Методическая разработка урока с мультимедийным приложением на тему: "Выразительные и изобразительные интонации"
методическая разработка по музыке по теме
Урок разработан для 3 класса во 2 четверти (УМК В. О. Усачева, Л. В. Школяр). Цель урока - осознание интонации как выразительно-смысловой и изобразительной частицы в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока с мультимедийным приложением | 2.17 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Зайчук Марина Николаевна
МБОУ СОШ № 15
округ Муром
Методическая разработка урока в 3 классе по теме:
«Выразительные и изобразительные интонации»
Цель урока: Осознание интонации как выразительно - смысловой и изобразительной частицы в музыке.
Задачи:
- Закрепить понятие выразительной интонации
- Подвести к пониманию изобразительности в интонации
- Закрепить название длительностей нот – четверти и восьмой
- Закрепить название групп инструментов симфонического оркестра: струнно – смычковые и духовые.
- Развить музыкальные способности – чувство ритма и внутренний слух.
- Пробудить интерес к серьезной музыке Л.Бетховена.
Музыкальный материал: «Марш» Э. Грига, «Перепелочка» бел.нар.песня, «Экспозиция 3 части симфонии № 5» Л.Бетховена, «Кукушка» швейцарская нар. песня, фрагмент «Колыбельная матушки Китихи маленьким тюленям» П.Уинтера, пасхальный звон Свято-Троицкой лавры, фрагмент «Рассвет на Москве –реке» М.П. Мусоргского, тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева.
Дополнительный материал: компьютерная презентация, нотные фрагменты.
Ход урока:
Вход детей под «Марш» Э. Грига
1. Вступительное слово учителя.
- Вспомните, о чем говорили на прошлых уроках?
- Что необходимо для того, чтобы получилась музыкальная интонация? Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое произведение вырастают из одной, двух или нескольких интонаций. В интонации зарождается самое главное – мелодия, ритм и характер музыки.
2. Работа по теме урока.
- А все ли нам известно о музыкальных интонациях? (проблемный вопрос)
- Какие характеры могут выражать интонации?
- Как называются интонации, которые выражают характер, чувства?
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об интонациях.
Показ слайда «Выразительные интонации»
- На доске примеры таких выразительных интонаций. Посмотрите внимательно на первый пример, знакома вам эта интонация?
Это главная интонация белорусской народной песни «Перепелочка».
Слайд
- Обратите внимание на длительности нот. Какие ноты показывают долгие, а какие короткие звуки? (учебное задание)
- Как называются в нотной грамоте долгий звук? А как короткий звук?
- Прохлопайте ритм этой интонации. А теперь споем с названием нот. Назовите их.
Исполнение.
Какая здесь была сильная доля? Выделите ее.
- Что выражает эта интонация? (жалость, печаль, грусть)
- Подумайте, ребята, а характер исполнения песни будет зависеть от характера интонации? (проблемный вопрос)
- Давайте споем запев песни.
- Чтобы интонация получилась еще более выразительной, к какому слову нужно подвести мелодию, какое слово выделить?
- А в припеве, какие слова или слоги выделим ярче?
- А теперь споем все три куплета напевно, ласково, с сопереживанием.
Исполнение песни «Перепелочка»
- Молодцы, трогательное, душевное получилось исполнение.
- Теперь попробуйте определить эту выразительную интонацию.
На доске нотный пример главной мелодии экспозиции 3 части Симфонии № 5 Л. Бетховена.
- Как движется мелодия, вверх, вниз или на одной высоте?
- Назовите эту ноту. Обратим внимание на ритм, какие звуки долгие, какие короткие.
- Кто хочет попробовать прохлопать ритм этой интонации? (творческое задание)
- А теперь все вместе. Пропоем ее.
- Какая по характеру эта выразительная интонация?
- Какая может получиться музыка, которая вырастет из этой интонации? (регулятивные УУД – прогнозирование)
- Эту мужественную, героическую музыку сочинил немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен. Он жил 200 лет тому назад. Это был великий композитор.
Из этой выразительной интонации Бетховен развил большое музыкальное произведение – симфонию. Кто, по-вашему, будет исполнять эту симфонию, один музыкальный инструмент или целый симфонический оркестр?
Показ слайда с изображением симфонического оркестра.
- Давайте послушаем, как звучит эта мужественная, героическая интонация в симфонии.
Слушание
- Какое произведение выросло по характеру из этой выразительной интонации? Понравилась вам эта героическая и мужественная музыка? (личностные УУД – нравственно – этическое оценивание)
- Бетховен и сам был очень мужественным человеком. У него много мужественной и героической музыки, с которой мы будем знакомиться на уроках в старших классах.
- А кто услышал, какие инструменты подчеркнули героическую интонацию в симфонии?
Показ слайдов
- А что еще можно показать с помощью инструментов, как вы думаете? Инструменты могут подчеркивать не только выразительные интонации, они способны воспроизводить разнообразные звуки, шумы и явления окружающего мира.
Звучит фрагмент шума волн моря.
- Вы узнаете, что это за звуки?
- А это знакомо?
Звучит фрагмент колокольного звона
- Композиторы иногда включают эти звуки в свои сочинения, чтобы музыка была более интересна и правдива. Послушайте.
Звучит фрагмент «Рассвет на Москве - реке» М. П. Мусоргского.
- А это что за звуки?
Звучит фрагмент с голосами птиц
- Такая изобразительность может быть заложена в самой интонации. Послушайте.
Звучит фрагмент темы птички из симфонической сказки «Петя и волк»
- Что изображено в этой интонации? (наиграть интонацию кукушки)
- Вот такие интонации, которые изображают разнообразные звуки, явления окружающего мира или даже какие-либо движения, как мы можем назвать? Попробуйте ответить.
Показ слайда с названием изобразительные интонации
- Эта изобразительная интонация из швейцарской народной песни, которая так и называется «Кукушка». Я вам ее исполню.
3. Вокально – хоровая работа
Разучивание начнем с изобразительной интонации. Повторяйте за мной.
Разучивание песни.
Выяснить с детьми значение слова беспечно, значит, легкомысленно, ни о чем не задумываясь.
Показ слайда с изображением кукушки
- А теперь обыграем этот припев. Как мы можем разнообразить здесь пение, предложите? (творческое задание)
- Где кукушка поет? А в лесу, что может раздаваться? (эхо). Делимся на две группы: одна поет за кукушку, а другая – эхо. Кто должен петь тише?
Исполнение.
- Мы продолжим разучивание этой песни на следующем уроке, а сейчас подведем итоги.
3. Итог урока.
- Что главное, важное было сегодня на уроке? С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились? О чем говорили? Какие бывают интонации? Что изображают изобразительные интонации? Что могут выражать выразительные интонации?
Использованная литература:
- Программа по музыке. Под руководством Д. Б. Кабалевского – Москва: Просвещение, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Методическая разработка урока "Культура эпохи высокого Средневековья (архитектура, скульптура и живопись) " (урок с использованием мультимедийной техники)
Описание урока с иллюстрациями...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Методическая разработка урока по теме: "Выразительные возможности натюрморта"
Урок изобразительного искусства предназначен для обучающихся 6 класса. Относится к разделу программы «Мир наших вещей. Натюрморт». На данном уроке закрепляются знания учащихся о жанре натюрм...
методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"
Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения....