Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_ruskomu_yazyku_dlya_umstvenno-otstalyh_uchashchihsya_9_kl.docx | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
Утверждаю
Директор школы
_________________ Г.Г. Граховская
« __ » августа 2015 г.
Программа факультативного курса по русскому языку
для учащихся с умственной отсталостью
«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»
9 «а» класс, 34 часа
Программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида «Деловое и творческое письмо» под редакцией С.Ю.Ильиной., Москва: «Просвещение», 2006., программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.,
Учитель русского языка и литературы Шамсутдинова Светлана Николаевна
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО______________ С.Н. Шамсутдинова
«___ » августа 2015 года
Согласовано
Зам.директора ____________ Т.А. Корнева
«____ » августа 2015 года
2015-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса «Деловое письмо» для учащихся 9 класса направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся с умственной отсталостью на основе совершенствования их речевой практики.
Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.,
Концепция и обоснованность программы
Речевое высказывание, характеризующееся определённым типом (повествование, описание, рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым, художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определённых языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико – орфографических тем.
Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность и перспективность между курсом «Деловое письмо» и курсом русского языка в 5-9 классах.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, в том числе в приобретении умений составлять деловые бумаги, что является необходимостью существования в обществе.
Актуальность программы «Деловое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности.
Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); и - формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Новизной курса «Деловое письмо» является блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что в его состав входят блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться с учётом возможностей учащихся.
Основная цель курса – совершенствование умений продуцировать связное письменное высказывание в виде текста делового документа.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
Образовательные:
- формирование умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
- формирование умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;
- формирование умения подражать образцу;
- формирование умения составлять документы самостоятельно.
Коррекционные:
- развитие связной устной и письменной речи;
- развитие произвольного внимания, самоконтроля;
- развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.
Воспитательные:
- воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности.
В основу построения программы легли методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку (по А.К.Аксёновой):
- Принцип коммуникативной направленности;
- Принцип единства развития речи и мышления;
- Принцип повышения языковой и речевой мотивации;
- Принцип формирования чувства языка и опоры на него;
- Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.
Специфика и уровень подготовки учащихся
В 9 «а» обучается 2 учащихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида. Работа с учащимися проводится дифференцированно с применением следующих методических приемов:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Содержание программы курса «Деловое письмо»
Обобщая цели, задачи и условия документирования, курс «Деловое письмо» разделён на три следующих блока:
- Личные документы официального характера. Формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме при составлении документов.
- Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения. Формирование навыка заполнения бланков, квитанций по образцу; умения составлять текст по плану и опорным словам.
- Виды делового письма творческого характера. Развитие логического мышления, творческого воображения, развитие навыков самостоятельного оформления мыслей через написание небольших по объёму сочинений.
В блок «Личные документы официального характера» включены документы, необходимые для поступления на работу (заявление, автобиография), а также объявление, доверенность, расписка, объяснительная. Общим для таких деловых писем является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами.
Блок «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусматривает знакомство с работой почты; обучение заполнению бланков телеграмм, переводов, по платежам за коммунальные услуги; ознакомление с видами писем; обучение составлению текстов телеграммы, открытки, письма.
В третий блок «Виды делового письма творческого характера» включены заметка и отзыв о книге, которые лишь условно могут быть отнесены к деловой речи. По характеру изложения эти виды делового письма примыкают к сочинению, требующему творческого подхода и представляющему наибольшую сложность в овладении учащимися с ограниченными возможностями.
Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).
Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1ч. в неделю)
Форма организации учебного процесса – урок.
Основными формами и методами обучения деловому письму являются практические работы, беседы, сюжетно-ролевые игры; широко используются наглядные средства обучения, дидактические материалы, технические средства.
Учебная задача при изложении знаний учителем выполняется методами рассказа, объяснения, беседы, демонстрации наглядных пособий.
Учебная задача, связанная с формированием у учащихся навыков и умений, требует метода упражнений и практических работ.
