Разработка урока с мультимедийным сопровождением «Олицетворение как лексическое средство выразительности речи», 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Разработка урока с мультимедийным сопровождением «Олицетворение как лексическое средство выразительности речи», 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Олицетворение как лексическое средство выразительности речи»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: ознакомление обучающихся с понятием «олицетворение», раскрытие существенных признаков данного тропа, формирование способности обучающихся находить олицетворения в тексте.

Оборудование: рабочие листы, презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска

Ход урока

-(слайд 1) Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, меня зовут Анастасия Викторовна, и я сегодня проведу у вас урок русского языка, садитесь.

Наверняка каждый из вас согласиться, что наш русский язык богатый, меткий, могучий и даже чуточку волшебный. А знаете ли вы, что придаёт ему это волшебство? (выразительные средства)

Правильно. На прошлых уроках вы познакомились с некоторыми из них, давайте вспомним, какие средств выразительности вы уже знаете? (метафора, сравнение, эпитет).

-Молодцы. Перед вами задание: необходимо установить соответствия.

Отлично справились! А теперь мы переходим к новой теме, название которой вы мне сами и скажите. Но для этого необходимо посмотреть отрывок из мультфильма. Все внимание на экран.

(показ мультфильма)

Вопросы:

- Что показалось вам необычным? (Ветер выполняет действия, характерные для человека)

-Ребята, а знаете ли вы, как называется такой приём?

Вывод: олицетворением. Теперь мы знаем название темы.

(слайд 2) Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Тему определили, надо и цели на начало урока поставить.

(слайд 3) Посмотрите на слайд, давайте дополним предложения.

1. Познакомиться с понятием «Олицетворение»;

2. Научиться находить олицетворения в тексте.

3. Определить роль олицетворений в текстах;

Итак, первая цель «познакомиться с понятием олицетворение».

Так, так, так, а может, вы сначала сами попробуете сформулировать определение?

Ребята, а где нам можно посмотреть определения слова, если мы в нем сомневаемся или вовсе не знаем?

- в словаре

- правильно, давайте откроем наш помощник- словарь и узнаем правы вы или нет.

(слайд 4) Какой делаем вывод?

Вывод: вы правы.

-Ну, что, пришло время достигать остальные цели. А что мы должны для этого сделать?

-Правильно, выполнить упражнения.

-Посмотрите на упр. 133, сделаем его устно.

-Молодцы, а теперь переходим к след. заданию, которое вы будете выполнять, работая в группах по 3-4 человека.

-Вам необходимо найти олицетворения, подчеркнуть их и рядом прикрепить смайлик к тем предложениям, где есть олицетворение.

1. Ты вел мечи на пир обильный.

2. Улыбнулись сонные березки.

3. Мама испекла наивкуснейший пирог.

4. Плачет дождь, и воет вьюга.

5. Он был хитёр, как чёрт.

6. Забормотал спросонок гром.

7. Мне подарили разноцветный букет.

8. Темнота подкралась незаметно.

9. Ходит ветер серой волной.

- Поработали, а теперь немножечко отдохнём, давайте встанем и выполним наклоны головой, наклоны туловищем, сожмём наши ладони. Молодцы, садитесь.

- Ребята, выполняем следующее задание. Все внимание на доску. Необходимо вставить олицетворения по смыслу.

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.

Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.

Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.

Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.

Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.

Гром ВОРЧАЛ, как старик.

ЗАДАНИЕ, ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ.

- КАЖДЫЙ ПРИДУМАЙТЕ ПО ОДНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ, В КОТОРОМ БУДЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Самопроверка знаний.

-Вы большие молодцы.

Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Мы их достигли?

- Ребята, какое чудесное время года наступило?

- Зима

- А какой самый главный праздник празднуем зимой?

- Новый год.

- А без какого символа не обходится этот праздник?

- Конечно же, без елки.

-Я хочу, чтобы мы все вместе составили синквейн, да непростой, а волшебный, мы будем использовать за основу елочку, ведь именно она является символом самого чудесного времени года –зимы. Давайте мы ее украсим синквейном.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему нашего cинквейна.

(Олицетворение).

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. Какой у нас прием олицетворение? Как мы его охарактеризуем?

(литературный, яркий, красочный, выразительный)

3 строка – три глагола, описывающие действия олицетворения. Что оно делает? Какую возможность нам дает?

(оживляет, представлять, рисовать)

4 строка – фраза, которая передает главный смысл олицетворения. Что позволяет олицетворение?

(позволяет предметам оживать)

5 строка – ассоциация с первым словом. Как по-другому можно назвать олицетворение?

(прием, троп)

- Вы сегодня хорошо поработали.

Выставление оценок

- Запишите, домашнее задание в дневники. Оно будет творческим. Вам необходимо написать мини-сочинение на тему «Зимняя сказка», используя олицетворения.

- (слайд 5) Найдите у себя на партах бумажные мобильные телефоны, давайте напишем сообщение маме или другу о том:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что показалось интересным?

- Возникли ли у вас трудности во время урока?

- Кто лучше всех работал по вашему мнению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Методическая разработка урока с мультимедийным приложением на тему: "Выразительные и изобразительные интонации"

Урок разработан для 3 класса во 2 четверти  (УМК В. О. Усачева, Л. В. Школяр). Цель урока - осознание интонации как выразительно-смысловой и изобразительной частицы в музыке....

Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс

Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...

Презентация к уроку русского языка "Лексические средства выразительности" 7 класс

В презентации пошагово представлены все этапы урока, все виды деятельности учащихся на уроке русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности"....

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

      Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...

«Лексика. Лексические средства выразительности» Урок русского языка в 5 классе

v Цели урока: закрепить понятие «лексика»v совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУДv научить подбирать к словам синонимы...