Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Шамсутдинова Светлана Николаевна

     Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г., 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная школа п. Нивенское

                                                                                                                         Утверждаю

                                                                                           Директор школы                                                        

                                                                                                                                     _________________ Г.Г. Граховская                                

                                                                                                                                     «  __  »   августа  2015 г.

Программа факультативного курса по  русскому языку

для учащихся с умственной отсталостью

«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»

                                                                       

                                                                       9 «а» класс,   34 часа

    Программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида «Деловое и творческое письмо» под редакцией С.Ю.Ильиной., Москва: «Просвещение», 2006., программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.,

                                                                          Учитель русского языка и литературы  Шамсутдинова  Светлана Николаевна

                       Рассмотрено на заседании МО

  Руководитель МО______________  С.Н. Шамсутдинова

 «___ »  августа 2015 года

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                     Согласовано

                                                                                                                         Зам.директора  ____________ Т.А. Корнева

                                                                                                                                          «____ »  августа   2015 года

                 2015-2016  

                                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Изучение курса «Деловое письмо» для учащихся 9 класса направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся  с умственной отсталостью на основе совершенствования их речевой практики.    
    Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо»,
 программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.,

     Концепция и обоснованность  программы

       Речевое высказывание, характеризующееся определённым типом (повествование, описание, рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым, художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определённых языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико – орфографических тем.

     Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность и перспективность между курсом «Деловое письмо» и курсом русского языка в 5-9 классах.

     Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - подготовка умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни, в том числе в приобретении умений составлять деловые бумаги, что является необходимостью существования в обществе.

     Актуальность программы «Деловое письмо» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в том, что реализация её содействует адаптации учащихся к окружающей действительности, удовлетворению социальных потребностей личности.

   Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); и - формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
     Новизной курса «Деловое письмо» является блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что в его состав входят блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться с учётом возможностей учащихся.

     Основная цель курса – совершенствование умений продуцировать связное письменное высказывание в виде текста делового документа.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Образовательные: 

  • формирование умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется; 
  • формирование умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа; 
  • формирование умения подражать образцу; 
  • формирование умения составлять документы самостоятельно. 

Коррекционные: 

  • развитие связной устной и письменной речи; 
  • развитие произвольного внимания, самоконтроля; 
  • развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.

Воспитательные: 

  • воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности. 

В основу построения программы легли методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку (по А.К.Аксёновой):

  • Принцип коммуникативной направленности; 
  • Принцип единства развития речи и мышления; 
  • Принцип повышения языковой и речевой мотивации
  • Принцип формирования чувства языка и опоры на него; 
  • Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью

  Специфика и уровень подготовки  учащихся

     В 9 «а»  обучается 2 учащихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной  программе VIII вида. Работа с  учащимися проводится дифференцированно с применением следующих методических приемов:

  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

   

  Содержание программы курса «Деловое письмо»

  Обобщая цели, задачи и условия документирования, курс «Деловое письмо» разделён на три следующих блока:

  • Личные документы официального характера. Формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме при составлении документов. 
  • Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения. Формирование навыка заполнения бланков, квитанций по образцу; умения составлять текст по плану и опорным словам. 
  • Виды делового письма творческого характера.  Развитие логического мышления, творческого воображения, развитие навыков самостоятельного оформления мыслей через написание небольших по объёму сочинений. 

      В блок «Личные документы официального характера» включены документы, необходимые для поступления на работу (заявление, автобиография), а также объявление, доверенность, расписка, объяснительная. Общим для таких деловых писем является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами. 

     Блок «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусматривает знакомство с работой почты; обучение заполнению бланков телеграмм, переводов, по платежам за коммунальные услуги; ознакомление с видами писем; обучение составлению текстов телеграммы, открытки, письма.

     В третий блок «Виды делового письма творческого характера» включены заметка и отзыв о книге, которые лишь условно могут быть отнесены к деловой речи. По характеру изложения эти виды делового письма примыкают к сочинению, требующему творческого подхода и представляющему наибольшую сложность в овладении учащимися с ограниченными возможностями.

    Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).

    Отбор учебного материала осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями, уровня их знаний и умений.

     Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1ч. в неделю)

Форма организации учебного процесса – урок.

Основными формами и методами обучения деловому письму являются практические работы, беседы, сюжетно-ролевые игры; широко используются наглядные средства обучения, дидактические материалы, технические средства.

      Учебная задача при изложении знаний учителем выполняется методами рассказа, объяснения, беседы, демонстрации наглядных пособий.

     Учебная задача, связанная с формированием у учащихся навыков и умений, требует метода упражнений и практических работ.

     В зависимости от задач урока и оснащённости кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Беседа на уроках обучения деловой речи является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, упражнениями и другими видами работ. Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с п рименением полученных знаний в новых условиях. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения деловой речи. В программе отводится время на вводную экскурсию, которая предшествует изучению нового материала по теме «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения». Экскурсия может быть и текущей, итоговой.

   В блоках «Личные документы официального характера», «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся умений и навыков составлять и оформлять документы на основе полученных знаний.

   Блок «Виды делового письма творческого характера» содержит виды работы, которые могут быть отнесены к деловому письму условно: написание заметки в газету, составление отзыва о книге.

   В специальной (коррекционной) программе все творческие работы являются обучающими. Написание таких работ осуществляется по готовому или коллективно составленному плану, по опорным словам, на основе наблюдений.  

   Формы контроля: тестирование, текущие наблюдения, практическая работа, устный опрос, письменная самостоятельная работа. При проверке знаний, умений и навыков учащихся проводятся текущие наблюдения, устный опрос, практические работы, письменные самостоятельные работы.

    Дифференцированный подход реализуется путём подбора различных по объёму и трудности контрольных заданий в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.     

      На уроках делового письма используются информационно – коммуникативные технологии. 

Во избежание утомляемости  используются здоровьесберегающие технологии:

В.Ф.Базарного: динамические паузы, офтольмопаузы, диаграммы для разгрузки зрения;

А.Неретина: дыхательная гимнастика, релаксация.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся: 

Учащиеся должны знать: 

  • виды деловых бумаг (Заявление, объявление, автобиография и др.); 
  • в каких случаях данная деловая бумага применяется; 
  • обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа. 
    Учащиеся должны уметь: 
  • составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера); 
  • выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание); 
  • находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно); 
  • пользоваться словарём. 


Ожидаемые результаты: 

  • знание назначения различных видов деловых бумаг; 
  • умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме (в т.ч. по образцу); 
  • проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи); 
  • умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко. 


                                    Список литературы и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

Учебники:

1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2010. 

Методические пособия:

1. Программа «Деловое и творческое письмо» С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006

2. А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, Москва: «Просвещение», 2002

3. А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004

4. Программа «Русский (родной) язык» В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва: Владос, 2011.

5. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы, Москва: «Просвещение», 1978.

6. С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов, Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006

7. А.В.Прудникова «Виды работ по развитию речи», Москва: Учпедгиз, 1965

8. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001

9. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006

Литература для ученика:

  Учебники:

1. Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. «Русский язык. 9 класс». Москва. Просвещение. 2010г.

  Художественная литература:

2. С.А.Есенин «Письмо к матери» 

3. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: Кн. 1. 

4. А.П.Чехов «Ванька.

  Методические пособия:

1.Образцы деловых документов. 

2.Карточки с заданиями для дифференцированной и индивидуальной работы. 

3.Памятки для учащихся по составлению деловой документации (планы, схемы, инструкции): «Требования к составлению деловых бумаг», «Как написать заявление», «Правила составления телеграммы», «Правила оформления адреса», «Типы текстов», «Как составить текст-описание», «Как составит текст-рассуждение», «Виды орфограмм», «Отзыв о книге», «Памятка для написания личного письма», планы написания письма, заметки, заявления, автобиографии, объявления, доверенности. 

4.Таблицы: «Стили речи», «Правописание числительных», «Типы текстов», «Виды писем».

5.Газеты с объявлениями. 

оборудование:

  1. персональный  компьютер
  2. проектор




        Учебно-тематический план


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока,

форма и виды работ      

 Формы и методы контроля

 Сроки

Примечание

                                                                                Личные документы официального характера (9 ч.)

1

Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. 

1

вводный урок, лекция,

беседа

Составление плана лекции учителя.

2

Расписка. 

1

Комбинированный,

Написание расписки

текущее наблюдение

3

Доверенность. 

