Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уроку прилагаются презентация, тест.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор: Абросимова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г. Меленки
Предмет: русский язык
Класс: 7
УМК: УМК С.И.Львовой
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбуки, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях «Русский язык» С.И.Львова, В.В.Львов, М.: «Мнемозина», 2010, цветные карточки для рефлексии.
Тема | ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
Цель | 1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания тропов как средства языковой выразительности и углубление понимания стилистической роли тропов в художественных текстах; 2) совершенствовать умение учащихся проводить текстоведческий анализ. |
Задачи | Образовательная: повторить и углубить сведения учащихся о тропах как средствах языковой выразительности. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. |
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия | ТРОПЫ: ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ |
Межпредметные связи | Русский язык и литература. |
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Формирование УУД, за счет чего |
Организационный момент Мотивирующий прием: положительный настрой на урок | Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Поприветствуем гостей, пожелаем всем хорошего настроения и начнем урок! Запишем число, классная работа. | Слушают, настраиваются на урок. Записывают в тетрадь число, классная работа. | -личностные: формирование внутренней позиции обучающегося на уровень положительного отношения к обучению. |
Актуализация знаний | Прочитайте тексты, сравните. (Слайд 2) В чем сходство данных текстов? В чем отличие данных текстов? Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и выразителен? С помощью чего это достигается? | Читают тексты на слайде 1) Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см….Млечный сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ. 2) Одуванчик пр..дорожный Был, как солнце, з..лотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым…
Ты неси на крыльях ветра З…лотые семена, Чтобы солнечным ра(с,сс)ветом Возвратилась к нам весна. (В. Степанов) Отвечают на вопросы.
| -познавательные: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать, анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать -регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения -коммуникативные: формулировать собственное мнение. |
Изучение нового материала Время: 2 мин. Этап 2. Работа с учебником. Время: 8 мин Этап 3. Индивидуальные сообщения учащихся о тропах. | Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Запись на доске «Лексические средства выразительности»(слайд 3) Какую цель вы поставили бы к уроку? Для чего мы используем в отдельных предложениях и целом тексте выразительные средства? (слайд 4) В каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких она неуместна? Таким образом, сегодня на уроке мы обратимся к текстам художественной литературы и средствам выразительности используемых в них. Откройте учебники на с.160 Прочтите текст о тропах, ответьте на первый вопрос после текста. (слайд 5) Давайте выслушаем ваших одноклассников, приготовивших сообщения о тропах. Слушайте внимательно, старайтесь запомнить определения каждого тропа, т.к. после вам предстоит выполнить мини-тест на их знание. | - средства выразительности Записывают тему урока. Научиться видеть (находить) средства выразительности в тексте. Определять, зачем они нужны. Читают текст о тропах с.160 учебника. Отвечают на первый вопрос после текста. Делают сообщения о каждом из тропов (индивидуальное дом.задание) | -личностные: выдвижение гипотез, их доказательство -познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений -регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; целеполагание; планирование; оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению) -коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
Закрепление нового материала Время: 7 мин Этап 2: Текстоведческий анализ | У вас на листочках записано стихотворение про одуванчик (Приложение 1), вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание. Какие правила вы применили? (слайд 6) Давайте найдем в этом стихотворении тропы. Используя цветные карандаши, выделим сравнения – красным (слайд 7-8), эпитеты – желтым (слайд 9-10), метафоры – синим (слайд 11-12) Прочитайте текст упр. 414 Проведем текстоведческий анализ данного текста. Тема, идея, тип речи, тропы. (слайд 13) | Работают с текстом №2 на листочках, объясняют орфограммы. Выделяют тропы в стихотворении: Эпитеты- золотой одуванчик, золотые семена, пушистый дым. Сравнения- одуванчик, как солнце, стал похожим на дым. Метафоры- крылья ветра, весна возвратилась солнечным рассветом. «Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане», основная мысль – «Тропические вечера на Атлантическом океане прелестны -- в этих широтах не бывает бурь и ураганов, и океан восхищает своим торжественным безмолвием». Это художественное описание. Для создания художественного образа автор использует тропы: эпитеты – прелестного (вечера), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно-нежному (небосклону), перистыми (облачками), жгучий и ослепительный (шар солнца), радостным (блеском), холмистую (поверхность океана), беспредельную (даль), могучие светло-синие (волны), серебристыми (верхушками), ласковым, почти нежным (ропотом), вековечный старик-океан; метафоры – золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди; олицетворения – нагоняя одна другую (о волнах), находится в добром расположении духа (океан), бережно несёт, не угрожая (об океане); сравнения – облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашёптывает (о ропоте волн), словно заботливый, нежный пестун (об океане)». | -личностные: сохранять интерес к учебному материалу - познавательные: умение находить средства выразительности в тексте, определять вид тропа -регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу -коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания |
Физминутка Время: 3 мин. Цель: здоровьесбережение, активизация внимания | (Слайд 14) (Из «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 | ||
Контроль Время: 3 мин. Этап 2: Подготовка к контролю практических умений. Время: 5 мин. Этап 3: мини-тест (практика) Самостоятельная работа | Кто чувствует в себе силы выполнить тестовые задания самостоятельно - пожалуйста, пройдите к ноутбукам, там выберите МуTest ТРОПЫ и выполните его. Остальные работаем в тетрадях по слайду. Отметьте в тетради соответствия между термином и его определением. (слайд 15) Проверьте ответы по ключу. Поставьте рядом на полях себе отметку (по образцу) (слайд 16) Молодцы. С теорией мы справились. Теперь попробуем выполнить задания на практические умения находить тропы в предложении. Фронтальная работа. (слайд 17-21) Укажите средство художественной выразительности в предложениях. (слайд 22) Проверьте ответы по ключу. Поставьте рядом на полях себе отметку (по образцу) (слайд 23) | Трое обучающихся проходят к ноутбукам, выполняют задания МуTest ТРОПЫ (отметка ставится автоматически) Записывают в тетради: 1-В 2-А 3-Г 4-Б Проверяют по ключу. Выставляют себе отметку. Обучающиеся совместно выполняют задания: СРАВНЕНИЯ- 1,6 ЭПИТЕТЫ-7 МЕТАФОРЫ- 4,5 ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ- 2,3 Обучающиеся записывают в тетради: 1-сравнение, 2-эпитет, 3-олицетворение, 4-метафора Проверяют по ключу. Выставляют себе отметку. | -личностные: нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища) -познавательные: знать определения тропов, находить тропы в предложения, тексте; выделять ряд объектов по заданному признаку; проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом -регулятивные: оценивать результаты деятельности -коммуникативные: осуществлять действие взаимоконтроля |
Итоги урока Время: 1 мин. | Организуется фронтальная беседа: Чему был посвящен наш урок? Достигли ли мы поставленной цели на уроке? | Отвечают на предложенные учителем вопросы. Высказывают свое мнение. Обобщают информацию. | -личностные: представление о причинах успеха в учебе -регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий -коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания |
Домашнее задание Время: 1 мин. | Задает домашнее задание,(слайд 24) объясняет способ выполнения. Упр. 412 (1) на выбор: упр. 158 или 206; для учеников, успевающих на «4» и «5» - (2) Всё ли вам понятно? | Записывают домашнее задание в дневник. | -личностные: оценивание собственных сил и знаний -познавательные: выбирать решение, обосновывать выбор |
Рефлексия | Что интересного и полезного вы «унесете» с сегодняшнего урока? Какое настроение у вас осталось после урока? Впечатлениями от урока вы можете поделиться, прикрепив сигнальные карточки на доску, выбрав свое отношение. (На доске три сектора: УЗНАЛ НОВОЕ. ПРИГОДИТСЯ В БУДУЩЕМ. ЧТО-ТО НЕ ПОНЯЛ. (слайд 25) |
Прикрепляют сигнальные карточки на доску. | -личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности -коммуникативные: высказывать собственное мнение и позицию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы средствами предмета".
выступление на семинаре...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8
Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...
Урок русского языка на тему " Средства выразительности"
Интегрированный урок совместно с информатикой...
«Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий».
Опыт работы над темой «Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий»....
Статья "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы - средство активизации познавательной деятельности учащихся".
Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источни...
"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"
Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....