Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка по развитию речи.
Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта
2)развивающие: а) развитие словарного запаса учащихся; б) развитие монологической речи
3) воспитательные: способствовать развитию интереса к живописи.
Тип урока: развитие речи.
План урока:
1. Организационный момент.
2.Историческая справка о натюрморте.
3. Рассказ о художнике.
4. Беседа по картине.
5. Самостоятельная работа по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_po_razvitiyu_rechi_v_5_klasse.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка по развитию речи в 5 классе
« Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Цели: 1) знакомство с жанром натюрморта;
2) развитие монологической речи учащихся;
3) развитие словарного запаса учащихся;
4) способствовать развитию интереса к живописи.
Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», раздаточный материал, музыка С.Рахманинова «Нежность» и «Сирень», тетради учащихся, доска.
Ход урока:
- Организационный момент.
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
-Что повлияло на это?
-Как создать себе и другим праздник?
2.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем на привычные нам картины взглянуть сквозь волшебные очки.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…(натюрморт)
Натюрморт- такова тема нашего урока и его героем будет картина П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».Чтобы понять замысел художника, мы должны научиться видеть картину, описывать то , что на ней изображено.
3.Погружение в тему урока.
(прослушивание музыки С.Рахманинова «Нежность», на фоне музыки- чтение стихотворения Вс. Рождественского «Сирень»)
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжёлые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад!
Сколько белых и тёмно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь- дождём лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В лёгкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
-Какие эмоции вызвала у вас эта музыка? Стихотворение?
4.- Откуда появилось слово «НАТЮРМОРТ»? Выступление учащегося.
НАТЮРМОРТ- слово французское. Означает оно буквально «мёртвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты,цветы или снедь( рыба, дичь и т.д.). Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Натюрморты говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.
5.Слово о художнике.
Пётр Петрович Кончаловский(1876-1956) очень любил изображать цветы. Он писал их так, что, кажется , они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат. В каждом букете надо разбираться, как в какой- нибудь лесной чаще. «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется,»- писал сам художник.( запись предложения с объяснением пунктуации).
- А почему именно сирень? Может, нам об этом расскажет легенда?( текст у учащихся на партах)
Легенда о происхождении сирени.
Давным- давно, когда ещё не было цветущих растений, богиня цветов и весны Флора вместе с богиней Иридой отправились будить солнце, чтобы скорее услышать пение птиц и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с ними спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными лучами радуги и щедро разбрасывать их по земле. И там, куда падали лучи, распускались яркие цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, голубые. Флора двигалась с юга на север. Солнце утомилось, да и у Ириды-радуги красок стало меньше. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только лиловая и белая краски, и она этими капельками окрасила холодные северные земли. И в тех местах, где упали они, расцвели кисти лиловой и белой сирени.
- Смог ли это волшебство изобразить на своей картине художник?
6.Беседа по картине «Сирень в корзине».
- Не правда ли, на вас пахнуло весной?
- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали?
- Какого цвета, оттенков эта пышная, великолепная сирень?
- Тщательно ли выписывает художник букет, листочки, веточки? (Нет, он стремится передать впечатление от букета ).
7. Работа с лексикой.
А) Подберите синонимы, передающие впечатление от букета.
( чудесная, очаровательная,прекрасная,восхитительная, роскошная, праздничная)
Б)Подберите эпитеты, описывающие грозди сирени.
(тяжёлые, крупные, пышные, напоминают виноград)
В) Какую цветовую гамму вы будете использовать при описании цветов и листьев?
(бледно- розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватая, серебристая, зелёненькие с тоненькими прожилками листья, изумрудные)
Г)Передайте аромат этой нежности.
(ароматный, душистый, благоухающий, манящий, пленяющий, дурманящий)
Д) С помощью каких слов вы расскажете о впечатлении от увиденного?
(наслаждаться, любоваться, восхищаться, восторгаться)
8.Групповая работа.( предложен макет будущего текста с пропущенными словами. Задание: доработать текст.
На картине изображена…(праздничная)и…(яркая)сирень. Посмотришь на неё и остановишься…(поражённый). Вот склонились…(тяжёлые) кисти…(серебристой),…(лиловой) и …(тёмно- красной) сирени. Весь букет окаймляют…(изумрудные) листья. Когда смотришь на эту…(прекрасную ) сирень, то как будто чувствуешь её…(благоухающий) аромат. Кажется, …(чудесный) и…(душистый) запах наполняет всю комнату. Эти …(роскошные),…(свежие) грозди хочется взять в руки и подарить.
9. Анализ полученных текстов.
10. Самостоятельная работа учащихся.( можно в качестве домашнего задания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имя прилагательное. Повторение"
Урок для 5 кл...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".
Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы...
Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".
Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....
Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"
Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"....
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...