Технологическая карта. Русский язык 2 класс. Что такое текст.
план-конспект урока по русскому языку

Мураховская Cюзанна Александровна

В данной техкарте рассматривается тема "Что такое текст?", которая является важной для формирования у учащихся понимания основ письменной речи и навыков работы с текстами. Учащиеся второго класса познакомятся с определением текста, его структурными компонентами и типами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._russkiy_yazyk._2_klass.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 09.09.2024

Школа: МОУ «Рассветинская СОШ»

Класс: 2

Урок: 1

Время: 8.30–9.15   Кабинет: 3

Студент: Мураховская С. А.

Группа: 401НК

Учитель: Кулькина И.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Что такое текст?»

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Формирование у учащихся представления о тексте как смысловой единице речи

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с понятием текста и его основными признаками.
  2. Научить определять начало и конец текста.

Предметные:

  1. Учащиеся смогут объяснять, что такое текст, и называть его основные признаки.
  2. Учащиеся научатся определять тему и основную мысль текста.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление через анализ структуры текста.
  2. Развивать связную речь учащихся при составлении текстов из предложений.

Личностные:

  1. У учащихся сформируется положительное отношение к языковым нормам и правилам.
  2. Будет развита ответственность за точность и ясность речи при работе с текстом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к родному языку.
  2. Воспитывать культуру общения через обучение построению связных высказываний.

УМК: Русский язык 2 класс, авторы: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина («Школа России»).

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Организационный момент

Настроить учащихся на учебную деятельность, создание позитивного настроя на работу

Беседа, мотивация, эмоциональный настрой

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места

.- Здравствуйте, ребята….

Вот и прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Упражнения и задачи, 
Игры, шутки – всё для вас. 
Пожелаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!

- Подарите улыбку друг другу, учителю.

Мы начинаем урок русского языка. Нам понадобятся учебники, тетради на печатной основе, карандаши, ручки и …

ваши светлые головы с умными мыслями, добрые сердца и чувство локтя ваших товарищей – одноклассников.

Приветствие учителя

Учащиеся оформляют запись в тетради.

Р - организация своего учебного места;

Л- освоение роли ученика;

К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

П- осознавать познавательную задачу.

Доска, учебники, тетради

2. Актуализация знаний

Подготовить учащихся к восприятию новой темы, опираясь на их имеющиеся знания

Беседа, фронтальный опрос

Минутка чистописания

а) индивидуальный опрос

- 6 человек поработают по карточкам

б)фронтальный опрос

- Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?

- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи:

предложение звук и буква слово слог

- Каким словом заканчивается логическая цепочка?

- Повторим известные сведения о предложении.

- Молодцы, ребята! Вы правильно восстановили логическую цепочку, обобщили свои знания о предложении. Вспомнили, какие бывают предложения по цели и интонации (эмоциональной окраске)

Задание: «Из данных слов составь и запиши предложения, после записи в скобках укажи, какие они по цели и интонации»

хороша *осень * как

листва * земле * на *ковром * лежит * опавшая

- Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Дети на доске восстанавливают:

звук и буква – слог – слово –

предложение

- Предложение.

Дети повторяют все известные сведения о предложении.

  1. В предложении выражается законченная мысль, чувство.
  2. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу.
  3. Предложение произносятся с интонацией конца мысли.

Развитие познавательных УУД: умение извлекать информацию из предыдущих знаний.

Доска, карточки с заданиями

3. Постановка цели и задач

Помочь учащимся осознать тему и цель урока, направить их внимание на основные задачи

Постановка проблемы, беседа

-Ребята, какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?

-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.

Знайка принёс нам одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место?

- Вы, наверное, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет?

(наборы предложений)

№.1

Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде.

№ 2

На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.

- Какие цели поставим сегодня на уроке?

-«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.

Дети затрудняются ответить.

- Нет. Мы мало знаем о тексте.

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

Личностные УУД: целеполагание, осознание целей и задач урока.

Доска, план урока

4. Объяснение нового материала

Познакомить учащихся с понятием текста и его признаками (связность, завершенность, наличие темы и основной мысли)

Объяснение, демонстрация примеров

- Откройте учебник с.119, найдите упражнение 234. Прочитайте предложение.

«В одном сказочном городе жили коротышки».

-Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждёте продолжения мысли?

- Если ждёте, то о чём хотелось бы узнать?

-Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

- Уточните и дополните своё рассуждение

с.120, упр.235. Читаем про себя.

- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?

- О чём же мы продолжим речь?

- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль.

Откройте тетради на печатной основе стр. 53 упр. 236.

Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Поработайте в парах.

- Сколько здесь предложений?

   -Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли.

-Почему их назвали коротышками?

- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.

Учащиеся читают рассуждение.

Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим её продолжить, развить. Делаем это с помощью следующих предложение. Но подойдут не любые. В них должно говориться о том, о чём шла речь.

- О коротышках.

- Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.

Учащиеся работают в ТПО. стр. 53 упр. 236.

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец.

- Три.

- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведения.

- Почему их так назвали.

- Какими маленькими они были.

-Текст.

Рассуждение детей.

- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.

- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.

Познавательные УУД: умение выделять признаки текста, анализировать его структуру.

Учебник, раздаточный материал, проектор (если требуется)

5. Первичное закрепление

Закрепить знания учащихся через практическое применение нового материала

Фронтальная работа, выполнение упражнений

- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек?

- Прочитаем продолжение в упр. 237.

Если каждое следующее предложение добавляет что-то новое, ставьте после него +, если нет, ставьте - .

- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.

- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.

- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?

- О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи.

Проверка.

- Да.

Дети читают и ставят необходимые знаки.

- Да. Предложения говорят об одном и том же, и каждое следующее является продолжением предыдущего предложения.

- О городе коротышек (или о Цветочном городе).

Дети высказывают свои предположения.

Дети работают с текстом в тетрадях.

Регулятивные УУД: контроль выполнения задания, самоконтроль.

Учебники, тетради, доска

6. Рефлексия

Оценить достигнутые результаты и закрепить понимание темы урока

Беседа, обсуждение

- Какие цели ставили сегодня на уроке?

- Смогли ли мы их достичь?

- Что такое «текст»?

- Докажите это.

- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

- Да.

Дети отвечают.

- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.

Дети отвечают.

Личностные УУД: самооценка и рефлексия деятельности, понимание результатов урока.

Доска, карточки для рефлексии

7. Домашнее задание

Закрепление полученных знаний и навыков

Пояснение, раздача домашних заданий

- Дома прочитайте текст на странице… и определите его тему. Запишите в тетрадь, чем заканчивается текст».

Записывают задание в дневники, задают уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД: планирование и организация своей домашней деятельности.

Учебник, тетради, дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Технологическая карта. Русский язык. 9 класс.

ФГОС. Технологическая карта по русскому языку. 9 класс....

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс...

Технологическая карта.Русский язык 5 класс. Тема: Спряжение глагола.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Спряжение глагола" 5 класс....

Технологическая карта русский язык

Обучение детей подготоительного класса...

технологическая карта русский язык 7 класс Причастие

Урок -повторение по теме  "Причастие" Указаны цели и задачи .Обозначена деятельность учителя и ученика .Даны карточки с разноуровневыми заданиями.Физкультминутка....

Технологические карты (русский язык) 6 класс.

Технологические карты к урокам русского языка в 6 классе....

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....