Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Рабочая программа факультативного  курса «Комплексный анализ текста» для 11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к    базовому уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по русскому языку, оцениваемому в рамках государственной итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_11_kl_2022-2023.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югра

Рабочая программа факультативного  курса по русскому языку

«Комплексный анализ текста»

(2022-2023 учебный год)

Уровень образования : 11 класс

Количество часов: всего-34, в неделю-1час.

                                                                       

Автор:    Сикаченко Наталья Александровна,

учитель первой  квалификационной  категории

г. Когалым

2022

1. Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного  курса «Комплексный анализ текста» для 11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к    базовому уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по русскому языку, оцениваемому в рамках государственной итоговой аттестации.

Курс «Комплексный анализ текста» имеет практическую направленность и предполагает углублённое и расширенное освоение такой ключевой единицы языка как текст посредством комплексной работы с текстами различных стилей и типов речи, что существенно дополняет и обогащает знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения ими в 10-11 классах курса русского языка и литературы. Работа с текстом развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, прививает интерес к работе с языковым материалом, способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций, а также успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Целью данного курса является углубление и расширение знаний обучающихся старшей школы о тексте, выявление лингвистических способностей и формирование лингвистической (языковедческой) компетенции, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

Задачи курса:

  1. Познакомить обучающих с ключевыми элементами комплексной работы с текстом и её назначением.
  2. Формировать умение выполнять комплексный анализ текста различных стилей и типов речи.
  3. Способствовать развитию навыков создания собственного текста в связи с поставленной коммуникативной задачей.

Место курса «Комплексный анализ текста» в учебном плане

Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста» рассчитана на 1 час в неделю при изучении предмета в течение одного года в 11 классе. Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет 34 часа в 11 классе.

Формами контроля за усвоением содержания курса являются комплексный анализ текста и творческое задание, связанное с его содержанием, а также контрольная работа (тест).

Технологии, используемые в обучении:

  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо),
  • дистанционно- образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение (ЭО).

В ходе работы в рамках этих моделей учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Методы и формы контроля:

  1. Пробные работы – анализ текстов разных жанров и стилей речи.
  2. Комплексный анализ текста
  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные

Метапредметные

-осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
  • самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства;
  • развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству
  • углубление лингвистических знаний;
  • расширение кругозора в области филологических наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной

деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличение словарного запаса;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств;
  • совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствование коммуникативных способностей;
  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
  • удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса

В результате изучения курса обучающийся научится:

  • определять основные сведения по текстологии, стилистике русского языка и основным разделам лингвистики;
  • распознавать        признаки        текста        и        его        функционально-смысловых        типов (повествования, описания, рассуждения);
  • определять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • анализировать изобразительно-выразительные средства языка;
  • соблюдать        орфоэпические,        лексические,        грамматические,        синтаксические, языковые и речевые нормы современного русского литературного языка;
  • применять орфографические и пунктуационные правила правописания.
  • определять лексические, морфологические, синтаксические признаки разных стилей речи; различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу;
  • определять тему, основные мысли текста; особенности композиции и средства связи смысловых частей текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
  • оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского литературного языка (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • формулировать проблему исходного текста, выражать свое отношение к предложенным проблемным вопросам, создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами современного русского языка;
  • пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями при анализе и создании собственного текста;
  • руководствоваться критериями оценивания экзаменационной работы при создании собственного текста.
  1. Содержание курса «Комплексный анализ текста»

Язык и речь (1 час)

Богатство и выразительность русского языка.

Текст как речевое произведение (1 час)

Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.

Основные средства связи предложений в тексте (2 часа)

Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях, закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние структуры предложение на тип речи

Средства художественной изобразительности (3 часа)

Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в произведениях художественной литературы.

Звуковые изобразительные возможности русского языка (3 часа)

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций.

Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)

Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование. Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)

Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений (2 часа)

Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.

Морфологические средства выразительности (3 часа)

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3 часов)

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.

Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) (2 часа) Итоговое занятие (1 час)

  1. Тематическое планирование

11 класс

п/п

Тема

Количество

часов

Введение (1 час)

1

Язык и речь

1

Текст как речевое произведение (1 час)

2

Понятие о тексте как речевом произведении и его основные

признаки

1

Основные средства связи предложений в тексте (2 часа)

3

Понятия об основных средствах связи предложений в тексте

1

4

Влияние структуры предложение на тип речи

1

Средства художественной изобразительности (3 часа)

5-7

Наблюдение        над                многообразием        средств                художественной изобразительности        и        использованием        их        в                произведениях

художественной литературы

3

Звуковые изобразительные возможности русского языка (3 часа)

8

Понятие о звуковых изобразительных возможностях русского

языка

1

9

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи

1

10

Наблюдение над использованием в текстах художественных

произведений основных типов интонационных конструкций

1

Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)

11

Лексические средства выразительности

1

12

Лексика ограниченного употребления

1

13

Использование в речи, в произведениях художественной

литературы

1

Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)

14

Морфема как значимая часть слова

1

15

Синонимия и многозначность морфем

1

16

Словообразовательная модель как источник пополнения

словарного состава языка

1

17

Использование различных словообразовательных средств в тексте

1

Проверочный тест(проект).

1

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных

произведений (2часа)

18

Роль пейзажа в художественном произведении

1

19

Раскрытие с помощью пейзажа сложнейших моментов духовной

жизни героев произведения

1

Морфологические средства выразительности (3 часа)

20

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные

возможности.

1

21

История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной

характеристики

1

22

Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение.

Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи

1

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3 часа)

23

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной

графики. Пунктуация и смысл высказывания

1

24

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой

стороны речи

1

25

Стилистические возможности средств графики, орфографии и

пунктуации в произведениях художественной литературы

1

Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)

26

Синтаксическая синонимия. Разные по интонации предложения

1

27

Односоставные и осложненные предложения

1

28

Инверсия как изобразительное средство

1

29

Употребление сложных предложений

1

30

Структурный параллелизм сложных предложений как средство

выразительности

1

31

Период как особая форма организации сложных предложений, как

поэтическая фигура художественной речи

1

Многоаспектный лингвистический анализ текста (2 часа)

32-33

Практические занятия

2

34

Итоговое занятие

ИТОГО:

34

Учебно-методическое обеспечение

Литература

  1. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
  2. Гольцова, Н, Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
  3. Анненков Е.И. Анализ художественного произведения.
  4. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка. Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". 1998. № 36 (156). Сентябрь. С. 5.
  5. Новиков Л.А. Лингвистический анализ текста. М., 1975. С.11.
  6. Марченко С.В, Э.М. Архангельская. Лингвистический анализ текста. Даугавпилс, 1996. С. 5-15.
  7. Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 1997. № 3.
  8. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988. С.45.

Учебные пособия:

  1. Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы: программа элективных курсов / Т. В. Потемкина, С. В. Сабурова. - М.: Русское слово, 2006.
  2. Смирнова, Л. Г. Культура русской речи: программа элективного курса / Л. Г. Смирнова. - М. .' Русское слово, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма- люшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи: тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания: пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.
  4. ЕГЭ-2015. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2015.
  5. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  6. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин: Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Русский язык.

Интернет-ресурсы:

  1. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов). иКЬ : www.gmcit.murmansk.ni/text/bit/1998/32/4/htm
  2. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009.1Л1Ь : www.labirint.ru/software/135117/
  3. Репетитор «Русский язык» (школьный курс). ШЬ: www.edunews.ru
  4. Единый государственный экзамен : Русский язык. 2007-2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СБ-КОМ).
  5. Репетитор по русскому языку. 2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, двсж (СБ-КОМ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа

   Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17

 Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.

  Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов  и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...