Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Даровских Наталья Валериевна

Урок русского языка по развитию речи.

Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта

             2)развивающие: а) развитие словарного запаса учащихся; б) развитие монологической речи

             3) воспитательные: способствовать развитию интереса к живописи.

Тип урока: развитие речи.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Историческая справка о натюрморте.

3. Рассказ о художнике.

4. Беседа по картине.

5. Самостоятельная работа по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка по развитию речи в 5 классе

« Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

Цели: 1) знакомство с жанром натюрморта;

            2) развитие монологической речи учащихся;

            3) развитие словарного запаса учащихся;

            4) способствовать развитию интереса к живописи.

Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», раздаточный материал, музыка С.Рахманинова «Нежность» и «Сирень», тетради учащихся, доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

-Что повлияло на это?

-Как создать себе и другим праздник?

2.Вступительное слово учителя.

 Сегодня на уроке мы с вами попробуем на привычные нам картины взглянуть сквозь волшебные очки.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это…(натюрморт)

Натюрморт- такова тема нашего урока и его героем будет картина П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».Чтобы понять замысел художника, мы должны научиться видеть картину, описывать то , что на ней изображено.

3.Погружение в тему урока.

(прослушивание музыки С.Рахманинова «Нежность», на фоне музыки- чтение стихотворения Вс. Рождественского «Сирень»)

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжёлые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь- дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В лёгкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

-Какие эмоции вызвала у вас эта музыка? Стихотворение?

4.- Откуда появилось слово «НАТЮРМОРТ»? Выступление учащегося.

НАТЮРМОРТ- слово французское. Означает оно буквально «мёртвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты,цветы или снедь( рыба, дичь и т.д.). Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Натюрморты говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.

5.Слово о художнике.

Пётр Петрович Кончаловский(1876-1956) очень любил изображать цветы. Он писал их так, что, кажется , они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат. В каждом букете надо разбираться, как в какой- нибудь лесной чаще. «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется,»- писал сам художник.( запись предложения с объяснением пунктуации).

- А почему именно сирень? Может, нам об этом расскажет легенда?( текст у учащихся на партах)

Легенда о происхождении сирени.

Давным- давно, когда ещё не было цветущих растений, богиня цветов и весны Флора вместе с богиней Иридой отправились будить солнце, чтобы скорее услышать пение птиц и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с ними спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными лучами радуги и щедро разбрасывать их по земле. И там, куда падали лучи, распускались яркие цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, голубые. Флора двигалась с юга на север. Солнце утомилось, да и у Ириды-радуги красок стало меньше. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только лиловая и белая краски, и она этими капельками окрасила холодные северные земли. И в тех местах, где упали они, расцвели кисти лиловой и белой сирени.

- Смог ли это волшебство изобразить на своей картине художник?

6.Беседа по картине «Сирень в корзине».

- Не правда ли, на вас пахнуло весной?

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали?

- Какого цвета, оттенков эта пышная, великолепная сирень?

- Тщательно ли выписывает художник букет, листочки, веточки? (Нет, он стремится передать впечатление от букета ).

7. Работа с лексикой.

А) Подберите синонимы, передающие впечатление от букета.

( чудесная, очаровательная,прекрасная,восхитительная, роскошная, праздничная)

Б)Подберите эпитеты, описывающие грозди сирени.

(тяжёлые, крупные, пышные, напоминают виноград)

В) Какую цветовую гамму вы будете использовать при описании цветов и листьев?

(бледно- розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватая, серебристая, зелёненькие с тоненькими прожилками листья, изумрудные)

Г)Передайте аромат этой нежности.

(ароматный, душистый, благоухающий, манящий, пленяющий, дурманящий)

Д) С помощью каких слов вы расскажете о впечатлении от увиденного?

(наслаждаться, любоваться, восхищаться, восторгаться)

8.Групповая работа.( предложен макет будущего текста с пропущенными словами. Задание: доработать текст.

На картине изображена…(праздничная)и…(яркая)сирень. Посмотришь на неё и остановишься…(поражённый). Вот склонились…(тяжёлые) кисти…(серебристой),…(лиловой) и …(тёмно- красной) сирени. Весь букет окаймляют…(изумрудные) листья. Когда смотришь на эту…(прекрасную ) сирень, то как будто чувствуешь её…(благоухающий) аромат. Кажется, …(чудесный) и…(душистый) запах наполняет всю комнату. Эти …(роскошные),…(свежие) грозди хочется  взять в руки и подарить.

9. Анализ полученных текстов.

10. Самостоятельная  работа учащихся.( можно в качестве домашнего задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы...

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"

Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"....

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...