В зависимости от задач урока и оснащённости кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Беседа на уроках обучения деловой речи является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, упражнениями и другими видами работ. Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с п рименением полученных знаний в новых условиях. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения деловой речи. В программе отводится время на вводную экскурсию, которая предшествует изучению нового материала по теме «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения». Экскурсия может быть и текущей, итоговой.
В блоках «Личные документы официального характера», «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся умений и навыков составлять и оформлять документы на основе полученных знаний.
Блок «Виды делового письма творческого характера» содержит виды работы, которые могут быть отнесены к деловому письму условно: написание заметки в газету, составление отзыва о книге.
В специальной (коррекционной) программе все творческие работы являются обучающими. Написание таких работ осуществляется по готовому или коллективно составленному плану, по опорным словам, на основе наблюдений.
Формы контроля: тестирование, текущие наблюдения, практическая работа, устный опрос, письменная самостоятельная работа. При проверке знаний, умений и навыков учащихся проводятся текущие наблюдения, устный опрос, практические работы, письменные самостоятельные работы.
Дифференцированный подход реализуется путём подбора различных по объёму и трудности контрольных заданий в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
На уроках делового письма используются информационно – коммуникативные технологии.
Во избежание утомляемости используются здоровьесберегающие технологии:
В.Ф.Базарного: динамические паузы, офтольмопаузы, диаграммы для разгрузки зрения;
А.Неретина: дыхательная гимнастика, релаксация.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- виды деловых бумаг (Заявление, объявление, автобиография и др.);
- в каких случаях данная деловая бумага применяется;
- обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа.
Учащиеся должны уметь:
- составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера);
- выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание);
- находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);
- пользоваться словарём.
Ожидаемые результаты:
- знание назначения различных видов деловых бумаг;
- умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме (в т.ч. по образцу);
- проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи);
- умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко.
Список литературы и учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
Учебники:
1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2010.
Методические пособия:
1. Программа «Деловое и творческое письмо» С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006
2. А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, Москва: «Просвещение», 2002
3. А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004
4. Программа «Русский (родной) язык» В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва: Владос, 2011.
5. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы, Москва: «Просвещение», 1978.
6. С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов, Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006
7. А.В.Прудникова «Виды работ по развитию речи», Москва: Учпедгиз, 1965
8. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001
9. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006
Литература для ученика:
Учебники:
1. Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. «Русский язык. 9 класс». Москва. Просвещение. 2010г.
Художественная литература:
2. С.А.Есенин «Письмо к матери»
3. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: Кн. 1.
4. А.П.Чехов «Ванька.
Методические пособия:
1.Образцы деловых документов.
2.Карточки с заданиями для дифференцированной и индивидуальной работы.
3.Памятки для учащихся по составлению деловой документации (планы, схемы, инструкции): «Требования к составлению деловых бумаг», «Как написать заявление», «Правила составления телеграммы», «Правила оформления адреса», «Типы текстов», «Как составить текст-описание», «Как составит текст-рассуждение», «Виды орфограмм», «Отзыв о книге», «Памятка для написания личного письма», планы написания письма, заметки, заявления, автобиографии, объявления, доверенности.
4.Таблицы: «Стили речи», «Правописание числительных», «Типы текстов», «Виды писем».
5.Газеты с объявлениями.