1

Комбинированный,

написание доверенности

текущее наблюдение, практическая работа

4

Объяснительная записка. 

1

Комбинированный,

беседа,

написание записки

текущее наблюдение, практическая работа

5

Заявление. 

1

Комбинированный,

беседа, написание

заявления

текущее наблюдение, практическая работа

6

Объявление. 

1

Комбинированный, индивидуальная работа, написание объявления

текущее наблюдение, практическая работа

7

Автобиография. Великие люди о себе. 

1

сообщение новых

знаний, лекция, работа  с учебником 

текущее наблюдение, чтение информации

8

Автобиография. 

1

Комбинированный,  

написание автобиографии

 Написание автобиографии по образцу

9

Практикум по составлению деловой бумаги

1

Контрольный,

индивидуальная работа 

 Практическая работа

Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения (17 ч.)

10

Экскурсия на почту. Виды услуг, предоставляемых почтовым отделением

1

Вводный, групповая,

беседа 

текущее наблюдение

11

Коллективное сочинение об экскурсии на почту. 

1

Комбинированный, беседа,

работа в паре, творческий

 сочинение по плану, опорным словам и словосочетаниям

12

Числа в деловых бумагах. 

1

Закрепление и обобщение знаний правописания числительных, практикум 

 Выполнение упражнений

13

Заполнение бланка на посылку. 

    1

Комбинированный,   выполнение упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (при получении, отправлении).

 текущее наблюдение, практическая работа

14

Заполнение бланка на денежный перевод 

1

Комбинированный, Упражнения в оформле-нии почтового денежного перевода по образцу. 

текущее наблюдение, практическая работа

15

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. 

1

Комбинированный, беседа

Практикум работы с

бланками.

текущее наблюдение, практическая работа

16

 Практикум заполнения бланков 

1

контрольный

 текущее наблюдение, практическая работа

17

Телеграмма. 

1

сообщение новых знаний, рассказ

Написание телеграммы по образцу

18

Составление телеграммы. 

    1

Комбинированный, беседа

Заполнение телеграфного бланка (обычного, худо-жественного).

устный опрос по правилам составления телеграммы

19

Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. 

1

Закрепление, выполнение упражнений

 Лексическая работа: адрес, адресант, адресат.

20

Поздравительная открытка. 

1

комбинированный Составление и запись текстов.

текущее наблюдение, практическая работа

21

Эпистолярный жанр. Письма великих людей. 

1

сообщение новых знаний, рассказ, беседа 

Работа с книгой

22

Виды писем. 

1

Комбинированный, выполнение упражнений

текущее наблюдение, практическая работа

23

Коллективное составление писем. 

1

Комбинированный,

работа в паре

 Выявление особенностей структур делового и личного письма через сравнение их планов-схем.

24

Письмо родным или друзьям.

 

1

Закрепление,

самостоятельная работа 

текущее наблюдение, практическая работа

25

Работа над ошибками в написании писем. 

1

Повторение,  анализ тек-стов личных писем. Деле-ние письма на смысловые части. Коллективное составление плана письма

Работа с деформированными текстами писем

26

 Практикум написания письма 

1

контрольный 

Практическое занятие.

 

Виды делового письма творческого характера (8 ч.)

27

Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. 

1

Вводный, беседа. Чтение и обсуждение небольших статей из газет

  текущее наблюдение, практическая работа

28

Коллективное составление заметки. 

1

Комбинированный,

работа в паре

 текущее наблюдение, практическая работа

29

Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!» 

1

Закрепление, творческий 

Творческая работа. Написание заметки по плану. Пересказ содержа-ния заметки.

30

Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта» («Мой выбор профессии») 

1

Закрепление,  творческий

Составление текста заметки на заданную тему

31

Работа над ошибками в написании заметки. 

1

комбинированный Определение основных частей заметки: заголовок, изложение сущности, выводы, предложения.

Анализ составленной заметки 

32

Отзыв о прочитанной книге.

1

Комбинированный, беседа

работа в паре

Рецензирование работы

 

33

 Практикум написания делового письма творческого характера

1

Контрольный, творческий 

текущее наблюдение, написание  делового письма творческого характера

 

34

Ролевая игра  «Поступаем на работу»

1

повторительно-обобщающий, групповая

 Речевой этикет. Правила поведения. Документы, необходимые для трудоустройства. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17

 Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...