вокруг нас"...