оборудование:
- персональный компьютер
- проектор
Учебно-тематический план
п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока, форма и виды работ | Формы и методы контроля | Сроки | Примечание |
Личные документы официального характера (9 ч.) | ||||||
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | вводный урок, лекция, беседа | Составление плана лекции учителя. | ||
2 | Расписка. | 1 | Комбинированный, Написание расписки | текущее наблюдение | ||
3 | Доверенность. | 1 | Комбинированный, написание доверенности | текущее наблюдение, практическая работа | ||
4 | Объяснительная записка. | 1 | Комбинированный, беседа, написание записки | текущее наблюдение, практическая работа | ||
5 | Заявление. | 1 | Комбинированный, беседа, написание заявления | текущее наблюдение, практическая работа | ||
6 | Объявление. | 1 | Комбинированный, индивидуальная работа, написание объявления | текущее наблюдение, практическая работа | ||
7 | Автобиография. Великие люди о себе. | 1 | сообщение новых знаний, лекция, работа с учебником | текущее наблюдение, чтение информации | ||
8 | Автобиография. | 1 | Комбинированный, написание автобиографии | Написание автобиографии по образцу | ||
9 | Практикум по составлению деловой бумаги | 1 | Контрольный, индивидуальная работа | Практическая работа | ||
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения (17 ч.) | ||||||
10 | Экскурсия на почту. Виды услуг, предоставляемых почтовым отделением | 1 | Вводный, групповая, беседа | текущее наблюдение | ||
11 | Коллективное сочинение об экскурсии на почту. | 1 | Комбинированный, беседа, работа в паре, творческий | сочинение по плану, опорным словам и словосочетаниям | ||
12 | Числа в деловых бумагах. | 1 | Закрепление и обобщение знаний правописания числительных, практикум | Выполнение упражнений | ||
13 | Заполнение бланка на посылку. | 1 | Комбинированный, выполнение упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (при получении, отправлении). | текущее наблюдение, практическая работа | ||
14 | Заполнение бланка на денежный перевод | 1 | Комбинированный, Упражнения в оформле-нии почтового денежного перевода по образцу. | текущее наблюдение, практическая работа | ||
15 | Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. | 1 | Комбинированный, беседа Практикум работы с бланками. | текущее наблюдение, практическая работа | ||
16 | Практикум заполнения бланков | 1 | контрольный | текущее наблюдение, практическая работа | ||
17 | Телеграмма. | 1 | сообщение новых знаний, рассказ | Написание телеграммы по образцу | ||
18 | Составление телеграммы. | 1 | Комбинированный, беседа Заполнение телеграфного бланка (обычного, худо-жественного). | устный опрос по правилам составления телеграммы | ||
19 | Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. | 1 | Закрепление, выполнение упражнений | Лексическая работа: адрес, адресант, адресат. | ||
20 | Поздравительная открытка. | 1 | комбинированный Составление и запись текстов. | текущее наблюдение, практическая работа | ||
21 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | сообщение новых знаний, рассказ, беседа | Работа с книгой | ||
22 | Виды писем. | 1 | Комбинированный, выполнение упражнений | текущее наблюдение, практическая работа | ||
23 | Коллективное составление писем. | 1 | Комбинированный, работа в паре | Выявление особенностей структур делового и личного письма через сравнение их планов-схем. | ||
24 | Письмо родным или друзьям.
| 1 | Закрепление, самостоятельная работа | текущее наблюдение, практическая работа | ||
25 | Работа над ошибками в написании писем. | 1 | Повторение, анализ тек-стов личных писем. Деле-ние письма на смысловые части. Коллективное составление плана письма | Работа с деформированными текстами писем | ||
26 | Практикум написания письма | 1 | контрольный | Практическое занятие. |
| |
Виды делового письма творческого характера (8 ч.) | ||||||
27 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. | 1 | Вводный, беседа. Чтение и обсуждение небольших статей из газет | текущее наблюдение, практическая работа | ||
28 | Коллективное составление заметки. | 1 | Комбинированный, работа в паре | текущее наблюдение, практическая работа | ||
29 | Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!» | 1 | Закрепление, творческий | Творческая работа. Написание заметки по плану. Пересказ содержа-ния заметки. | ||
30 | Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта» («Мой выбор профессии») | 1 | Закрепление, творческий | Составление текста заметки на заданную тему | ||
31 | Работа над ошибками в написании заметки. | 1 | комбинированный Определение основных частей заметки: заголовок, изложение сущности, выводы, предложения. | Анализ составленной заметки | ||
32 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | Комбинированный, беседа работа в паре | Рецензирование работы |
| |
33 | Практикум написания делового письма творческого характера | 1 | Контрольный, творческий | текущее наблюдение, написание делового письма творческого характера |
| |
34 | Ролевая игра «Поступаем на работу» | 1 | повторительно-обобщающий, групповая | Речевой этикет. Правила поведения. Документы, необходимые для трудоустройства. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Развитие орфографических навыков у учащихся"
Факультативный курс...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...